Туризм в Казахстане

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 12:13, дипломная работа

Описание работы

Международный туризм в настоящее время является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей внешнеэкономической деятельности. Неуклонный рост влияния туризма как на мировую экономику в целом, так и на экономику отдельных стран и регионов является одной из наиболее значительных, постоянных и долгосрочных тенденций, которая сопутствует формированию и развитию мирового хозяйства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТУРИЗМА 6
1.1 Социально-экономическая сущность туризма на современном этапе развития общества и его основные виды 6
1.2 Изучение маркетинга и менеджмента туристической деятельности 14
1.3 Формирование индустрии туризма в Казахстане за годы государственной независимости 23
2 АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ И СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ТУРИЗМА В КАЗАХСТАНЕ 33
2.1 Современное состояние и анализ видовой структуры туризма в Республике Казахстан 33
2.2 Исследование аттрактивности туристских регионов Республики Казахстан 44
2.3 Проблемы развития туристской индустри Казахстана 59
3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РК 71
3.1 Основные направления развития туристской отрасли Казахстана 71
3.2 Повышение туристской привлекательности регионов 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 88

Работа содержит 1 файл

Диплом_Туризм в Казахстане.docx

— 785.75 Кб (Скачать)

По оценкам ВТО и Всемирного совета туризма и путешествий, на каждое рабочее место, создаваемое  в индустрии туризма, приходится от пяти до девяти рабочих мест, появляющихся в других отраслях. Туризм прямо или косвенно влияет на развитие 32 отраслей экономики и способствует развитию инфраструктуры страны.

В Казахстане удалось преодолеть негативную тенденцию, связанную с падением показателей туристической отрасли  в 1998-2000 годах. На сегодняшний день туристическая  отрасль развивается стабильными  темпами. В республике происходит увеличение доли внутреннего туризма. В настоящее  время туристическая отрасль  в мире в целом переживает непростые  времена, связанные с нестабильной политической ситуацией и усилением  терроризма, однако можно утверждать, что этот спад носит временный  характер.

Туризм реально претендует на то, чтобы стать третьей по доходности индустриальной отраслью в Казахстане. Сегодня, по оценкам экспертов, одним  из основных сдерживающих факторов развития туризма является отсутствие в Казахстане необходимой инфраструктуры.

 

3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА  В РК

3.1 Основные направления развития  туристской отрасли Казахстана

 

 

С целью реформирования и развития туристской отрасли Казахстана правительством разработана и утверждена Программа  развития туризма на 2007-2011 годы. Основной целью данной программы стало  создание конкурентоспособной туристской индустрии для обеспечения занятости  населения, стабильного роста доходов  государства и населения за счет увеличения объемов въездного и  внутреннего туризма.

Поставленная цель определили и  первоочередные задачи, требующие решения  в ближайшее время. К этим задачам  относится развитие инфраструктуры казахстанского туризма, создание эффективного механизма государственного регулирования  и поддержки туризма, формирование привлекательного туристского имиджа страны, повышение туристского потенциала республики, формирование зон с рекреационной  хозяйственной специализацией.

В первую очередь необходимо обратить внимание на развитие системы государственного регулирования и поддержки туристской деятельности. В Программе указаны  следующие меры, подлежащие реализации:

    • разработка проектов нормативных правовых актов по вопросам обеспечения государственного регулирования международной торговли туристскими услугами с учетом предстоящего вступления Республики Казахстан во Всемирную торговую организацию;
    • совершенствование национального законодательства по вопросам развития въездного и внутреннего туризма, миграции, упрощения визовых и регистрационных процедур, таможенного и пограничного контроля;
    • принятие необходимых нормативно-правовые актов по вопросам инвестирования и налогообложения для развития въездного и внутреннего туризма;
    • совершенствование системы статистического учета и отчетности в сфере туризма, внедрение Вспомогательного счета туризма (ВСТ) в систему национальных счетов;
    • совершенствование методики формирования платежного баланса туристской отрасли с учетом рекомендаций Всемирной туристской организации и решений Статистической комиссии Организации Объединенных Наций;
    • активизация сотрудничества в области туризма с зарубежными странами на основе расширения международной договорной базы отрасли;
    • повышение качества туристских и гостиничных услуг в соответствии с требованиями, установленными системой технического регулирования;
    • обеспечение максимального уровня координации деятельности в сфере туризма между заинтересованными центральными исполнительными и другими государственными органами, а также между государственным и частным секторами;
    • обеспечение соответствующего уровня туристского менеджмента;
    • обеспечение государственной поддержки развитию туристской инфраструктуры и координацию действий центральных и местных исполнительных органов в этом направлении;
    • содействие развитию частных инициатив в туристской отрасли.

Для решения вопросов развития инфраструктуры туризма и улучшения инвестиционного  климата в Программе запланировано  принятие следующих мер:

    • подведение линий электропередачи;
    • строительство систем водоснабжения и водоотведения;
    • прокладка либо подведение телефонной линии и обеспечение спутниковой связью;
    • строительство и реконструкцию транспортных путей.

В первую очередь развитие коммуникационных систем планируется обеспечить в  районах развития пляжного туризма  и индустрии развлечений на Капчагайском водохранилище, у озера Алаколь  в Алматинской области, на побережье  Каспийского моря в Мангистауской  области (район Кендерли), в центре казахстанского участка Шелкового  пути - в г. Туркестане Южно-Казахстанской  области. 

Планируется формирование на базе крупных  концентраций рекреационных ресурсов территориальные зоны с рекреационной  хозяйственной специализацией.

Особое значение, в соответствии с Программой, имеет развитие санаторно-курортного дела в Республике Казахстан, что  требует реализации следующих мер:

    • проведения сертификации и классификации санаторно-курортных объектов;
    • разработки нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность санаторно-курортных объектов;
    • обеспечения координации деятельности объектов санаторно-курортного назначения.

Учитывая недостаточное развитие инфраструктуры туризма, а также  ограниченность финансовых средств, были определены приоритеты первоочередного  строительства сети гостиниц, гостевых домов и мотелей, а также кемпингов  в рамках реализации проекта «Еврокемпинг»  на региональном уровне, направленного  на строительство сети гостиниц категории  трех-,  двухзвездочные и туркласса  в следующих регионах:

    • Акмолинская область - г. Кокшетау, п. Зеренда Зерендинского р–на и г. Щучинск;
    • Алматинская область – г. Текели, г. Жаркент;
    • Жамбылская область - г. Тараз (на территории архитектурного комплекса «Тектурмас»), Байзакский р-н (на территории древнего городища «Акыртас»), с. Б. Момышулы Жуалынского р-на.

Далее намечено создание сети гостиниц категории  туркласса, гостевых домов и кемпингов:

    • в Восточно-Казахстанской области – у озер Алаколь и Маркаколь, на водохранилище Бухтарма;
    • в Кызылординской области - на участке Великого Шелкового пути вдоль трассы Шымкент-Самарканд;
    • в Атырауской области - на городище Сарайчик;
    • в Мангистауской области - в с. Шетпе Мангистауского района;
    • в Павлодарской области - на территории Баянаульского ГНПП.

Учитывая прогноз, к концу 2011 года в стране планируется построить  гостиницы на 368300 койко-мест.

При этом в целях повышения инвестиционной привлекательности сферы туризма  планируется решить следующие вопросы:

    • повышение информированности международного бизнес-сообщества о туристских возможностях Казахстана и развитие в этом направлении сотрудничества с зарубежными организациями, в том числе через рабочую группу по вопросам повышения инвестиционного имиджа республики Совета иностранных инвесторов при Президенте РК;
    • содействие инвестированию зарубежными и отечественными институтами развития проектов по строительству объектов в виде туристско-этнографических комплексов, созданию сети индустрии досуга и развлечений;
    • принятие мер по созданию и развитию индустрии туристской и сувенирной продукции с привлечением возможностей и ресурсов Фонда поддержки малого предпринимательства и других отечественных институтов развития;
    • разработка региональных генеральных планов застройки районов, наиболее привлекательных для развития въездного туризма, объектами туристской инфраструктуры, соответствующими мировым стандартам;
    • восстановление и строительство новых предприятий по изготовлению юрт, возрождение национальных ремесел, создание новых рабочих мест.

Эффективность развития института  инвестирования зависит от проведения последовательной государственной  политики в этом направлении и  консолидации усилий государственных, частных и туристских общественных организаций по развитию инфраструктуры туризма.

В 2007-2008 годы Программой было запланировано  принятие мер по созданию и развитию туристских кластеров на основе разработанных  мастер-планов в Алматинской, Акмолинской, Восточно-Казахстанской, Мангистауской  и Южно-Казахстанской областях. Учитывая экономическую целесообразность, необходимо также рассмотреть возможность  разработки мастер-планов в других регионах, поскольку потенциал Казахстана позволяет использовать в туристских целях практически все регионы  страны. При этом особое внимание следует  уделить обеспечению необходимого уровня финансирования мероприятий  по их реализации.

В целях продвижения страны на мировой  туристский рынок планируется дальнейшее осуществление мероприятий по формированию привлекательного туристского имиджа республики.

В рамках реализации стратегии вхождения  Казахстана в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира и продвижения Казахстана как  страны туризма будут приняты  меры по:

    • формированию новых направлений обеспечения роста экономических показателей туризма и осуществлению его широкомасштабной государственной поддержки;
    • разработке и реализации «прорывных» туристских проектов международного значения;
    • развитию транспортной инфраструктуры и рынка туристских услуг;
    • вхождению страны в глобальную экономику сферы туризма через участие в  международных экономических организациях и союзах;
    • активному использованию фактора евразийского исторического развития страны и многонационального, многоконфессионального и мультикультурного характера казахстанского общества, его ценностей, традиций, кухни, искусства с привлечением Ассамблеи народов Казахстана, культурных и научных сил республики;
    • разработке действенных механизмов популяризации Казахстана и знакомства представителей зарубежной общественности с его административными и культурно-историческими центрами с привлечением таких международных организаций, как Всемирная туристская организация, ЮНЕСКО (Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры), ПРООН (Программа развития Организации Объединенных Наций), Всемирный Банк, Азиатский Банк Развития, Исламский Банк Развития, и отечественных институтов развития;
    • разработке планов развития специализированных видов туризма в Республике Казахстан; 
    • проработке вопроса создания на региональном уровне тематических парков, таких, как этномемориальный комплекс «Атамекен»;
    • эффективному рекламно-информационному обеспечению казахстанских турпродуктов на внутреннем и внешнем рынках туристских услуг.

Должное внимание уделено в Программе  т необходимости развития экологического туризма, что обусловлено не только экономическими факторами - созданием  новых рабочих мест, развитием  местных сообществ в отдаленных  регионах, но и социальным заказом  – потребностями населения в  более целостном, системном подходе  к проблемам охраны здоровья и  использования свободного времени. По данным экспертов Всемирной туристской организации, экологический туризм за последние десять лет становится наиболее популярным и является одним  из инструментов устойчивого развития любого государства.

Как показали итоги исследований туристского  потенциала, Казахстан имеет большие  возможности для развития экологического туризма. Его основу составляют уникальные природные условия и ландшафты  в центре Евразии, многочисленные природные, исторические памятники, культурное и  этническое наследие народов, населявших территорию Казахстана в различные  исторические периоды.

В целом современное состояние  экологического туризма в Казахстане стабилизируется. По данным Агентства  РК по статистике, национальными особо  охраняемыми природными территориями со статусом юридического лица в 2005 году обслужены 391,6 тыс. туристов, доход от посещения туристских групп в 2005 году составил 9,1 млн. тенге.

Однако несмотря на то, что экологический  туризм отличается от других видов  туризма незначительным воздействием на природную среду и не нуждается  в особо развитой инфраструктуре, деятельность в этом направлении  сталкивается с серьезными трудностями  в связи с тем, что большей  частью рекреационно-туристская инфраструктура находится все еще на этапе  становления.

Экономический потенциал экологического туризма в Казахстане практически  неограничен, однако для его становления  и развития потребуются значительные капиталовложения и затраты. Создание необходимой инфраструктуры для  экологического туризма позволит обеспечить доступность уникальных уголков  природы для туристов. Планируется  создать условия для привлечения  инвестиций и частного капитала с  целью реализации инвестиционных проектов по объектам экологического туризма, таких, как строительство туристского  комплекса на Рахмановских ключах в  районе горы Белухи в Восточно-Казахстанской  области, создание сети горнолыжных  курортов в Алматинской области, и других.

Активизация этого процесса станет возможной при принятии определенных мер:

    • корректировка технико-экономических обоснований государственных национальных природных парков и государственных природных резерватов в части разработки генеральных планов развития инфраструктуры в целях формирования инфраструктуры экологического туризма на особо охраняемых природных территориях;
    • развитие международного сотрудничества Казахстана в части экологического туризма;
    • выполнение обязательств по ратифицированным Казахстаном конвенциям в части сохранения биологического разнообразия и охраны памятников всемирного природного и культурного наследия.

Также планируется  обеспечение реализации рекомендаций Квебекской декларации по вопросам развития экологического туризма, принятой на Всемирном  экологическом саммите в мае 2002 года: 

    • выработка национальной, региональной и местной политик по развитию экотуризма с учетом мер по охране природы, местной культуры и сохранению национальных традиций и генетических ресурсов в партнерстве с местным населением, частным сектором, неправительственными организациями;
    • разработка действенных механизмов для предотвращения негативного воздействия на природную среду;
    • обеспечение поддержки развития технических, финансовых и человеческих ресурсов для представителей малого и среднего бизнеса; 
    • осуществление сотрудничества с правительственными и неправительственными организациями в области охраны окружающей среды.

Информация о работе Туризм в Казахстане