Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 13:04, реферат
Статистическая комиссия ООН во введении к третьему варианту Международной стандартной отраслевой классификации (МСОК) дает следующее определение отрасли: отрасль экономики совокупность всех производственных единиц, осуществляющих преимущественно одинаковый или сходный вид производственной деятельности.
Государство, как впервые записано в ЗРК "Об основах туристской деятельности", признавая туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики Республики Казахстан, содействует туристской деятельности и создает благоприятные условия для ее развития; определяет и поддерживает приоритетные направления туристской деятельности; формирует представление о Республике Казахстан как стране, благоприятной для туризма; осуществляет поддержку и защиту казахстанских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений.
Государственные органы по регулированию туризма в РК
В 1989 г. был ликвидирован Госкомтурист СССР, на протяжении многих лет координировавший сферу туризма в нашей стране, и в течение трех лет не было ведомства, ответственного за развитие этой отрасли. В марте 1992 г. было образовано Министерство культуры и туризма РК которое менее чем через год было разделено на два самостоятельных ведомства: Министерство культуры и Комитет по туризму.
Дальнейшая реорганизация аппарата правительства РК привела к тому, что было образовано совмещенное ведомство - Комитет по делам молодежи, физической культуре и туризму, затем - Комитет физкультуры и туризма С 9 августа 1994 г стал функционировать Государственный комитет РК по физической культуре и туризму.
Координационный комитет по физической культуре, спорту и туризму должен обеспечивать
- разработку основ государственной политики в сфере туризма;
- координацию работ по экспертизе правовых актов и программ в сфере туризма;
- анализ состояния национального туризма и выработку предложений по его развитию.
Нормативно-правовая база туристской деятельности
Специфика туристского бизнеса заключается в комплектации турпродукта из различных сервисов: транспорта, питания, размещения, консульских служб и т.п. Отсюда большое количество правовых и нормативных документов, регулирующих туристскую деятельность.
Например, административным законодательством регламентируется вопрос получения въездных виз, валютным законодательством - форма расчетов, таможенным - порядок пропуска через границу декларируемых товаров. Имеются нормативные акты Госстандарта РК о сертификации туристских услуг, акты государственных антимонопольных органов о применении к туристским услугам законодательства в сфере прав потребителей и т.д.
Перечень основных документов нормативно-правовой базы туризма представлен ниже:
- ГКРК;
- ЗРК "Об основах туристской деятельности в РК"
- ЗРК "О защите прав потребителей";
- Законы "О стандартизации", "О сертификации продукции и услуг";
- Постановление Правительства PК "О лицензировании международной туристической деятельности";
- Постановление Правительства РК "Правила предоставления гостиничных услуг в РК";
- Постановление Госстандарта РК "Система сертификации ГОСТ Р. Правила сертификации туристских услуг и услуг гостиниц".
Состояние туристского бизнеса в РК
В РК туризм - развивающаяся отрасль, и влияние туристской индустрии на экономику страны пока незначительно. Оно адекватно вкладу государства в развитие данной отрасли, финансирование которой, как и других отраслей социальной сферы, производится по остаточному принципу. Неразвитость туристской инфраструктуры, невысокое качество сервиса, устойчивый миф о Казахстане как о стране повышенного риска привели к тому, что в настоящее время на нашу страну приходится менее 1% мирового туристского потока.
Вклад туризма в экономику страны оценивают по-разному. По мнению одних, его доля в доходах федерального бюджета составляет уже почти 10%. Другие считают, что в казахстанской туристской индустрии заняты лишь 90 тыс. чел. (без учета рабочих мест на транспорте и в производстве сувениров). Третьи полагают, что его вклад в бюджет не превышает 1%, а работой в сфере туризма обеспечены лишь немногим более 10 тыс. чел. Однако даже самые оптимистические подсчеты свидетельствуют о значительном отставании туристской индустрии в РК от мировых показателей.
Показатель туристской подвижности населения РК – один из самых низких в мире. Подавляющая часть турфирм предпочитает заниматься направлением своих соотечественников за рубеж, и лишь немногие фирмы работают на привлечение туристов в РК. Причем в основном туристы посещают Алматы, Туркистан, Кокчетав.
В такой стране, как РК, нормальным можно считать, что не менее 80% туристов должны участвовать в путешествиях по стране. Сегодня же крайне низкая туристская подвижность наблюдается как во въездном, таки в выездном туризме. Причины такой ситуации очевидны – скромные доходы населения и высокие цены на туристские услуги, особенно внутри страны.
Среди основных причин отставания отечественной туристской отрасли можно выделить следующие:
- экономическая и политическая нестабильность в стране;
- низкий уровень сервиса;
-
отсутствие
- экологические проблемы.
Однако наша страна располагает огромными потенциальными возможностями для приема иностранных туристов: широта территории, богатое историческое и культурное наследие, сохранившаяся дикая природа в отдельных регионах.
Основные направления развития туризма в РК
Туристская индустрия в РК должна стать могучим сектором национальной экономики. Как показывает зарубежная практика, развитие отрасли будет возможно в том случае, если государственные структуры, наделенные властью, осознают всю важность роли туризма в деле социального и экономического развития РК и начнут проводить протекционистскую политику в отношении туристской индустрии.
За последние годы у нас сделаны некоторые сдвиги в этом направлении.
В Законе "Об основах туристской деятельности в РК" впервые записано, что туризм является одной из приоритетных отраслей экономики.
Указом Президента РК от 22 декабря 1995г. № 1284 была одобрена Концепция реорганизации и развития туризма в РК.
Главная цель концепции – создание современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса, обеспечивающего, с одной стороны, широкие возможности для удовлетворения потребностей казахстанских и зарубежных граждан в туристских услугах, с другой – значительный вклад в развитие экономики страны, в том числе за счет увеличения количества рабочих мест, налоговых поступлений в федеральный бюджет, притока иностранной валюты, сохранения и рационального использования культурного и природного наследия.
Для реализации этой цели предложено:
Перспективы развития туристской отрасли в стране определены целевой программой "Развитие туризма в РК", утвержденной постановлением Правительства от 26.02.96 №177 и Программой социальных реформ в РК на период 1996-2000 гг., утвержденной постановлением Правительства РК от 26. 02.97. № 222.
Для реализации программы предусмотрены следующие направления:
- туризм включен в перечень основных направлений структурной перестройки казахстанской экономики;
- создание нормативно-правовой базы развития туризма, соответствующей мировому опыту и правовой практике;
- формирование экономических механизмов стимулирования развития иностранного и внутреннего туризма, привлечение инвестиций в эту сферу и защита внутреннего туристского рынка путем предоставления налоговых и таможенных льгот, государственных гарантий и иных мер государственной поддержки;
- введение жесткой системы сертификации и лицензирования туристской деятельности;
- создание благоприятных условий для кооперации туристских, банковских структур, транспортных, гостиничных и страховых компаний в целях формирования высокотехнологичных комплексов туристского обслуживания и развития материально-технической базы отрасли.