По оценкам ВТО и Всемирного
совета туризма и путешествий, на
каждое рабочее место, создаваемое
в индустрии туризма, приходится
от пяти до девяти рабочих мест, появляющихся
в других отраслях. Туризм прямо или косвенно
влияет на развитие 32 отраслей экономики
и способствует развитию инфраструктуры
страны.
В Казахстане удалось преодолеть негативную
тенденцию, связанную с падением
показателей туристической отрасли
в 1998-2000 годах. На сегодняшний день туристическая
отрасль развивается стабильными
темпами. В республике происходит увеличение
доли внутреннего туризма. В настоящее
время туристическая отрасль
в мире в целом переживает непростые
времена, связанные с нестабильной
политической ситуацией и усилением
терроризма, однако можно утверждать,
что этот спад носит временный
характер.
Туризм реально претендует на то,
чтобы стать третьей по доходности
индустриальной отраслью в Казахстане.
Сегодня, по оценкам экспертов, одним
из основных сдерживающих факторов развития
туризма является отсутствие в Казахстане
необходимой инфраструктуры.
3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА
В РК
3.1
Основные направления развития
туристской отрасли Казахстана
С целью реформирования и развития
туристской отрасли Казахстана правительством
разработана и утверждена Программа
развития туризма на 2007-2011 годы. Основной
целью данной программы стало
создание конкурентоспособной туристской
индустрии для обеспечения занятости
населения, стабильного роста доходов
государства и населения за счет
увеличения объемов въездного и
внутреннего туризма.
Поставленная цель определили и
первоочередные задачи, требующие решения
в ближайшее время. К этим задачам
относится развитие инфраструктуры
казахстанского туризма, создание эффективного
механизма государственного регулирования
и поддержки туризма, формирование
привлекательного туристского имиджа
страны, повышение туристского потенциала
республики, формирование зон с рекреационной
хозяйственной специализацией.
В первую очередь необходимо обратить
внимание на развитие системы государственного
регулирования и поддержки туристской
деятельности. В Программе указаны
следующие меры, подлежащие реализации:
- разработка проектов нормативных правовых актов по вопросам обеспечения государственного регулирования международной торговли туристскими услугами с учетом предстоящего вступления Республики Казахстан во Всемирную торговую организацию;
- совершенствование национального законодательства по вопросам развития въездного и внутреннего туризма, миграции, упрощения визовых и регистрационных процедур, таможенного и пограничного контроля;
- принятие необходимых нормативно-правовые актов по вопросам инвестирования и налогообложения для развития въездного и внутреннего туризма;
- совершенствование системы статистического учета и отчетности в сфере туризма, внедрение Вспомогательного счета туризма (ВСТ) в систему национальных счетов;
- совершенствование методики формирования платежного баланса туристской отрасли с учетом рекомендаций Всемирной туристской организации и решений Статистической комиссии Организации Объединенных Наций;
- активизация сотрудничества в области туризма с зарубежными странами на основе расширения международной договорной базы отрасли;
- повышение качества туристских и гостиничных услуг в соответствии с требованиями, установленными системой технического регулирования;
- обеспечение максимального уровня координации деятельности в сфере туризма между заинтересованными центральными исполнительными и другими государственными органами, а также между государственным и частным секторами;
- обеспечение соответствующего уровня туристского менеджмента;
- обеспечение государственной поддержки развитию туристской инфраструктуры и координацию действий центральных и местных исполнительных органов в этом направлении;
- содействие развитию частных инициатив в туристской отрасли.
Для решения вопросов развития инфраструктуры
туризма и улучшения инвестиционного
климата в Программе запланировано
принятие следующих мер:
- подведение линий электропередачи;
- строительство систем водоснабжения и водоотведения;
- прокладка либо подведение телефонной линии и обеспечение спутниковой связью;
- строительство и реконструкцию транспортных путей.
В первую очередь развитие коммуникационных
систем планируется обеспечить в
районах развития пляжного туризма
и индустрии развлечений на Капчагайском
водохранилище, у озера Алаколь
в Алматинской области, на побережье
Каспийского моря в Мангистауской
области (район Кендерли), в центре
казахстанского участка Шелкового
пути - в г. Туркестане Южно-Казахстанской
области.
Планируется формирование на базе крупных
концентраций рекреационных ресурсов
территориальные зоны с рекреационной
хозяйственной специализацией.
Особое значение, в соответствии
с Программой, имеет развитие санаторно-курортного
дела в Республике Казахстан, что
требует реализации следующих мер:
- проведения сертификации и классификации санаторно-курортных объектов;
- разработки нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность санаторно-курортных объектов;
- обеспечения координации деятельности объектов санаторно-курортного назначения.
Учитывая недостаточное развитие
инфраструктуры туризма, а также
ограниченность финансовых средств, были
определены приоритеты первоочередного
строительства сети гостиниц, гостевых
домов и мотелей, а также кемпингов
в рамках реализации проекта «Еврокемпинг»
на региональном уровне, направленного
на строительство сети гостиниц категории
трех-, двухзвездочные и туркласса
в следующих регионах:
- Акмолинская область - г. Кокшетау, п. Зеренда Зерендинского р–на и г. Щучинск;
- Алматинская область – г. Текели, г. Жаркент;
- Жамбылская область - г. Тараз (на территории архитектурного комплекса «Тектурмас»), Байзакский р-н (на территории древнего городища «Акыртас»), с. Б. Момышулы Жуалынского р-на.
Далее
намечено создание сети гостиниц категории
туркласса, гостевых домов и кемпингов:
- в Восточно-Казахстанской области – у озер Алаколь и Маркаколь, на водохранилище Бухтарма;
- в Кызылординской области - на участке Великого Шелкового пути вдоль трассы Шымкент-Самарканд;
- в Атырауской области - на городище Сарайчик;
- в Мангистауской области - в с. Шетпе Мангистауского района;
- в Павлодарской области - на территории Баянаульского ГНПП.
Учитывая прогноз, к концу 2011 года
в стране планируется построить
гостиницы на 368300 койко-мест.
При этом в целях повышения инвестиционной
привлекательности сферы туризма
планируется решить следующие вопросы:
- повышение информированности международного бизнес-сообщества о туристских возможностях Казахстана и развитие в этом направлении сотрудничества с зарубежными организациями, в том числе через рабочую группу по вопросам повышения инвестиционного имиджа республики Совета иностранных инвесторов при Президенте РК;
- содействие инвестированию зарубежными и отечественными институтами развития проектов по строительству объектов в виде туристско-этнографических комплексов, созданию сети индустрии досуга и развлечений;
- принятие мер по созданию и развитию индустрии туристской и сувенирной продукции с привлечением возможностей и ресурсов Фонда поддержки малого предпринимательства и других отечественных институтов развития;
- разработка региональных генеральных планов застройки районов, наиболее привлекательных для развития въездного туризма, объектами туристской инфраструктуры, соответствующими мировым стандартам;
- восстановление и строительство новых предприятий по изготовлению юрт, возрождение национальных ремесел, создание новых рабочих мест.
Эффективность развития института
инвестирования зависит от проведения
последовательной государственной
политики в этом направлении и
консолидации усилий государственных,
частных и туристских общественных
организаций по развитию инфраструктуры
туризма.
В 2007-2008 годы Программой было запланировано
принятие мер по созданию и развитию
туристских кластеров на основе разработанных
мастер-планов в Алматинской, Акмолинской,
Восточно-Казахстанской, Мангистауской
и Южно-Казахстанской областях. Учитывая
экономическую целесообразность, необходимо
также рассмотреть возможность
разработки мастер-планов в других
регионах, поскольку потенциал Казахстана
позволяет использовать в туристских
целях практически все регионы
страны. При этом особое внимание следует
уделить обеспечению необходимого
уровня финансирования мероприятий
по их реализации.
В целях продвижения страны на мировой
туристский рынок планируется дальнейшее
осуществление мероприятий по формированию
привлекательного туристского имиджа
республики.
В рамках реализации стратегии вхождения
Казахстана в число пятидесяти наиболее
конкурентоспособных стран мира
и продвижения Казахстана как
страны туризма будут приняты
меры по:
- формированию новых направлений обеспечения роста экономических показателей туризма и осуществлению его широкомасштабной государственной поддержки;
- разработке и реализации «прорывных» туристских проектов международного значения;
- развитию транспортной инфраструктуры и рынка туристских услуг;
- вхождению страны в глобальную экономику сферы туризма через участие в международных экономических организациях и союзах;
- активному использованию фактора евразийского исторического развития страны и многонационального, многоконфессионального и мультикультурного характера казахстанского общества, его ценностей, традиций, кухни, искусства с привлечением Ассамблеи народов Казахстана, культурных и научных сил республики;
- разработке действенных механизмов популяризации Казахстана и знакомства представителей зарубежной общественности с его административными и культурно-историческими центрами с привлечением таких международных организаций, как Всемирная туристская организация, ЮНЕСКО (Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры), ПРООН (Программа развития Организации Объединенных Наций), Всемирный Банк, Азиатский Банк Развития, Исламский Банк Развития, и отечественных институтов развития;
- разработке планов развития специализированных видов туризма в Республике Казахстан;
- проработке вопроса создания на региональном уровне тематических парков, таких, как этномемориальный комплекс «Атамекен»;
- эффективному рекламно-информационному обеспечению казахстанских турпродуктов на внутреннем и внешнем рынках туристских услуг.
Должное внимание уделено в Программе
т необходимости развития экологического
туризма, что обусловлено не только
экономическими факторами - созданием
новых рабочих мест, развитием
местных сообществ в отдаленных
регионах, но и социальным заказом
– потребностями населения в
более целостном, системном подходе
к проблемам охраны здоровья и
использования свободного времени.
По данным экспертов Всемирной туристской
организации, экологический туризм
за последние десять лет становится
наиболее популярным и является одним
из инструментов устойчивого развития
любого государства.
Как показали итоги исследований туристского
потенциала, Казахстан имеет большие
возможности для развития экологического
туризма. Его основу составляют уникальные
природные условия и ландшафты
в центре Евразии, многочисленные природные,
исторические памятники, культурное и
этническое наследие народов, населявших
территорию Казахстана в различные
исторические периоды.
В целом современное состояние
экологического туризма в Казахстане
стабилизируется. По данным Агентства
РК по статистике, национальными особо
охраняемыми природными территориями
со статусом юридического лица в 2005 году
обслужены 391,6 тыс. туристов, доход от
посещения туристских групп в 2005
году составил 9,1 млн. тенге.
Однако несмотря на то, что экологический
туризм отличается от других видов
туризма незначительным воздействием
на природную среду и не нуждается
в особо развитой инфраструктуре,
деятельность в этом направлении
сталкивается с серьезными трудностями
в связи с тем, что большей
частью рекреационно-туристская инфраструктура
находится все еще на этапе
становления.
Экономический потенциал экологического
туризма в Казахстане практически
неограничен, однако для его становления
и развития потребуются значительные
капиталовложения и затраты. Создание
необходимой инфраструктуры для
экологического туризма позволит обеспечить
доступность уникальных уголков
природы для туристов. Планируется
создать условия для привлечения
инвестиций и частного капитала с
целью реализации инвестиционных проектов
по объектам экологического туризма, таких,
как строительство туристского
комплекса на Рахмановских ключах в
районе горы Белухи в Восточно-Казахстанской
области, создание сети горнолыжных
курортов в Алматинской области,
и других.
Активизация этого процесса станет
возможной при принятии определенных
мер:
- корректировка технико-экономических обоснований государственных национальных природных парков и государственных природных резерватов в части разработки генеральных планов развития инфраструктуры в целях формирования инфраструктуры экологического туризма на особо охраняемых природных территориях;
- развитие международного сотрудничества Казахстана в части экологического туризма;
- выполнение обязательств по ратифицированным Казахстаном конвенциям в части сохранения биологического разнообразия и охраны памятников всемирного природного и культурного наследия.
Также планируется
обеспечение реализации рекомендаций
Квебекской декларации по вопросам развития
экологического туризма, принятой на Всемирном
экологическом саммите в мае 2002
года:
- выработка национальной, региональной и местной политик по развитию экотуризма с учетом мер по охране природы, местной культуры и сохранению национальных традиций и генетических ресурсов в партнерстве с местным населением, частным сектором, неправительственными организациями;
- разработка действенных механизмов для предотвращения негативного воздействия на природную среду;
- обеспечение поддержки развития технических, финансовых и человеческих ресурсов для представителей малого и среднего бизнеса;
- осуществление сотрудничества с правительственными и неправительственными организациями в области охраны окружающей среды.