Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2010 в 15:15, курсовая работа
В сфере транспортного обслуживания железнодорожные перевозки имеют ряд особенностей, которые позволяют им в ряде случаев выглядеть более привлекательными по сравнению с другими видами перевозок. К таким особенностям относятся:
- большая провозная способность железнодорожного транспорта;
- способность преодолевать большие расстояния;
- достаточно высокая скорость доставки из пункта отправления в пункт назначения;
- регулярность перевозок независимо от метеоусловий, сезона года и времени суток.
Большим достоинством этих перевозок является возможность широкого обзора местности, что повышает их познавательный характер, а также комфортные условия, которые предоставляются туристам при длительных путешествиях.
Введение
Железнодорожный транспорт играет исключительно важную роль в обеспечении связи между отдельными регионами страны и между различными странами; обеспечивает нормальное и бесперебойное развитие экономики любого государства, а также является одним из основных видов транспорта, которым пользуются туристы в своих путешествиях.
В
сфере транспортного
- большая провозная способность железнодорожного транспорта;
-
способность преодолевать
-
достаточно высокая скорость
доставки из пункта
-
регулярность перевозок
Большим достоинством этих перевозок является возможность широкого обзора местности, что повышает их познавательный характер, а также комфортные условия, которые предоставляются туристам при длительных путешествиях.
Особенно велика роль железнодорожного транспорта в России, где он пользуется большой популярностью при реализации внутреннего туризма и международного туризма в страны, непосредственно граничащие с Российской Федерацией. В настоящее время в России на долю железнодорожного транспорта приходится 83 % грузовых и 46 % пассажирских перевозок.
Железная дорога является удобным средством сообщения для транспортировки любых категорий туристов, начиная от туристов-индивидуалов, больших и малых туристских групп на рейсовых регулярных линиях и чартерных поездах и заканчивая организацией специальных туристско-экскурсионных поездов местного и дальнего сообщения.
Железные
дороги исторически активно
Но все же довольно серьезную конкуренцию железнодорожным перевозкам на короткие расстояния, а также на экскурсионных маршрутах составляют автомобильные перевозки.
В настоящее время многие компании, владеющие железнодорожными линиями («Вагон-Ли», «Аккор» и др.), прикладывают большие усилия для сохранения и увеличения туристского пассажиропотока. Основными направлениями в этом плане можно назвать:
• прокладку высокоскоростных магистралей (для ускорения транспортировки);
• обслуживание в вагонах по формуле «Евро-Найт» (улучшение комфортности до гостиничного уровня);
•
организацию специальных
Глава 1. ПЕРЕВОЗКА ПАССАЖИРОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ
Наиболее полным документом в области международного железнодорожного сотрудничества является Единая Конвенция о международных перевозках (в редакции 1980 г.), объединившая Бернские конвенции, принятые еще в конце XIX в. рядом европейских государств и периодически пересматривающиеся. В ней отражены основные общие правила перевозки грузов и пассажиров на железных дорогах в международном сообщении.
Железнодорожные
перевозки, осуществляемые между различными
государствами, регулируются также
рядом многосторонних и двусторонних
соглашений, заключенных на правительственном
уровне уполномоченными
Существует
ряд международных объединений,
занимающихся реализацией основных
положений многосторонних соглашений,
а также вопросами практической
деятельности железных дорог и совершенствования
пассажирских и грузовых перевозок.
К наиболее известным таким объединениям
относится Организация
Другой
важной организацией в этой сфере
является Международная Ассоциация
Железнодорожных Конгрессов (МАЖК),
созданная в 1885 г. Ее основная цель
проведение конгрессов для обмена опытом
по актуальным проблемам железнодорожного
транспорта, публикация и распространение
технической информации. МАЖК изучает
и обобщает опыт по наиболее важным
научно-техническим и
Авторитетной организацией является и Международный Союз Железных Дорог (МСЖД), основанный в 1922 г. В настоящее время в него входят представительства железных дорог более 30 стран Западной Европы, Азии и Африки.
В
1975 г. была создана Международная
Конференция по Пассажирским Тарифам.
Это неправительственная
Помимо этого, существует целый ряд региональных объединений, занимающихся вопросами технического и технологического обслуживания пассажирских и грузовых железнодорожных перевозок: Европейская Конференция Министров Транспорта (ЕКМТ), Латиноамериканская железнодорожная ассоциация (АЛАФ), Союз Африканских Железных Дорог (САЖД), Ассоциация высокоскоростного движения на железнодорожном транспорте, включающая 12 стран мира, и др.
Основными документами, регулирующими железнодорожные перевозки во внутреннем сообщении, являются Закон РФ «О федеральном железнодорожном транспорте» (от 25.08.1995 г.), «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (от 10.01.2003 г.), Федеральный Закон «О естественных монополиях» (от 17.08.1995 г.), «Правила оказания услуг по перевозке пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных (бытовых) нужд на федеральном железнодорожном транспорте» (от 11.03.1999 г.) и др.
Закон
«О федеральном железнодорожном
транспорте» определяет железнодорожный
транспорт как основу транспортной
системы Российской Федерации, которая
должна обеспечивать потребности населения
в перевозках и услугах, а также
жизнедеятельность всех отраслей экономики.
Кроме того, законом подчеркивается
значение железнодорожного транспорта
в обеспечении национальной безопасности
страны и в развитии социальной сферы
государства, определяются его роль
и место в осуществлении
Последний устав железнодорожного транспорта был принят Государственной Думой РФ в январе 2003 г. Это девятый по счету устав в железнодорожной отрасли страны первый был принят в России в 1885 г., затем на территории Российской Федерации принимался в 1920, 1922, 1927 гг.; в Советском Союзе утверждался в 1935, 1954 и 1964 гг., а предпоследний был принят в Российской Федерации в 1998 г.
Необходимость
разработки нового законодательного акта
в сфере железнодорожных
Согласно
ст. 1 устав регулирует отношения, возникающие
между перевозчиками, пассажирами,
грузоотправителями (отправителями), грузополучателями
(получателями), владельцами инфраструктур
железнодорожного транспорта общего пользования,
владельцами железнодорожных
При этом железнодорожные пути общего пользования представляют собой железнодорожные пути на территориях железнодорожных станций, открытых для выполнения операций по приему и отправлению поездов; приему и выдаче грузов, багажа, грузо-багажа, по обслуживанию сортировочных и маневровых работ, а также железнодорожные пути, соединяющие такие станции.
Железнодорожные
пути необщего пользования это
Уставом
прописаны определения основных
понятий, применяемых в практике
железнодорожных перевозок. В связи
с тем что во вновь создаваемой
системе организации и
Перевозчик
юридическое лицо или индивидуальный
предприниматель, принявшие на себя
по договору перевозки железнодорожным
транспортом общего пользования
обязанность доставить
Инфраструктура
технологический комплекс, включающий
железнодорожные пути общего пользования
и другие сооружения, железнодорожные
станции, устройства электроснабжения,
сети связи, системы сигнализации, централизации
и блокировки, информационные комплексы
и систему управления движением,
а также иные здания, строения, сооружения,
устройства и оборудование, обеспечивающие
функционирование данного комплекса.
В
основе структуры железнодорожного
транспорта лежит производственно-
В настоящее время в Российской Федерации выделено 17 железных дорог, краткая характеристика которых приводится ниже. Московская железная дорога обслуживает Московский узел и территории Московской, Смоленской, Брянской, Тульской, Рязанской, Орловской и Курской областей. Управление железной дороги находится в Москве. Московская железная дорога занимает первое место в сети железных дорог по пассажирским перевозкам, ежегодно перевозя приблизительно 1\3 пассажиров, путешествующих железнодорожным транспортом. Именно на Московской железной дороге были выдвинуты многие инициативы, получившие затем распространение на всей сети: обращение пассажирских удлиненных пригородных поездов и поездов дальнего следования, тяжеловесных поездов, введение АСУ при бронировании билетов, введение новых видов пассажирских билетов купонного образца и др.