требление
людьми таких благ, поскольку
отсутствуют ограничения семейного
бюджета на получаемое общественное
благо, нет рыночного выбора
и не существует оценки индивидуальным
потребителем целесообразности
расходов на жилье по отношению
к другим статьям семейного
бюджета. Расходы на жилье не
были каналом реализации все
возрастающего объема денежных
сбережений населения, так называемого
денежного, финансового навеса. Расширение
кооперативного сектора жилья
рассматривалось как временный
и неперспективный путь решения
жилищной проблемы. Кроме того, с
увеличением государственных инвестиций
в жилищное строительство усиливается
эффект вытеснения ими негосударственных
вложений средств в жилищную
сферу. Иными словами, общий объем
инвестиций в жилищное строительство
может не увеличиться, поскольку если
есть возможность получить жилье в аренду
от государства по низким ценам, но подрывается
стимул расходовать средства семейного
бюджета на жилье.
В странах
государственного социализма функционирование
жилищного хозяйства носило затратный
характер. Причиной тому было
господство монополии производителя
и действие принципа "один проектировщик,
один строитель" при отстранении
потребителя от свободы выбора.
Следствием этого было неоправданно
быстрый рост сметного строительства
при архитектурной невыразительности
жилищной застройки. Диктат монопольного
положения производителя в жилищной
сфере ориентировал на усредненные
показатели обеспечения жилой
площади в квадратных метрах
в расчете на одного человека,
независимо от ее комфортности.
Валовый принцип планирования
жилищного строительства недостаточно
учитывал семейно-демографическую
структуру населения. В практике
общественного управления недооценивалась
роль городского строительства
как одного из каналов миграции
сельского населения в город.
Кадры строителей в крупных
городах формировались преимущественно
из иногородних жителей, поскольку
строительные профессии для горожан
были мало престижными из-за
неблагоприятных условий труда,
большой долей немеханизированных
работ. В результате возникла
проблема самообеспечения жильем
самих строительных иногородних
рабочих, а решение проблемы
жилья для коренных жителей
города, стоящих в очереди на
улучшение жилищных условий, отодвигалось,
и жилищный дефицит рассасывался
очень медленно.
Сложившийся
при административно-командной системе
механизм бесплатного распределения
жилья отличался социальной несправедливостью
по отношению к обеспечению
жильем малодоходных групп населения.
Выгоды от такой системы получали
высокообеспеченные слои населения
и в первую очередь номенклатура,
которая играла центральную роль
в распределении общественных
благ. Затратный вариант жилищной
политики проявился и в слабой
заинтересованности предприятий
и организаций жилищно-
коммунального
хозяйства в качественной эксплуатации
и бережном отношении к жилищному
фонду и использованным ресурсам.
Оказалось, что в странах государственного
социализма, в том числе и в
России, в результате бесплатного
механизма распределения жилья
за счет государственных средств,
уровень обеспеченности населения
жильем был ниже, чем в странах
с развитой рыночной экономикой, где жилищная
политика осуществлялась путем развития
рынка жилья при сильной государственной
поддержке обеспечения жильем малообеспеченных
слоев населения. Рыночный механизм решения
жилищной проблемы в сочетании с государственной
льготной кредитной и налоговой политикой
в жилищной сфере -это прежде всего механизм
зарабатывания жилья трудоспособными
членами общества и платности жилья по
полной рыночной стоимости с учетом его
качества и мест расположения, это механизм
функционирования коммунального хозяйства
на принципах самофинансирования. Такой
механизм является противозатратным,
он способствует бережному отношению
к жилищному фонду и эффективному использованию
топливно-энергетических и других ресурсов
в жилищном хозяйстве.
В странах
с развитой рыночной экономикой
существует заинтересованность
людей в росте своих доходов
и в использовании их на
приобретение жилья. Это является
одним из важных факторов развития
системы трудовой и предпринимательской
мотивации людей. Рынок жилья
предполагает значительное расширение
прав граждан на свободный
выбор способа удовлетворения
своих потребностей в жилье.
Будучи собственником жилья, каждый
гражданин и каждая семья имеет
право его продавать, сдавать
в аренду и передавать по
наследству без всяких ограничений.
Поскольку жилье представляет
собой социальное благо особой
важности, это придает особый
характер включения его в сферу
рыночных отношений. Чтобы предотвратить
превращение бездомности в массовое
явление, приватизация в жилищной
сфере, а следовательно сокращение
государственного, муниципального
сектора должны происходить постепенно,
по мере увеличения объема
свободно располагаемого дохода
граждан до размеров, позволяющего
получить жилищный ипотечный
кредит и оплачивать в рассрочку
по рыночной цене полную стоимость
жилья. Но особые льготы государства
в жилищной сфере должны быть
предусмотрены для малообеспеченных
групп населения.
Начиная
с 1992 года в России проводится
коренная жилищная реформа, направленная
на создание государственно регулируемого
рынка недвижимости в жилищной
сфере, с тем чтобы обеспечить
свободу перемещения труда и
капитала на российской территории.
В соответствии
с законом Российской Федерации
"Об основах федеральной жилищной
политики" вводится социальная
норма площади жилья, которая
устанавливается органами местного
самоуп-
равления
как минимальный уровень социальных
гарантий и выде ляются компенсации
на оплату жилья (жилищные субсидии)
для низкодоходных групп населения.
Предусматривается в течение
ряда лет перейти на оплату
населением России полной стоимости
и намечается достигнуть 20 - 25% расходов
семейного дохода на оплату
жилья. При этом обращается
внимание на обеспечение приемлемого
соотношения стоимости жилья
и доходов населения, на широкое
привлечение внебюджетного финансирования
жилищного строительства и предусматривается
активно задействовать институт
ипотечного кредитования. В настоящее
время в России набирает силу
бесплатная приватизация квартир
в домах государст венного
и муниципального жилищного фонда.
Стали более разнообразными формы
реализации прав на жилье: не
только найм и аренда, но и
строительство и приобретение
жилья за счет собственных
средств.
При этом
решен вопрос частной собственности
на земельные участки для строительства
жилого дома. Упрощена процедура
оформления жилья в собственность.
Однако формирование рынка недвижимости
в жилищной сфере в России
натолкнулось на трудности, связанные
с массовым обнищанием значительной
части населения в результате
шокового варианта экономической
реформы. Это означает, что нерыночный
социальный сектор жилья продолжает
занимать доминирующее место
в жилищной сфере. В столице
и в некоторых крупных городах,
где сконцентрировано большое
число высокодоходных групп населения,
формируется престижный сегмент
рынка недвижимости в жилищной
сфере, возникла конкуренция в
жилищной системе, создана сеть
работающих на коммерческих началах
проектных и строительных организаций.
Интенсивно идет строительство
коттеджей для отдельных семей.
Появились фирмы по расселению
жильцов из коммунальных квартир
престижных домов старой застройки
и капитальному ремонту их
для последующей продажи богатым
и сверхбогатым семьям. Экономический
оборот риэлтерских фирм в
последние годы неуклонно возрастал.
Развитие престижного жилищного
рынка сопровождалось ростом
объема ремонтно-строительных и
бытовых услуг, расширением спроса
на товары длительного пользования-мебель,
бытовую технику и предметы
домашнего обихода. Появились
ассоциированные формы управления
жилым фондом- кондоминиумы.
Жилищная
реформа в России в связи
со слабой развитостью рыночной
инфраструктуры и отсутствием
ряда нормативных актов по
правовому регулированию жилищных
отношений имеет ряд серьезных
издержек. Не полностью устранена
монополия в жилищной системе
и следствием этого является опрежающий
рост цен на жилищно-коммунальные услуги
по сравнению с товарными ценами при одновременном
ухудшении качества обслуживания. Обострение
жилищной проблемы, затрагивающее многие
россий-
ские
семьи, сужает социальную базу
доверия: власть предержащим.
Более того, значительный рост
разрывов не только в доходах,
но и бросающаяся в глаза
дифференциация жилищных условий
в российском обществе вступает
в противоречие с господствующей
в сознании широких народных
масс тенденцией к социальному
равенству.
Это создает
питательную почву для "эффекта
Робин Гуда" и объективную основу
для роста квартирных краж
и вандализма в жилищно-коммунальной
сфере. Усиливается теневой сектор
в сфере жилищно-коммунальных
услуг, и жилищный рынок приобретает
криминальные черты.
§ 4. РЫНОК
БЫТОВЫХ УСЛУГ
Бытовые
услуги отличаются от других
услуг высоким уровнем разнообразия
(гетерогенности). Бытовое обслуживание
включает в себя огромное число
видов и подвигов услуг, которые
характеризуются неодинаковостью
техники и технологии, различным
уровнем трудоемкости, капиталоемкости,
энерго- и материалоемкости.
Диапазон
видов бытовых услуг огромен.
С одной стороны, некоторые
производственные виды бытовых
услуг (например, ремонтно-строительные
услуги) по технико-технологическим
параметрам и фондоемкости приближаются
к транспортно-коммуникационным
и коммунальным услугам, с другой
стороны, имеют немало непроизводственных
видов услуг (например, услуги
по маркетингу), которые в технико-технологическом
и экономическом отношении близки
услугам розничной торговли и
внедомашнего питания.
Непроизводственные
виды услуг по сравнению с
производственными относятся к
благам массового потребления.
Они входят в потребительский
бюджет людей низкого и среднего
дохода, т. е. эти услуги рассчитаны
на широкий круг потребителей,
а предприятия, оказывающие эти
услуги, расположены повсеместно.
Наиболее
распространенной организационно-правовой
формой хозяйствования в сфере
непроизводственных видов предприятий
является малое предпринимательство,
опирающееся на единичное частное владение,
так называемый семейный бизнес.
Что касается
производственных видов услуг,
то технические и технологические
условия их производства имеют
намного большее значение, чем
при оказании непроизводственных
видов услуг. Производственные
виды услуг являются продолжением
сферы производства в послепродажной
сфере. Если они выполняются
промышленными фирмами, то их
рассматривают как составную
часть производственного процесса
фирм, но если они отпочковываются,
то превращаются в специализированную
деятельность самостоятельных сервисных
фирм. Но при этом техническая
и технологическая преемственность
сохраняется.
С ростом
благосостояния людей происходит
структурная перестройка их потребления.
Возрастает доля расхода семейного
бюджета на приобретение технически
сложных товаров длительного
пользования, а с этим нередко
связано абсолютное и относительное
увеличение затрат на поддержание
и восстановление потребительских
свойств такого рода товаров.
Стандартный
набор технически сложных товаров
длительного пользования, как
и современная многокомнатная
квартира (или односемейный дом)
являются показателями благополучия
семьи и принадлежности ее
к среднему классу. Формирование
образа жизни и потребительского
стандарта этого класса характеризуется
увеличением количества предметов
длительного пользования. Более
того, на начальном этапе становления
среднего класса в 50-х и 60-х
годах отмечалось стремление
лиц с невысоким доходом подражать
образу жизни среднего класса
и психологически завышать свой
социальный статус. Нередки были
случаи, когда семьи низко доходных
групп населения экономили на
всем, в том числе на питании,
чтобы приобрести современную
бытовую технику и сложную
радиоаппаратуру, с тем чтобы
быть на уровне потребительских
стандартов среднего класса.
Чем технически
сложнее становились товары длительного
пользования, тем быстрее росла
и стоимость их приобретения,
тем дороже обходилось их техническое
обслуживание и ремонт, поскольку
требовалось для оказания такого
рода услуг привлекать высокооплачиваемые
квалифицированные кадры работников.