Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 13:04, реферат
Статистическая комиссия ООН во введении к третьему варианту Международной стандартной отраслевой классификации (МСОК) дает следующее определение отрасли: отрасль экономики совокупность всех производственных единиц, осуществляющих преимущественно одинаковый или сходный вид производственной деятельности.
-представления туриста о цене тура и т. д.
И именно для того, чтобы выявить данные поведенческие особенности
потребителей туристских услуг, необходимо подробнее рассмотреть воздействие
на структуру туристского спроса общеэкономических и социо-демографических
факторов, а также факторов культурного порядка.
1.1. Общеэкономические факторы
1.1.1. Благосостояние
общества и увеличение
Туризм как отрасль экономики, занимающаяся в первую очередь организацией
свободного времени клиента, может успешно существовать и развиваться при
наличии как минимум двух составляющих: свободного времени и достаточных
материальных средств для его организации. Проще говоря, основу современного
туристического рынка как в качественном, так и в количественном отношении
составляют оплачиваемые отпуска работников с учетом того, что в последнее
время в международном туризме значительно возрастает роль деловых поездок, а
также путешествий лиц пенсионного возраста, хотя последнее, к сожалению, не
относится к России.
Существует прямая связь между тенденциями в развитии индустрии туризма и
общими экономическими, техническими и социальными достижениями.
Растущий уровень жизни в развитых странах мира ведет к росту
продолжительности отпусков работников и достаточно высокому уровню их
обеспечения, что оказывает значительное влияние на развитие туристической
отрасли.
Таким образом, необходимыми
предпосылками возникновения
его развития и поддержания высоких объемов спроса являются увеличение
свободного времени и рост материального благосостояния общества.
Тенденция к увеличению свободного времени является важным фактором
дальнейшего успешного развития туризма как отрасли. Вместе с тем «потребность
в отдыхе относится к верхнему этажу пирамиды потребностей человека».
Известно,что «.потребности человека в туризме – потребности в восстановлении
и развитии физических и психических сил человека, в его физическом,
интеллектуальном и духовном совершенствовании».Но для того, чтобы эти
потребности приобрели массовый характер, общество должно достичь достаточно
высокого уровня благосостояния.
Измерением уровня жизни и дифференциации доходов населения занимаются многие
международные организации,
в том числе и Совет
сотрудничества и развития (ОЭСР). В 1980 году ОЭСР утвердил список социальных
индикаторов, в число которых входит и такой индикатор, как «время и отдых», а
его показателями являются величина свободного времени и его использование. В
качестве критерия рациональности структуры расходов семей используется закон,
открытый немецким статистиком Э.Энгелем, согласно которому с ростом
доходов семьи снижается доля затрат на питание, а доля расходов на
удовлетворение культурных и иных нематериальных нужд (к числу которых можно
отнести и использование свободного времени) существенно увеличивается.
Примером может служить ФРГ, где рост общественного богатства сопровождается
сокращением доли расходов на питание и предметы роскоши в структуре общих
потребительских расходов граждан. Одновременно же растет доля расходов на
туризм и организацию свободного времени.
1.1.2. Взаимосвязь
развития спроса на рынке
конъюктуры
Высокая степень зависимости туризма от состояния экономики в целом была
замечена еще в 20-30-е годы нашего столетия.
______________________________
Сапрунова В.Б. Туризм: эволюция, структура, маркетинг. – М.: «Ось-89», 1997.-
с.57
Гужин Г.С., Беликов М.Ю., Клименко Е.В. Менеджмент в иностранном и внутреннем
туризме. – Краснодар: КубГУ, 1997.-с.56
Период | Конъюктура | Средний прирост ночевок внутреннего туризма | Средний прирост валового продукта |
1924-1929 | подъем | +5,4% | +4,2% |
1929-1933 | спад | -9,5% | -4,5% |
1949-1956 | подъем | +19,1% | +12,3% |
Источник: Сапрунова В.Б. Туризм: эволюция, структура, маркетинг. М.: «Ось-
89», 1997.-с.74
Отсюда совершенно ясно следует, что в период экономического подъема,
благодаря росту материального благополучия и покупательной способности
населения интенсивность туризма увеличивается и индустрия туризма также
переживает некий подъем. В период же экономического спада спрос на
туристические услуги несколько падает, что не может не сказываться на
индустрии туризма в целом.
Однако исследователи туризма в западных странах, признавая несомненную
зависимость изменений в спросе на туристском рынке от общеэкономической
конъюктуры, тем не менее, отмечают, что экономические спады и кризисы оказывают
на туристическую индустрию меньшее влияние, чем, например, на такие отрасли,
как строительная, автомобильная, производство мебели и другие, ориентированные
на производство
товаров длительного
отмечают, что современный западный потребитель скорее откажется от приобретения
видео-и аудиоаппаратуры, чем от финансирования ежегодного отпуска, и
подчеркивают, что
в периоды экономических
отпуске, а в отпуске.
Такую относительную стойкость туризма к изменениям общеэкономической
конъюктуры рынка западные исследователи объясняют прежде всего эластичностью
спроса на туристические услуги. И именно поэтому в годы кризиса происходит не
полное прекращение спроса на туристические услуги, а лишь его некоторые
изменения, то есть увеличивается спрос на более дешевые виды туристических
услуг и уменьшается на самые дорогостоящие виды туризма.
Таким образом, экономические кризисы все же затрагивают спрос на
туристические услуги, но в гораздо меньшей степени, чем многие другие
отрасли. И вызвано это, в первую очередь, тем, что туризм стал практически
необходимой потребностью массового потребителя. А также тем, что эластичность
спроса и многообразие форм туризма обеспечивают в период экономических спадов
возможность перелива спроса от дорогостоящих видов туризма к более дешевым.
1.2. Социо-демографические факторы
Значительное влияние на формирование туристического спроса оказывают в
основном следующие социо-демографические факторы:
-возрастная и социальная структура общества;
-структура семьи;
-уровень доходов различных слоев общества;
-соотношение городского и сельского населения.
1.2.1. Возрастная структура
Как известно, в настоящее время растет перспективность для международного
туризма людей старших возрастных групп, и в первую очередь группы людей в
возрасте «от 50 лет и старше».
В основе повышения интенсивности туризма во всех старших возрастных группах
лежат следующие причины:
-повышение материального
благосостояния всех групп
-увеличение продолжительности жизни и снижение пенсионного порога;
-изменение психологического отношения к старению.
В результате, в настоящее время в западных странах достаточно велико
количество самостоятельных пожилых людей, которые стремятся к активному
наслаждению жизнью
и имеют достаточные
большей охотой готовы отдать на собственное потребление, чем оставить в
наследство; они считают, что следует не экономить имеющиеся в их распоряжении
денежные средства, а тратить их « на красивую жизнь».
Вследствие этого, сейчас в туристическом спросе сформировался новый и очень
перспективный сегмент «сениоров»-возрастная группа «от 50 лет и старше»,
который в будущем, по мнению специалистов, будет оказывать очень существенное
влияние на развитие спроса туристических услуг и займет свое выдающееся
положение на рынке международного туризма.
1.2.2. Структура семьи
Очень актуальной целевой группой современного туристического рынка является и
несемейная молодежь до 35 лет – так называемые «одиночки». Их доля в крупных
промышленных городах и агломерациях оценивается практически в 50% от общей
численности населения.
Этим людям свойственны, как правило, высокий уровень образования, стремление
к успеху в профессиональной деятельности, повышенные требования к комфорту и
качеству жизни, индивидуализм. Они уделяют много внимания организации своего
свободного времени, стараясь наслаждаться жизнью в полной мере.
Соответственно, объем и величина спроса на данном сегменте туристического
рынка достаточно велики. И по мнению специалистов в будущем эти показатели
будут расти.
Очень существенным дополнением к вышеизложенному является тот факт, что по
статистике в данной целевой группе очень велико количество одиноких женщин.
Так, по некоторым прогнозам, число женщин, совершающих туристические поездки
в одиночку, к концу 2000 года и к началу третьего тысячелетия будет
составылять практически 50% от общего количества путешествующих. И с этим
фактом, несомненно, придется считаться туристическим операторам, гостиницам и
национальным офисам по туризму, так как, по проведенным опросам, одинокие