Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 12:13, дипломная работа
Международный туризм в настоящее время является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей внешнеэкономической деятельности. Неуклонный рост влияния туризма как на мировую экономику в целом, так и на экономику отдельных стран и регионов является одной из наиболее значительных, постоянных и долгосрочных тенденций, которая сопутствует формированию и развитию мирового хозяйства.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТУРИЗМА 6
1.1 Социально-экономическая сущность туризма на современном этапе развития общества и его основные виды 6
1.2 Изучение маркетинга и менеджмента туристической деятельности 14
1.3 Формирование индустрии туризма в Казахстане за годы государственной независимости 23
2 АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ И СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ТУРИЗМА В КАЗАХСТАНЕ 33
2.1 Современное состояние и анализ видовой структуры туризма в Республике Казахстан 33
2.2 Исследование аттрактивности туристских регионов Республики Казахстан 44
2.3 Проблемы развития туристской индустри Казахстана 59
3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РК 71
3.1 Основные направления развития туристской отрасли Казахстана 71
3.2 Повышение туристской привлекательности регионов 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 88
Казахстан сейчас имеет связь всеми видами современного транспорта (по железным и автомобильным дорогам, авиатранспортом) с Китаем и практически может перевозить грузы стран Европы и Азии в любую точку Китая, стран Юго-Восточной Азии. Открыто морское сообщение с Ираном, смешанное (железнодорожно- автомобильное) с Турцией. В мае 1996 года открыта недлинная рельсовая ветка к сети железных дорог Ирана до границ Туркменистана.
Сегодня международные авиалинии
Казахстана позволяют осуществить
полеты в Германию, Индию, Объединенные
Арабские Эмираты, Турцию, Италию, Республику
Корея, Венгрию, Израиль, Китай, Таиланд.
Авиаперевозки осуществляются национальным
перевозчиком "Эйр-Казахстан" и
другими авиакомпаниями, работающими
на внутреннем и международном рынках.
Большинство туристов предпочитает
в плане сервиса и надежности
услуги иностранных перевозчиков, что
влечет за собой снижение пассажиропотока
на авиарейсах, совершаемых отечественными
перевозчиками. К тому же, высокая
стоимость авиабилетов
Одной из проблем все еще
остается необходимость продолжения
совершенствования нормативной
базы, детализирующей производственную
деятельность службы авиационной безопасности
аэропортов, проведения технического
переоборудования аэропортов, не имеющих
достаточных объемов перевозок,
а также ужесточения требований
административного
Большинство казахстанских аэропортов,
в том числе допущенных к обслуживанию
международных авиаперевозок, не отвечают
международным нормам и требованиям.
В настоящее время только аэропорты
городов Астана, Алматы, Актобе, Атырау
и Караганды имеют
Особую озабоченность вызывает оснащение аэропортов Казахстана спецтехникой для обслуживания воздушных судов, пассажиров, багажа и грузов. В настоящее время аэропорты Республики Казахстан в основном оснащены спецтехникой и оборудованием выпуска 1970-80 годов, которые морально и физически изношены и предназначены, в основном для обслуживания самолетов советского производства.
Таким образом, развитие туризма напрямую
связано с развитием
Основными факторами увеличения объемов
въездного и внутреннего
Гостиничное хозяйство является главным
составляющим туристской индустрии, без
которой невозможно развитие отрасли.
Индустрия гостеприимства выступает
одной из важнейших отраслей экономики
в большинстве стран мира, поскольку
она является одной из наиболее высокодоходных.
Все государства проявляют
Гостиничная индустрия представлена такими средствами размещения, как гостиницы, мотели, придорожные и пляжные гостиницы, а также специализированные средства размещения. Специализированные средства размещения представляют собой заведения, которые помимо представления размещения, выполняют какую-нибудь специализированную функцию. Например, оздоровительные заведения или конгресс-центры.
В сфере въездного и внутреннего туризма гостиничный сервис включает в себя целый комплекс услуг для туристов и является ключевым фактором, определяющим перспективы развития туризма в Казахстане, конкурентоспособного в мировой системе туристского бизнеса. Туристские услуги, в том числе и в рамках гостиничного обслуживания, отнесены к социально-культурным услугам. Они строятся на принципах современного гостеприимства, что повышает их роль в развитии отечественного туризма, а также ставит определённые задачи в системе подготовки кадров для туристско-гостиничного сервиса.
Сегодня индустрия гостеприимства
представляет собой мощнейшую систему
хозяйства региона или
Индустрию гостеприимства составляют различные средства коллективного и индивидуального размещения: отели, гостиницы, мотели, молодёжные хотели и общежития, апартаменты, туристские приюты, а также частный сектор, участвующий в размещении туристов. Гостиничная индустрия как вид экономической деятельности включает предоставление услуг и организацию краткосрочного проживания в гостиницах, мотелях, кемпингах и в других средствах размещения за вознаграждение. Наиболее привлекательные и значимые объекты показа расположены на юге республики в населенных пунктах, известных как первые оседлые поселения Казахстана: Туркестан, Отрар, Баба-ата, Испиджап (Сайрам), Тараз, Мерке, Талхиз (Талгар), Койлык (Талдыкорган).
По данным Агентства Республики Казахстан по статистике, в 2006 году на территории Республики Казахстан было 515 туристских объектов, в том числе: гостиниц – 385, кемпингов – 7, санаториев – 36, санаториев – профилакториев – 15, профилакториев – 12, лечебно – профилактических центров – 5, пансионатов – 4, зон отдыха – 29, домов отдыха – 27, туристских баз – 24, оздоровительных лагерей – 35, горно-лыжных баз – 4, гостевых домов – 13, охотничьих домов – 9, центров детско-юношеского туризма – 1, оздоровительных комплексов – 7, музеев – 6, мавзолеев – 2, государственных предприятий по туризму – 1, прочих (клубы, городки ремесленников) - 5.
Из действовавших в 2006 году 385 гостиниц и прочих мест размещения 340 имели частную форму собственности, 22 принадлежали государству и 23 находились в собственности других государств.
В стране действуют 78 трех-, четырех- и пятизвездочных гостиниц, остальные гостиницы относятся к другим категориям.
В специализированных объектах размещения: в 106 санаториях, пансионатах, санаториях-профилакториях – в 2006 году лечебно-оздоровительными услугами воспользовались 257,4 тыс. человек, в 13 домах и базах отдыха, пансионатах – отдохнули 32686 человек. К наиболее популярным лечебницам относятся: «Сары-Агаш» (ЮКО), «Арасан - Капал» (Алматинская область), «Моялды», «Баянаул» (Павлодарская область), «Жанакорган» (Кызылординская область), Щучинско-Боровская зона (Акмолинская область), «Каспий» (Мангистауская область) и другие.
Однако материальная база объектов размещения, включая гостиницы, пансионаты, дома и базы отдыха, а также санаторно-курортные учреждения, характеризуется высокой степенью морального и физического износа.
Сервис на уровне международных стандартов могут обеспечить лишь отдельные высококлассные отели в Алматы: 5-звездочные гостиницы «Риджент Алматы» и «Хайят Ридженси», Интеротель «Достык», 3-звездочные отели «Астана» и «Премьер Алатау», высокогорный VIP-Отель «Кумбель», расположенный в одном из живописнейших ущелий – Алмаарасан, а также 5-звездочный отель Астаны – «Астана-Интерконтиненталь»,
Таким образом, Казахстан не выглядит привлекательным в глазах иностранных граждан как место проведения отпуска, что связано с рядом объективных причин. Во-первых, это информационный «голод»: хотя в стране есть множество уникальных и красивейших мест, они не пользуются популярностью у иностранных туристов из-за того, что о них просто не знают. Во-вторых, в стране слабо развита индустрия отдыха.
Безусловно, гарантии на рынке туристических услуг не существует. Даже у самых опытных туристических агентств быть непредвиденные обстоятельства из-за нарушения обязательств авиакомпаниями, гостиницами или просто из-за заболевшего водителя автобуса, не встретившего рейс. Однако все эти сложности, с которыми сталкиваются туристические агентства, с лихвой окупятся, если наладить грамотную, профессиональную работу.
Агентством по статистике Республики Казахстан в 2006 году было проведено конъюнктурное исследование «Обследование деловой активности туристских организаций». Одним из методов сбора статистических данных является опрос руководителей действующих туристских фирм Республики Казахстан.
По результатам опроса большинство руководителей (71%) оценили экономическую ситуацию в своей организации как удовлетворительную, 20% – как хорошую, 9% отметили экономическую ситуацию как плохую. При этом 41% руководителей отметили улучшение экономической ситуации на своем предприятии во II квартале 2006 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Только 10% руководителей отметили ухудшение экономической ситуации на своем предприятии.
Менее трети респондентов (30%) сообщили
о неизменности объемов реализации
услуг во втором квартале 2006 года по
сравнению с I кварталом, каждый второй
(50%) – об увеличении и 20% – об уменьшении.
Это свидетельствует о
Большинство руководителей туристических фирм полагают, что основным фактором, ограничивающим рост объема услуг, является увеличение конкуренции на рынке. Это подтверждают данные экспертного опроса о количестве туристических агентств в республике. Из других внешних факторов наибольшее число опрашиваемых (27%) указали на снижение покупательского спроса. Эта ситуация, скорее всего, связана с тем, что резко возросли цены на авиабилеты, в связи с чем часть потребителей предпочла «переждать» это повышение (рисунок 20). 18% руководителей сообщили, что ограничений для роста объемов услуг нет.
Рисунок 20 – Факторы, ограничивающие
объем услуг (по результатам опроса
руководителей действующих
Большинство руководителей туристических
агентств оценивают уровень конкуренции
на рынке как высокий. По мнению 68%
руководителей туристических
Рисунок 21 – Факторы, усиливающие конкуренцию в туристическом бизнесе (по результатам опроса руководителей действующих туристических фирм Республики Казахстан)
Кроме того, большая часть руководителей положительно оценивает перспективы развития туризма в краткосрочный период. Так, 50% предпринимателей полагают, что доходы от реализации туристических услуг увеличатся, и только 7%, что доходы от продажи услуг уменьшатся.
Очевидно, что для развития въездного туризма в стране необходимо приложить усилия не только самим туристическим агентствам, но и решать эту проблему на государственном уровне, так как развитие въездного туризма благоприятно отразится не только на государственной казне, но и на формировании общего положительного имиджа страны в глазах мировой общественности.
На состояние туристской деятельности
в республике оказывает влияние
низкий уровень развития туристской
инфраструктуры (гостиницы, кемпинги,
туристские базы, дороги, автотранспорт,
туристские маршруты). При этом для
развития инфраструктуры отрасли необходимо
ее системное инвестирование. Несмотря
на то, что туризм признан приоритетной
отраслью для инвестирования, не созданы
условия, стимулирующие приток в
отрасль частных инвестиций, в
том числе из-за рубежа. Отсутствует
система научного и рекламно-информационного
обеспечения продвижения
К причинам неразвитости туристской инфраструктуры можно отнести не только объективные экономические трудности, но и несовершенное налоговое и туристское законодательство, в частности, полное отсутствие необходимых для контроля за развитием отрасли и соблюдением прав потребителя государственных стандартов.
Большинство туристских фирм являются турагентами зарубежных туристских компаний, этим и объясняется преобладание числа граждан Казахстана выезжающих на отдых за рубеж, над количеством иностранных граждан посещающих Казахстан. При этом крайне слабо организованна работа казахстанских туристских предприятий по профилактике, инструктированию, разъяснению существующих норм законодательства, правил поведения, принятых в странах посещения, что зачастую приводит к факту нарушения некоторыми туристами законов страны пребывания.
Среди других проблемных вопросов в
туристкой отрасли нужно
Большинство экспертов уверено, что Казахстан далеко не полностью использует свои возможности по развитию туризма, а между тем обширный международный опыт показывает, что индустрия туризма является одной из самых перспективных отраслей экономики страны.
Рост туризма должен произойти преимущественно за счет появления новых посещаемых территорий, поскольку традиционные районы мирового туристического рынка уже достигли предела рекреационной емкости. В связи с этим Казахстан имеет уникальную возможность занять свою нишу на мировом туристском рынке.
Туризм в целом оказывает три положительных эффекта на экономику государства: обеспечивает приток иностранной валюты, оказывает положительное влияние на такие экономические показатели, как платежный баланс и совокупный экспорт, и помогает увеличить занятость населения.