Техника и технология бытовых услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 16:09, курсовая работа

Описание работы

Закономерностью развития современной цивилизации является превращение сферы услуг в доминирующий сектор народного хозяйства. Ускоренный рост сферы услуг знаменует собой вступление современного общества в постиндустриальную стадию раз вития. XXI век будет веком информационно-сервисного общества. Возрастает роль услуг в удовлетворении материальных и духов ных потребностей людей, в рациональном использовании свободного времени, в самоутверждении и самореализации личности как важнейшей социальной ценности.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 64.59 Кб (Скачать)

   Тенденция  развития технического обсдуживания  товаров длительного пользования  неоднозначна. Для некоторых товаров  было характерным повышение технической  надежности и качества изделий,  что в связи с быстрым моральным старением и ускорением обновления технико-технологических и конструкторских принципов их функционирования делало нецелесообразным прибегать к услугам по содержанию и восстановлению потребительских свойств изделий, намного эффективнее и рациональнее становилось отправить подержанную бытовую технику или автомашину на спе циальный склад утильсырья или в магазин по продаже бывших в употреблении технически сложных товаров. Замена старой модели машины на новую, только что появившуюся - это реклама своего личного успеха и процветания фирмы, в которой занят работник. В этом случае приобретение старой, подержанной модели автомашины и бытовой техники, радиоаппаратуры, как и поношенной одежды и обуви, а также покупка услуг по их ремонту и техническому обслуживанию может быть показателем ухудшения материального благосостояния людей.

   Вместе  с тем при всей надежности  технически сложных товаров их  эксплуатация зависит от квалификации  потребителей и условий эксплуатации. Это может привести к сбоям  в работе и потребовать ремонтных  услуг. Кроме того, некоторые технически

   сложные  виды товаров могут быть произведены  по индивидуальному заказу и  им может не быть замены. Тогда  возникает престижный сегмент  рынка производственных бытовых  услуг в расчете на индивидуальные  запросы потребителей и на  их высокие доходы. С ухудшением  экономической ситуации и со  снижением платежеспособного спроса  населения уменьшается потребность  в выполнении дорогих бытовых  услуг по индивидуальным заказам.

   В советский  период в России, как и в  других странах государственного  социализма, бытовое обслуживание  было частью общественного, государственного  сектора. Хотя бытовые услуги, обла дая свойством конкурентности  и исключаемое(tm), являются благами  индивидуального пользования и  могут как обычный товар покупаться  и продаваться, тем не менее  признавались особые достоинства  этих благ и обращалось внимание  на особый внешний эффект от  этих благ. Так, социальная значимость  развития бытового обслуживания  виделась в сокращении времени  в удовлетворении бытовых нужд  в домашних условиях, а следовательно,  в увеличении свободного времени  как пространства для социально-культурного  развития людей. Виделась особая  роль бытовых услуг в освобождении  женщин от рутинной домашней  работы и в создании реальных  предпосылок для равенства социальных  прав мужчин и женщин.

   В связи  с вышесказанным бытовые услуги  рассматривали как социально-значимые  смешанные блага и считалось,  что они обладают определенными  свойствами благ общественного  достояния. Это приводило к  тому, что тенденция государственной  поддержки развития бытового  обслуживания в странах государственного  социализма была сильной, а  тенденция распространения рыночных  отношений в бытовом обслуживании  ограничивалась и сдерживалась. Здесь широко применялись социально  низкие цены за счет дотации  из государственного и местного  бюджета. Это обеспечивало широкую  доступность населения к сфере  бытового обслуживания, для советского  периода России характерным было  постоянное столкновение двух  противоречивых тенденций-тенденции  перенесения методов организации  промышленного производства в  сферу бытовых услуг с целью  экономизации затрат на их  производство и тенденции учета  социальных факторов в управлении  бытовым обслуживанием.

   В создании  сети крупных комбинатов быта, ориентированных на усредненного  потребителя, реализовалась первая  тенденция, а государственная  поддержка сети предприятий быта  на селе и уста новление  дотационных социально-низких цен  на массовые бытовые услуги  отражают вторую тенденцию.

   В развитой  рыночной экономике центральной  фигурой является не просто  потребитель, а потребитель как  представитель среднего класса. Потребительская корзина среднего  класса (2/3 общества) включает определенный  стандарт потребления услуг, в  том

   числе  бытовых, и она постоянно воспроизводится  за счет собственных, заработанных  средним классом доходов. В  результате этого здесь с помощью  рынка обеспечивается равновесие  между спросом на многие массовые  услуги со стороны среднего  класса и предложением со стороны  большого количества частно-предпринимательских  структур сферы услуг. В этом  случае широкий доступ населения  к бытовыму обслуживанию достигается  без участия государства, благодаря  высокой платежеспособности многочисленных  потребителей как представителей  среднего класса и развитому  частному сектору услуг.

   При низкой  платежеспособности населения рыночный  механизм и частное предпринимательство  не способны решить проблему  широкой доступности массовых  видов бытовых услуг. Несмотря  на их социальную значимость, низкий жизненный уровень людей  вынуждает отказываться от потребления  услуг в пользу потребления товаров первой необходимости и переходить к самообслуживанию.

   В России  сложилась подобная ситуация, когда  в результате шокового варианта  экономической реформы резко  упал жизненный уровень населения.  Несмотря на то, что предприятия  бытового обслуживания в силу  небольших размеров, технологической  замкнутости и повсеместного  их распространения, лучше всего  объективно были подготовлены  к разгосударствлению и приватизации. И здесь в первую очередь  началась массовая малая приватизация. Однако процесс приватизации  этой сферы проходил форсированно, по команде сверху. Он не был  соотнесен с решением проблемы  платежеспособности широких масс  населения.

   Хотя  в 1995 г. было приватизировано  76% всех предприятий бытового  обслуживания населения и они  перешли на принципы самофинансирования  и стали работать в условиях  рыночных спро-совых ограничений,  однако, отсутствие массовой покупательной  способности широких слоев населения  не дало ожидаемого эффекта  от расширения частного сектора  в сфере бытового обслуживания.

   Произошло  резкое падение объема производства  в отрасли. Количество предприятий  бытового обслуживания сократилось  на 1/3, а число занятых-на 1/4. Немало  предприятий отрасли перепрофилировалось.  Многие регионы РФ остались  без целого ряда предприятий  бытового обслуживания. Так, 332 города, рабочих поселка и районных  центра РФ (из 4874) на начало 1995 г.  не имели предприятий по ремонту  обуви, 339-по ремонту сложной бытовой  техники, 450 -по ремонту холодильников, 745-по ремонту и техническому  обслуживанию транспортных средств, 892 - предприятий по химчистке  одежды.

   Почти  вся система бытового обслуживания  в сельской местности перестала  существовать. В связи с падением  жизненного уровня населения  существенно изменилась структура  потребления отраслевых групп  услуг. Недоступность для 2/3 населения  дорогих

   технически  сложных товаров длительного  пользования сократила объем  производства и реализации услуг  по ремонту и техническому  обслуживанию таких товаров. Уменьшился  объем дорогостоящих услуг по  изготовлению предметов потребления  по индивидуальным заказам, особенно  резко сократился объем индивидуального  пошива. В то же время наблюдалась  тенденция некоторого роста объема  услуг по восстановлению потребительских свойств обуви и одежды. Произошла резкая сегментация рынка бытовых услуг по уровню доходов населения. Сформировались два типа предприятий бытового обслуживания:

   престижные  предприятия, ориентированные на  дорогое высококачественное обслуживание  и на спрос богатых слоев  общества;

   и предприятия  обычного типа, ориентированные  на спросшироких масс потребления  с низким и средним уровнем  дохода.

   В настоящее  время в сфере обслуживания  в России в связи с продолжающимся  усилением подоходного и поимущественного  расслоения населения наметились  две противоречивые тенденции.  Первая тенденция-тенденция создания  высококлассных предприятий бытового  обслуживания нередко с участием  иностранного капитала и развития  дорогостоящих видов услуг, в  частности, услуг по ремонту  и техническому обслуживанию  техники сложных товаров длительного  пользования, по изготовлению  высококачественных предметов потребления  по индивидуальным заказам. Тенденция  развития этого престижного сегмента  рынка обеспечивает высокую рентабельность  производства услуг, дает большой  простор для конкуренции и  предпринимательской деятельности, для маркетинговых исследований.

   Вторая  тенденция-это тенденция сохранения  и укрепления массового сектора  рынка бытовых услуг.

   В современных  условиях происходит сокращение  и перепрофилирование многих  обычных предприятий бытового  обслуживания, ориентированных на  спрос низкодоходных групп населения,  поскольку с обнищанием населения  сужается предложение услуг обычного  уровня качества, а производство  таких услуг становится малорентабельным  или нерентабельным. Здесь предпринимательская  деятельность наталкивается на  значительные трудности. С точки  зрения страхования от риска  в условиях низкого платежного  спроса населения в отличие  от стран с развитой рыночной  экономикой в России в сфере  бытового обслуживания получило  широкое распространение не малое  частное предпринимательство, не  семейный бизнес, а коллективные, кооперативные формы хозяйствования. Владельцами предприятий сферы  быта стали: трудовые коллективы -63%, юридические лица-23%, и физические  лица-13%.

   Кроме  того, в нашей стране необходимость  выживаемости предприятий бытового  обслуживания заставляет их идти  на более силь-

   ную, чем  на Западе, диверсификацию, когда  наряду с основной профильной  деятельностью широко развиваются  другие непрофильные виды деятельности, приносящие дополнительный доход.  Но диверсификация, переходящая  пределы и критическую черту,  приводит к перепрофилированию  предприятия. Ныне действующее  законодательство в области приватизации  предоставляет предприятиям большую  свободу выбора деятельности  и обязывает только в течение  первых 2 - 3 лет оказывать услуги  по профилю приватизированного  предприятия.

   Однако  до тех пор, пока значительная  часть населения российского  общества будет малообеспеченной, без сильной государственной  поддержки предприятий обычного  типа невозможен подъем сферы  бытового обслуживания России.

   Государственная  поддержка предприятий сферы  быта может существовать в  следующих формах: налоговых льгот  и льготного кредита, субсидирования  населения и дотации населения.  Налоговые льготы являются наиболее  гибкой и весьма децентрализованной  формой государственной поддержки,  но ее многоканальность требует  высокого уровня организации  работы налоговых служб и совершенного  налогового законодательства, не  допускающего возможности массового  злоупотребления налоговыми льготами  и укрытия от налогов. Налоговая  политика государства становится  важным инструментом экономической  поддержки малого предпринимательства  в сфере бытового обслуживания.

   Однако  в условиях снижения спроса  на услуги в связи с уменьшением  реальных доходов населения приобретает  большое значение стимулирование  спроса государством с помощью  дотации предприятий и населения.  Дотация придприятий и населения  предполагает наличие социального  норматива. В сфере бытовых  услуг им является обязательный  перечень услуг, входящий в  гарантированный государством социальный  прожиточный минимум (минимальную  потребительскую корзину).

   Дотация  предприятиям, оказывающим социально  гарантированный перечень услуг,  обеспечивает их потребление  всеми социальными слоями населения,  включая как высокообеспеченные, так и малообеспеченные. Предприятия,  оказывающие услуги по низ  ким и льготным ценам, получают  дотацию из государственного  и местного бюджета. Однако  такой метод дотирования предприятий  является малоэффективным, особенно  когда доля малообеспеченных  слоев населения невелика. От  такой формы дотации выигрывают  средне- и высокооплачиваемые слои  населения и она ограниченно используется в развитой рыночной экономике. Основной формой дотации являются целевые, адресные выплаты малоимущим слоям населения, как правило, предоставляемые в натуральной форме, что исключает возможность расходования дотаций на другие нужды.

   Наибольшее  распространение получили дотации  населения в

Информация о работе Техника и технология бытовых услуг