Система образования Китая

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 14:54, реферат

Описание работы

С древних времен китайцы были заинтересованы в изучении природы. Они особенно гордятся четырьмя великими изобретениями, которые изменили мир: бумага, печать, порох и магнитный компас.
Образование в Древнем Китае во время династии Чжоу (1122 до н.э. - 256 до н.э.) было основано на шести искусствах. Для того чтобы достичь совершенства, студенты должны были освоить этикет, музыку, стрельбу из лука, вождение колесницей, каллиграфию и математику.

Содержание

История образования высшей школы в Китае……………………..3
Структура высшего образования…………………………………….11
Система оценивания……………………………………………………13
Преподавательский корпус……………………………………………15
Условия обучения студентов-иностранцев………………………….20
Финансирование образования………………………………………..23
ВУЗы Китая в мировых рейтингах………………………………….26
Старейшие ВУЗы Китая………………………………………………29

Работа содержит 1 файл

система образования китая.docx

— 57.35 Кб (Скачать)
" start="2">
  • СТРУКТУРА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
  •      Система образования в учебных заведениях Китайской Народной Республики включает в себя дошкольное образование, начальную  школу, неполную среднюю школу, полную среднюю школу, университет, аспирантуру. В соответствии с этой градацией  возраст учащихся и сроки обучения таковы: детские сады набирают детей  дошкольного возраста от 3 лет и  готовят их три года. Начальная  школа и неполная средняя школа  сейчас параллельно практикуют учебную  систему "6.3", "5.4" и "9 лет  подряд" (в большинстве районов  используется в основном системе "6.3"). Поэтому срок обучения в начальной  школе 6-5 лет, в неполной средней  школе 3-4 года; возраст учащихся начальной  школы 6-7 лет, а неполной средней школы 12-13 лет.

         Возраст учащихся, поступающих в обычную  полную среднюю школу, - 15-16 лет, и  они обучаются в ней 3 года. Средние  профессиональные училища подразделяются на 2 категории: для училищ, набирающих учащихся из выпускников неполной средней  школы, возраст поступления 15-16 лет, срок обучения в общем составляет 4 года, а в некоторых училищах 3 года. Для училищ, набирающих учащихся из выпускников полной средней школы, возраст поступающих не превышает 22 года, и срок обучения в общем составляет 2 года. Профессией выпускники неполной средней школы овладевают за 3-4 года. В технических училищах срок обучения 3 года. Возраст поступающих в профессиональные средние школы – 15-16 лет, а срок обучения – 2-3, а в некоторых случаях 4 года.

         В дневных высших учебных заведениях обучение ведется в течение 4-5 лет (в некоторых медицинских институтах 7-8 лет), а в специальных учебных  заведениях и в высших профессиональных технических училищах срок обучения составляет 2-3 года.

         Подготовка  аспирантов подразделяется на 2 цикла: подготовка специалистов с ученой степенью магистра и подготовка специалистов с ученой степенью доктора наук. Возраст аспирантов первой категории  не больше 40 лет и срок обучения 2-3 года, а второй категории – не более 45 лет и срок подготовки в общем 3 года.

         В системе учебных заведений разного  типа для взрослых практикуется принцип "одинаковый уровень, одинаковые стандарты". В средних учебных заведениях для взрослых срок обучения с полным отрывом от производства в целом  тот же, что в однопрофильных дневных  учебных заведениях. В учебных  заведениях обучение с частичным  отрывом от производства или в  вечерних учебных заведениях срок обучения продолжительнее примерно на один год  по сравнению с однопрофильными  дневными учебными заведениями. Срок получения  образования по данному профилю  в вузах для взрослых в общем 4-5 лет. Форм преподавания специальных  дисциплин довольно много, срок обучения ими в целом колеблется между 2-4 годами.

         "Закон  Китайской Народной Республики  об обязательном образовании"  устанавливает, что государство  осуществляет обязательное девятилетнее  образование, т.е. этап начального  и неполного среднего образования  являются этапами обязательного  образования. "Каждый ребенок  без различия пола, национальности, расы по достижении шестилетнего  возраста поступает в школу  и получает обязательное образование.  В районах, где еще не созданы  необходимые условия, возраст  поступления в школу может  быть установлен с семи лет.  Государство, общество и семья  обязаны обеспечивать это". 
     

    1. СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ

         Для проверки уровня усвоения учебного материала  преподаватели могут тестировать  студентов в любое время в  течение учебного курса путем  проверок домашнего задания, проведения письменных опросов и тестов и так далее.

         Опросы  и тесты могут проводиться  в конце или в начале урока, по окончании темы, с предупреждением или вовсе без предупреждения.

         Невыполнение  домашних заданий, равно как и  результаты письменных опросов и  тестов, может повлиять на решение  вопроса о допуске студента к  экзамену.

         При решении вопроса о допуске  к итоговому экзамену преподаватели  оценивают всю предыдущую работу студентов в течение учебного курса. При наличии спорных моментов, студент может получить индивидуальное задание.

         Итоговый  экзамен может проводиться в  форме устного теста или письменного  задания или сочетать эти две формы. Устное тестирование обычно применяется для проверки языкового уровня студентов, в течение которого преподаватель задает вопросы студенту или предлагает студенту сделать небольшую устную презентацию на заданную тему. Письменные экзамены могут проводиться с использованием или без использования учебных материалов.

         В настоящее время в большинстве  университетов Китая студенты преддипломной  ступени обучения (бакалавриат) не обязаны публично защищать свои дипломные работы. В этом случае студенты просто сдают свои работы в деканат. Однако некоторые университеты Китая практикуют устные защиты проекта, несмотря на большое количество учащихся.

         Студенты  на постдипломных ступенях (магистратура, докторантура) обязаны защищать свои работы (проекты) в обязательном порядке  публично.

         В университетах Китая итоговыми  оценками по пройденному предмету является «сдан» (pass) или «не сдан» (fail).

         Для оценки результатов экзамена может  применяться 5-бальная система оценок, где «A» означает отлично (excellent), B – хорошо (good), C – удовлетворительно (fair), D – сдан (pass) и E – не сдан (fail) или 100-бальная система оценок, где 60 баллов составляют нижнюю границу. В этом случае баллы выше 90 приравниваются к excellent (A), 80-89 – good (B), 70-79 – fair (C), 60-69 – pass (D), и менее 60 – fail (E).

         Также по ряду предметов таких как правописание преподаватели могут помимо выставления оценок написать Вам несколько комментариев относительно сильных или слабых сторон или способов улучшить результат. 
     
     
     
     

    1. ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ КОРПУС

         Прекрасной  китайской национальной традицией  является уважение к учителю. Китайское  правительство постоянно уделяет  серьезное внимание созданию преподавательского корпуса и непрерывному повышению  социального статуса преподавателей. В 1985 году в КНР был учрежден праздник учителя, отмечаемый 10 сентября. Это  – первый в Китае праздник людей  отдельной профессии. В 1993 году в  Китае был обнародован "Закон  о преподавателях Китайской Народной Республики", который содержит ясные  положения о правах и обязанностях преподавателя, о цензе и приеме на работу преподавателя, о воспитании и подготовке преподавателя, а также  о проверке, поощрении и зарплате преподавателя, о юридической ответственности, которую должен нести преподаватель. С этого времени корпус китайских  преподавателей вступил на рельсы правового строительства.

         В Китае действует преподавательский  ценз. В соответствии с "Положением о цензе преподавателя" этот ценз подразделяется на 7 категорий: ценз преподавателя  в детском саду, ценз преподавателя  начальной школы, ценз преподавателя  неполной средней школы, ценз преподавателя  средней школы, ценз преподавателя  среднего профессионального училища, ценз преподавателя-руководителя практики в среднем профессиональном училище  и ценз преподавателя высшего  учебного заведения. Государство установило соответственный уровень подготовки для преподавателей различных категорий: преподаватели в детских садах должны окончить педагогическое училище для работы с детьми дошкольного возраста и выше, преподаватели начальной школы – среднее педагогическое училище и выше, преподаватели неполной средней школы – высшее специальное педагогическое училище или другие профильные университеты, преподаватели средней школы высшей категории – высший педагогический институт по данному профилю и выше, высшие учебные заведения – аспирант или выпускник университета по данной дисциплине.

         В Китае практикуется система должностей преподавателей. Преподаватели высших учебных заведений занимают должности  профессора, доцент, лектора, ассистента. Должности преподавателей средних  профессиональных училищ – преподаватель  высшей категории, лектор, помощник лектора, преподаватель. Должности преподавателей теории культуры и техники в учебных  заведениях для квалифицированных  рабочих – лектор высшей категории, лектор, помощник лектора, преподаватель. Должности преподавателей производственной практики в учебных заведениях для  квалифицированных рабочих –  инструктор-преподаватель высшей категории  по практическим занятиям, инструктор-преподаватель  первой категории по практическим занятиям, инструктор-преподаватель второй категории  по практическим занятиям, инструктор-преподаватель  третьей категории по практическим занятиям. Должности преподавателей обычной средней школы – преподаватель  высшей категории, преподаватель первой категории, преподаватель второй категории, преподаватель третьей категории. Должности преподавателей профессиональной средней школы – аналогичны средней  школы, но вместе с тем там есть инструктор-преподаватель практических занятий, причем методика в основном та же, что и в учебных заведениях по подготовке квалифицированных рабочих. Должности преподавателей начальной  школы – преподаватель высшей категории, преподаватель первой категории, преподаватель второй категории  и преподаватель третьей категории. Должности воспитателей в детских  садах аналогичны должностям преподавателей начальной школы. 

         Китайское правительство активно развертывает работу по переподготовке и углублению знаний преподавателей, чтобы постоянно  повышать качественные характеристики всего преподавательского корпуса. Для преподавателей начальных и средних школ органы переподготовки – это главным образом обычные педагогические училища и институты разных ступеней, институты усовершенствования преподавателей и другие органы переподготовки, а также учебные заведения преподавательской службы. Для преподавателей высших учебных заведений органы переподготовки – это главным образом в 6 головных педагогических университетах, относящихся к министерству образования, несколько головных университетов непедагогического профиля, несколько центров переподготовки высших учебных заведений, а также институты высшей категории, где преподаватели работают. В настоящее время после дополнительной подготовки, полученной преподавателями начальной и средней школы, центр тяжести переподготовки смещается в сторону продолжения образования. В 1999 году китайское правительство выступило за реализацию "Проекта продолжения образования преподавателей начальных и средних школ". Цель этого проекта такова: к 2000 году в основном распространить на всю страну обязательное 9-летнее образование и в основном ликвидировать неграмотность среди молодежи, энергично двигать вперед воспитание качественных характеристик, совершенствовать систему профессиональной переподготовки, и продолжения образования, создать возможность того, чтобы новая рабочая сила и профессиональные работники города и деревни в массовом порядке были охвачены образованием и переподготовкой разных уровней и форм; активно и стабильно развивать высшее образование, довести примерно до 11% число поступающих в высшие учебные заведения. Указанный проект предусматривает также постановку задачи создания государственной системы обновления, воспитание и подготовку кадров высокого уровня, которые обладают способностью к обновлению; интенсификацию научных исследований, а также внесение вклада вузами в дело создания новых точек роста и развития экономики за счет новейших технологий; углубление реформ, создание основных рамок новой системы образования, активное содействие социально-экономическому развитию. К 2010 году на базе всестороннего осуществления цели "двух главных" в городах и экономически развитых районах последовательно распространять образование на этапе средней школы, срок получения образования населением всей страны довести до передового уровня развивающихся стран; значительно расширить масштабы высшего образования, прием в вузы приблизить к 15%, по нескольким вузам и ряду важнейших учебных дисциплин достичь или приблизиться к мировому уровню; в основном создать систему пожизненного образования, оказывать достаточную поддержку кадрами и вносить вклад знаниями для государственной системы обновления знаний, а также модернизации.

         В 1998 году китайское правительство  предложило высшим учебным заведениям "План поощрения отличившихся ученых" с целью подключить большую группу лучших зарубежных и китайских молодых  ученых к участию в повышении  уровня китайских вузов, к подтягиванию в стране важнейших учебных дисциплин, к достижению или поддержанию  передового международного уровня и  к созданию ученого авангарда, стоящего на ведущем международном уровне. Осуществление этого плана играет позитивную стимулирующую роль и имеет глубокое влияние на становление корпуса преподавателей высших учебных заведений в Китае. В настоящее время две группы ученых в количестве 200 человек по специальному приглашению заняли посты профессоров.

         Китайское правительство последовательно  стремится повышать социальный статус и жизненные условия преподавателей. "Закон о преподавателях" ясно устанавливает, что "средняя зарплата преподавателей должна быть не ниже или  выше уровня средней зарплаты государственных  служащих и постепенно расти" и  что "медицинское обслуживание преподавателей идентично тому, которым пользуются служащие в данном месте". Для  улучшения жилищных и жизненных  условий преподавателей китайское  правительство в 1994-1998 годах ассигновало  свыше 9 млрд. ам. долларов и построило для преподавателей 903 млн. квадратных метров жилья.

         Благодаря неустанным усилиям создание корпуса  преподавателей в Китае увенчалось прекрасными результатами. По количеству, масштабу, качеству и эффективности  заметен его значительный рост. К 1999 году Китай стал обладателем самого большого в мире отряда преподаватели, служащих и рабочих общей численностью 16 миллионов человек, в том числе 12280 тыс. преподавателей. Среди них 872400 преподаватели детских садов, 3187500 преподаватели неполной средней  школы, 692400 преподаватели полной средней  школы, 425700 преподаватели вузов. Качественный показатель корпуса преподавателей непрерывно улучшается. В 1999 году соответствие стандартам подготовки преподавателей в начальной школе составляло 95,9%, в неполной средней школы – 85,5%, в полной средней школе – 65,89%. Постоянно повышается эффективность работы учебных заведений, в 1999 году соотношение преподавателей и учеников в начальной школе равнялось 23,12:1, в неполной средней школе 18,23:1, в полной средней школе 15,2:1, в высшем образовании 13,4:1. 
     
     
     
     
     
     
     

    1. УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ИНОСТРАНЦЕВ

         Одним из конкретных проявлений независимой  и самостоятельной мирной внешней  политики Китайской Народной Республики является осуществление всесторонних международных обменов и сотрудничества в области образования. Это - выполнение до конца долга Китая, один из важных путей внесения им должного вклада ради сотрудничества и развития международного сообщества.

    Информация о работе Система образования Китая