Туризм как отрасль экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 13:04, реферат

Описание работы

Статистическая комиссия ООН во введении к третьему варианту Международной стандартной отраслевой классификации (МСОК) дает следующее определение отрасли: отрасль экономики совокупность всех производственных единиц, осуществляющих преимущественно одинаковый или сходный вид производственной деятельности.

Работа содержит 1 файл

Туризм как отрасль экономики.doc

— 248.00 Кб (Скачать)

-представления  туриста о цене тура и т.  д.

И именно для того, чтобы выявить данные поведенческие особенности

потребителей туристских услуг, необходимо подробнее рассмотреть  воздействие

на структуру  туристского спроса общеэкономических  и социо-демографических

факторов, а также  факторов культурного порядка.

                         1.1. Общеэкономические факторы                        

1.1.1. Благосостояние  общества и увеличение свободного  времени

Туризм как отрасль  экономики, занимающаяся в первую очередь  организацией

свободного времени  клиента, может успешно существовать и  развиваться при

наличии как минимум  двух составляющих: свободного времени  и достаточных

материальных средств  для его организации. Проще говоря, основу современного

туристического  рынка как в качественном, так  и в количественном отношении

составляют оплачиваемые отпуска работников с учетом того, что в последнее

время в международном  туризме значительно возрастает роль деловых поездок, а

также путешествий  лиц пенсионного возраста, хотя последнее, к сожалению, не

относится к России.

Существует прямая связь между тенденциями в развитии индустрии туризма и

общими экономическими, техническими и социальными достижениями.

Растущий уровень  жизни в развитых странах мира ведет к росту

продолжительности отпусков работников и достаточно высокому уровню их

обеспечения, что  оказывает значительное влияние на развитие туристической

отрасли.

Таким образом, необходимыми предпосылками возникновения массового  туризма,

его развития и  поддержания высоких объемов  спроса являются увеличение

свободного времени  и рост материального благосостояния общества.

Тенденция к увеличению свободного времени является важным фактором

дальнейшего успешного  развития туризма как отрасли. Вместе с тем «потребность

в отдыхе относится  к верхнему этажу пирамиды потребностей человека».

Известно,что «.потребности  человека в туризме – потребности в восстановлении

и развитии физических и психических сил человека, в  его физическом,

интеллектуальном  и духовном совершенствовании».Но для  того, чтобы эти

потребности приобрели  массовый характер, общество должно достичь  достаточно

высокого уровня благосостояния.

Измерением уровня жизни и дифференциации доходов  населения занимаются многие

международные организации, в том числе и Совет организации  экономического

сотрудничества  и развития (ОЭСР). В 1980 году ОЭСР утвердил список социальных

индикаторов, в  число которых входит и такой  индикатор, как «время и отдых», а

его показателями являются величина свободного времени  и его использование. В

качестве критерия рациональности структуры расходов семей используется закон,

открытый немецким статистиком Э.Энгелем, согласно которому с ростом

доходов семьи  снижается доля затрат на питание, а  доля расходов на

удовлетворение  культурных и иных нематериальных нужд (к числу которых можно

отнести и использование  свободного времени) существенно увеличивается.

Примером может  служить ФРГ, где рост общественного  богатства сопровождается

сокращением доли расходов на питание и предметы роскоши  в структуре общих

потребительских расходов граждан. Одновременно же растет доля расходов на

туризм и организацию свободного времени.

1.1.2. Взаимосвязь  развития спроса на рынке туризма  и общеэкономической

конъюктуры

Высокая степень  зависимости туризма от состояния  экономики в целом была

замечена еще  в 20-30-е годы нашего столетия.

      ____________________________________________________________________     

Сапрунова В.Б. Туризм: эволюция, структура, маркетинг. – М.: «Ось-89», 1997.-

с.57

Гужин Г.С., Беликов  М.Ю., Клименко Е.В. Менеджмент в иностранном  и внутреннем

туризме. – Краснодар: КубГУ, 1997.-с.56

    

Таблица

   

Взаимосвязь туризма и экономической  конъюктуры

 

    

Период  Конъюктура  Средний прирост  ночевок внутреннего туризма Средний прирост  валового продукта
1924-1929 подъем +5,4% +4,2%
1929-1933 спад -9,5% -4,5%
1949-1956 подъем +19,1% +12,3%
 

Источник: Сапрунова  В.Б. Туризм: эволюция, структура, маркетинг. М.: «Ось-

89», 1997.-с.74

Отсюда совершенно ясно следует, что в период экономического подъема,

благодаря росту  материального благополучия и покупательной  способности

населения интенсивность  туризма увеличивается и индустрия туризма также

переживает некий  подъем. В период же экономического спада спрос на

туристические услуги несколько падает, что не может  не сказываться на

индустрии туризма  в целом.

Однако исследователи  туризма в западных странах, признавая несомненную

зависимость изменений  в спросе на  туристском рынке  от общеэкономической

конъюктуры, тем  не менее, отмечают, что экономические  спады и кризисы оказывают

на туристическую  индустрию меньшее влияние, чем, например, на такие отрасли,

как строительная, автомобильная, производство мебели и  другие, ориентированные

на производство товаров длительного пользования  или предметов роскоши. Они

отмечают, что современный  западный потребитель скорее откажется  от приобретения

видео-и аудиоаппаратуры, чем от финансирования ежегодного отпуска, и

подчеркивают, что  в периоды экономических кризисов люди экономили не на

отпуске, а в отпуске.

Такую относительную  стойкость туризма к изменениям общеэкономической

конъюктуры рынка  западные исследователи объясняют прежде всего эластичностью

спроса на туристические  услуги. И именно поэтому в годы кризиса происходит не

полное прекращение  спроса на туристические услуги, а  лишь его некоторые

изменения, то есть увеличивается спрос на более  дешевые виды туристических

услуг и уменьшается  на самые дорогостоящие виды туризма.

Таким образом, экономические  кризисы все же затрагивают спрос  на

туристические услуги, но в гораздо меньшей степени, чем многие другие

отрасли. И вызвано  это, в первую очередь, тем, что туризм стал практически

необходимой потребностью массового потребителя. А также  тем, что эластичность

спроса и многообразие форм туризма обеспечивают в период экономических спадов

возможность перелива спроса от дорогостоящих видов туризма к более дешевым.

                       1.2. Социо-демографические факторы                      

Значительное влияние  на формирование туристического спроса оказывают в

основном следующие  социо-демографические факторы:

-возрастная и социальная структура общества;

-структура семьи;

-уровень доходов  различных слоев общества;

-соотношение городского  и сельского населения.

                           1.2.1. Возрастная структура                          

Как известно, в  настоящее время растет перспективность для международного

туризма людей  старших возрастных групп, и в  первую очередь группы людей в

возрасте «от 50 лет и старше».

В основе повышения  интенсивности туризма во всех старших  возрастных группах

лежат следующие  причины:

-повышение материального  благосостояния всех групп общества;

-увеличение продолжительности  жизни и снижение пенсионного  порога;

-изменение психологического  отношения к старению.

В результате, в  настоящее время в западных странах  достаточно велико

количество самостоятельных пожилых людей, которые стремятся к активному

наслаждению жизнью и имеют достаточные материальные средства, которые они с

большей охотой готовы отдать на собственное потребление, чем оставить в

наследство; они  считают, что следует не экономить имеющиеся в их распоряжении

денежные средства, а тратить их « на красивую жизнь».

Вследствие этого, сейчас в туристическом спросе сформировался  новый и очень

перспективный сегмент  «сениоров»-возрастная группа «от 50 лет  и старше»,

который в будущем, по мнению специалистов, будет оказывать очень существенное

влияние на развитие спроса туристических услуг и  займет свое выдающееся

положение на рынке  международного туризма.

                             1.2.2. Структура семьи                            

Очень актуальной целевой группой современного туристического рынка является и

несемейная молодежь до 35 лет – так называемые «одиночки». Их доля в крупных

промышленных городах  и агломерациях оценивается практически  в 50% от общей

численности населения.

Этим людям свойственны, как правило, высокий уровень образования, стремление

к успеху в профессиональной деятельности, повышенные требования к комфорту и

качеству жизни, индивидуализм. Они уделяют много  внимания организации своего

свободного времени, стараясь наслаждаться жизнью в полной мере.

Соответственно, объем  и величина спроса на данном сегменте туристического

рынка достаточно велики. И по мнению специалистов в  будущем эти показатели

будут расти.

Очень существенным дополнением к вышеизложенному  является тот факт, что по

статистике в  данной целевой группе очень велико количество одиноких женщин.

Так, по некоторым  прогнозам, число женщин, совершающих  туристические поездки

в одиночку, к концу 2000 года и к началу третьего тысячелетия  будет

составылять практически 50% от общего количества путешествующих. И с этим

фактом, несомненно, придется считаться туристическим  операторам, гостиницам и

национальным офисам по туризму, так как, по проведенным  опросам, одинокие

Информация о работе Туризм как отрасль экономики