Современные тенденции развития туризма в Азиатско-Тихоокеанском регионе

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 04:11, курсовая работа

Описание работы

Одна из наиболее значительных, постоянных и долгосрочных тенденций, которая сопровождает формирование и развитие мирового хозяйства, - неуклонный рост влияния сферы услуг, а среди них туристических, как на мировую экономику в целом, так и на экономику отдельных стран и регионов. В частности, такое влияние весьма заметно в отношении стран Азиатско-Тихоокеанского региона, которые имеют огромный потенциал развития туризма.

Содержание

введение 3
1. факторы, влияющие на развитие туризма в регионе 5
1.1. Классификация факторов развития туристической индустрии 5
1.2. Внешние и внутренние факторы развития туризма 16
1.3. Факторы развития туризма в АТР 25
2. анализ туристического рынка атр 30
2.1. Общая характеристика рынка 30
2.2. Динамика туристического рынка АТР . 36
3. особенности развития туризма в атр 41
3.1 виды туризма…………………………………………………………………………………………………………42
3.2 Туризм в странах АТР………………………………………………………………………………47
заключение 53
список литературы 56
ПРИЛОЖЕНИЯ.............................................

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа(09.04.2012.docx

— 261.03 Кб (Скачать)

 

Взаимодействие  внутренних и внешних факторов формирует  конъюнктуру рынка и создает  среду бизнес-деятельности, влияет на спрос (его объем, структуру, ритмичность), который обеспечивается деятельностью  национальной индустрии туризма  по созданию соответствующего конъюнктуре турпродукта. Формирование национальной туристической индустрии является следствием сложного взаимодействия внутренних и внешних социально-экономических процессов, которые вызывают потребность в туризме и формируют спрос на туристические услуги. Национальный рынок туристических услуг является следствием общего социально-экономического развития и формирования потребности населения в туризме как в форме проведения досуга в путешествии. Спрос на туристические услуги формируется как в стране (на услуги внутреннего и международного зарубежного туризма), так и за ее пределами (услуги международного иностранного туризма), а удовлетворяется он предложением, которое создают и реализуют субъекты национального туристического рынка.

Поэтому факторами  позитивного влияния, которые определяют перспективное развитие туризма, являются увеличение инвестиций в инфраструктуру, маркетинг и реклама, развитие внутренних рынков, рост межрегионального сотрудничества и межотраслевых партнерств.

Таким образом, общей закономерностью развития индустрии туризма следует считать зависимость от уровня социально-экономического развития страны: высокое и стабильное развитие экономики способно обеспечить стабильное развитие индустрии туризма. Классификация факторов влияния позволит проводить целеустремленное управление деятельностью и формировать программу устойчивого развития. Именно позитивное действие факторов приоритетного развития туризма в национальной экономике и обеспечивает высокие экономические результаты, стабильное развитие деятельности и успешное решение социальных вопросов.

 

1.3. Факторы развития  туризма в АТР

 

Азиатско-Тихоокеанский регион включает страны, расположенные по периметру Тихого океана и многочисленные островные государства в самом океане.

В Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) (рис. 1.3), состоящем из 47 стран и районов, проживает более половины мирового населения и располагаются одни из самых густонаселенных стран в мире.

К региону Южная Азия относятся семь стран материка Евразия, рас- положенных к югу от Гималаев на полуострове Индостан, в Индо-Гангской низменности и на близлежащих островах в Индийском океане: Бангладеш, Бутан, Индия, Мальдивские острова, Непал, Пакистан, Шри-Ланка. Численность населения региона превышает 1 млрд  человек.

Развитию  туризма здесь способствуют следующие  факторы:

      - относительно выгодное географическое положение региона;

      - многообразие рекреационных ресурсов;

      - разнообразие и красота ландшафтов и природных достопримечатель-ностей, в том числе притягательных для альпинизма Гималайских гор;

      - большое число уникальных памятников истории, культуры и религии;   

      - экзотичность входящих в этот регион государств.

Негативным  образом на развитие туризма в  Южной Азии отражаются следующие факторы:

       - регион имеет в основном горные сухопутные границы, которые в известной мере изолируют его;

       - сопредельные районы Азии, а также страны других континентов, расположенных в бассейне Индийского океана, не являются крупными поставщиками туристов;

       - государства Южно-Азиатского региона в силу низкого социально- экономического уровня основной массы населения не являются поставщиками туристов;

- слабое развитие  туристской инфраструктуры в  государствах ре- гиона.

Юго-Восточный регион включает в себя территорию полуострова Индокитай и многочисленных островов Малайского архипелага и является границей между бассейнами Тихого и Индийского океанов. Через страны Юго-Восточной Азии проходят важные торговые пути. Малаккский пролив для мирового судоходства по значению можно сравнить с Гибралтарским проливом, а также с Панамским и Суэцким каналами. Географическое положение региона ЮВА - между двумя очагами цивилизации в древности и крупнейшими по численности населения государствами современности (Индия и Китай) - отразилось на формировании государственных границ, процессов развития хозяйства и культуры, а также на формировании этнического и религиозного состава населения.

 Многообразные факторы географического, социального, экономического, культурного и политического характера:

    - выгодное географическое положение ЮВА на путях из Тихого в Индийский океаны и из Евразии в Австралию;

     - огромная протяженность береговой линии региона;

     - большинство крупных городов и экскурсионных объектов региона расположено на побережье, что является важным условием для круизного туризма;

      - красота и уникальность местных ландшафтов;

     - эндемичность флоры и фауны региона;

      - хорошая экологическая обстановка;

     - комфортный климат региона;

      - множество уникальных памятников истории, культуры и архи- тектуры, которые сосредоточены в регионе;

      - пестрота этнического состава ЮВА, что позволяет познакомиться с самыми различными культурами, традициями, обычаями;

      - стремительное экономическое развитие ряда стран ЮВА: Малайзии, Сингапура, Таиланда, Индонезии. Экспорт товаров и услуг взаимно дополняют друг друга;

       - наличие развитой туристской инфраструктуры и большое внимание к туризму со стороны властей в ряде государств ЮВА.

Следует отметить, что, несмотря на благоприятное географическое положение, наличие разнообразных  природных достопримечательностей  и богатое культурно-историческое наследие индустрия туризма в  ряде стран региона практически  неразвита. Здесь можно назвать: Вьетнам, Камбоджу, Лаос. Развитие международного туризма в этих странах главным  образом сдерживается экономической и политической нестабильностью.

Подводя итоги, следует отметить, что АТР привлекает к себе все большее число туристов благодаря следующим факторам7:

  • огромной, чрезвычайно емкой для приема туристов территории (Азия  самая большая часть света). Вытянут как с запада на восток, так и с севера на юг, что говорит о разнообразии рекреационных ресурсов.
  • омыванию берегов Азии тремя океанами и десятками их морей и заливов;
  • расположению этой части света во всех климатических областях, значительному многообразию и богатству природных ландшафтов и рекреационных ресурсов;
  • наличию огромного числа исторических и культурных памятников, а также природных достопримечательностей;
  • нахождению в Азии важнейших мировых святынь и центров паломничества;
  • этнической пестроте континента;
  • нахождению в регионе государств с самой высокой численностью населения в мире – Китая, Индии;
  • бурным темпам экономического развития ряда государств: Сингапур, Япония, Южная Корея, Малайзия, Китай и т.д.

 

 

 

Рис. 1.3. Разбивка данных по субрегионам  АТР8

 

Одновременно с этими  благоприятными условиями существует и ряд негативных факторов, которые  сдерживают развитие туризма в Азии. Прежде всего следует отметить9:

  • неблагоприятные природные условия для туризма на обширных территориях ряда стран (пустыни, высокогорье со сложным рельефом, джунгли и т.д.);
  • слабое развитие транспортной инфраструктуры ряда стран;
  • доминирование идеологических интересов над экономическими в ряде стран, как следствие этого  экономическая отсталость этих стран, их неподготовленность к приему туристов, отсутствие сервиса (КНДР, Камбоджа, Вьетнам).

Австралия и Океания находятся вдалеке от туристических рынков, а также от транзитных, воздушных и морских линий. Однако в этом регионе в последнее время наблюдается быстрое развитие рекреационной деятельности.

У большинства туристов вызывают интерес искусство и быт аборигенов. Наибольшее количество туристов посещает Австралию и Океанию в месяцы, когда в Европе и Северной Америке происходит спад туристической активности. Это, во-первых, позволяет сгладить сезонные колебания в международном туризме в общем, а во-вторых открывает перед Австралией и Океанией широкие возможности дальнейшего развития рекреационной деятельности, а точнее международного туризма.

 

2. анализ туристического  рынка атр

2.1. Общая характеристика  рынка

 

Азиатско-Тихоокеанский регион привлекает к себе большое внимание специалистов как зона наиболее динамичного экономического роста уже порядка двух десятилетий.

Опережение других регионов мира по темпам роста, в том числе  в технологически передовых отраслях, наряду со стремительным усилением  международной конкурентоспособности  значительной группы стран АТР дает основания рассматривать роль международных  интеграционных процессов в АТР.

Международная экономическая  интеграция способствовала:

1) экономическому развитию стран региона;

2) росту потребления;

3) росту производства и т. д.

Если руководствоваться  только чисто географическим подходом с акцентом на азиатский континент, то по большому счету в АТР уже  сложился «азиатский четырехугольник»:Япония – Китай – НИС (новые индустриальные страны) – АСЕАН.

Важным ядром интеграции АТР служит созданная в 1967 г. Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). В большинстве стран АТР экономика имеет  экспортную специализацию и продуктивное сельскохозяйственное производство. Здесь созданы исключительно благоприятные условия для привлечения иностранных инвестиций,  особенно в связи с  низкой  арендной платой   за землю и дешевой  рабочей  силой. Ориентированная на малый и средний бизнес экономика наиболее приспособлена для нововведений. В АТР сформировался один их мировых финансовых  центров, где концентрируются значительный инвестиционный и торговый капитал. На главных перекрестках этих потоков расположены процветающие  коммуникационные полюса с преференциальным режимом — Гонконг и Сингапур. При этом особых успехов добились страны, оказавшиеся в политической изоляции (Тайвань) и Япония.

 

Существенным фактором развития экономических связей в регионе становятся усиливающиеся настроения в пользу азиатской солидарности, а также поиск общеазиатских ценностей.

В связи с этим видение  интеграционных процессов в АТР  отличается от подхода к оценкам  европроцессов.

Анализ внутрирегионального взаимодействия и связей в рамках «азиатского четырехугольника» происходит в первую очередь в таких областях, как торговля, прямые инвестиции, межфирменное партнерство, а также на межрегиональном уровне. Интеграция на примере ЕС, МЕРКОСУР при рассмотрении азиатской проблематики отличается присущими данному региону особенностями.

 

Международный туризм в Азиатско-Тихоокеанском регионе - относительно молодое явление, поскольку индустрия туризма в отдельных странах начала развиваться в 1980-ые годы.

Пространственная структура  въездного туризма в этом регионе  в значительной степени зависит  от политики Китая в отрасли международного туризма, его открытости и демократичности. На географию выездных потоков определяющее влияние имеет Япония, где один из наивысших в мире показателей  величины внутреннего валового продукта в расчете на одно лицо. Высокий  социально-экономический уровень  жизни сделал японцев путешествующей нацией, которые «открывают» для себя Европу, Америку, Россию, но в первую очередь, посещают соседние страны. Китай в этом списке - на одном из первых мест. Именно эти особенности объясняют высокий удельный вес Китая и Японии в структуре въездных и выездных потоков на региональном рынке международных туристических услуг. За счет этих двух держав Северо-восточная Азия удерживает лидерство в общем объеме международных туристических прибытий в Азиатско-тихоокеанском регионе - ее доля составляет почти 60 %10.

Стремительно завоевывают  международный туристический рынок  страны Юго-восточной Азии - Таиланд, Индонезия, Вьетнам, которые вместе с традиционным для западного потребителя отдыхом на чистых пляжах, качественным дайвингом, многочисленными развлечениями наподобие обезьяньих или слоновьих театров, фестивалей трансвеститов, тайского бокса и тому подобного, предлагают широкие возможности для экологического туризма и познания биологического многообразия, для религиозного туризма и знакомства с буддизмом и специфической для европейцев и американцев восточной культурой, для дешевого шопинга.

В конце первого десятилетия  ХХІ ст. страны Юго-восточной Азии несколько потеряли свои позиции на рынке туристических услуг в сравнении с 1990 годом. Это объясняется рядом причин: финансовый кризис в странах Юго-восточной Азии в 1997-98 годах; вспышки опасных заболеваний в течение 2002-2003 годов; катастрофическое цунами в 2005 году, которое практически полностью уничтожило туристическую инфраструктуру отдельных районов Таиланда и Индонезии, протесты местного населения против интенсивного развития туризма и даже террористические акты11.

Значительное количество островных стран в Океании  существует за счет международного туризма. Федеральные Штаты Микронезии, Палау, Фиджи уже длительное время ассоциируется  у западного потребителя с туристическим «раем» - голубые лагуны с чистой водой и теплым песком пляжей, коралловые рифы, экзотическая флора и фауна манят к себе тысячи путешественников. Но отсутствие на многих островах в Океании постоянного населения из-за недостатка питьевой воды и ресурсов первой необходимости усложняет развитие туристической индустрии. Десятки и сотни километров идеальных пляжей ожидают своего времени.

Информация о работе Современные тенденции развития туризма в Азиатско-Тихоокеанском регионе