Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 23:25, курсовая работа
Цель данной курсовой работы состоит в изучении технологических основ управления в туристско-экскурсионной сфере.
Задачи исследования:
Рассмотреть историю становления и развития технологий менеджмента туристско-экскурсионной деятельности.
Изучить общее состояние отечественного менеджмента в сфере туризма, тенденций его развития.
Проанализировать деятельность менеджеров туристической фирмы «Аллегро» г.Пермь
Введение………………………………………………………………….4-
Глава 1. Менеджмент туристско-экскурсионной деятельности как научная проблема……………………………………………………………………..
Параграф 1.1. история становления и развития технологий менеджмента в туристско-экскурсионной деятельности………..............
Параграф 1.2. Сущность и специфика менеджмента туристско-экскурсионной деятельности…………………………………………….
Параграф 1.3. Направления, функции и методы менеджмента туристско-экскурсионной деятельности…………………………….
Глава 2. Современное состояние и проблемы менеджмента туристско-экскурсионной деятельности………………………………………….
Глава 3. Технологии менеджмента туристической фирмы
«АЛЛЕГРО»……………………………………………………………
Заключение………………………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………..
Приложение…………………………………………………………
Первые (самые простые, зачаточные) формы упорядочения и организации совместного труда существовали уже на стадии первобытнообщинного строя. В это время управление осуществлялось сообща, всеми членами рода, племени или общины. Старейшины и вожди родов и племен олицетворяли руководящее начало всех видов деятельности того периода.
Примерно около IX — VII тысячелетия до н.э. в ряде мест Ближнего Востока произошел переход от присваивающего хозяйства (охота, сбор плодов и т.п.) к принципиально новой форме получения продуктов — их производству (производящей экономике). Этот период и стал точкой отсчета в зарождении менеджмента, вехой в накоплении людьми определенных знаний в области управления.
В Древнем Египте был накоплен богатый опыт управления государственным достоянием. В этот период (3000 — 2800 гг. до н.э.) сформировались достаточно развитый для того времени государственный управленческий аппарат и его обслуживающая прослойка (чиновники-писцы и т.д.).
В период расцвета греческих городов-государств, в ходе развития политических, экономических и культурных связей начинали складываться определенные традиции, способствовавшие возникновению некоего подобия центров туризма. Так, древние греки, съезжавшиеся в Олимпию со всей Эллады в качестве зрителей или участников олимпийских игр, пользовались неприкосновенностью во время путешествия по территории соседних государств.
Падение Римской империи привело к сокращению поездок и
Когда сформировались определенные религиозные течения, появилась еще одна многочисленная категория путешественников — пилигримы. Постепенно складывался закон гостеприимства для путешественников при поездках в чужеземные страны. При перемещении богатых путешественников за определенную плату им предоставлялись проводники, те или иные средства передвижения, охрана в пути, жилье и питание.
путешествий.
В средние века путешествия не
только были затруднительны, но и опасны.
Кроме государственных
Одним из первых, кто охарактеризовал управление как особую сферу деятельности, был Сократ (470 — 399 гг. до н.э.). Он проанализировал различные формы управления, на основе чего провозгласил принцип его универсальности. Вслед за ним Платон (428 — 348 гг. до н.э.) дал классификацию форм государственного управления, сделал попытку разграничить функции органов управления.
Приведенные материалы не охватывают всех событий и дат, которые так или иначе характеризуют процесс накопления знаний в области управления туризмом, однако позволяют в какой-то мере составить представление о том, на что обращалось внимание на самых ранних стадиях развития древнего искусства и новейшей науки о менеджменте.
2. Начальный период (1800–1917 гг.) – индустриальный период развития менеджмента.
В
этот период наибольшая заслуга в
развитии представлений о
В конце XVIII века все более стал проявляться феномен, который сейчас мы называем промышленной революцией. Этот процесс повлиял не только на экономику многих стран, но и лег в основу современного туризма.
Основной характеристикой этого периода стало увеличение численности населения Земли почти вдвое, что могло произойти только с индустриализацией экономики. Рост населения повлек за собой миграцию. Люди стали покидать свои места и уезжать в новые индустриальные города по очень простой причине: только в этих городах была возможность найти работу.
Таким образом, основными факторами, повлиявшими на развитие туризма в XIX столетии, были рост благосостояния, увеличение свободного времени, появление транспортных средств.
Эта
новая практика позволяла расширять
свою долю рынка и транспортным компаниям.
Появились менеджеры
Таким образом, основными факторами, повлиявшими на развитие туризма в XIX столетии, были рост благосостояния, увеличение свободного времени, появление транспортных средств.
3.
Фаза развития и подъема (1917–
Отличительной
чертой данного периода развития
менеджмента является формирование
новой организационной
Началось структурное расширение сети туризма и экскурсий. В 20-е годы стали создаваться отделы ближних и дальних экскурсий при Наркомпросе. Изучением методов и принципов управления туризмом занимались Московский институт методов внешкольной работы, кафедра экскурсионного дела МГУ, экскурсионные секции Главполитпросвета и др. В этот период уже вырисовались органы государственного управления туризмом — профсоюз, ВЛКСМ и Наркомпрос.
Необходимость развития иностранного туризма в СССР поставила задачу создания специального органа. Такой орган решением Совета Труда и Обороны был создан в 1929 г. — всесоюзное общество «Интурист».
В первые послевоенные годы в Европе отмечалась высокая миграция населения, что стимулировало спрос на международные путешествия. Вместе с восстановлением разрушенного народного хозяйства восстанавливалась и налаживалась система управления туризмом.
В международном масштабе туристскую деятельность координирует ВТО (Всемирная туристская организация), созданная в 1968 г. Основными задачами ВТО являются оказание помощи международному туризму с целью развития туристской отрасли, укрепление дружеских и культурных связей, борьба против любых препятствий свободному международному передвижению людей, сбор и последующее распространение технической информации по всем видам туризма, научно-исследовательская работа в области туризма, координация туристской деятельности в региональном и межрегиональном масштабе, сотрудничество с ООН и другими международными организациями, заинтересованными в развитии туризма.
4.
Фаза распада централизованных
организационных структур
Эти периоды отличаются выбором транспортных средств: пешком – на лошади – паровозом (по железной дороге) – на автомобили – на самолете; мотивацией путешествий: от путешествия, вызванного необходимостью, к путешествию самоцели (познание мира, лечение, отдых, рекреации и т.п.); количеством участников и их принадлежностью к общественным слоям: от элиты – к среднему согласию – к состоятельным классам и до массового охвата людей туризмом (т.е. всех слоев общества).
Таким
образом, наряду с эволюцией всех
сторон жизни общества, видоизменялась
сфера развлечений и
Опираясь на выше изложенные факты, и учитывая современное информационное и инновационное развитие общества, и всех сфер деятельности, можно определить 5 этап развития менеджмента туристско-экскурсионной деятельности:
5. Это современный этап развития.
Данный этап сложен и интересен тем, что он включает в себя стремительно развитие информационных технологий, а значит и вместе с тем постоянно изменяющиеся и повышающиеся потребности общества в организации отдыха, досуга, их видов, форм, методов подачи, сопровождения и т.д. Сегодня, как никогда очень концентрирован рынок по количеству туристических фирм, а значит и плотностью предложений, вариантов туров, видов отдыха, что влечет за собой плотную конкуренцию. Это следовательно требует от менеджера хорошее материально-техническое оснащение предприятия, высококвалифицированный подход к организации трудового процесса, разработки новых и все более интересных предложений для клиентов, постоянный мониторинг рынка, изучение а анализ конкурентов, возможностей своей компании и т.д. Это требует грамотного и хорошо сорганизованного подхода к управлению всем и процессами.
В результате работы над параграфом мы пришли к следующим выводам:
Интенсивное развитие туризма отмечалось в районах с благоприятной внутренней и внешней политикой, устойчивым экономическим потенциалом, достаточным уровнем
I. 2. Сущность и специфика менеджмента туристско-экскурсионной деятельности.
В данном параграфе мы рассматриваем сущность и специфика менеджмента туристско-экскурсионной деятельности. Нам важно выяснить, особенности данной сферы, специфику деятельности менеджеров туризма. Данная проблема раскрыта в работах Ю. А. Стрельцова, Т. Г. Киселевой, Ю. Д. Красильникова, Л. А. Жаркова, В. М. Чижикова, Акимова Л. А., Кузицына Г. М., Ковальчук А. С., Максютина Н. Ф.
Труд в управлении туризмом специфичен и существенно отличается от деятельности работников других отраслей, хотя на первый взгляд можно предположить, что менеджмент туристского региона и туристской организации опирается на ту же базу, что и менеджмент любого предприятия системы «человек-человек». Но сфера туризма имеет ряд особенностей, через которые мы можем проследить специфичность менеджмента данной сферы.
Первая
особенность туристско-
Следующая особенность туристско-экскурсионной деятельности заключается в сильном влиянии со стороны заинтересованной клиентуры. Туристские организации не могут ожидать от своих участников того, что все они будут вести себя одинаково, поскольку существуют определенного рода противоречия между владельцами гостиниц, местными жителями и приезжими туристами. Именно поэтому нормативному менеджменту (на уровне туристской организации – политике предприятия, на уровне региона – планированию и координации деятельности путем разработки ведущего образа) уделяется очень большое значение.
Важнейшей особенностью туризма как объекта управления является специфика туристского продукта, его неотделимость от источника формирования. Товар в материальном виде (мясо, одежда) существует независимо от его производителя, туристская услуга (а это тоже товар) неотделима от источника ее создания.
В связи с тем, что при реализации туристского продукта усиливается личностный аспект, процесс предоставления туристской услуги может быть автоматизирован в гораздо меньшей степени, чем, например, процесс производства товаров. По этой причине в менеджменте туризма неизмеримо больше внимания должно уделяться управлению персоналом и регулированию межличностных отношений.
Информация о работе Технологии менеджмента в туристско-экскурсионной деятельности.