Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2010 в 15:15, курсовая работа
В сфере транспортного обслуживания железнодорожные перевозки имеют ряд особенностей, которые позволяют им в ряде случаев выглядеть более привлекательными по сравнению с другими видами перевозок. К таким особенностям относятся:
- большая провозная способность железнодорожного транспорта;
- способность преодолевать большие расстояния;
- достаточно высокая скорость доставки из пункта отправления в пункт назначения;
- регулярность перевозок независимо от метеоусловий, сезона года и времени суток.
Большим достоинством этих перевозок является возможность широкого обзора местности, что повышает их познавательный характер, а также комфортные условия, которые предоставляются туристам при длительных путешествиях.
Глава 2. ОБСЛУЖИВАНИЕ ПАССАЖИРОВ НА ЗАРУБЕЖНЫХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГАХ
2.1.
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ПУТЕШЕСТВИЯ
Железнодорожные путешествия - достаточно популярный вид отдыха за рубежом. Наиболее стойкими поклонниками этого вида туризма считаются немцы, англичане и швейцарцы. Причем если жители Великобритании и Швейцарии предпочитают путешествовать по своим странам, то немцы исколесили всю Европу и даже добрались до России и Америки. Особым шиком среди германских туристов считаются паровозные путешествия. А самый популярный у всех без исключения любителей железнодорожного туризма - «Orient Express» («Восточный экспресс»), стилизованный под знаменитый состав начала XX в.
На сегодня туристские маршруты пронизывают практически всю разветвленную железнодорожную сеть Западной Европы. Девиз операторов, специализирующихся на организации туров по железной дороге: «Мы пойдем везде, где есть рельсы».
В
последние годы отмечается также
рост интереса к железнодорожному туризму
на Американском континенте, где лидируют
три продолжительных маршрута: «Транс-Канада»
(десятисуточный переезд из Ванкувера
в Монреаль через Виннипег и Оттаву);
«Транс-Америка» (12 суток из Вашингтона
в Лос-Анджелес через Чарльстон,
Новый Орлеан, Сан-Антонио, Эль-Пасо
и др.); «Транс-Атлантика» (из Манагуа
до южной оконечности Южной
Железнодорожные маршруты есть в Индии и даже в Индонезии. Для туристов, посещающих Индонезию, предлагается уникальный тур - «Tour the Steam Locomotives in Indonesia» («Тур -паровые локомотивы в Индонезии») с осмотром самой крупной в мире коллекции действующих локомотивов и вагонов узкой колеи.
Развитие
высокоскоростного
Во Франции, например, уже давно высокоскоростное железнодорожное движение стало составлять успешную конкуренцию авиакомпаниям. В начале 80-х гг. прошлого века была пущена в эксплуатацию первая линия Юго-Восток TGV, на которой поезда TGV (Train a grande vitesse) могли развивать скорость до 270. км/ч. В конце 80-х гг. была введена в строй новая скоростная пассажирская магистраль Париж Атлантик, скорость движения поездов (TGV-A) на которой доведена до 300 км/ч. Южная часть этого коридора стыкуется с аналогичной линией в Испании, а северная часть высокоскоростной дороги присоединяется к скоростным магистралям Голландии, Германии, Бельгии и Англии (через пролив Ла-Манш).
Поезда
TGV-A состоят из вагонов 1-го и 2-го классов.
В вагонах 1-го класса имеются салоны
в виде 4-местных полукупе с креслами,
размещенными по обе стороны стола;
напротив каждого полукупе имеется
по два сидячих места со столиком
между ними. В вагонах 2-го класса
количество мест, расположенных друг
против друга, увеличено, что позволяет
довести пассажировместимость в
каждом вагоне до 62 человек. Поезд снабжен
салонами для семей с малолетними
детьми, где имеются поднимающиеся
полки для детей, а также вагоном
для инвалидов и вагоном-баром,
в котором предусмотрены
В
1999 г. началась эксплуатация двухэтажного
поезда TGV Duplex. В этом поезде возможно
перемещение пассажиров вдоль всего
состава; межвагонные переходы находятся
на верхнем этаже, а на нижнем этаже
расположены конференц-зал, семейное
отделение, детская площадка, салон,
в конце вагона первого этажа
бар. Пассажирские салоны верхнего этажа
отличаются удобной планировкой, низким
уровнем шума, оригинальным дизайнерским
решением. Кресла в вагонах расположены
с увеличенным шагом, что обеспечивает
более широкий уровень
В
настоящее время во Франции ведутся
работы по созданию скоростного поезда
нового поколения AGV (Automotrices a grande vitesse),
скорость которого будет достигать
350 км/ч. При этом расстояние между
Марселем (югом Франции) и Лондоном
по маршруту, пролегающему через Ла-Манш,
а также вдоль
Как уже отмечалось, практически во всех странах Западной Европы эксплуатируются высокоскоростные поезда: ICE в Германии; ETR-450 и ETR-500 в Италии; Intercity и Electra в Великобритании и т.д. В «гонку за скоростью» включилось и большинство других европейских стран: Испания, Португалия, Австрия, Швейцария, Греция, Македония, Болгария, Польша и т.д.
Практически все скоростные поезда оборудованы комфортабельными вагонами, информационными табло, туалетами, телефонными кабинами, вагонами-ресторанами и барами; в купе имеются телевизоры, радиоприемники, кнопки для вызова проводников и другие атрибуты комфортности.
Строительство и эксплуатация скоростных железнодорожных магистралей в Западной Европе привели к созданию единой железнодорожной сети, что во многом обусловило унификацию в сфере обслуживания пассажиров в этом регионе.
Интерес
представляет и высокоскоростная железнодорожная
сеть Японии «Синкансен» (поезд-пуля),
полностью изолированная от остальной
железнодорожной сети страны. Япония
стала страной, где впервые в 1964
г. была воплощена в жизнь идея
использования высоких
Особенностью линии «Синкансен» является то, что она расположена на местности со сложными географическими и погодными условиями: как известно, территория Японии подвержена тайфунам, землетрясениям, значительным перепадам температур. В связи с этим в целях безопасности при малейшей непогоде скорость поездов, эксплуатируемых на сети, может снижаться с 250 до 50 км/ч. Тем не менее сеть «Синкансен» пользуется большой популярностью у населения по магистрали курсируют около 450 экспрессов в сутки, перевозящих более 500 тыс. человек (периодичность движения составляет от 15 мин до получаса).
Существенным
достижением в организации
Большинство зарубежных стран с развитой сетью стальных магистралей имеет высокий уровень сервиса пассажиров. Это касается прежде всего частоты курсирования поездов и организации продажи билетов. В странах с высокой плотностью населения (Англии, Бельгии, Германии, Голландии, Дании, Италии, Швейцарии) перерывы между поездами составляют 15 20 мин. Как правило, пассажиры редко покупают проездные документы заранее, тем более что билет обычно действителен не на конкретный поезд, а на любой, идущий в данном направлении. За дополнительную же плату можно забронировать конкретное место на поезде.
Практически
все железные дороги развитых государств
охвачены электронными системами бронирования.
Производительность последних очень
высока в разных системах места
могут бронироваться в 12001500 поездах
в период от 2 ч до 3 мес. до отправления
поезда. При этом, находясь в одной
европейской стране, можно забронировать
спальное место на поезд в любой
другой стране. На большинстве направлений
при бронировании всегда обеспечивается
определенное количество свободных
мест для тех пассажиров, у которых
возникает необходимость в
Билеты можно купить у кассира или в автомате, при этом есть возможность расплатиться кредитными картами или наличными (автоматы по продаже билетов способны выдавать сдачу). Очень удобным видом оплаты перевозки являются различные проездные билеты: на определенное количество поездок, на определенный период времени день, два, три, пять, неделю, месяц, год. Проездные билеты могут быть городскими, национальными (действительными в одной стране), региональными (действительными в нескольких областях страны), международными (действительными в нескольких странах). Так, например, существуют системы продажи проездных железнодорожных билетов Inter Rail для проезда по европейским государствам; ScanRail для проезда по Скандинавским странам; проездной по странам Бенилюкса; проездной тоннеля под Ла-Маншем и т.п.
Особенность организации железнодорожного движения в Европе состоит в том, что большинство пассажирских поездов дневные, так как для пересечения даже самых больших стран требуется всего 6 8 ч. Поэтому практически во всех поездах имеются вагоны с сидячими местами. Места в таких вагонах могут располагаться по принципу самолетных, а могут группироваться по 6 8 мест в купе.
Спальные и скорые поезда ходят, как правило, ночью. В них имеются кушеточные и купейные вагоны. Купе кушеточных вагонов оборудованы шестью полками по три с каждой стороны. Поскольку расстояние между полками небольшое, то сидеть на них затруднительно, можно только лежать. Для этого пассажирам выдаются небольшая подушка и простынь. Стоимость кушеточно-го места составляет в разных странах от 2 до 15 $ США дополнительно к стоимости билета. В отдельных странах (Великобритания, Дания, Норвегия) кушеточные вагоны отсутствуют.
Купейные вагоны отличаются большим разнообразием от обычных 4-местных купе до 1-, 2- и 3-местных спален с душем или без него. Естественно, что и доплата за такие условия комфорта возрастает и может доходить до 100150 $ США. В связи с этим
-пассажирские вагоны за рубежом делятся на два класса: 1-й (иногда его называют бизнес-класс) и 2-й (стандартный). К 1-му классу
- относятся вагоны с 1- и 2-местными купе, а ко 2-му с 3- и 4-местными купе, сидячими и кушеточными местами.
При этом при обслуживании пассажиров 1-го класса им может предоставляться завтрак, туалетный набор, в качестве подарка предлагаются спиртные напитки и кондитерские изделия. Для пассажиров 2-го класса в купе могут быть приготовлены минеральная вода и освежающие салфетки. Вообще питаться в дороге пассажир может по своему усмотрению: в вагоне-ресторане, вагоне-буфете или кафетерии; блюда могут доставляться официантом в купе; в некоторых поездах предусмотрена продажа комплексных обедов через автоматы.
Практически
во всех вагонах имеются установки
для кондиционирования воздуха;
информационные табло с указанием
плана размещения мест в вагоне;
цветные пиктограммы, информирующие
о работе ресторанов, занятости туалетов;
приводится перечень услуг, предоставляемых
в поезде. Во многих поездах организована
телефонная и почтовая связь; производится
бронирование мест в гостиницах и
заказ автомобилей на-прокат; для
матерей с маленькими детьми предусмотрено
специальное оборудование столы
для пеленания, детские кроватки
с ограждениями и т.п.; для перевозки
личных автомобилей предоставляются
специальные железнодорожные