" start="2">
СТРУКТУРА
СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Система
образования в учебных заведениях
Китайской Народной Республики включает
в себя дошкольное образование, начальную
школу, неполную среднюю школу, полную
среднюю школу, университет, аспирантуру.
В соответствии с этой градацией
возраст учащихся и сроки обучения
таковы: детские сады набирают детей
дошкольного возраста от 3 лет и
готовят их три года. Начальная
школа и неполная средняя школа
сейчас параллельно практикуют учебную
систему "6.3", "5.4" и "9 лет
подряд" (в большинстве районов
используется в основном системе "6.3").
Поэтому срок обучения в начальной
школе 6-5 лет, в неполной средней
школе 3-4 года; возраст учащихся начальной
школы 6-7 лет, а неполной средней школы
12-13 лет.
Возраст
учащихся, поступающих в обычную
полную среднюю школу, - 15-16 лет, и
они обучаются в ней 3 года. Средние
профессиональные училища подразделяются
на 2 категории: для училищ, набирающих
учащихся из выпускников неполной средней
школы, возраст поступления 15-16 лет,
срок обучения в общем составляет 4 года,
а в некоторых училищах 3 года. Для училищ,
набирающих учащихся из выпускников полной
средней школы, возраст поступающих не
превышает 22 года, и срок обучения в общем
составляет 2 года. Профессией выпускники
неполной средней школы овладевают за
3-4 года. В технических училищах срок обучения
3 года. Возраст поступающих в профессиональные
средние школы – 15-16 лет, а срок обучения
– 2-3, а в некоторых случаях 4 года.
В
дневных высших учебных заведениях
обучение ведется в течение 4-5 лет
(в некоторых медицинских институтах
7-8 лет), а в специальных учебных
заведениях и в высших профессиональных
технических училищах срок обучения
составляет 2-3 года.
Подготовка
аспирантов подразделяется на 2 цикла:
подготовка специалистов с ученой степенью
магистра и подготовка специалистов
с ученой степенью доктора наук.
Возраст аспирантов первой категории
не больше 40 лет и срок обучения 2-3
года, а второй категории – не
более 45 лет и срок подготовки в общем
3 года.
В
системе учебных заведений разного
типа для взрослых практикуется принцип
"одинаковый уровень, одинаковые стандарты".
В средних учебных заведениях
для взрослых срок обучения с полным
отрывом от производства в целом
тот же, что в однопрофильных дневных
учебных заведениях. В учебных
заведениях обучение с частичным
отрывом от производства или в
вечерних учебных заведениях срок обучения
продолжительнее примерно на один год
по сравнению с однопрофильными
дневными учебными заведениями. Срок получения
образования по данному профилю
в вузах для взрослых в общем
4-5 лет. Форм преподавания специальных
дисциплин довольно много, срок обучения
ими в целом колеблется между 2-4 годами.
"Закон
Китайской Народной Республики
об обязательном образовании"
устанавливает, что государство
осуществляет обязательное девятилетнее
образование, т.е. этап начального
и неполного среднего образования
являются этапами обязательного
образования. "Каждый ребенок
без различия пола, национальности,
расы по достижении шестилетнего
возраста поступает в школу
и получает обязательное образование.
В районах, где еще не созданы
необходимые условия, возраст
поступления в школу может
быть установлен с семи лет.
Государство, общество и семья
обязаны обеспечивать это".
- СИСТЕМА
ОЦЕНИВАНИЯ
Для
проверки уровня усвоения учебного материала
преподаватели могут тестировать
студентов в любое время в
течение учебного курса путем
проверок домашнего задания, проведения
письменных опросов и тестов и так далее.
Опросы
и тесты могут проводиться
в конце или в начале урока,
по окончании темы, с предупреждением
или вовсе без предупреждения.
Невыполнение
домашних заданий, равно как и
результаты письменных опросов и
тестов, может повлиять на решение
вопроса о допуске студента к
экзамену.
При
решении вопроса о допуске
к итоговому экзамену преподаватели
оценивают всю предыдущую работу
студентов в течение учебного
курса. При наличии спорных моментов,
студент может получить индивидуальное
задание.
Итоговый
экзамен может проводиться в
форме устного теста или письменного
задания или сочетать эти две формы. Устное
тестирование обычно применяется для
проверки языкового уровня студентов,
в течение которого преподаватель задает
вопросы студенту или предлагает студенту
сделать небольшую устную презентацию
на заданную тему. Письменные экзамены
могут проводиться с использованием или
без использования учебных материалов.
В
настоящее время в большинстве
университетов Китая студенты преддипломной
ступени обучения (бакалавриат) не обязаны
публично защищать свои дипломные работы.
В этом случае студенты просто сдают свои
работы в деканат. Однако некоторые университеты
Китая практикуют устные защиты проекта,
несмотря на большое количество учащихся.
Студенты
на постдипломных ступенях (магистратура,
докторантура) обязаны защищать свои
работы (проекты) в обязательном порядке
публично.
В
университетах Китая итоговыми
оценками по пройденному предмету является
«сдан» (pass) или «не сдан» (fail).
Для
оценки результатов экзамена может
применяться 5-бальная система оценок,
где «A» означает отлично (excellent),
B – хорошо (good), C – удовлетворительно
(fair), D – сдан (pass) и E – не сдан (fail) или 100-бальная
система оценок, где 60 баллов составляют
нижнюю границу. В этом случае баллы выше
90 приравниваются к excellent (A), 80-89 – good (B),
70-79 – fair (C), 60-69 – pass (D), и менее 60 – fail (E).
Также
по ряду предметов таких как правописание
преподаватели могут помимо выставления
оценок написать Вам несколько комментариев
относительно сильных или слабых сторон
или способов улучшить результат.
- ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ
КОРПУС
Прекрасной
китайской национальной традицией
является уважение к учителю. Китайское
правительство постоянно уделяет
серьезное внимание созданию преподавательского
корпуса и непрерывному повышению
социального статуса преподавателей.
В 1985 году в КНР был учрежден праздник
учителя, отмечаемый 10 сентября. Это
– первый в Китае праздник людей
отдельной профессии. В 1993 году в
Китае был обнародован "Закон
о преподавателях Китайской Народной
Республики", который содержит ясные
положения о правах и обязанностях
преподавателя, о цензе и приеме
на работу преподавателя, о воспитании
и подготовке преподавателя, а также
о проверке, поощрении и зарплате
преподавателя, о юридической ответственности,
которую должен нести преподаватель.
С этого времени корпус китайских
преподавателей вступил на рельсы правового
строительства.
В
Китае действует преподавательский
ценз. В соответствии с "Положением
о цензе преподавателя" этот ценз
подразделяется на 7 категорий: ценз преподавателя
в детском саду, ценз преподавателя
начальной школы, ценз преподавателя
неполной средней школы, ценз преподавателя
средней школы, ценз преподавателя
среднего профессионального училища,
ценз преподавателя-руководителя практики
в среднем профессиональном училище
и ценз преподавателя высшего
учебного заведения. Государство установило
соответственный уровень подготовки для
преподавателей различных категорий:
преподаватели в детских садах должны
окончить педагогическое училище для
работы с детьми дошкольного возраста
и выше, преподаватели начальной школы
– среднее педагогическое училище и выше,
преподаватели неполной средней школы
– высшее специальное педагогическое
училище или другие профильные университеты,
преподаватели средней школы высшей категории
– высший педагогический институт по
данному профилю и выше, высшие учебные
заведения – аспирант или выпускник университета
по данной дисциплине.
В
Китае практикуется система должностей
преподавателей. Преподаватели высших
учебных заведений занимают должности
профессора, доцент, лектора, ассистента.
Должности преподавателей средних
профессиональных училищ – преподаватель
высшей категории, лектор, помощник лектора,
преподаватель. Должности преподавателей
теории культуры и техники в учебных
заведениях для квалифицированных
рабочих – лектор высшей категории,
лектор, помощник лектора, преподаватель.
Должности преподавателей производственной
практики в учебных заведениях для
квалифицированных рабочих –
инструктор-преподаватель высшей категории
по практическим занятиям, инструктор-преподаватель
первой категории по практическим занятиям,
инструктор-преподаватель второй категории
по практическим занятиям, инструктор-преподаватель
третьей категории по практическим
занятиям. Должности преподавателей
обычной средней школы – преподаватель
высшей категории, преподаватель первой
категории, преподаватель второй категории,
преподаватель третьей категории.
Должности преподавателей профессиональной
средней школы – аналогичны средней
школы, но вместе с тем там есть
инструктор-преподаватель практических
занятий, причем методика в основном
та же, что и в учебных заведениях
по подготовке квалифицированных рабочих.
Должности преподавателей начальной
школы – преподаватель высшей
категории, преподаватель первой категории,
преподаватель второй категории
и преподаватель третьей категории.
Должности воспитателей в детских
садах аналогичны должностям преподавателей
начальной школы.
Китайское
правительство активно развертывает
работу по переподготовке и углублению
знаний преподавателей, чтобы постоянно
повышать качественные характеристики
всего преподавательского корпуса.
Для преподавателей начальных и средних
школ органы переподготовки – это главным
образом обычные педагогические училища
и институты разных ступеней, институты
усовершенствования преподавателей и
другие органы переподготовки, а также
учебные заведения преподавательской
службы. Для преподавателей высших учебных
заведений органы переподготовки – это
главным образом в 6 головных педагогических
университетах, относящихся к министерству
образования, несколько головных университетов
непедагогического профиля, несколько
центров переподготовки высших учебных
заведений, а также институты высшей категории,
где преподаватели работают. В настоящее
время после дополнительной подготовки,
полученной преподавателями начальной
и средней школы, центр тяжести переподготовки
смещается в сторону продолжения образования.
В 1999 году китайское правительство выступило
за реализацию "Проекта продолжения
образования преподавателей начальных
и средних школ". Цель этого проекта
такова: к 2000 году в основном распространить
на всю страну обязательное 9-летнее образование
и в основном ликвидировать неграмотность
среди молодежи, энергично двигать вперед
воспитание качественных характеристик,
совершенствовать систему профессиональной
переподготовки, и продолжения образования,
создать возможность того, чтобы новая
рабочая сила и профессиональные работники
города и деревни в массовом порядке были
охвачены образованием и переподготовкой
разных уровней и форм; активно и стабильно
развивать высшее образование, довести
примерно до 11% число поступающих в высшие
учебные заведения. Указанный проект предусматривает
также постановку задачи создания государственной
системы обновления, воспитание и подготовку
кадров высокого уровня, которые обладают
способностью к обновлению; интенсификацию
научных исследований, а также внесение
вклада вузами в дело создания новых точек
роста и развития экономики за счет новейших
технологий; углубление реформ, создание
основных рамок новой системы образования,
активное содействие социально-экономическому
развитию. К 2010 году на базе всестороннего
осуществления цели "двух главных"
в городах и экономически развитых районах
последовательно распространять образование
на этапе средней школы, срок получения
образования населением всей страны довести
до передового уровня развивающихся стран;
значительно расширить масштабы высшего
образования, прием в вузы приблизить
к 15%, по нескольким вузам и ряду важнейших
учебных дисциплин достичь или приблизиться
к мировому уровню; в основном создать
систему пожизненного образования, оказывать
достаточную поддержку кадрами и вносить
вклад знаниями для государственной системы
обновления знаний, а также модернизации.
В
1998 году китайское правительство
предложило высшим учебным заведениям
"План поощрения отличившихся ученых"
с целью подключить большую группу
лучших зарубежных и китайских молодых
ученых к участию в повышении
уровня китайских вузов, к подтягиванию
в стране важнейших учебных дисциплин,
к достижению или поддержанию
передового международного уровня и
к созданию ученого авангарда, стоящего
на ведущем международном уровне.
Осуществление этого плана играет позитивную
стимулирующую роль и имеет глубокое влияние
на становление корпуса преподавателей
высших учебных заведений в Китае. В настоящее
время две группы ученых в количестве
200 человек по специальному приглашению
заняли посты профессоров.
Китайское
правительство последовательно
стремится повышать социальный статус
и жизненные условия преподавателей.
"Закон о преподавателях" ясно
устанавливает, что "средняя зарплата
преподавателей должна быть не ниже или
выше уровня средней зарплаты государственных
служащих и постепенно расти" и
что "медицинское обслуживание преподавателей
идентично тому, которым пользуются
служащие в данном месте". Для
улучшения жилищных и жизненных
условий преподавателей китайское
правительство в 1994-1998 годах ассигновало
свыше 9 млрд. ам. долларов и построило
для преподавателей 903 млн. квадратных
метров жилья.
Благодаря
неустанным усилиям создание корпуса
преподавателей в Китае увенчалось
прекрасными результатами. По количеству,
масштабу, качеству и эффективности
заметен его значительный рост. К
1999 году Китай стал обладателем самого
большого в мире отряда преподаватели,
служащих и рабочих общей численностью
16 миллионов человек, в том числе
12280 тыс. преподавателей. Среди них 872400
преподаватели детских садов, 3187500
преподаватели неполной средней
школы, 692400 преподаватели полной средней
школы, 425700 преподаватели вузов. Качественный
показатель корпуса преподавателей
непрерывно улучшается. В 1999 году соответствие
стандартам подготовки преподавателей
в начальной школе составляло 95,9%, в неполной
средней школы – 85,5%, в полной средней
школе – 65,89%. Постоянно повышается эффективность
работы учебных заведений, в 1999 году соотношение
преподавателей и учеников в начальной
школе равнялось 23,12:1, в неполной средней
школе 18,23:1, в полной средней школе 15,2:1,
в высшем образовании 13,4:1.
- УСЛОВИЯ
ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ИНОСТРАНЦЕВ
Одним
из конкретных проявлений независимой
и самостоятельной мирной внешней
политики Китайской Народной Республики
является осуществление всесторонних
международных обменов и сотрудничества
в области образования. Это - выполнение
до конца долга Китая, один из важных
путей внесения им должного вклада
ради сотрудничества и развития международного
сообщества.