Транспортное обслуживание в туризме

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2010 в 15:15, курсовая работа

Описание работы

В сфере транспортного обслуживания железнодорожные перевозки имеют ряд особенностей, которые позволяют им в ряде случаев выглядеть более привлекательными по сравнению с другими видами перевозок. К таким особенностям относятся:
- большая провозная способность железнодорожного транспорта;
- способность преодолевать большие расстояния;
- достаточно высокая скорость доставки из пункта отправления в пункт назначения;
- регулярность перевозок независимо от метеоусловий, сезона года и времени суток.
Большим достоинством этих перевозок является возможность широкого обзора местности, что повышает их познавательный характер, а также комфортные условия, которые предоставляются туристам при длительных путешествиях.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 68.02 Кб (Скачать)

    Железнодорожные перевозки реализуются во внутреннем и международном сообщениях. На территории России они осуществляются в прямом, прямом смешанном, непрямом смешанном  сообщениях.

    Перевозки в прямом железнодорожном сообщении  это перевозки пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа между железнодорожными станциями Российской Федерации  с участием одной и более структур по единому перевозочному документу, оформленному на весь маршрут следования. К прямому сообщению относятся, например, железнодорожные маршруты: «Москва  Санкт-Петербург», «Санкт-ПетербургМурманск» (Октябрьская железная дорога); «Ростов-на-ДонуСальск» (Северо-Кавказская железная дорога); «МоскваНижний  Новгород» (Московская и Горь-ковская  железные дороги); «Санкт-ПетербургСамара» (Октябрьская, Московская и Куйбышевская железные дороги); «Москва Новосибирск» (Московская, Куйбышевская, Южно-Уральская, Западно-Сибирская железные дороги) и т.п. Прямое сообщение организуется между крупными экономическими, промышленными, культурными и курортными центрами, находящимися на большом расстоянии друг от друга.

    В прямом сообщении выделяется пригородное  сообщение, которое осуществляет перевозки  в пределах пригородных зон, представляющих собой территории, прилегающие к  крупным городам, промышленным и  курортным центрам. Как правило, пригородные зоны простираются на расстояние до 150 км от центра, однако в некоторых  случаях пригородные поезда могут  ходить и на более дальние расстояния. Например, пригородное сообщение  существует между Москвой и Калугой (около 200 км); Москвой и Рязанью (более 200 км); Москвой и Владимиром (более 170 км); Воронежем и Мичуринском (более 180 км) и др.

    Отличительной особенностью пригородного сообщения  является неравномерность распределения  перевозок в течение суток, что  связано с режимом работы и  отдыха пассажиров, пользующихся пригородными поездами. Основная цель пригородного сообщения заключается в обеспечении  регулярной и своевременной доставки пассажиров к месту работы и обратно  в будние дни, а также в перевозке  туристов к местам отдыха в выходные дни и в летнее время года.

    Перевозки в прямом смешанном сообщении  это перевозки, осуществляемые в  пределах территории Российской Федерации  несколькими видами транспорта (железнодорожным  и автомобильным, железнодорожным  и морским, железнодорожным и  речным, железнодорожным и воздушным) по единому транспортному документу, оформленному на весь маршрут следования. Прямое смешанное сообщение чаще используется при перевозке грузов (по транспортной накладной), хотя оно  может быть организовано и для  туристов. К прямому смешанному сообщению  относится, например, перевозка авиапассажиров с Павелецкого вокзала Москвы до аэропорта Домодедово электропоездом «Московский», осуществляемая по представлению пассажиром авиабилета.

    Перевозки в непрямом смешанном сообщении  это перевозки в пределах Российской Федерации несколькими видами транспорта по отдельным перевозочным документам, оформленным на транспортное средство каждого вида.

    Международные перевозки с участием железнодорожного транспорта реализуются в прямом и непрямом сообщениях. При этом под перевозками в прямом международном  сообщении понимаются перевозки  пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, которые осуществляются между различными железнодорожными станциями в различных  государствах или несколькими видами транспорта в различных государствах по единому перевозочному документу, оформленному на весь маршрут.

    Перевозки в непрямом международном сообщении  это перевозки пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, осуществляемые через  пограничные железнодорожные станции  и порты по перевозочным документам, оформленным в государствах, участвующих  в перевозках, а также перевозки  несколькими видами транспорта по отдельным  перевозочным документам на транспорте каждого вида.

    Как уже отмечалось, международные перевозки  реализуются на основании многосторонних и двусторонних соглашений, заключенных  между железными дорогами различных  государств. На рисунке 8 приведена  схема международных пассажирских сообщений российских железных дорог. 

    1. ПАССАЖИРСКИЕ  ПЕРЕВОЗКИ НА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГАХ
 

    Железная  дорога является удобным средством  сообщения для транспортировки  любых категорий туристов, начиная  от туристов-индивидуалов, больших и малых туристских групп на рейсовых регулярных линиях и чартерных поездах и заканчивая организацией специальных туристско-экскурсионных поездов местного и дальнего сообщения.

    Железные  дороги исторически активно участвовали  в развитии туристского движения.

    Но  все же довольно серьезную конкуренцию  железнодорожным перевозкам на короткие расстояния, а также на экскурсионных  маршрутах составляют автомобильные  перевозки.

    В настоящее время многие компании, владеющие железнодорожными линиями («Вагон-Ли», «Аккор» и др.), прикладывают большие усилия для сохранения и  увеличения туристского пассажиропотока. Основными направлениями в этом плане можно назвать:

    • прокладку высокоскоростных магистралей (для ускорения транспортировки);

    •  обслуживание в вагонах по формуле  «Евро-Найт» (улучшение комфортности до гостиничного уровня);

    •  организацию специальных туристских поездов, в том числе и «ретро-паровозы» (специальные тематические поездки  на железнодорожном транспорте).

    Железнодорожное сообщение регулируется целым пакетом  национальных и международных соглашений, конвенций и договоров.

    Пассажирские  перевозки на железных дорогах осуществляются, как известно, в пассажирских поездах, представляющих собой, в общем смысле этого слова, транспортные средства для перевозки пассажиров, багажа и почты, сформированные из вагонов  пассажирского парка.

    Вагоны, предназначенные для перевозки  пассажиров, отличаются условиями комфортности, определяющими их тип. Пассажирские вагоны делятся на мягкие с двухместными купе (СВ), купейные, плацкартные, межобластные и общие. В вагонах СВ и купейных места, где располагаются пассажиры, отгорожены дверьми. Плацкартные вагоны представляют собой открытые вагоны с местами для лежания, межобластные  с креслами для сидения, а общие  открытые жесткие вагоны с местами для сидения. В проездном документе помимо номера вагона, в котором пассажиру предоставляется место, указывается и тип вагона, обозначаемый определенной буквой.

    В зависимости от расстояния, на которое  курсируют пассажирские поезда, они  делятся на пригородные и дальние.

    Пригородные поезда курсируют на расстояние до 150 км, однако, как уже отмечалось, они могут иметь и более  дальние маршруты. Пригородные поезда часто в обиходе называют «электричками» в связи с тем, видимо, что они  получают энергию от внешней электросети. Это название не совсем правильное, так как в общем случае электропоезд представляет собой разновидность  моторизованного подвижного состава, получающего энергию от внешней  электросети или от собственных  электробатарей и способного покрывать  расстояния в тысячи километров.

    Обычные пригородные поезда имеют меньшую  массу по сравнению с остальными пассажирскими поездами, большую  населенность, а также частые остановки  в пригородных зонах. Вагоны пригородных  поездов оборудованы местами  для сидения и полками для  ручной клади, расположенными по обеим  сторонам вдоль всего вагона. Места  для сидения могут быть жесткими или мягкими. В середине вагона имеется  достаточно широкий проход для пассажиров, а с обоих торцов предусмотрены  тамбуры, где также могут ехать  пассажиры. В пригородных поездах  передний и задний вагоны имеют кабины машинистов, где установлены пульты управления.

    Дальние поезда курсируют на расстояние более 150 км. Среди них есть поезда, находящиеся  в пути от 3 до 9 сут. Это, главным образом, поезда, связывающие западные и центральные  районы с Сибирью и Дальним  Востоком. Дальние поезда формируются  из плацкартных, купейных и спальных вагонов. В схему дальних поездов  обязательно включаются вагоны-рестораны, а также могут включаться передвижные камеры хранения для излишней ручной клади.

    К пассажирским поездам нового поколения  можно отнести электропоезда-экспрессы, которые с недавнего времени  стали ходить между Москвой и  крупными близлежащими областными городами (Калугой, Рязанью, Ярославлем и др.). Они состоят из десяти вагонов, окрашенных в бело-синюю гамму цветов. В  этих экспрессах впервые в России было введено деление вагонов  на классы  первый, второй и третий, что позволило пассажирам выбирать различный уровень комфорта. В  самом дорогом первом классе кресла более удобные и просторные, между  ними установлены столики; под ногами пол покрыт небольшим ковриком; вагоны второго класса оборудованы креслами самолетного типа с откидными  столиками. Все окна в поезде тонированы, вагоны оборудованы электронной  информацией  «бегущей строкой», биотуалетами, телевизорами, имеется два буфета-бара. Пассажиры первого класса обеспечиваются разнообразной прессой. Такие поезда-экспрессы  выпускаются Демиховским машиностроительным заводом, расположенным в Московской области.

    В зависимости от скорости движения поезда делятся на пассажирские, скорые и  скоростные.

    Пассажирские  поезда поезда, маршрутная скорость которых  составляет до 50 км/ч. Они делают много  остановок в пути, при этом стоянки  достаточно длительные. Пассажирские поезда формируются из вагонов меньшей  комфортности  в них отсутствуют  мягкие вагоны СВ и гораздо больше вагонов с плацкартными местами  и общих, что увеличивает их населенность по сравнению со скорыми поездами.

    Скорые  поезда характеризуются более высокой  скоростью на маршруте, составляющей не менее 50 км/ч. Разница в маршрутных скоростях пассажирских и скорых поездов, следующих в одном направлении, должна быть не менее 6 км/ч. Скорые поезда делают остановки только в крупных  городах, проходя зачастую безостановочно 200  300 км; стоянки по продолжительности не превышают 15 мин. Скорые поезда в своем составе имеют больше вагонов повышенной комфортности  СВ и купейных, они менее населены, чем пассажирские, и, как правило, имеют более удобное расписание.

    Скоростные  поезда поезда, способные развивать  скорость от 140 до 160  200 км/ч. При этом маршрутная скорость таких поездов  на всем пути следования не должна быть менее 85 км/ч.

    Для формирования фирменных поездов  используются вагоны со сроком эксплуатации не более 10 лет или прошедшие капитальный  ремонт. В фирменных поездах обеспечивается высокое качество обслуживания: персонал проходит специальное обучение; используется постельное белье с небольшим  сроком эксплуатации; чай, кофе и кондитерские изделия предоставляются пассажирам по их просьбе в любое время  суток, а не по графику.

    Все фирменные поезда относятся либо к скорым, либо к скоростным. В  России первым фирменным поездом  стал поезд «Красная стрела», начавший совершать ежедневные рейсы между  Москвой и Санкт-Петербургом в 1932 г. В настоящее время в стране насчитывается более 300 поездов, имеющих  собственное название, каждый из которых  отличается историей создания и оригинальным оформлением.

    Для перевозки туристов могут быть организованы специальные туристско-экскурсионные  поезда, которые назначаются в  прямом внутреннем или международном  сообщении. При этом в состав поездов  включаются вагон-рестораны и дизельные  электростанции. Особенностью туристских поездов является то, что они продвигаются главным образом ночью, а днем стоят на запасных путях станции, пока туристы совершают экскурсии, предусмотренные в данном пункте маршрута.

    Внерейсовые (чартерные) поезда.

    Это специально назначаемые вне регулярного  расписания заказные поезда. К специальным  поездам часто относятся туристско-экскурсионные  поезда, также следующие вне регулярного расписания по специально для них проложенным ниткам маршрутов и графикам движения, составленным с учетом окон в регулярном расписании и экскурсионно-туристских целей. К внерейсовым поездам также относятся так называемые вывозные поезда - организуемые вне графика в период массовых праздников, национальных и международных соревнований и игр, а также для вывоза техники и людей на уборочные, сельскохозяйственные и другие работы.

    Поезда  и вагоны также подразделяются на разные категории.

    Категории поездов: пригородный, пассажирский, скорый, скоростной.

    Категории вагонов: плацкартный, сидячий, купейный, спальный, вагон-ресторан, почтовый.

Информация о работе Транспортное обслуживание в туризме