Туризм в Казахстане

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 12:13, дипломная работа

Описание работы

Международный туризм в настоящее время является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей внешнеэкономической деятельности. Неуклонный рост влияния туризма как на мировую экономику в целом, так и на экономику отдельных стран и регионов является одной из наиболее значительных, постоянных и долгосрочных тенденций, которая сопутствует формированию и развитию мирового хозяйства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТУРИЗМА 6
1.1 Социально-экономическая сущность туризма на современном этапе развития общества и его основные виды 6
1.2 Изучение маркетинга и менеджмента туристической деятельности 14
1.3 Формирование индустрии туризма в Казахстане за годы государственной независимости 23
2 АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ И СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ТУРИЗМА В КАЗАХСТАНЕ 33
2.1 Современное состояние и анализ видовой структуры туризма в Республике Казахстан 33
2.2 Исследование аттрактивности туристских регионов Республики Казахстан 44
2.3 Проблемы развития туристской индустри Казахстана 59
3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РК 71
3.1 Основные направления развития туристской отрасли Казахстана 71
3.2 Повышение туристской привлекательности регионов 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 88

Работа содержит 1 файл

Диплом_Туризм в Казахстане.docx

— 785.75 Кб (Скачать)

 

Согласно таблице 4, путешествующими  можно назвать только несколько  регионов – Астана, АлмаАта и область, а также Восточный Казахстан и Атырауская область. В городах Астане, Алматы, Атырауской, Карагандинской и Актюбинской областях наблюдаются наибольшие объемы въездного туризма, при этом превалирует деловой туризм. В указанных городах, а также Алматинской, Карагандинской, Северо-Казахстанской и Западно-Казахстанской областях наиболее развит выездной туризм. Целями поездок туристов этих регионов являются в основном деловые и профессиональные цели, досуг, рекреация и отдых, а также шоп-туры.

Начиная с 2001 года местными исполнительными  органами выделяются необходимые финансовые средства на развитие отрасли, однако, как показывает анализ, одним из сдерживающих факторов развития туристской индустрии в областях является недостаточное  внимание местных исполнительных органов  к данной отрасли как одной  из приоритетных в плане обеспечения  экономического роста. К примеру, на реализацию региональной и республиканской  программ развития туризма на 2003 – 2005 годы в Северо-Казахстанской области  выделялось в среднем по 400 тысяч  тенге ежегодно, а на 2006 год – 329 тысяч тенге, Павлодарской области  – по 500 тысяч тенге ежегодно и  Костанайской области – в пределах 1,5 млн. тенге.

Современная туристская индустрия, базирующая на уникальном природном и культурном потенциале Республики Казахстан, является естественным системообразующим фактором гибкой интеграции туризма в систему  мировых хозяйственных связей, одной из наиболее динамично развивающихся и эффективных по отдаче на вложенный капитал отраслью, несмотря на ее капиталоемкость.

Таким образом, планомерное решение  проблем увеличения привлекательности  регионов республики для туристов, разработки и внедрения дополнительных программ развития туризма в регионах, их своевременное финансирование и  модернизация действующей инфраструктуры позволит в будущем значительно  увеличить привлекательность всех туристских регионов Казахстана.

 

2.3 Проблемы  развития туристской индустрии  Казахстана

 

 

Основными поставщиками туристских услуг  являются туристские организации, которые  представлены туристскими организациями  и индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензии на право осуществления  туристской деятельности. В таблице 5 представлены данные о количестве туристских фирм Казахстана в разрезе  областей и крупных городов за период 2002-2006 года (приложение 1).

 

Таблица 5 - Количество туристских фирм Казахстана, единиц

 

Область, регион

2002

2003

2004

2005

2006

2006  в % к 2002

Всего по республике:

612

713

751

846

921

50,5

Акмолинская область

10

10

19

16

17

70

Актюбинская область

10

11

16

20

18

80

Алматинская область

18

29

37

30

50

177,7

Атырауская область

4

13

18

22

23

475

Восточно-Казахстанская область

23

22

24

34

39

69,5

Жамбылская область

5

13

10

11

13

160

Западно-Казахстанская область

2

4

5

6

8

300

Карагандинская область

25

25

29

46

52

108

Костанайская область

2

5

6

10

13

550

Кызылординская область

7

3

4

3

4

-42,8

Мангистауская область

4

10

12

15

21

425

Павлодарская область

17

25

21

23

32

88,2

Северо-Казахстанская область

4

7

12

15

16

400

Южно-Казахстанская область

4

5

12

16

18

450

г.Астана

23

37

26

28

44

91,3

г.Алматы

454

494

500

551

553

17,4

Примечание: составлено на основе данных Агентства по статистике Республики Казахстан


 

Из данных приведенных в таблице 5, следует, что в 2003 году в Казахстане было официально зарегистрировано 713 туристических фирм и организаций, большинство из которых (553) действуют в Алматы.

В 2004 году в стране функционировали  около 750 туристских компаний, которые  сотрудничали с 80 странами мира. И лишь около 20% из них оказывали услуги по привлечению туристов в страну и по внутреннему туризму. Остальные  компании работали исключительно в  сфере выездного туризма. Чтобы  изменить ситуацию, государство создало  благоприятные условия для развития въездного и внутреннего туризма. В частности, туроператоры, занимающиеся этими направлениями, освобождены  от уплаты НДС.

В 2005 году основными поставщиками туристских услуг являлись 846  туристских организаций и 30 индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензии на право осуществления  туристской деятельности. Наибольшее количество действующих туристских фирм и предприятий гостиничного хозяйства находилось в г.Алматы (605), Восточно-Казахстанской (124), Карагандинской (122), Алматинской (71) областях и г.Астане (79).

В 2006 году в Казахстане работали уже  около 1000 туристских организаций, имеющих  зарубежных партнеров в более  чем 80 странах мира.

По состоянию на 01.01.2006 года на рынке  туристских услуг Казахстана работает около 3,2 тыс. человек, 1,5 тыс. профессиональных гидов и экскурсоводов. 98,3% всех организаций  туристского рынка представлены малыми предприятиями (численность  работающих в них до 50 человек). Средние  предприятия с численностью персонала  до 250 человек составляют 1,3%, а крупные  – 0,4%. Большинство туристских организаций  составляют малые и средние предприятия, которые во многих странах мира являются эффективным генератором экономического роста, основанного на инновациях. Наряду с вышеуказанными на национальном туристском рынке осуществляют деятельность 37 туристских организаций с иностранным  участием.

Основу туристических компаний составляют малые предприятия с  численностью до 50 человек (93%), 6% – средние  организации (от 51 до 250 человек). Крупных  туристических организаций только восемь. Среди них можно назвать  такие, как Kazakhstan Travel International, Central Asian Corporation, «Отрар Авиа», ТОО «Турагентство  Шелковый путь» и др.

Туристические фирмы, функционирующие  на территории Казахстана, характеризуются  тем, что предоставляют довольно широкий спектр услуг. Основными  туристическими услугами, которые предоставляют  данные компании, являются:

  • резервирование и продажа авиабилетов;
  • резервирование гостиниц и транспорта;
  • размещение и встреча туристов;
  • оказание услуг по оформлению загранпаспортов, виз, страховых полисов;
  • услуги гида-переводчика;
  • организация туров и поездок
  • предоставление транспортного и экскурсионного обслуживания с помощью своих ресурсов, а также с помощью зарубежных партнеров.
  • оказание прочих услуг.

Из перечисленного выше понятно, что  турфирма формирует туристический  пакет из услуг предприятий различных  отраслей. Предприятия участвующие  в формировании турпакета, образуют инфраструктуру туризма.

Отличительной чертой казахстанского туристского продукта является сезонность его характера, что требует принятия определенных мер и развития альтернативных видов туризма в несезон. Инфраструктура, соответствующая вышеуказанным  сегментам, имеет определенные требования. Это должны быть простые, относительно недорогие некрупные (в пределах 25-100 мест) объекты размещения (стационарные и временные), расположенные на туристских маршрутах в экологически чистых местах, рассчитанные на пребывание клиентов на одном месте в течение 2-3 дней.

Инфраструктура туризма в Казахстане представлена совокупностью средств  размещения, транспортных средств, объектов питания, развлекательного, познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения.

Таким образом, основополагающими  элементами инфраструктуры являются:

  • транспортная индустрия (воздушный, водный, автомобильный, железнодорожный транспорт);
  • гостиничная индустрия (гостиницы, специализированные средства размещения);
  • индустрия питания (рестораны, кафе, бары, столовые и другие предприятия по поставке готовой пищи);
  • индустрия развлечений (парки, театры, цирки, музеи и др.).

Каждый элемент инфраструктуры туристической отрасли Казахстана имеет свои специфические особенности. Так, например, в связи с географическим положением, в Казахстане наиболее развитым является автомобильный транспорт. Менее развитыми являются - водный и железнодорожный транспорт, хотя, наибольшее количество туристов прибывают  в Казахстан железнодорожным  транспортом.

Очевидно, что отрасль туризма  предполагает параллельное развитие всех элементов и взаимных связей социально-экономического комплекса. При таком условии достигается максимальная эффективность.

Кроме того, наряду с основными  сегментами функционируют дополнительные, предоставляющие сопутствующие  услуги, такие как, банковские и финансовые, информационные, услуги страхования и услуги связи и др.

Туристские перевозки являются одним из важнейших элементов  туристской индустрии. Перевозки туристов в Республике Казахстан осуществляются воздушным, автомобильным и железнодорожным транспортом.

Подавляющее число туристских компаний Казахстана предоставляют услуги как  по отправке граждан Республики Казахстан, так и на прием иностранных  граждан из ближнего и дальнего зарубежья  и по внутреннему туризму. Сегодня  Казахстан имеет авиасообщение  со всеми странами мира. Международные  полеты наряду с отечественными авиакомпаниями осуществляют ведущие международные авиаперевозчики.

Важнейшей составляющей турпродукта  является транспорт. Ведущая роль в  транспортном обслуживании потребностей Республики, стабильно принадлежит  железнодорожному, воздушному, автомобильному транспорту, обеспечивающему основной объем перевозок грузов и пассажиров как внутри республиканском, так  и в межгосударственном сообщении. В последние годы реальные перспективы  развития в транспортном комплексе  Республике получил морской транспорт, обеспечивающий Казахстану альтернативные возможности выхода на мировой рынок. Основной объем транзитных перевозок  на территории Республики Казахстан  осуществляется иностранными автомобилями, в том числе 20% транзитных грузопотоков автомобилями из третьих стран.

Транзитные воздушные маршруты Казахстана являются выгодными для  иностранных авиакомпаний, выполняющих  полеты между Европой и Юго-Восточной  Азией, так как позволяют значительно  сократит, протяженность маршрутов. Имеющийся спрос на использование  воздушного транспорта Казахстана требует  совершенствования технических  средств.

В водном транспорте, основной транзитный грузопоток идет через порт Актау. Железные дороги в Республики Казахстан, в  силу своей обширной территории и  экспортно-сырьевой направленности большинства  крупных предприятий имеют стратегическое значение для всей отечественной  экономики. В обозримом будущем  сохранится влияния стоимости услуг  железнодорожного транспорта на конкурентоспособность  отечественной продукции на внутреннем и внешнем рынках. При этом будет  усиливаться конкуренция со стороны  других видов транспорта, и в первую очередь автомобильного.

Железнодорожная сеть наиболее развита  в северной части Казахстана, где  проходят магистрали бывшей общесоюзной  системы Восток-Запад. На остальной  территории Республики, сеть не достаточна развита и сформирована, на это  выделено с бюджетного фонда. Транспортная сеть позволяет связать функционирующие  на определенной территории объекты  экономики, транспорт, внедренный в  транспортную сеть, определяет доступность  использования туристских зон. Таким  образом, транспорт способствует развитию туризма в регионах, но в то же на долю транспорта приходится до 70% химического  и до 90% шумового загрязнения среды, что несомненно наносит вред экологии.

В таблице 6 приведены темпы изменения  пассажирооборота по разным видам казахстанского транспорта за период с 2003-2006 года.

 

Таблица 6 - Динамика роста пассажирских перевозок за 2003 – 2006 гг.

 

Вид транспорта

2003

2004

2005

2006

млн. чел.

млн. пкм 

млн. чел.

млн. пкм

млн. чел.

млн. пкм

млн. чел.

млн. пкм

1

2

3

4

5

6

7

8

9

железнодорожный

17,6

10686

16,4

11849

16,5

12136

16,4

12705

Продолжение таблицы 6

1

2

3

4

5

6

7

8

9

автомобильный

8722,2

80825

9235,2

85241

9775,7

91651

10453,0

100825

речной

0,06

0,9

0,05

0,5

0,04

0,5

0,04

0,04

Все виды транспорта

8741,86

91514,9

9255,65

97095,5

9798,24

103794,5

10477,44

113539,4

Примечание: составлено на основе данных Агентства по статистике Республики Казахстан


 

Как видно из таблицы в 2006 году по сравнению с 2003 годом в республике значительно увеличился пассажирский поток на всех направлениях за исключением  речного транспорта. Здесь произошли  изменения в сторону регресса, что в очередной раз подтверждает необходимость в модернизации транспортных перевозок речным транспортом и  усилении туристских программ с использованием данного вида транспорта.

Улучшение ситуации с остальными видами транспорта свидетельствует о повышении  интереса казахстанского гражданина к  отрасли туризма. Самый большой  процент прироста показателей показан  на направлении железнодорожных  путей. Это свидетельствует об укреплении Национального перевозчика «Казахстан Темир Жолы» на рынке оказания транспортных туристских перевозок.

На втором месте автомобильный  транспорт, что обусловлено увеличением  частных извозчиков в лице малых  предприятий осуществляющих транспортные туры в основном на территории стран  СНГ и отчасти в странах  Европы.

В качестве средства доставки туристов в Казахстан главную роль играет авиасообщение. Поэтому чрезвычайно  важным вопросом является развитие и  усиление позиций на рынке национального  авиаперевозчика. Необходима нейтрализация  эффекта падения конкурентоспособности  национальных авиалиний путем открытия рейсов по аналогичным маршрутам.

Учитывая обширность территории республики, большое значение имеет надежное автобусное сообщение и железнодорожный  транспорт, так как туристы-индивидуалы, которые составляют большую часть  указанных сегментов рынка, предпочитают самостоятельное передвижение на автобусах  и поездах.

Внутриконтинентальное положение  Казахстана, удаленность от морских  путей и международных транспортных артерий создают серьезные проблемы для его экономического развития. Инфраструктура Казахстана до сих пор, в основном, ориентирована на обслуживание экономики СНГ: здесь все еще  отсутствует нефтепровод, соединяющий  основные месторождения на западе Казахстана с крупными нефтеперерабатывающими заводами на северо-востоке и юге  республики. Казахстан используется как промежуточная зона для большого потока природного газа из республик  Средней Азии в Россию, а свой природный газ без какой-либо переработки переправляет также  в Россию. Поэтому сейчас главной  задачей для Казахстана стала  необходимость совершенствования  внутри республиканских связей.

Эксплуатационная длина железных дорог общего пользования на территории республики достигает 14,5 тыс. км, общая протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием (также общего пользования) - 82 тыс. км, авиационных трасс (в пределах республики) - 108 тыс. км, внутренних судоходных путей на реках - 4 тыс. км. Однако основным видом транспорта, как для перевозки грузов, так и пассажиров (в том числе на международных сообщениях) остается автомобильный транспорт, что в условиях Казахстана является не совсем удобным средством передвижения. На долю железнодорожного транспорта даже приходится лишь 13% отправленных грузов и менее 20% перевозки пассажиров по междугородным сообщениям. Доля авиации и речного транспорта совсем ничтожна в перевозках грузов, а в отправлении пассажиров занимают менее 4% от общего объема пассажироперевозок.

Информация о работе Туризм в Казахстане