Современные тенденции развития туризма в Азиатско-Тихоокеанском регионе

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 04:11, курсовая работа

Описание работы

Одна из наиболее значительных, постоянных и долгосрочных тенденций, которая сопровождает формирование и развитие мирового хозяйства, - неуклонный рост влияния сферы услуг, а среди них туристических, как на мировую экономику в целом, так и на экономику отдельных стран и регионов. В частности, такое влияние весьма заметно в отношении стран Азиатско-Тихоокеанского региона, которые имеют огромный потенциал развития туризма.

Содержание

введение 3
1. факторы, влияющие на развитие туризма в регионе 5
1.1. Классификация факторов развития туристической индустрии 5
1.2. Внешние и внутренние факторы развития туризма 16
1.3. Факторы развития туризма в АТР 25
2. анализ туристического рынка атр 30
2.1. Общая характеристика рынка 30
2.2. Динамика туристического рынка АТР . 36
3. особенности развития туризма в атр 41
3.1 виды туризма…………………………………………………………………………………………………………42
3.2 Туризм в странах АТР………………………………………………………………………………47
заключение 53
список литературы 56
ПРИЛОЖЕНИЯ.............................................

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа(09.04.2012.docx

— 261.03 Кб (Скачать)

 

Курсовая работа

 

Современные тенденции развития туризма в  Азиатско-Тихоокеанском регионе.

 

 

 

 

 

 

г. Москва

2012 

 

содержание

 

введение 3

1. факторы,  влияющие на развитие туризма  в  регионе 5

1.1. Классификация  факторов развития туристической  индустрии 5

1.2. Внешние  и внутренние факторы развития туризма 16

1.3. Факторы  развития туризма в АТР 25

2. анализ  туристического рынка атр 30

2.1. Общая  характеристика рынка 30

2.2. Динамика туристического рынка АТР . 36

3. особенности  развития туризма в атр 41

    3.1 виды туризма…………………………………………………………………………………………………………42

     3.2 Туризм в странах АТР………………………………………………………………………………47

заключение 53

список литературы 56

ПРИЛОЖЕНИЯ.........................................................................................................................58

 

введение

 

Одна из наиболее значительных, постоянных и долгосрочных тенденций, которая сопровождает формирование и развитие мирового хозяйства, - неуклонный рост влияния сферы услуг, а среди них туристических, как на мировую экономику в целом, так и на экономику отдельных стран и регионов. В частности, такое влияние весьма заметно в отношении стран Азиатско-Тихоокеанского региона, которые имеют огромный потенциал развития туризма.

Как отрасль мирового хозяйства  туризм с 1988 года занимает 1 место по обороту услуг, 2 место - по валютным поступлениям. Во всех развитых странах индустрия туризма - часть экономики. Ее развитие обеспечивает прилив в страну иностранной валюты, она также способствует хозяйственному освоению менее развитых районов страны, втягивает в хозяйственный оборот неиспользованные другими отраслями природные ресурсы, влияет на развитие инфраструктуры и способствует занятости местного населения. С другими отраслями экономики ее связывают многочисленные экономические связи в форме поставок товаров, предоставления услуг и так далее.

Туризм является достаточно специфической сферой экономики, которая, кроме реализации экономических функций в предпринимательстве (получение прибыли субъектами туристического рынка), призвана решать важные социальные, культурные и общественные задачи. Поэтому туристическая деятельность способствует:

  • возобновлению усилий и работоспособности людей и соответственно психофизиологических ресурсов общества;
  • увеличению занятости и повышению жизненного уровня местного населения;
  • рациональному использованию свободного времени и организации досуга населения;
  • повышению культурного уровня населения;
  • распространению культурных ценностей.
  • обогащению социально-экономической инфраструктуры, межрегиональному сотрудничеству стран, государств и народов.

В связи с вышеизложенным, тема развития туризма в странах  и регионах мира является очень актуальной в современных условиях развития мирового хозяйства, а также связей между различными странами и регионами, которые становятся все теснее. В рамках данной темы весьма актуальна тема современных тенденций развития туризма в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Туризм во многих странах данного региона только набирает свои обороты, потенциал же АТР с точки зрения туризма очень высок.

Объект работы – туристский рынок АТР.

 Предмет работы – тенденции развития туризма в АТР.

Цель исследования состоит  в изучении, анализе особенностей развития туризма в АТР.

Цель исследования определила следующие задачи, которые поставлены и решены в рамках данного исследования:

  • Анализ факторов, влияющих на развитие туризма в регионе;
  • Изучение состояния современного туристского рынка АТР;
  • Исследование особенностей развития туризма в АТР.

 

 

1. факторы, влияющие  на развитие туризма в  
регионе

1.1. Классификация факторов развития туристической индустрии

 

Туристская специализация  стран и обмен туристами между ними складываются под влиянием определенной совокупности факторов1.

В отечественной и зарубежной литературе сложились разные представления  о факторах развития туризма. Многие исследователи предпринимали попытки  их систематизации. Дядечко Л. П. при определении целей государственного регулирования и приоритетных направлений развития туристического бизнеса приводит как позитивные, так и негативные факторы, связанные с политической, законодательно-правовой и социально-экономической ситуацией в стране и в мире2.

Рассматривая  вопрос развития системы маркетинга на рынке туристических услуг, Азарян О. М. и Жукова Н.Л. исследуют факторы, которые ограничивают развитие рекреационной сферы и туризма и настаивают на разработке антикризисных мероприятий для возобновления рекреационной сферы с целью дальнейшего ее развития и достижения экономического роста3.

В свою очередь, Жукова М. О. предлагает весь комплекс факторов, которые влияют на развитие туристической отрасли, разделить на две группы: 1) факторы, действующие независимо от деятельности организаций туризма; 2) фактора, которые содействуют развитию туризма, активно используемые туристскими организациями в своей деятельности4.

В перечне основных факторов влияния на развитие регионального туризма русские ученые под руководством Зорина И.В. выделяют группы статических и динамических, внешних (экзогенных) и внутренних (эндогенных) факторов5.

 Подробного освещения заслуживают пять подходов, в какой-то мере обобщающих существующие точки зрания по данному вопросу.

Конструктивная схема  классификации наиболее активных факторов территориальной организации сферы  отдыха и туризма появилась в  СССР в начале 1970-х гг. в связи  с разработкой учения о территориальной  рекреационной системе.

Факторы были разделены на две группы:

  • генерирующие общественные потребности в туризме, пробуждающие спрос на разные формы отдыха, формирующие циклы рекреационных занятий. Они зависят от процессов, протекающих на макроуровне, в общественной суперсистеме, и определяют необходимость и целесообразность ведения рекреационного хозяйства, а также его структуру;
  • реализующие эти потребности и способствующие вовлечению широких масс населения в сферу туристско-рекреационной деятельности. Они связаны с природными и культурно-историческими ресурсами рекреации и туризма, а также социально-экономическими условиями жизни населения.

По классификации  и генерирующие , и реализующие  факторы могут быть территориально локализующими и нелокализующими. Как локализующие факторы. Они действуют пространственно, закрепляя рекреационные функции за отдельными территориями и порождая географическое разделение труда в сфере отдыха и туризма. Как нелокализующие – влияют на рекреационное хозяйство в целом, обусловливая общие направления развития.

В середине 1990-х  гг. получает распространение другая классификация. Ряд исследователей предложили разделить весьма разнообразные  факторы развития туризма на статичные  и динамичные. К первой группе относятся  факторы, неизменные в течение времени: природно-географические и культурно-исторические. Во вторую группу попадают факторы, способные  меняться в сравнительно короткие отрезки  времени. Эта группа сложнее по составу  и включает три подгруппы: 1) факторы, относящиеся к населению (демографические  и социально-экономические); 2) факторы, связанные с внешней и внутренней политикой государства (геополитические  и политические); 3) материально-технические  и технические факторы (факторы  развития производственной и социальной инфраструктуры).

Кроме того, различают  факторы экзогенные, воздействующие на сферу туризма извне, и эндогенные, складывающиеся внутри сферы туризма. Под экзогенными факторами понимаются важнейшие процессы и условия  жизнедеятельности общества, которые  прямо или опосредованно сказываются  на туризме. Это демографическая ситуация, социально-экономические процессы и явления, экологическая и геополитическая обстановка и др. Под эндогенными факторами понимаются движущие силы в рамках сферы туризма. Они могут носить инфраструктурный характер (развитие средств размещения, предприятий питания и бытового обслуживания, транспортной системы, объектов развлечения и т.д.) и рыночный. Среди эндогенных факторов особое значение придается тем, которые определяют состояние туритского рынка и динамику туритского спроса и предложения: рост информированности потребителя и изменение его предпочтений, появление новых сегментов туристского рынка и новых туристских продуктов, повышение роли маркетинга в туризме, качество подготовки профессаональных кадров, соотношение госудаарственного, кооперативного и частного секторов в туризме, глобализация туристского бизнеса и др.

Заслуживает внимания классификация факторов на экстенсивные и интенсивные, а также сдерживающие развитие туризма. Экстенсивные факторы способствуют расширению сферы туризма путем привлечения большего количества производственных ресурсов: увеличения численности работников, строительства новых туристских объектов и др. В отличие от них, интенсивные факторы, воздействуя на сферу туризма, приводят к глубоким ее преобразованиям за счет применения более совершенных техники и технологий обслуживания клиентов, сдвигов в квалификационной структуре рабочей силы, повышения образовательного и профессионального уровня работников, более рационального использования природных ресурсов и др. Факторы могут оказывать не только благоприятное влияние на туризм, но и тормозить его развитие. К сдерживающим факторам относятся разного рода кризисы в обществе, политическая нестабильность, геополитические конфликты, обострение криминогенной обстановки, ужесточение туристских формальностей и др.

Приведенные классификации имеют не только теоритическое. Но и практическое значение. Оно  определяется необходимостью формирования целостного представления о путях  устойчивого развития туризма. Знание этих факторов помогает при выработке  стратегии государственного регулирования  туризма, выборе перпективных направлений  работы туристских предприятий, способствует повышению эффективности их деятельности и качества обслуживания, улучшению  потребительских свойств национального  туристского продукта.

Таким образом, общей систематизации факторов влияния на туризм не существует, отечественные и зарубежные специалисты  в отрасли туризма по-разному  ставят акценты на определенные факторы, которые влияют на специфику деятельности туристских предприятий.

По словам Генерального секретаря Всемирной туристской организации (ЮНВТО), растущее признание взноса туризма в экономический рост и создание рабочих мест будут означать, что национальные правительства, особенно в регионах, которые развиваются, начинают уделять туризму все больше внимания.

Согласно прогнозам ЮНВТО, основными, факторами развития туризма являются:

  • научно-технический прогресс, повышение качества жизни;
  • увеличение длительности свободного времени;
  • состояние окружающей среды.

В сфере услуг инновации  касаются самих услуг (инновации  продукта), процесса их производства (технологические  инновации) и организации потребления (инновационный менеджмент). Инновации продукта, то есть создание принципиально новых услуг, чаще всего связаны с общим продвижением технологизации общества и действуют в таких направлениях: изменение сущности услуги в результате внедрения новых технологий; возникновение услуги в связи с использованием новых технологий, внедрение новых технологий путем предоставления услуг; создание новых технологий с помощью услуг.

Туристические предприятия  нуждаются в стимулировании инновационной деятельности не в меньшей, а может быть, даже в большей степени, чем индустриальные, где деятельность в определенной степени осуществляется силами научно-исследовательских организаций, а также соответствующими научно-техническими. Массовое привлечение субъектов хозяйственной деятельности к инновационному процессу в туристических регионах может дать ощутимый темп роста экономического развития.

При общей тенденции повышения благосостояния населения развиваются социальные предпосылки туризма: сокращенная рабочая неделя, увеличивается период отпусков, есть возможность гибкого графика работы. Эти мероприятия способствуют увеличению фонда свободного времени населения, которое все более ориентируется не на стандартный набор услуг, а на индивидуальную программу свободного времени.

Формирование национальной туристической индустрии является следствием сложного взаимодействия внутренних и внешних социально-экономических процессов, которые вызывают потребность в туризме и формируют спрос на туристические услуги. Национальный рынок туристических услуг является следствием общего социально-экономического развития и формирования потребности населения в туризме как в форме проведения досуга в путешествии. Спрос на туристические услуги формируется как в стране (на услуги внутреннего и международного зарубежного туризма), так и за ее пределами (услуги международного иностранного туризма), а удовлетворяется он предложением, которое создают и реализуют субъекты национального туристического рынка6.

В исследовании развития турзма в Азиатско-Тихоокеанском  регионе будут использованы следующие  классификации факторов туризма: статичные  и динамичные, внутренние и внешние.

 

Статичные факторы:

Природно-географические факторы

Характер природных  условий оказывает большое влияние  на выбор потенциальными туристами маршрута или района путешествия. Туристы принимают во внимание климатические и ландшафтные особенности, богатство и уникальность растительного и животного мира, естественные возможности для активного отдыха. Как правило, стремление отдохнуть, сменить обстановку сочетается у многих людей с желанием познакомиться с экзотикой. Экзотические природные объекты являются одним из важнейших туристских ресурсов. Наиболее широко для привлечения туристов используется уникальная природа и ее достопримечательности в странах Юго-Восточной Азии, Африки, Центральной и Южной Америки, Австралии и Океании. Весьма важную для туризма роль играет географическое положение района или страны, прежде всего, здесь следует отметить близость к морю, к горным и лесным массивам, характер береговой линии, положение страны по отношению к основным поставщикам туристов, нахождение региона на важных транзитных путях и т.д. Большое значение для туристов имеет рельеф района. Популярностью пользуются районы со сложным и, как правило, живописным рельефом. Горный рельеф выигрывает перед равниной не только в эстетическом плане. Он располагает и большим запасом рекреационных ресурсов благодаря чистоте горного воздуха, повышенному уровню ультрафиолетового излучения, возможности организации горно-лыжных и альпинистских центров и т.д. Поэтому неслучайно многие горные системы мира стали процветающими туристскими районами. Стремясь к полноценному отдыху, туристы предпочитают маршруты и времена года, характеризующиеся благоприятными погодными условиями. Нередкие капризы природы, присущие районам с неустойчивым климатом, а также стихийные бедствия способствуют снижению числа гостей в такие места. Учитывая требования туристов к погодно-климатическим условиям, главные туристские регионы расположены в зонах умеренного климата обоих полушарий, а также на островах жаркого пояса, где высокая температура воздуха компенсируется морскими ветрами. Однако в последние десятилетия возрос интерес туристов к экзотическим уголкам земного шара, что способствует расширению зоны международного туризма. Наличие в стране морских и океанских побережий благоприятствует развитию туристских регионов. В условиях комфортного климата, хорошо прогреваемой у берегов морской воды и наличия удобных пляжей они могут стать подходящим местом для создания морских курортов, также морские побережья обеспечивают удобство сообщения, возможность проведения круизных путешествий, являются великолепным естественным- украшением ландшафта.

Информация о работе Современные тенденции развития туризма в Азиатско-Тихоокеанском регионе