Развитие инфраструктуры проекта
планируется осуществить с помощью
постройки и развития сети гостиниц
и караван-сараев в городе Туркестане,
в том числе в рамках реализации
международного проекта региональной
программы Организации Объединенных Наций,
Всемирной туристской организации и ЮНЕСКО
«Шелковый путь: Усиление потенциала в
целях регионального сотрудничества и
развития». Данное направление проекта
может быть реализовано через археологические,
архитектурные, градостроительные исследования
объектов, создание банка данных об историко-культурном
наследии Шелкового пути; консервацию,
музеефикацию и благоустройство основных
этапов Шелкового пути; развитие исторических
городов и других поселений трассы, включенных
в перечень объектов туризма.
Необходимо создание на
базе традиционной застройки городов
и поселений Шелкового пути инфраструктуры
туризма: предприятий сервисного обслуживания
и торговли, паломнических и туристских
комплексов, мастерских народных ремесел,
этнографических музеев и театров,
ритуально-культовых и историко-религиозных
центров и других туристских объектов.
Еще одним из методов
развития и продвижения в мировой
туризм данного продукта должна стать
активизация процесса межгосударственных
переговоров, в том числе в
рамках деятельности Шанхайской организации
сотрудничества, Евразийского экономического
сообщества и создания единого экономического
пространства, по решению вопросов
взаимного признания туристских
виз и введения в дальнейшем единой
туристской визы для стран-участниц,
данных организаций.
Следующим приоритетным
направлением развития туристской привлекательности
регионов является развитие пляжного
и круизного туризма на Каспийском
море.
В целях реализации
этого проекта планируются создание
условий для подготовки и организации
международного круиза по Каспийскому
морю: Актау - Астрахань (Россия) - Махачкала
(Дагестан) - Баку (Азербайджан) - Энзели
(Иран) - Туркменбаши (Туркменистан) – Актау.
Также одним
из способов осуществления проекта
развития пляжного и круизного туризма
на Каспийском море является запланированное
обустройство зоны отдыха Кендерли и
проработка вопроса по созданию индустрии
туризма и развлечений в городе
Актау.
Государственной программой
развития туризма на 2007-2011 годы запланировано
развитие космического туризма в
городе Байконыр в рамках проекта
«Казахстан – первая космическая гавань
планеты».
Реализация
проекта предполагает проработку вопросов
по строительству туристского комплекса
с индустрией развлечений возле
города Байконыра с использованием
новейших технологий (создание планетария,
музея, мини-центра управления полетами,
торгового центра по продаже сувениров
и т.д.) до конца 2008 года.
Перечисленные
проекты являются основными и
приоритетными на данное время. Осуществление
запланированных мероприятий позволит
Казахстану интегрировать национальный
туристский продукт в мировой
туризм, что, несомненно, окажет положительное
влияние на привлекательность Казахстана
с туристической, экономической
и других точек зрения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
С началом государственной независимости
Республике Казахстан туристская отрасль
не получила принципиальных структурных
и содержательных изменений. Не уделялось
внимания комплексному прогнозированию,
долгосрочному планированию, территориальной
организации туризма и негосударственным
туристским структурам. К тому же, на
положении дел в сфере туризма
особенно отрицательно сказалась систематическая
реорганизация органов государственного
управления, отвечавших за развитие туризма
и сокращение финансирования на их
содержание. Фактором, тормозящим развитие
отрасли, являлось непризнание туристской
деятельности приоритетом со стороны
местных органов управления, несмотря
на то, что большая часть доходов
от туризма поступает в местный
бюджет.
Новый импульс
развитию туристской индустрии придало
признание туристской отрасли в качестве
одного из приоритетных секторов экономики
в числе семи кластерных инициатив.
За годы государственной независимости
Казахстана, проведен ряд важнейших
мероприятий по формированию национальной
туристической индустрии республики,
заключено 22 международных соглашения
в области сотрудничества в сфере
туризма, имеющих огромный потенциал
социальной эффективности.
О поступательном и устойчивом развитии
казахстанского туризма свидетельствуют
темпы роста объемов въездного
и внутреннего туризма. Наибольшее
развитие внутреннего туризма отмечается
в городах Астане, Алматы, Восточно-Казахстанской,
Карагандинской, Алматинской и Акмолинской
областях.
Анализ туристской деятельности показал,
что туристы, прибывающие из-за границы,
предпочитают останавливаться в
гостиницах, предоставляющих качественный
сервис и полный набор услуг. Именно
от делового туризма будет зависеть
дальнейшее развитие сети гостиниц международного
уровня в крупных городах –
деловых центрах страны.
Доступность туристских ресурсов становится
все более важным фактором в развитии
туризма. Несмотря на увеличение числа
туристов, к которому привело бы
расширение доступа к туристским
ресурсам и услугам, многие туроператоры
пока еще не осознали значения принятия
мер в этом отношении. Поэтому
необходимо выработать четкую политику
и стратегию содействия обеспечению
доступности туристских ресурсов, поднять
уровень специальной подготовки
персонала в индустрии туризма,
повысить информированность общественности
о потребностях туристов с инвалидностью
и о значимости туризма в социально-экономическом
развитии.
Современная туристская индустрия, базирующая
на уникальном природном и культурном
потенциале Республики Казахстан, является
естественным системообразующим фактором
гибкой интеграции туризма в систему
мировых хозяйственных связей, одной
из наиболее динамично развивающихся
и эффективных по отдаче на вложенный
капитал отраслью, несмотря на ее капиталоемкость.
Планомерное решение проблем увеличения
привлекательности регионов республики
для туристов, разработки и внедрения
дополнительных программ развития туризма
в регионах, их своевременное финансирование
и модернизация действующей инфраструктуры
позволит в будущем значительно
увеличить привлекательность всех
туристских регионов Казахстана.
К причинам неразвитости туристской
инфраструктуры можно отнести не
только объективные экономические
трудности, но и несовершенное налоговое
и туристское законодательство, в
частности, полное отсутствие необходимых
для контроля за развитием отрасли
и соблюдением прав потребителя
государственных стандартов.
Среди основных проблем туристкой
отрасли нужно отметить:
- преобладание малых туристических фирм, не имеющих кадровых и материально-технических ресурсов, не способствует развитию инвестиционных вложений в отрасль туризма;
- неразвитость транспортной инфраструктуры. Малое количество как регулярных, так и чартерных зарубежных авиарейсов. Развитие туризма ограничивается высокими транспортными издержками. Отсутствуют специализированные автотранспортные предприятия для туристской деятельности. Также не создана система электронного бронирования и планирования поездок;
- несоответствие статистического учета международным стандартам и отсутствие комплексного объективного учета экономического эффекта от туристской деятельности;
- несоответствие мировым стандартам системы современного образования и подготовки квалифицированных кадров для туристской индустрии;
- а также слабый уровень финансирования развития туризма в регионах.
С целью реформирования и развития
туристской отрасли Казахстана правительством
разработана и утверждена Программа
развития туризма на 2007-2011 годы. Основной
целью данной программы стало
создание конкурентоспособной туристской
индустрии для обеспечения занятости
населения, стабильного роста доходов
государства и населения за счет
увеличения объемов въездного и
внутреннего туризма.
Главными направлениями в развитии
международного туризма являются расширение
международных туристских связей и
реализация межправительственных соглашений
в сфере туризма.
При этом запланированы следующие
меры:
- обеспечение реализации ранее заключенных межправительственных соглашений в области туризма;
- проработка вопроса об открытии туристских представительств при посольствах Республики Казахстан в странах, генерирующих основные туристские потоки в республику;
- инициация и обеспечение проведения в Казахстане крупных международных форумов, саммитов, конференций и семинаров;
- проработка вопроса проведения XVIII сессии Генеральной ассамблеи Всемирной туристской организации в г. Астане в 2009 году;
- проведение работы по организации совместных туристских маршрутов и введению упрощенных процедур приграничного и таможенного контроля для туристов в рамках приграничного сотрудничества с сопредельными государствами;
- развитие регионального сотрудничества с государствами Центральной Азии по развитию трансграничных туристских маршрутов и, в первую очередь, с Иссык-Кульским регионом Кыргызстана;
- реализация мер по выдвижению Казахстана в Исполнительный совет Всемирной туристской организации в 2007 году.
Решение проблем современного туристического
рынка Казахстана должно проводиться
поэтапно, совместно с представителями
исполнительной власти на местах, в
регионах, что позволит значительно
упростить и ускорить процессы формирования
туристской привлекательности республики
на мировом рынке туристических
услуг.
Среди проектов, направленных на повышение
туристской привлекательности отдельных
регионов Республики Казахстан особое
место отводится созданию туристских
центров в Щучинско-Боровской
курортной зоне Акмолинской области,
на побережье Капшагайского водохранилища
в Алматинской области, развитию
пляжного и круизного туризма
на Каспийском море и созданию условий
для развития космического туризма
в городе Байконыр в рамках проекта
«Казахстан – первая космическая
гавань планеты». Реализация данных проектов
оживит развитие туризма и по казахстанскому
отрезку Великого Шелкового пути.
Перечисленные
проекты являются основными и
приоритетными на данное время. Осуществление
запланированных мероприятий позволит
Казахстану интегрировать национальный
туристский продукт в мировой
туризм, что, несомненно, окажет положительное
влияние на привлекательность Казахстана
с туристической, экономической
и других точек зрения.
В заключение
хотелось бы отметить - для того, чтобы
отрасль туризма стала высокодоходной,
как показывает мировая практика
развития туризма, необходима консолидация
усилий всех участников туристского
рынка, государственного и частного
секторов. И здесь роль Правительства
республики заключается в обеспечении
координации политики развития и
планирования в туристской индустрии
на межгосударственном, государственном
и частном уровнях.
При комплексном
решении всех задач, оговоренных
выше, несомненно, в ближайшие годы
будет обеспечено создание конкурентоспособной
туристской индустрии, способной к
деловому сотрудничеству в рамках международной
торговли услугами в сфере туризма
и отдыха.
Список
использованной литературы
- Послание Президента Республики Казахстан
народу Казахстана
- Биржаков М.Б. Введение в туризм. Издание
9-е, переработанное и дополненное. – СПб.:
«Издательский дом Герда», 2007. — 576 с.
- Манильская декларация по мировому туризму
от 10 октября 1980 г. Принята Всемирной конференцией
по туризму, проходившей в Маниле (Филиппины)
с 27 сентября по 10 октября 1980 года // Вахмистров
В.П., Вахмистрова С.И. Правовое обеспечение
туризма "Изд-во Михайлова". – 2005.
- Азар В.И., Туманов С.Ю. Экономика туристского
рынка. Институт международного туризма,
М. 1998.
- Международное право: учебник/ Отв. ред.
Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. – М.: Международные
отношения, 2005. – с.776.
- Квартальнов В.А. Менеджмент туризма.
Туризм как вид деятельности: Москва: Юнити-Дата,
2000-288 с.
- Закон Республики Казахстан «О туристской
деятельности в Республике Казахстан»
от 13 июня 2001 года № 211-II;
- Постановление Правительства Республики
Казахстан от 6 марта 2001 года N 333 «Цели
и принципы политики развития туризма»
- Руденко П.П. Туристический рынок и туристическая
деятельность. Учебное пособие. – М.: Финансы
и статистика, 2000.-368 с.
- Сапрунова В.Б. Туризм, эволюция, структура,
маркетинг - М: «Ось-89», 1997
- Никитинский Е.С., Вуколов В.Н. Формирование
индустрии туризма в Казахстане за годы
государственной независимости// Агентство
Республики Казахстан по туризму и спорту,
Казахская академия спорта и туризма.
Материалы международной научно-практической
конференции. - Астана, 2006. – С. 215-220.
- Огиенко Н.А. Туризм, как средство познания
собственной цивилизации. Проблемы,
пути решения. // Казахстановедение: познавательные,
оценочные и прикладные проблемы. Материалы
международной научно-практической конференции.
- Астана, 2006. – С. 450-453.
- Накатков Ю.С. История туризма Казахстана.
– Алматы, 2001. – 196 с.
- Ердавлетов С.Р. История туризма. Развитие
и научное изучения. – Алматы, 2003. – 215
с.
- Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Экономика
туризма. Учебное пособие. -М.: Финансы
и статистика, 1999 - 176с.
- Воронкова Л.П. История туризма и гостеприимства.
Уч.пособие. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. – 304 с.
- Вуколов В.Н. История и теория международного
туризма. – Алматы, 2002.-221 с.
- Ердавлетов С.Р. География туризма: история,
теория, методы, практика. – Алматы, 2000.
– 336 с.
- Закон Республики Казахстан «Об обязательном
страховании гражданско-правовой ответственности
туроператора и турагента» от 31 декабря
2003 года № 513-II;
- Зорин И.В., Квартальнов В.А. Энциклопедия
туризма :Справочник.-М.:Финансы и статистика,
2000.-368 с.
- Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма: Учебник,
3-е издание.- Минск: Новое знание, 2002
- Конъюнктурное исследование Агентства
по статистике «Обследование деловой
активности туристских организаций».
Социально-экономическое развитие Республики
Казахстан, 6/2004
- Купер К., Флетчер Д., Гильберт Д., Ванхилл
С.Т., Богданов Е. Экономика туризма: теория
и практика. Том 1, 2, - СанктПетербург: Омега,
1998. - 200с.
- Папирян Г.А. Международные экономические
отношения. Экономика туризма. - М.: "Финансы
и статистика", 2000. - 208с.
- Постановление Правительства Республики
Казахстан «Об утверждении Правил лицензирования
туристской деятельности» от 14 сентября
2001 года № 1213
- Соколова М.В. История туризма. – Москва:
Финансы и статистика, 2002. – 352 с.
- Шаповал Г.Ф. История туризма. – Минск,
1999. – 303 с.