Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 13:04, реферат
Статистическая комиссия ООН во введении к третьему варианту Международной стандартной отраслевой классификации (МСОК) дает следующее определение отрасли: отрасль экономики совокупность всех производственных единиц, осуществляющих преимущественно одинаковый или сходный вид производственной деятельности.
На туристский рынок существенное влияние оказывает подвижность туристов, зависящая от политических, социально-экономических, природно-географических и других факторов. На него также влияют туристско-рекреационные ресурсы, объем услуг, которые предоставляются, качество обслуживания, проведение различных культурно-массовых мероприятий, расположение объектов туристской инфраструктуры, транспортные условия, сезон, погода, мода и т.д.
Конъюнктуру на мировом туристском рынке определяет спрос на туристские услуги, который отличается большой нестабильностью во времени и пространстве. Создание туристских услуг ограничено определенным туристским районом. Но, несмотря на это, их реализация в значительной мере связана не с местным рынком, а выступает как составная часть общегосударственного или мирового туристского рынка; отсюда и ценообразование определяется конъюнктурой этих рынков.
5. Сущность и значение качества туристского обслуживания
Проблема качества обслуживания в туризме - одна из самых актуальных в развитии этой отрасли народного хозяйства. На международном туристском рынке качество обслуживания – самое сильное оружие в конкурентной борьбе. Туристы, которые довольны обслуживанием в гостиницах, ресторанах, бюро услуг, туристских комплексах определенных стран, становятся их активными пропагандистами. Они многократно посещают эти места, способствуя увеличению потоков туристов, создавая высокую репутацию понравившимся им туристским районам. Качество обслуживания в конечном счете способствует повышению экономической эффективности туризма.
Комплексный характер туристской деятельности затрудняет установление единого показателя оценки качества обслуживания. Влияние ряда факторов экономического, организационного, технического и т.д. характера не позволяет измерить качество обслуживания в различных видах туристской деятельности по одному и тому же показателю. Многоплановый характер туризма предполагает применение всеохватывающего критерия оценки, который объединил бы в себе общее, специфическое и единичное процесса обслуживания. В этом отношении немало сделано в разных странах.
Качество как экономическая категория выражает производственные отношения, возникающие при создании и использовании полезных свойств предметов и услуг, и возможности удовлетворения общественных потребностей при общественно необходимых затратах труда. Если продукты и услуги общественно не необходимы, то качество не проявляется. Из этого следует, что качество есть экономическая категория, проявляющаяся в непосредственной связи с потребительной стоимостью.
6. Менеджмент туризма
Любая система деятельности подразделяется на две подсистемы: подсистему, занимающуюся переработкой поступающей в ее распоряжение ресурсов в товары и услуги, и подсистему управления, в задачу которой входит руководство и контроль за деятельностью первой подсистемы. В литературе и практике вторую подсистему называют управляющей системой или системой менеджмента. Понятие "менеджмент" (от английского management) часто ассоциируют с термином "управление". "Менеджер" – это профессиональный управляющий, прошедший специальную, нередко многолетнюю, подготовку в области менеджмента и регулярно повышающий свою квалификацию.
Эффективный менеджмент все активнее становится главным ресурсом индустриально развитых стран и самым необходим ресурсом развивающихся стран, ибо современное общество не может функционировать без управляющей системы и менеджеров. Экономическое положение отдельного предприятия (фирмы) и состояние экономики в целом определяют в конечном итоге три основных фактора: уровень техники и технологии; качество рабочей силы; организация и управление производством (менеджмент). Последний фактор имеет системообразующий характер, поскольку, как показывают специальные исследования, состояние менеджмента влияет и на уровень техники и технологии, и на качество рабочей силы с ее высокой мотивацией к труду. Современный менеджмент -это особая сфера экономических отношений, имеющая собственную логику развития.
7. Маркетинг туризма
Прежде чем говорить о маркетинге туризма, необходимо выяснить суть этого понятия вообще. Появление концепции маркетинга является логическим этапом в развитии рыночных отношений, связанных с насыщением рынков и обострением конкурентной борьбы за клиента. Впервые концепция маркетинга была сформулирована в конце 50-х гг. как интегрированная, ориентированная на потребителя и прибыль философия бизнеса. Если коротко, "маркетинг" – это процесс концентрации целей и ресурсов организации на возможностях и потребностях внешнего окружения.
За
последние 40 лет понятие
маркетинга претерпело
сильные изменения.
Первоначально он
был ориентирован
на продукт производства
и предприятие, его
производившее, направляло
свои усилия на создание
более совершенного
продукта. Целью была
прибыль, а средством
ее достижения продажа
продукта (товара). Новое
понятие маркетинга,
появившееся на Западе
в 60-е гг., сместило акцент
с продукта на потребителя.
Целью по-прежнему была
прибыль, но средства
ее достижения расширились:
продукт, цена, система
сбыта, продвижение
товара на рынок. И уже
в 80-е, гг. на Западе возникло
понятие стратегического
маркетинга, продолжившее
эволюцию маркетинга.
Стратегическая концепция
маркетинга означает
смещение акцента с
продукта или потребителя
на внешнее окружение.
Всестороннее знание
потребителей становится
недостаточным. Чтобы
достичь успеха, необходимо
изучить потребителя
в определенной среде,
которая включает конкуренцию,
государственное регулирование,
другие экономические,
политические, экологические,
социальные и другие
факторы макросреды,
которые и определяют
изменения рынка и маркетинга.
Проявлением стратегического
маркетинга является
стратегическое управление,
которое интегрирует
маркетинг с другими
управленческими функциями
одной из задач которых
является создание прибыли.
Туризм является одной из ведущих и наиболее динамично развивающихся отраслей
мировой экономики. За быстрые темпы роста он признан экономическим феноменом
столетия минувшего и ему пророчат блестящее будущее в столетии грядущем.
Согласно прогнозу Всемирной Туристической Организации (ВТО) рост
туристической индустрии будет необратим в ХХ1 веке, и к 2020 году количество
международных
туристических посещений составит 1,6 биллиона единиц.
Как известно, данная отрасль хозяйства является фундаментальной основой
многих развитых и развивающихся стран мира. И по данным все той же ВТО, вклад
ее в мировую экономику (валовое производство услуг) оценивается в 3,5 трлн
долл.(данные 1993 года), что эквивалентно 10,9% мирового валового внутреннего
продукта. Путешествия и туризм обеспечивают свыше 11% международных
инвестиций и приносят в казну государств в виде налоговых поступлений 302
млрд долл.
Все это полностью объясняет то, что туризм на сегодняшний день играет одну из
главных ролей в мировой экономике и является в настоящее время одним из самых
прибыльных видов бизнеса в мире. Поэтому вопросы о будущем данной отрасли
мирового хозяйства, о ее перспективах и динамике ее развития в наступающем
третьем тысячелетии столь важны.
В наши дни передвижение людей в туристских целях охватило все страны земного
шара, и благодаря этому контакты между людьми из разных стран стали
повседневной реальностью. В результате – туризм является сейчас одним из
самых динамично
развивающихся видов
нему предпринимателей очевиден и объясняется рядом факторов. Во-первых, для
того, чтобы начать заниматься туристским бизнесом, не требуется слишком
больших инвестиций. Во-вторых, на туристском рынке вполне успешно
взаимодействуют крупные, средние и малые фирмы. И при этом данный вид бизнеса
позволяет быстро оборачивать капитал, а также (в сфере международного
туризма) извлекать известные выгоды за счет валютных операций.
Естественно, что
для высокой эффективности
рентабельности и прибыльности от занятых в нем людей требуются ,прежде всего,
компетентность и глубокое понимание международного туризма в целом.
Чтобы преуспеть в туристском бизнесе необходимо хорошее знание международных
правовых норм и правил, практики туристского менеджмента и маркетинга,
конъюнктуры туристского рынка, но, прежде всего, требуется профессиональная,
основанная на потребностях потребителя туристских услуг организация
производства и реализации туристского продукта, нужна полная и всесторонняя
информированность производителя туристских услуг относительно всего того, что
касается клиента, как потребителя этих самых услуг.
И именно поэтому на рубеже веков вопросы о будущем туризма, о спросе на
туристические услуги в третьем тысячелетии являются столь волнующими и
актуальными. Кто он, турист ХХI века? Каковы его особенности? Каковы факторы
и тенденции развития спроса на рынке туризма? И каковы же в целом особенности
туризма грядущего тысячелетия?
Безусловно, эти вопросы волновали и волнуют сейчас очень многих, и, конечно
же, они не остались без внимания. Они отражены в различных исследованиях
специалистов и ученых-футурологов. Данной проблематике посвящены в частности
работы Сапруновой В.Б., Сенина П.Б., Нэсбитт Дж. и Эбурдин П. и другие.
Я тоже постараюсь осветить данные вопросы в ходе своей курсовой работы, а
также целью моей работы будет выявление и анализ основных черт и
характеристик туриста будущего, его мотиваций и поведенческих особенностей, и
в целом определение перспектив дальнейшего развития международного туризма в
ХХI веке.
1.ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА
Итак, туристский спрос является категорией массовой и социальной. Он
формируется на основе многочисленных факторов, воздействие которых может
повышать или понижать спрос. Наиболее важными и значительными факторами,
влияющими на изменение спроса на туристическом рынке, являются следующие:
-уровень материального
благосостояния массового
-соотношение рабочего
и свободного времени у
-возраст
-пол
-профессия
-образование
-социальная группа
-семейное положение
-имущественное положение
-состав семьи
-регион проживания
-город/сельская местность
-величина населенного пункта, где живут туристы
-род занятий
Факторы культурного и общественно-психологического характера
-приоритеты в системе духовных ценностей общества
-психология потребления
-личные особенности
-стиль жизни
-интересы в свободное время
-система духовных ценностей
-целевые установки
-мотивы
Все эти факторы оказывают воздействие на так называемый «черный ящик сознания
покупателя», который в конечном счете является определяющем элементом
поведения потребителя на рынке.
Совокупность тех или иных факторов определяет возникновение и характер
поведения потребителей туристских услуг, которые могут быть выражены,
например, такими показателями, как:
-частотность туризма;
-предпочтения в выборе географии туризма;
-предпочитаемая форма организации тура;