Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 15:50, курсовая работа
Целью работы- рассмотреть и изучить вопросы требований к организации детского туризма, проанализировать его состояние на сегодняшний день, показать актуальность изучаемого вопроса.
Задачи работы:
1. Проанализировать этапы развития детского туризма.
2. Определить сущность детского туризма и его виды.
3. Рассмотреть требования к организации детского туризма.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………
Глава 1. Обзор истории развития детского туризма в России……………………………………………………………………….
§1.1. Зарождение туризма и экскурсий в России (XIX век - 1917 год)…….
§1.2 Развитие детско-юношеского туризма в послевоенный период………
Глава 2. Современный детский туризм…………………………
§2.1 Основные черты и характерные тенденции развития детского
туризма в России………………………………………………………………
§2.2 Классификация видов детского туризма и организаций, им занимающихся…………………………………………………………………
§2.3. Проблемы и перспективы развития детского туризма……………….
Глава 3. ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ детского
туризма………………………………………………………………………
§ 3.1 Требования к организации перевозок железнодорожным транспортом детских коллективов……………………………………………………………
§ 3.2 Требования к организации детских туристских лагерей
палаточного типа…………………………………………………………………
§ 3.3 Требования к пищеблоку и организации питания
в детском лагере……………………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………
В 60-е годы организационная структура туризма в СССР снова претерпевает изменения. В 1962 году Центральное туристско-экскурсионное управление (ЦТЭУ) преобразуется в Центральный Совет по туризму (ЦСТ), а в 1969 году окончательно реорганизуется в Центральный Совет по туризму и экскурсиям (ЦСТЭ). К концу 60-х годов в детском туризме выделились следующие основные направления работы: молодежные и детские лагеря отдыха, внутрисоюзные походы и краеведческие экспедиции. Именно в этот период расширяется география детского туризма. В 1969 году было принято постановление ЦК КПСС "О мерах по дальнейшему развитию туризма и экскурсий в стране". В то же время, основной задачей детского туризма определялось патриотическое воспитание подрастающего поколения. Основой идеологии стали: воспитание патриотизма, знание своей Родины и дружба народов СССР.
По указанию Центрального Совета по туризму и экскурсиям (ЦСТЭ) в 1970 году происходит реорганизация структуры детского туризма. Разрозненные республиканские, краевые и областные детские станции объединяются в Центральную детскую экскурсионно-туристскую станцию (ЦЦЭТС) Министерства Просвещения СССР, которая проводила ежегодно познавательные поездки более чем для 450 тысяч детей. В эти годы пополняется материальная база для специализированного отдыха школьников. Строятся и благоустраиваются более 30 молодежных и пионерских лагерей, центров отдыха и курортов союзного значения в Крыму, на Кавказе, под Москвой. Таким образом, в социалистический период истории нашей страны детский туризм был хорошо организован, отличался массовостью охвата школьников и был подчинен патриотическому и идейному воспитанию. При этом путешествия по СССР носили и самодеятельный, и организованный характер. Расширилась география поездок школьников от своего региона до крупных городов СССР, других республик и зарубежных стран. На детский туризм продолжали оказывать влияние "красные" даты календаря. Походы и экспедиции планировались централизованно, охватывая все школы и неся в себе конкретные задачи. Массовость достигалась спланированной системой вознаграждений по результатам. Кроме того, именно в 70-80-е годы в СССР была сформирована крупная и дешевая материальная база для развития детского туризма.
К сожалению, в период начала 1990-х годов, во время экономических реформ, советская система детского туризма руководителям того времени показалась неэффективной и государственная поддержка учреждений и мероприятий этой системы была сведена до минимальных пределов. Однако даже основ новых экономических отношений в этой сфере создать так и не удалось. На современном этапе в индустрии детского туризма имеется достаточная для ее развития материально-техническая база. В качестве субъектов, развивающих детский туризм, появились и коммерческие фирмы, и общественные объединения. Таким образом, возникает необходимость изучения и обобщения опыта развития детского туризма не только с точки зрения дополнительной образовательной деятельности, но и с позиций экономической эффективности этого направления. Новые экономические отношения, возникшие в настоящее время в нашей стране, обострили проблемы в детском туризме, требуют изменений в подходах и механизмах организации деятельности по развитию массового детского туризма.
§2.1 Основные черты и характерные тенденции развития детского туризма в России
Поскольку детский туризм является одной из составляющих туризма в целом, то все проблемы, которые возникают при его развитии, связаны с теми же факторами, которые препятствуют развитию туризма в целом, хотя, безусловно, имеются и чисто специфические моменты, присущие только детскому туризму.
К сожалению, за годы экономических реформ разрушительному удару подверглась система социального туризма, в том числе и детско-юношеского. На государственном уровне резко сократилось финансирование детских путешествий видов - экскурсионно-туристских, спортивных, оздоровительных и т.д. Закрывались и перепрофилировались учреждения дополнительного образования - Станции юных туристов. Центры детско-юношеского туризма, кружки и секции юных краеведов, натуралистов, юных экологов и т.д. Резко подорожали экипировка и снаряжение для спортивно-туристских походов. Практически прекратилось издание методической литературы по туризму, картографических материалов и описаний популярных маршрутов. Один из самых массовых видов туризма - это детский туризм, т. е. путешествия детей, школьников, в возрасте от 7 до 15 лет с различными целями. По данным Госкомстата РФ, в 2002 г. на территория России зарегистрировано 52100 действующих детских оздоровительных учреждений, из которых 34 600 (66,4%) - для школьников с дневным пребыванием, 8 900 (17,1%) - труда и отдыха, 4 700 (9%) профильные, оборонно-спортивные, оздоровительно-спортивные и другие, 3 300 (6,3%) -загородные оздоровительные и 600 (1,2%) -- санаторного типа.
Проблема развития детского туризма очень актуальна на сегодняшний день, специалисты считают, что в перспективе детско-юношеский туризм может и должен стать из приоритетных направлений развития туризма в России. Экономические преимущества этого вида туризма очевидны: путешествуют и студенты, как правило, организованными группами, поездки ритмично повторяются из года в год, что значительно облегчает планирование бизнеса. Еще более важен детский туризм с точки зрения социальной. Туризм предоставляет уникальную возможность глубже узнать и наглядно ознакомиться с историческими культурным наследием своей страны и других государств, пробудить чувство национального самосознания, воспитать уважение и терпимость к и обычаям других национальностей и народов.
Велика роль путешествий и в обеспечении многостороннего развития личности. Именно походы, поездки, экскурсии могут дать подрастающему поколению повышения своего интеллектуального уровня, развития наблюдательности, воспринимать красоту окружающего мира Важен туризм и средство снятия физической усталости, психологического напряжения и стрессов. Необходимо также отметить влияние детского туризма на развитие в подрастающем коммуникабельности, самодисциплины, адаптации к условиям современной жизни. Кроме того, детский спортивно-оздоровительный туризм является одной из эффективных оздоровительных технологий, способствующих образа жизни человека и общества в целом, что имеет большое государственное в воспитании подрастающего поколения. Поэтому можно с уверенностью сказать, что детский туризм - важный способ новому поколению накопленного человечеством жизненного опыта и культурного наследия, формирования ценностных ориентации, нравственного оздоровления и культурного развития нации, одни из путей социализации личности. Принимая во внимание, что будущее поколение страны в современных условиях не должно терять нравственные ориентиры, скатываться в криминальную среду, алкоголизм и наркоманию, перед российским государством и обществом сегодня стоят первоочередные задачи вернуть молодому поколению прекрасный детского туризма и развивать его во всех формах и видах. В настоящее время встречается и смешанный тип организации детского туризма, который объединяет государственные дотации с финансовыми вложениями российских и международных коммерческих ассоциаций, фондов, союзов. Органы управления образованием и (в меньшей степени) комитеты по физической культуре и спорту являются государственными и муниципальными органами управления, которые традиционно занимаются развитием детско-юношеского туризма. В последние годы в реализацию программ по развитию детского туризма включились также органы по делам молодежи и управления (департаменты и т.д.) по туризму, а также органы управления смешанного типа, например, Комитеты по делам молодежи, спорту и туризму. Образовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи и т.д.) в настоящее время, как правило, тоже включают в свои учебные планы элементы туристской деятельности. Учреждения дополнительного образования можно подразделить на разнопрофильные и специализированные. Они осуществляют свою деятельность либо на базе школ и других общеобразовательных учреждений, либо на собственной базе. К первой категории относятся многочисленные туристские кружки и секции, которые приписаны к разнопрофильным учреждениям дополнительного образования (Дворцам, домам и центрам детского творчества, творчества юных и аналогичных). К специализированным учреждениям можно отнести Станции юных туристов. Центры детского туризма н аналогичные. В большинстве регионов России в настоящее время такие Центры также включают в сферу своей деятельности сопутствующие направления, например, краеведение, экологию и др. Еще одной категорией специализированных учреждений можно считать детские туристские базы. Часть баз сохранила свой государственный или муниципальный статус, другие в 90-е годы XX века были приватизированы и стали частными, но не прекратили работу со школьниками. Организация отдыха и оздоровления в этих учреждениях проходит, как правило, путем продажи путевок, причем в качестве покупателей выступают как органы образования, так н учреждения социальной защиты, учреждения по делам молодежи. Часть детских туристских баз финансируется по линии Фонда социального страхования. Среди общественных организаций, развивающих детский туризм, можно также выделить специализированные общественные организации (туристские клубы) и многопрофильные объединения (военно-патриотические, скаутские организации и т.д., а также различные Союзы молодежи). В соответствии с действующим законодательством, общественные объединения могут либо действовать без регистрации, либо регистрироваться как самостоятельные юридические лица. На практике объединения первого типа чаще всего работают на базе каких-либо государственных или муниципальных учреждений образования, в том числе на базе высших учебных заведений.
В соответствии с Законом РФ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ туризм определяется как «временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания». Детский туризм подразумевает путешествия детей, в т.ч. школьников, в возрасте от 7 до 15 лет с различными целями. По тематическим направлениям познавательные путешествия школьников можно разбить на этнографические, геологические, экологические, исторические, археологические и другие виды выездов.
По способу организации туристские путешествия подразделяются на:
-плановые (осуществляются по программам туристско-экскурсионных учреждений)
-самодеятельные.
По продолжительности походов и путешествий различают:
- одно-двухдневные
- многодневные.
По степени сложности спортивно-туристские выезды делят на:
- некатегорийные
- категорийные походы (1, 2, 3 степени сложности).
При организации самодеятельных походов со школьниками существуют нормативы, ограничивающие возраст участников и их подготовку.
Например, к тренировочным выездам допускаются дети от 7 лет с предоставлением одного руководителя на 6 школьников, в походы 1-ой категории сложности допускаются учащиеся от 12 лет, 2-ой категории - от 14 лет, руководитель сопровождает 12-15 детей. В походы 3-ей категории сложности идут школьники от 15 лет в сопровождении одного руководителя на 8-12 человек.
В детском туризме существует особенность в классификации на основе такого критерия как сезонность. Выделяются:
- сезонный - каникулярный период (осень, зима, весна - 8-12 дней, лето - 3 месяца),
- межсезонный.
Все эти виды детского туризма на практике встречаются как по отдельности, так и в сочетании друг с другом.
Можно выделить несколько основных видов детского туризма, существующих в настоящее время в России, а именно:
1. Внутренний туризм:
-экскурсии для школьников
-спортивный туризм (в т.ч. спортивно-туристские соревнования)
-самодеятельные школьные обмены
-познавательные и рекреационные детские туры на коммерческой основе
-оздоровление и отдых в детских лагерях
2. Выездной туризм:
-организация международных безвалютных обменов
-образовательные, деловые и поощрительные выезды для талантливых -подростков, победителей творческих конкурсов, олимпиад и т.д.
-познавательные и рекреационные туры на коммерческой основе
-выезды в международные детские центры (лагеря)
Сегодня в России в области детского туризма одновременно работают как коммерческие, так и некоммерческие организации.
Коммерческая сфера состоит из туристских фирм, туристских баз и частных лиц, работающих со школьниками. Деятельность коммерческих структур направлена на получение прибыли и осуществляется в условиях конкуренции на рынке детского туризма.
Некоммерческая сфера представлена:
-государственными и муниципальными органами управления,
-государственными и муниципальными образовательными учреждениями, в том числе учреждениями дополнительного образования
-общественными (самодеятельными) объединениями (туристские клубы, спортивные секции, детские и молодежные общественные организации и движения).
Работа структур некоммерческой сферы не связана с получением финансовой прибыли и осуществляется за счет бюджетных ассигнований и (или) привлеченных средств, в т.ч. родительской платы.
В настоящее время встречается и смешанный тип организации детского туризма, который объединяет государственные дотации с финансовыми вложениями российских и международных коммерческих ассоциаций, фондов, союзов. Органы управления образованием и (в меньшей степени) комитеты по физической культуре и спорту являются государственными и муниципальными органами управления, которые традиционно занимаются развитием детско-юношеского туризма. В последние годы в реализацию программ по развитию детского туризма включились также органы по делам молодежи и управления (департаменты и т.д.) по туризму, а также органы управления смешанного типа, например, Комитеты по делам молодежи, спорту и туризму. Образовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи и т.д.) в настоящее время, как правило, тоже включают в свои учебные планы элементы туристской деятельности. Учреждения дополнительного образования можно подразделить на разнопрофильные и специализированные. Они осуществляют свою деятельность либо на базе школ и других общеобразовательных учреждений, либо на собственной базе.
К первой категории относятся многочисленные туристские кружки и секции, которые приписаны к разнопрофильным учреждениям дополнительного образования (Дворцам, домам и центрам детского творчества, творчества юных и аналогичных).
К специализированным
учреждениям можно отнести
Организация отдыха и оздоровления в этих учреждениях проходит, как правило, путем продажи путевок, причем в качестве покупателей выступают как органы образования, так и учреждения социальной защиты, учреждения по делам молодежи. Часть детских туристских баз финансируется по линии Фонда социального страхования. Среди общественных организаций, развивающих детский туризм, можно также выделить специализированные общественные организации (туристские клубы) и многопрофильные объединения (военно-патриотические, скаутские организации и т.д., а также различные Союзы молодежи). В соответствии с действующим законодательством, общественные объединения могут либо действовать без регистрации, либо регистрироваться как самостоятельные юридические лица. На практике объединения первого типа чаще всего работают на базе каких-либо государственных или муниципальных учреждений образования, в том числе на базе высших учебных заведений. От кружков или секций, работающих в учреждениях дополнительного образования, такие общественные объединения отличаются наличием собственных нормативных документов и выборных органов управления и контроля, более разнообразными формами и направлениями деятельности, выходящим за рамки только образовательного процесса. Целью деятельности такого объединения становится не просто получение учащимися какого-то объема знаний, умений и навыков, а воспитание и эффективная социализация молодого поколения. В последнее время стали появляться и туристские клубы, имеющие статус юридического лица, организационно-правовую форму общественного объединения, но по сути работающие как туристские фирмы, т.е. организовывающие туристские маршруты и продающие туристские путевки. От коммерческих туристских фирм деятельность такого клуба - общественного объединения - отличается тем, что получаемая от реализации путевок прибыль не может делиться между учредителями и членами объединения, а должна использоваться только на реализацию уставных целей клуба. В то же время такая форма регистрации не исключает выплат заработной платы штатным и привлеченным специалистам, приобретение туристского оборудования, экипировки, снаряжения. Общественное объединение вправе пользоваться земельными участками, арендовать или приобретать недвижимость, в том числе здания, сооружения, автотранспортную технику, иные средства передвижения типа лодок, байдарок и т.д. Эти общественные объединения наряду с туристскими фирмами лицензируются как туристские операторы и туристские агенты и пользуются на туристском рынке теми же правами и обязанностями, что и коммерческие структуры.
Информация о работе Требования к организации детского туризма