Технологии менеджмента в туристско-экскурсионной деятельности.

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 23:25, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы состоит в изучении технологических основ управления в туристско-экскурсионной сфере.

Задачи исследования:
Рассмотреть историю становления и развития технологий менеджмента туристско-экскурсионной деятельности.
Изучить общее состояние отечественного менеджмента в сфере туризма, тенденций его развития.
Проанализировать деятельность менеджеров туристической фирмы «Аллегро» г.Пермь

Содержание

Введение………………………………………………………………….4-

Глава 1. Менеджмент туристско-экскурсионной деятельности как научная проблема……………………………………………………………………..

Параграф 1.1. история становления и развития технологий менеджмента в туристско-экскурсионной деятельности………..............

Параграф 1.2. Сущность и специфика менеджмента туристско-экскурсионной деятельности…………………………………………….

Параграф 1.3. Направления, функции и методы менеджмента туристско-экскурсионной деятельности…………………………….

Глава 2. Современное состояние и проблемы менеджмента туристско-экскурсионной деятельности………………………………………….

Глава 3. Технологии менеджмента туристической фирмы

«АЛЛЕГРО»……………………………………………………………

Заключение………………………………………………………………

Список использованной литературы……………………………………..

Приложение…………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Технологии менеджмента в туристско-экскурсионной деятельности..doc

— 256.50 Кб (Скачать)

    Несмотря  на характерное для современного этапа усиление роли Экономических  рычагов и стимулов, не следует  ограничивать и организационно-административные методы воздействия, которые за счет централизации управления помогают выполнить напряженные плановые задания.

    Социально-психологические  методы управления

    Установлено, что результаты труда во многом зависят  от целого ряда психологических факторов. Умение учитывать эти факторы и с их помощью целенаправленно воздействовать на отдельных работников поможет руководителю сформировать коллектив с едиными целями и задачами. Социологические исследования свидетельствуют о том, что если успех деятельности хозяйственного руководителя на 15% зависит от его профессиональных знаний, то на 85% — от умения работать с людьми.

    Зная  особенности поведения, характер каждого  отдельного человека, можно прогнозировать его поведение в нужном для коллектива направлении. Это связано с тем, что каждой группе свойственен свой психологический климат. Поэтому существенное условие образования и развития трудовых коллективов соблюдение принципа психофизиологической совместимости. Японские социологи утверждают, что от настроения, желания человека работать и от того, какая морально-психологическая обстановка в коллективе, производительность труда может увеличиться примерно в 1,5 раза или в же несколько раз уменьшиться.

    Главная цель применения этих методов —  формирование в коллективе положительного социально-психологического климата, благодаря чему в значительной мере будут решаться воспитательные, организационные и экономические задачи. Другими словами, поставленные перед коллективом цели могут быть достигнуты с помощью одного из важнейших критериев эффективности и качества работы — человеческого фактора. Умение учитывать «человеческий фактор» позволит руководителю целенаправленно воздействовать на коллектив, создавать благоприятные условия для труда и в конечном счете сформировать коллектив с едиными целями и задачами.

    Необходимость использования в практике управление организацией социально-психологических методов руководства очевидна, так как они позволяют своевременно учитывать мотивы деятельности и потребности работников, видеть перспективы изменения конкретной ситуации, принимать оптимальные управленческие решения.

    Социально-психологические  методы руководства требуют, чтобы во главе коллектива были люди достаточно гибкие, умеющие использовать разнообразные аспекты управления. Успех деятельности руководителя в этом направлении зависит от того, насколько правильно применяет он различные формы социально-психологического воздействия, которые, в конечном счете сформируют здоровые межличностные отношения.

     В результате работы над данным параграфом мы пришли к следующим выводам:

  1. Приемы и способы социально-психологического воздействия во многом определяются подготовленностью руководителя, его компетентностью, организаторскими способностями и знаниями в области социальной психологии.
  2. Реализация функций и направлений менеджмента осуществляется  только путем применения методов управления.
  3. В призме менеджмента управление рассматривается как взаимосвязь функций.

    Данная  глава была посвящена исследованию основных понятий, видов и тенденций развития туристско-экскурсионной деятельности. На основе изученных материалов можно выделить следующее:

    Сфера социально-культурного сервиса в  области туризма сложна и многогранна. Поэтому индустрия туризма требует  наличия высококвалифицированных  кадров и серьезной профессиональной подготовки. Особенно это актуально на современном этапе развития туризма. Туризм становится не только областью практической реализации путешествий, но и особой отраслью знания, т.е. сферой теоретической деятельности.

    Организации, занимающиеся составлением и продажей туров, называются туристско-экскурсионными организациями. На практике они могут называться по-разному: туристские бюро, бюро путешествий, турагентства и т. д. Но с точки зрения вида предпринимательства на туристском рынке их можно подразделить на туристские агентства и туристские операторы.

    Туристско-экскурсионная деятельность - это организация свободного времени, вид активного отдыха, которая превратилась в настоящее время в целую отрасль, мировую индустрию. Имеет различные виды и типы, в зависимости от форм и методов ее реализации.

    Глава II. Современное состояние и проблемы менеджмента туристско-экскурсионной деятельности.

      В данной главе автор анализирует инфраструктуру туризма на территории Российской федерации. Нам необходимо выяснить, какие трудности существую на сегодняшний день в управлении туризмом на территории России, тенденции к устранению и пути выхода из них.

          Основными источниками  информации по работе над главой являются:  учебное пособие Жарковой Л. С., «План  основных мероприятий по проведению в 2008 году в Еловском муниципальном районе Года семьи», утвержденный главой администрации района Замахаевым В. А. и «План работы МУК «РКДЦ» на 2008 год», утверждённый заведующей отделом социально-культурного развития администрации Еловского муниципального района Л. М. Смирновой.

    В настоящее время особенное значение приобретает широкий круг проблем  развития современной российской науки  управления в самых различных  сферах, включая менеджмент туризма.

    В туристском бизнесе выделяется 4 уровня менеджмента: государственный, отраслевой, производственный, оперативный.

    1.    Государственный уровень. 

    Регулирование туристского бизнеса на государственном  уровне производится с целью:

  • увеличения валового национального дохода от туристской деятельности;
  • организации туристской деятельности в цивилизованных рамках;
  • защиты потребителя туристских услуг;
  • сохранения туристско-рекреационных ресурсов.

    Увеличение  валового национального дохода, за счет туристского бизнеса, регулируется налоговым законодательством.

    Пополнение  местных бюджетов за счет туризма достигается дополнительными местными налогами, сборами, платежами (туристский налог, курортный сбор, гостиничный сбор и др.)

    Защита  потребителя услуг на государственном  уровне производится: для физических лиц в рамках Закона РФ «О защите прав потребителей», а также в судебном порядке, а юридических лиц (предприятий, учреждений и организаций) – в судебном порядке через арбитражный суд.

    Организация туристкой деятельности в цивилизованных рамках регулируется:

  • нормативно-правовыми актами о регистрации юридических лиц, а также физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;
  • законодательными актами о сертификации туристских предприятий и лицензировании туристской деятельности;
  • налоговым законодательством;
  • нормативными актами о внешнеэкономической деятельности;
  • таможенным кодексом РФ и др.

    Сохранение  туристско-рекреационных ресурсов также регулируется на законодательном  уровне, в частности, Земельным кодексом РФ.

    2. Отраслевой уровень регулирования  туристской деятельности

    Отраслевой  уровень стратегии управления туризмом предусматривает всемерное развитие отрасли путем развития как собственного, национального туристского бизнеса, так и франшизных взаимоотношений, что предполагает широкое развитие туристского рынка в расчете на внутренних и иностранных туристов, доведение туристского продукта до международных стандартов. На этом уровне значительную роль способны сыграть общественные туристские организации, такие как АСТУР, РНТА, Евро-Азия, РАТА, НТО и др.

    Их  основные задачи:

  • создание инфраструктуры спроса;
  • влияние на разработку налогового и трудового законодательства в интересах туриндустрии потребителей;
  • внедрение международных стандартов обслуживания;
  • продвижение российского турпродукта на зарубежные рынки.

    Помимо  этого существует еще ряд организаций, занимающихся регулированием туристской деятельности на отраслевом уровне:

    Российская  национальная туристская ассоциация (1991 год) – создана в целях необходимости  национального представительства  России в международных организациях.

    Международная туристская организация «АСТУР» (1991 год) – организована в целях формирования единого туристского пространства в границах бывшего СССР.

    Ассоциация  туристских организаций «Евро-Азия» (1992 год).

    Российская  организация социального туризма.

    Российская  гостиничная ассоциация и т.д.

     3.  Производственный и оперативный  уровни менеджмента в туризме  характеризуют деятельность предприятий  туристской отрасли.

    Специалисты отрасли выделяют три основных направления  в менеджменте туристского предприятия:

  • менеджмент создания туристской фирмы;
  • менеджмент подготовки туристского продукта;
  • менеджмент реализации туристского продукта.

    Говоря  о современном состоянии и  проблемах менеджмента туристско-экскурсионной  деятельности в современной России, следует упомянуть и о таких аспектах как:

  • Этика современного менеджера
  • Проблема использования инновационных технологий в управления предприятием. Применение инноваций необходимо точно также проектировать, как и любую систему. Необходимо не только определить задачи, стоящие перед предприятием, но и создать систему, обеспечивающую переход предприятия в это состояние, определить необходимые ресурсы, разработать бизнес-процессы инновационной деятельности. Только так можно рассчитывать на успех. Квалификация менеджера, руководителя становится важнейшим фактором обеспечения эффективности инновационного процесса. В этой ситуации от менеджера требуется виртуозное владение всем набором инструментов управления.

    Как правило, проблема качественного управления решается за счет привлечения высококвалифицированных менеджеров со стороны и постоянного обучения персонала. Однако здесь возникают проблемы иного плана — все больше ощущается нехватка управленцев высокого уровня, к тому же они весьма дороги. Обучение же персонала очень часто оказывается недостаточно эффективным.

  • Профессиональные требования к менеджеру.

    Первая  главная проблема российского менеджмента - проблема качества управленческих кадров.

    Хотя  это специальность появилась  в вузах РФ, проблема качества не снимается. Это связано с тем, что в России мало людей, имеющих реальный опыт управленческой работы в условиях рыночной экономики. В то же время общепризнано, что менеджмент - это и наука и искусство, и что овладение знаниями в этой области невозможно без получения соответствующих практических навыков Естественно, что основная часть слушателей имеет незначительный жизненный и еще меньший управленческий опыт.

    Менеджер - это специалист, профессионально  занимающийся управленческой деятельностью  в конкретной области функционирования фирмы (в данном случае экскурсионной или методической).

    Менеджеры - основной ресурс фирмы. Но он легко  обесценивается. Поэтому вместе с  ростом требований фирмы к менеджерам должны расти и ее вложения в этот ресурс.

    Специфика экскурсионной деятельности как объекта управления предопределяет характер труда менеджеров и требования, предъявляемые к ним. Труд менеджера носит творческий характер, требует разносторонних знаний, предполагает склонность личности к аналитической деятельности.

    Характер  деятельности конкретного менеджера определяется составом делегированных ему полномочий в принятии управленческих решений.

    В процессе управления и координации  туриско–экскурсионной деятельности, менеджер должен четко понимать современно состояние данной сферы, той страны, региона где концентрируется его основная деятельность, использовать современные технологии управления человеческими ресурсами, современные технологии PR-менеджмента и т.д.

    В последние годы (2000-е гг.) наблюдается  тенденция улучшения развития туризма  в России: увеличивается поток  желающих посетить не только зарубежные страны, но и достопримечательные  отечественные места, улучшается качество обслуживания, развивается детский  туризм (предлагаются всевозможные детские поездки на морские курорты, в различные лагеря (от палаточных до комфортабельных) и зарубежные страны с познавательной целью и т.д.), разрабатываются новые маршруты туров.

Информация о работе Технологии менеджмента в туристско-экскурсионной деятельности.