Техника и технология бытовых услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 16:09, курсовая работа

Описание работы

Закономерностью развития современной цивилизации является превращение сферы услуг в доминирующий сектор народного хозяйства. Ускоренный рост сферы услуг знаменует собой вступление современного общества в постиндустриальную стадию раз вития. XXI век будет веком информационно-сервисного общества. Возрастает роль услуг в удовлетворении материальных и духов ных потребностей людей, в рациональном использовании свободного времени, в самоутверждении и самореализации личности как важнейшей социальной ценности.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 64.59 Кб (Скачать)

   требление  людьми таких благ, поскольку  отсутствуют ограничения семейного  бюджета на получаемое общественное  благо, нет рыночного выбора  и не существует оценки индивидуальным  потребителем целесообразности  расходов на жилье по отношению  к другим статьям семейного  бюджета. Расходы на жилье не  были каналом реализации все  возрастающего объема денежных  сбережений населения, так называемого  денежного, финансового навеса. Расширение  кооперативного сектора жилья  рассматривалось как временный  и неперспективный путь решения  жилищной проблемы. Кроме того, с  увеличением государственных инвестиций  в жилищное строительство усиливается  эффект вытеснения ими негосударственных  вложений средств в жилищную  сферу. Иными словами, общий объем инвестиций в жилищное строительство может не увеличиться, поскольку если есть возможность получить жилье в аренду от государства по низким ценам, но подрывается стимул расходовать средства семейного бюджета на жилье.

   В странах  государственного социализма функционирование  жилищного хозяйства носило затратный  характер. Причиной тому было  господство монополии производителя  и действие принципа "один проектировщик,  один строитель" при отстранении  потребителя от свободы выбора. Следствием этого было неоправданно  быстрый рост сметного строительства  при архитектурной невыразительности  жилищной застройки. Диктат монопольного  положения производителя в жилищной  сфере ориентировал на усредненные  показатели обеспечения жилой  площади в квадратных метрах  в расчете на одного человека, независимо от ее комфортности. Валовый принцип планирования  жилищного строительства недостаточно  учитывал семейно-демографическую  структуру населения. В практике  общественного управления недооценивалась  роль городского строительства  как одного из каналов миграции  сельского населения в город.  Кадры строителей в крупных  городах формировались преимущественно  из иногородних жителей, поскольку  строительные профессии для горожан  были мало престижными из-за  неблагоприятных условий труда,  большой долей немеханизированных  работ. В результате возникла  проблема самообеспечения жильем  самих строительных иногородних  рабочих, а решение проблемы  жилья для коренных жителей  города, стоящих в очереди на  улучшение жилищных условий, отодвигалось, и жилищный дефицит рассасывался  очень медленно.

   Сложившийся  при административно-командной системе  механизм бесплатного распределения  жилья отличался социальной несправедливостью  по отношению к обеспечению  жильем малодоходных групп населения.  Выгоды от такой системы получали  высокообеспеченные слои населения  и в первую очередь номенклатура, которая играла центральную роль  в распределении общественных  благ. Затратный вариант жилищной  политики проявился и в слабой  заинтересованности предприятий  и организаций жилищно-

   коммунального  хозяйства в качественной эксплуатации  и бережном отношении к жилищному  фонду и использованным ресурсам. Оказалось, что в странах государственного  социализма, в том числе и в  России, в результате бесплатного  механизма распределения жилья  за счет государственных средств,  уровень обеспеченности населения  жильем был ниже, чем в странах  с развитой рыночной экономикой, где жилищная политика осуществлялась путем развития рынка жилья при сильной государственной поддержке обеспечения жильем малообеспеченных слоев населения. Рыночный механизм решения жилищной проблемы в сочетании с государственной льготной кредитной и налоговой политикой в жилищной сфере -это прежде всего механизм зарабатывания жилья трудоспособными членами общества и платности жилья по полной рыночной стоимости с учетом его качества и мест расположения, это механизм функционирования коммунального хозяйства на принципах самофинансирования. Такой механизм является противозатратным, он способствует бережному отношению к жилищному фонду и эффективному использованию топливно-энергетических и других ресурсов в жилищном хозяйстве.

   В странах  с развитой рыночной экономикой  существует заинтересованность  людей в росте своих доходов  и в использовании их на  приобретение жилья. Это является  одним из важных факторов развития  системы трудовой и предпринимательской  мотивации людей. Рынок жилья  предполагает значительное расширение  прав граждан на свободный  выбор способа удовлетворения  своих потребностей в жилье.  Будучи собственником жилья, каждый  гражданин и каждая семья имеет  право его продавать, сдавать  в аренду и передавать по  наследству без всяких ограничений.  Поскольку жилье представляет  собой социальное благо особой  важности, это придает особый  характер включения его в сферу  рыночных отношений. Чтобы предотвратить  превращение бездомности в массовое  явление, приватизация в жилищной  сфере, а следовательно сокращение  государственного, муниципального  сектора должны происходить постепенно, по мере увеличения объема  свободно располагаемого дохода  граждан до размеров, позволяющего  получить жилищный ипотечный  кредит и оплачивать в рассрочку  по рыночной цене полную стоимость  жилья. Но особые льготы государства  в жилищной сфере должны быть  предусмотрены для малообеспеченных  групп населения.

   Начиная  с 1992 года в России проводится  коренная жилищная реформа, направленная  на создание государственно регулируемого  рынка недвижимости в жилищной  сфере, с тем чтобы обеспечить  свободу перемещения труда и  капитала на российской территории.

   В соответствии  с законом Российской Федерации  "Об основах федеральной жилищной  политики" вводится социальная  норма площади жилья, которая  устанавливается органами местного  самоуп-

   равления  как минимальный уровень социальных  гарантий и выде ляются компенсации  на оплату жилья (жилищные субсидии) для низкодоходных групп населения.  Предусматривается в течение  ряда лет перейти на оплату  населением России полной стоимости  и намечается достигнуть 20 - 25% расходов  семейного дохода на оплату  жилья. При этом обращается  внимание на обеспечение приемлемого  соотношения стоимости жилья  и доходов населения, на широкое  привлечение внебюджетного финансирования  жилищного строительства и предусматривается  активно задействовать институт  ипотечного кредитования. В настоящее  время в России набирает силу  бесплатная приватизация квартир  в домах государст венного  и муниципального жилищного фонда.  Стали более разнообразными формы  реализации прав на жилье: не  только найм и аренда, но и  строительство и приобретение  жилья за счет собственных  средств.

   При этом  решен вопрос частной собственности  на земельные участки для строительства  жилого дома. Упрощена процедура  оформления жилья в собственность.  Однако формирование рынка недвижимости  в жилищной сфере в России  натолкнулось на трудности, связанные  с массовым обнищанием значительной  части населения в результате  шокового варианта экономической  реформы. Это означает, что нерыночный  социальный сектор жилья продолжает  занимать доминирующее место  в жилищной сфере. В столице  и в некоторых крупных городах,  где сконцентрировано большое  число высокодоходных групп населения,  формируется престижный сегмент  рынка недвижимости в жилищной  сфере, возникла конкуренция в  жилищной системе, создана сеть  работающих на коммерческих началах  проектных и строительных организаций.  Интенсивно идет строительство  коттеджей для отдельных семей.  Появились фирмы по расселению  жильцов из коммунальных квартир  престижных домов старой застройки  и капитальному ремонту их  для последующей продажи богатым  и сверхбогатым семьям. Экономический  оборот риэлтерских фирм в  последние годы неуклонно возрастал.  Развитие престижного жилищного  рынка сопровождалось ростом  объема ремонтно-строительных и  бытовых услуг, расширением спроса  на товары длительного пользования-мебель, бытовую технику и предметы  домашнего обихода. Появились  ассоциированные формы управления  жилым фондом- кондоминиумы.

   Жилищная  реформа в России в связи  со слабой развитостью рыночной  инфраструктуры и отсутствием  ряда нормативных актов по  правовому регулированию жилищных  отношений имеет ряд серьезных  издержек. Не полностью устранена  монополия в жилищной системе  и следствием этого является опрежающий рост цен на жилищно-коммунальные услуги по сравнению с товарными ценами при одновременном ухудшении качества обслуживания. Обострение жилищной проблемы, затрагивающее многие россий-

   ские  семьи, сужает социальную базу  доверия: власть предержащим.  Более того, значительный рост  разрывов не только в доходах,  но и бросающаяся в глаза  дифференциация жилищных условий  в российском обществе вступает  в противоречие с господствующей  в сознании широких народных  масс тенденцией к социальному  равенству.

   Это создает  питательную почву для "эффекта  Робин Гуда" и объективную основу  для роста квартирных краж  и вандализма в жилищно-коммунальной  сфере. Усиливается теневой сектор  в сфере жилищно-коммунальных  услуг, и жилищный рынок приобретает  криминальные черты.

   § 4. РЫНОК  БЫТОВЫХ УСЛУГ

   Бытовые  услуги отличаются от других  услуг высоким уровнем разнообразия (гетерогенности). Бытовое обслуживание  включает в себя огромное число  видов и подвигов услуг, которые  характеризуются неодинаковостью  техники и технологии, различным  уровнем трудоемкости, капиталоемкости,  энерго- и материалоемкости.

   Диапазон  видов бытовых услуг огромен.  С одной стороны, некоторые  производственные виды бытовых  услуг (например, ремонтно-строительные  услуги) по технико-технологическим  параметрам и фондоемкости приближаются  к транспортно-коммуникационным  и коммунальным услугам, с другой  стороны, имеют немало непроизводственных  видов услуг (например, услуги  по маркетингу), которые в технико-технологическом  и экономическом отношении близки  услугам розничной торговли и  внедомашнего питания.

   Непроизводственные  виды услуг по сравнению с  производственными относятся к  благам массового потребления.  Они входят в потребительский  бюджет людей низкого и среднего  дохода, т. е. эти услуги рассчитаны  на широкий круг потребителей, а предприятия, оказывающие эти  услуги, расположены повсеместно.

   Наиболее  распространенной организационно-правовой  формой хозяйствования в сфере  непроизводственных видов предприятий  является малое предпринимательство, опирающееся на единичное частное владение, так называемый семейный бизнес.

   Что касается  производственных видов услуг,  то технические и технологические  условия их производства имеют  намного большее значение, чем  при оказании непроизводственных  видов услуг. Производственные  виды услуг являются продолжением  сферы производства в послепродажной  сфере. Если они выполняются  промышленными фирмами, то их  рассматривают как составную  часть производственного процесса  фирм, но если они отпочковываются,  то превращаются в специализированную  деятельность самостоятельных сервисных  фирм. Но при этом техническая  и технологическая преемственность  сохраняется.

   С ростом  благосостояния людей происходит  структурная перестройка их потребления.  Возрастает доля расхода семейного  бюджета на приобретение технически  сложных товаров длительного  пользования, а с этим нередко  связано абсолютное и относительное  увеличение затрат на поддержание  и восстановление потребительских  свойств такого рода товаров.

   Стандартный  набор технически сложных товаров  длительного пользования, как  и современная многокомнатная  квартира (или односемейный дом)  являются показателями благополучия  семьи и принадлежности ее  к среднему классу. Формирование  образа жизни и потребительского  стандарта этого класса характеризуется  увеличением количества предметов  длительного пользования. Более  того, на начальном этапе становления  среднего класса в 50-х и 60-х  годах отмечалось стремление  лиц с невысоким доходом подражать  образу жизни среднего класса  и психологически завышать свой  социальный статус. Нередки были  случаи, когда семьи низко доходных  групп населения экономили на  всем, в том числе на питании,  чтобы приобрести современную  бытовую технику и сложную  радиоаппаратуру, с тем чтобы  быть на уровне потребительских  стандартов среднего класса.

   Чем технически  сложнее становились товары длительного  пользования, тем быстрее росла  и стоимость их приобретения, тем дороже обходилось их техническое  обслуживание и ремонт, поскольку  требовалось для оказания такого  рода услуг привлекать высокооплачиваемые  квалифицированные кадры работников.

Информация о работе Техника и технология бытовых услуг