ВВЕДЕНИЕ
Закономерностью
развития современной цивилизации
является превращение сферы услуг
в доминирующий сектор народного
хозяйства. Ускоренный рост сферы
услуг знаменует собой вступление
современного общества в постиндустриальную
стадию раз вития. XXI век будет
веком информационно-сервисного
общества. Возрастает роль услуг
в удовлетворении материальных
и духов ных потребностей людей,
в рациональном использовании
свободного времени, в самоутверждении
и самореализации личности как
важнейшей социальной ценности.
Переход
к рынку в России и строительство
смешанной россий ской экономики
включает сложный процесс становления
рынка услуг. Особенность природы
услуг обусловливает отличие
рынка услуг от рынка обычных
товаров. Это в свою очередь
придает специфические черты
организации предпринимательства
и маркетинга в сфере услуг.
Здесь значительную роль играет
малое предпринимательство. С
точки зрения особенности природы
конкретных видов услуг соотношение
рыночных, платных и нерыночных,
бесплатных начал является неодинаковым
в различных сервисных отраслях.
Наряду с отраслями сферы услуг,
где может действовать рынок
свободной конкуренции, существуют
сервисные отрасли, где услуги
являются объектом жесткого государственного
регулирования. Кроме того, есть
некоторые услуги, которые не
могут быть включены в сферу
рыночных отношения и являются
частью общественного сектора
экономики. В данной работе
уделяется внимание рыночному
сектору услуг и особенностям
функционирования отраслевых рынков
услуг.
Книга
предназначена для работников
сервисных отраслей, пре подавателей,
аспирантов и студентов, специализирующихся
по вопросам экономики сферы
услуг.
Глава 8. МАТЕРИАЛЬНО-БЫТОВЫЕ
УСЛУГИ
§ 1. ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА МАТЕРИАЛЬНО БЫТОВЫХ
УСЛУГ
В общем
объеме платных услуг значительную
долю составляют материально-бытовые
услуги, которые имеют дело непосредственно
с населением. К ним относятся
услуги службы быта, внедомаш-него
питания, жилищно-коммунального
хозяйства, транспорта и связи
в части обслуживания населения.
Общее, что объединяет эти сервисные отрасли
-это их социальная направленность на
широкие массы людей и сильная встроенность
материального субстрата. По сравнению
с деловыми услугами эти услуги носят
массовый характер. Как услуги массового
характера материально-бытовые услуги
отличаются следующими свойствами: невысоким
уровнем комплексности услуг (набор услуг
является узким) большим объемом и крупными
масштабами производства услуг, высоким
уровнем, стандартизации, в том числе наличие
специализированного сервисного оборудования,
сегментация рынка такого рода услуг невысокая,
преобладание оказазания услуги вне сферы
личных контактов и внедрения производителя
услуг их потребителем. Что касается самой
сервисной деятельности в отраслях указанных
услуг, то она характеризуется низкой
гибкостью, легкой воспроиз-водительностью,
довольно высокой стандартизацией сервисной
технологии и по сравнению с деловыми
услугами уровень квалификации обслуживающего
персонала, как правило, является более
низким, хотя в таких отраслях, как авиатранспорт
и телекоммуникации, уровень квалификации
обслуживающего персонала является одним
из самых высоких в сфере услуг.
Материально-бытовые
услуги по уровню совместного
характера потребления и капитальности
можно подразделить на две
подгруппы:
- бытовые
услуги и услуги внедомашнего
питания, которые отличаются высокой
трудоемкостью, невысоким уровнем
концентрации и централизации
производства, наличием большого
количества мелких предприятии,
высокой территориальной рассредото-ченостью,
они имеют много общего с
торговыми услугами,
- жилищно-коммунальные
услуги и транспортно-коммуника-ционные
услуги, которые отличаются свойствами
естественной монополии и высокой
капиталоемкостью, энергоемкостью, сильной
технологической зависимостью от
машиностроительного и топливно-энергетического
комплекса.
История
развития материально-бытовых услуг
многих стран показывает, что
в зависимости от конкретной
социально-экономической и политической
обстановки некоторые из этих
услуг возводились в ранг социально-значимых
и стратегических общественных
благ, находящихся в сфере сильного
государственного патернализма. Так,
во многих странах железнодорожный
транспорт и почта традиционно
были собственностью государства.
Через оказание этих услуг
государство реализовывало свою
общенациональную природу, как
фактор развития и укрепления
социальной интеграции всех своих
граждан. До сих пор во всех развитых странах
мира государственная почта продолжает
символизировать социальную общность
людей, соответствующего государства.
Велика роль железнодорожного транспорта,
особенно в странах с огромной территорией,
такой как Россия в развитии и укреплении
социальных связей между людьми, находящихся
в разных территориальных образованиях
страны.
Что касается
жилищно-коммунального хозяйства
и городского транспорта, то услуги
этих отраслей играли и продолжают
играть важную роль в создании
условий для формирования социальной
общности людей на региональном
и местном уровне. Развитие этих
услуг, а вместе с ними планировка
городской инфраструктуры с учетом
охраны окружающей среды находились
в центре внимания муниципальных
властей, а предприятия, оказывающие
жилищно-коммунальные услуги и
обеспечивающие городское транспортное
обслуживание, относились к муниципальной
собственности.
Расширение
сферы такого рода муниципальных
услуг в начале XX века во многих
промышленно развитых странах
рассматривалось как тенденция
развития "муниципального социализма',
поскольку отражало тенденцию
укрепления социальной общности
людей на регинальном и городском
уровне. В некоторые периоды времени,
например, после войны, в странах
с развитой рыночной экономикой
в связи с необходимостью решения
оставшейся от войны острой
жилищной и транспортной проблемы,
тенденция мунициа-лизации этих
услуг усиливалась. Однако она
не приобретала глобальный характер,
муниципализация не охватывала
все предприя тия, оказывающие
материально-бытовые услуги. Многие
из них оставались частными.
Если
рынок жилищно-коммунальных и
городских транспортных услуг
находился под сильным государственным
регулированием и являлся рынком
монопольного или олигопольного
типа, то рынок других материально-бытовых
услуг был свободен от государственного
вмешательства и отвечал требованиям
рынка свободной конкуренции.
Однако
страны государственного социализма
были исключением. Здесь было
принято рассматривать все материально-бытовые
услуги как социально-значимые
и жизненно необходимые. Обраща
лось внимание, во первых, на то,
что у этих услуг отсутствуют
функциональные аналогии в других
отраслях сферы услуг или в
материальном производстве и,
во-вторых, на невозможность или
крайнюю сложность выполнения
услуг в домашних условиях
в порядке самообслуживания. Придавалось
большое значение материально-бытовым
услугам для рационального использования
свободного времени работников для эмансипации
женщин от домашней работы, для реального
социально-экономического равноправия
женщин в современном обществе. Призывалась
также большая роль материально-бытовых
услуг в увеличении объема потребления,
улучшения качества жизни людей и в расширении
занятости.
В связи
с этим в странах государственного
социализма матери ально-бытовые
услуги относились преимущественно
к государственному сектору. Здесь
не действовал режим возмездного
финансирования, то есть не соблюдались
требования самофинансирования
и самоокупаемости. Цены на
жилищно-коммунальные, бытовые и
транспортно-коммуникационные услуги
устанавливались в административном
порядке государством на определенном
неизменном уровне и даже ниже
издержек производства. Социальный,
неденежный эффект ставился выше
сугубо экономическому, выраженному
в объеме прибыли и уровне
рентабельности. Однако это требовало
от государства немалых дотаций
из госбюджета, содержание и развитие
предприятий (организаций), оказывающих
материально-бытовые услуги. При
этом семейный бюджет не был
обременен расходами на материально-бытовые
услуги. Предоставление всем членам
общества материально-бытовых услуг
по дотационным ценам имело
ряд негативных последствии. Общественные
расходы на дотационные сервисные
отрасли носили регрессивный
характер по отношению к доходам
населения. Наибольшие выгоды
от льготного предоставления
всем гражданам дотационных услуг
получали высокообеспеченные слои
населения по сравнению с малообеспеченными.
Кроме того, дешевизна материаль
но-бытовых услуг с позиции
расходов семейного бюджета формировало
у людей нерациональное потребительское
отношение к ресурсному потенциалу
и прежде всего к использованию
производственных фондов указанных
сервисных отраслей.
По уровню
дотационности государственного
финансирования материально-бытовые
услуги различались. Соотношение
средств государства и населения
в общем объеме финансирования
разных материально-бытовых услуг
было неодинаковым. Наибольшей до
тационностью и наименьшей платностью
услуг со стороны населения
отмечались жилищно-коммунальные
услуги, услуги городского пассажирского
транспорта, а также многие бытовые
услуги, что касается отраслей, оказывающих
услуги внегородского транспор-
та и
связи, то они функционировали
преимущественно на хозрасчетном
принципе самоокупаемости и в
целом эти отрасли были рентабельными.
С ростом объема материально-бытовых
услуг в странах государственного
социализма увеличивался объем
дотации из государственного
бюджета, усиливалась нагрузка
на государственный бюджет, и
возрастал дефицит госбюджета.
В условиях
ухудшения экономического положения
стран государственного социализма
в конце 80-х годов назрела
необходимость широкого использования
рыночных методов хозяйствования
вместо административно-командных
и преодоления монопо лии государственной
собственности путем перехода
к многоуклад-ности и развития
частного сектора экономики. Стало
очевидным, что государство не
в состоянии выделить из своего
бюджета в прежних размерах
дотации на предприятия, оказывающих
материально-бытовые услуги. Начался
процесс их приватизации и
перевода на их финансирование
в соответствии с принципом
коммерческого расчета. Темпы
приватизации и преодоления дотационности
разных отраслей, оказывающих материально-бытовые
услуги, были неодинаковыми. При
этом сказывалось влияние не
только объективных факторов (степень
развития естественной монополии
в соответствующих отраслях и
уровень платежеспособного спроса
широких масс населения), но и
социально-политических факторов -
форсирование проведения приватизации
по политическим соображениям
для утверждения нового строя
любой ценой, нередко в ущерб
экономической эффективности работы
предприятий. Иную картину представляла
приватизация государственного
сектора ма териально-бытовых
услуг и создания полнокровного
рынка такого рода услуг в
странах с развитой рыночной
экономикой. Она происходила постепенно,
в течение нескольких лет и
экономические соображения преобладали
над политическими. В результате
расширения частного сектора
материально-бытовых услуг, например,
в жилищно-коммунальном хозяйстве,
в сфере транспорта и связи
увеличилось число собственников
и представителей среднего класса
общества. Одновременно с этим
повысилась эффективность работы
предприятий сферы услуг и
возросли поступления в бюджет.
Кроме того, бюджет государства
в результате продажи общественных
предприятий в частные руки
получил немалые суммы. Это
способствовало снижению бюджетного
дефицита и в конечном счете
падению инфляции в этих странах.
Развитие рыночных отношений
в сфере материально-бытовых услуг
во всех странах различается
в зависимости от особенностей
каждой отрасли этой сферы.
§ 2. РЫНОК
ТРАНСПОРТНО-КОММУНИКАЦИОННЫХ И
КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ
Особенность
рынка услуг транспорта, связи
и коммунального хозяйства (обеспечение
населения водой, газом, теплом
и электроэнергией) состоит в
том, что этот рынок обладает
чертами монопольного рынка, где
действие рыночных отношений
объективно ограничено рядом
факторов20.. Во-первых, транспорт и
связь традиционно рассматриваются
как стратегически важные отрасли
экономики, обеспечивающие развитие
и укрепление национальной государственной
общности людей. А коммунальное
хозяйство выполняет важную функцию
социальной общности людей на
региональном уровне.
Во-вторых,
услуги транспорта и связи
вносят большой вклад в обеспечение
единого комплекса жизненно важных
условий на всей территории
страны, а в современных условиях
возрастает экономическое значение
общественного транспорта. Развитие
его способствует преодолению
все возрастающей транспортной
перегруженности городов, предотвращению
парникового эффекта, главной
причиной которого являются выхлопные
газы миллионого парка частных
автомашин.
Следовательно,
необходимо рассматривать такого
рода услуги как услуги жизнеобеспечения
людей и реализации важнейших
социальных прав людей в гражданском
обществе. Так, например, универсальная
географическая доступность людей
к такого рода услугам, отсутствие
дискриминации потребителей их
использованием с точки зрения
разумности цен и тарифов и
необходимого уровня качества
услуг. Присутствие социального
фактора означает необходимость
существования нерентабельных маршрутов,
нерентабельных местных служб
связи с локальной телефонной
связью и т. д. В рамках
государственной монополии или
государственного регулирования
частных монополий становится
возможным существование таких
нерентабельных производств за
счет перекрестного финансирования
путем перераспределения доходов
(прибыли), полученных рентабельными
производствами. Так, за счет международных
и междугородних телефонных переговоров
городского абонентного телефонного
обслуживания обеспечивается нерентабельное
существование местной телефонной
сети (в небольших городах, на
селе).
В-третьих,
транспорт, связь и коммунальное
хозяйство требует больших капитальных
вложений. Огромные расходы на
строительство железных дорог
и телеграфно-телефонной связи
было сопряжено с землеустройством,
а земля находилась в частной собственности
и приходилось нести огромные расходы
на отвод земли под строительство транспортной
инфраструктуры. На первых эта пах развития
капитализма свободной конкуренции частный
капитал был не в состоянии взять на себя
бремя финансирования строительства и
дальнейшего содержания транспорта и
связи. Поэто му вполне естественно в тот
период главным инвестором развития транспортной
и телефонно-телеграфной сети во многих
странах было государство, которое с развитием
акционерного капитала и крупных монопольных
объединений начало успупать им свое место
в финансировании таких капиталоемких
отраслей.