Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2010 в 15:15, курсовая работа
В сфере транспортного обслуживания железнодорожные перевозки имеют ряд особенностей, которые позволяют им в ряде случаев выглядеть более привлекательными по сравнению с другими видами перевозок. К таким особенностям относятся:
- большая провозная способность железнодорожного транспорта;
- способность преодолевать большие расстояния;
- достаточно высокая скорость доставки из пункта отправления в пункт назначения;
- регулярность перевозок независимо от метеоусловий, сезона года и времени суток.
Большим достоинством этих перевозок является возможность широкого обзора местности, что повышает их познавательный характер, а также комфортные условия, которые предоставляются туристам при длительных путешествиях.
Железнодорожные перевозки реализуются во внутреннем и международном сообщениях. На территории России они осуществляются в прямом, прямом смешанном, непрямом смешанном сообщениях.
Перевозки
в прямом железнодорожном сообщении
это перевозки пассажиров, грузов,
багажа, грузобагажа между
В прямом сообщении выделяется пригородное сообщение, которое осуществляет перевозки в пределах пригородных зон, представляющих собой территории, прилегающие к крупным городам, промышленным и курортным центрам. Как правило, пригородные зоны простираются на расстояние до 150 км от центра, однако в некоторых случаях пригородные поезда могут ходить и на более дальние расстояния. Например, пригородное сообщение существует между Москвой и Калугой (около 200 км); Москвой и Рязанью (более 200 км); Москвой и Владимиром (более 170 км); Воронежем и Мичуринском (более 180 км) и др.
Отличительной
особенностью пригородного сообщения
является неравномерность распределения
перевозок в течение суток, что
связано с режимом работы и
отдыха пассажиров, пользующихся пригородными
поездами. Основная цель пригородного
сообщения заключается в
Перевозки
в прямом смешанном сообщении
это перевозки, осуществляемые в
пределах территории Российской Федерации
несколькими видами транспорта (железнодорожным
и автомобильным, железнодорожным
и морским, железнодорожным и
речным, железнодорожным и воздушным)
по единому транспортному
Перевозки в непрямом смешанном сообщении это перевозки в пределах Российской Федерации несколькими видами транспорта по отдельным перевозочным документам, оформленным на транспортное средство каждого вида.
Международные
перевозки с участием железнодорожного
транспорта реализуются в прямом
и непрямом сообщениях. При этом
под перевозками в прямом международном
сообщении понимаются перевозки
пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа,
которые осуществляются между различными
железнодорожными станциями в различных
государствах или несколькими видами
транспорта в различных государствах
по единому перевозочному
Перевозки
в непрямом международном сообщении
это перевозки пассажиров, грузов,
багажа, грузобагажа, осуществляемые через
пограничные железнодорожные
Как
уже отмечалось, международные перевозки
реализуются на основании многосторонних
и двусторонних соглашений, заключенных
между железными дорогами различных
государств. На рисунке 8 приведена
схема международных
Железная дорога является удобным средством сообщения для транспортировки любых категорий туристов, начиная от туристов-индивидуалов, больших и малых туристских групп на рейсовых регулярных линиях и чартерных поездах и заканчивая организацией специальных туристско-экскурсионных поездов местного и дальнего сообщения.
Железные
дороги исторически активно
Но все же довольно серьезную конкуренцию железнодорожным перевозкам на короткие расстояния, а также на экскурсионных маршрутах составляют автомобильные перевозки.
В настоящее время многие компании, владеющие железнодорожными линиями («Вагон-Ли», «Аккор» и др.), прикладывают большие усилия для сохранения и увеличения туристского пассажиропотока. Основными направлениями в этом плане можно назвать:
•
прокладку высокоскоростных магистралей
(для ускорения
• обслуживание в вагонах по формуле «Евро-Найт» (улучшение комфортности до гостиничного уровня);
•
организацию специальных
Железнодорожное сообщение регулируется целым пакетом национальных и международных соглашений, конвенций и договоров.
Пассажирские перевозки на железных дорогах осуществляются, как известно, в пассажирских поездах, представляющих собой, в общем смысле этого слова, транспортные средства для перевозки пассажиров, багажа и почты, сформированные из вагонов пассажирского парка.
Вагоны, предназначенные для перевозки пассажиров, отличаются условиями комфортности, определяющими их тип. Пассажирские вагоны делятся на мягкие с двухместными купе (СВ), купейные, плацкартные, межобластные и общие. В вагонах СВ и купейных места, где располагаются пассажиры, отгорожены дверьми. Плацкартные вагоны представляют собой открытые вагоны с местами для лежания, межобластные с креслами для сидения, а общие открытые жесткие вагоны с местами для сидения. В проездном документе помимо номера вагона, в котором пассажиру предоставляется место, указывается и тип вагона, обозначаемый определенной буквой.
В зависимости от расстояния, на которое курсируют пассажирские поезда, они делятся на пригородные и дальние.
Пригородные поезда курсируют на расстояние до 150 км, однако, как уже отмечалось, они могут иметь и более дальние маршруты. Пригородные поезда часто в обиходе называют «электричками» в связи с тем, видимо, что они получают энергию от внешней электросети. Это название не совсем правильное, так как в общем случае электропоезд представляет собой разновидность моторизованного подвижного состава, получающего энергию от внешней электросети или от собственных электробатарей и способного покрывать расстояния в тысячи километров.
Обычные пригородные поезда имеют меньшую массу по сравнению с остальными пассажирскими поездами, большую населенность, а также частые остановки в пригородных зонах. Вагоны пригородных поездов оборудованы местами для сидения и полками для ручной клади, расположенными по обеим сторонам вдоль всего вагона. Места для сидения могут быть жесткими или мягкими. В середине вагона имеется достаточно широкий проход для пассажиров, а с обоих торцов предусмотрены тамбуры, где также могут ехать пассажиры. В пригородных поездах передний и задний вагоны имеют кабины машинистов, где установлены пульты управления.
Дальние поезда курсируют на расстояние более 150 км. Среди них есть поезда, находящиеся в пути от 3 до 9 сут. Это, главным образом, поезда, связывающие западные и центральные районы с Сибирью и Дальним Востоком. Дальние поезда формируются из плацкартных, купейных и спальных вагонов. В схему дальних поездов обязательно включаются вагоны-рестораны, а также могут включаться передвижные камеры хранения для излишней ручной клади.
К
пассажирским поездам нового поколения
можно отнести электропоезда-
В зависимости от скорости движения поезда делятся на пассажирские, скорые и скоростные.
Пассажирские поезда поезда, маршрутная скорость которых составляет до 50 км/ч. Они делают много остановок в пути, при этом стоянки достаточно длительные. Пассажирские поезда формируются из вагонов меньшей комфортности в них отсутствуют мягкие вагоны СВ и гораздо больше вагонов с плацкартными местами и общих, что увеличивает их населенность по сравнению со скорыми поездами.
Скорые поезда характеризуются более высокой скоростью на маршруте, составляющей не менее 50 км/ч. Разница в маршрутных скоростях пассажирских и скорых поездов, следующих в одном направлении, должна быть не менее 6 км/ч. Скорые поезда делают остановки только в крупных городах, проходя зачастую безостановочно 200 300 км; стоянки по продолжительности не превышают 15 мин. Скорые поезда в своем составе имеют больше вагонов повышенной комфортности СВ и купейных, они менее населены, чем пассажирские, и, как правило, имеют более удобное расписание.
Скоростные поезда поезда, способные развивать скорость от 140 до 160 200 км/ч. При этом маршрутная скорость таких поездов на всем пути следования не должна быть менее 85 км/ч.
Для
формирования фирменных поездов
используются вагоны со сроком эксплуатации
не более 10 лет или прошедшие капитальный
ремонт. В фирменных поездах
Все фирменные поезда относятся либо к скорым, либо к скоростным. В России первым фирменным поездом стал поезд «Красная стрела», начавший совершать ежедневные рейсы между Москвой и Санкт-Петербургом в 1932 г. В настоящее время в стране насчитывается более 300 поездов, имеющих собственное название, каждый из которых отличается историей создания и оригинальным оформлением.
Для
перевозки туристов могут быть организованы
специальные туристско-
Внерейсовые (чартерные) поезда.
Это
специально назначаемые вне регулярного
расписания заказные поезда. К специальным
поездам часто относятся
Поезда и вагоны также подразделяются на разные категории.
Категории поездов: пригородный, пассажирский, скорый, скоростной.
Категории вагонов: плацкартный, сидячий, купейный, спальный, вагон-ресторан, почтовый.