Система образования Китая

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 14:54, реферат

Описание работы

С древних времен китайцы были заинтересованы в изучении природы. Они особенно гордятся четырьмя великими изобретениями, которые изменили мир: бумага, печать, порох и магнитный компас.
Образование в Древнем Китае во время династии Чжоу (1122 до н.э. - 256 до н.э.) было основано на шести искусствах. Для того чтобы достичь совершенства, студенты должны были освоить этикет, музыку, стрельбу из лука, вождение колесницей, каллиграфию и математику.

Содержание

История образования высшей школы в Китае……………………..3
Структура высшего образования…………………………………….11
Система оценивания……………………………………………………13
Преподавательский корпус……………………………………………15
Условия обучения студентов-иностранцев………………………….20
Финансирование образования………………………………………..23
ВУЗы Китая в мировых рейтингах………………………………….26
Старейшие ВУЗы Китая………………………………………………29

Работа содержит 1 файл

система образования китая.docx

— 57.35 Кб (Скачать)

     Международные обмены и сотрудничество Китая в  области образования имеют под  собой законодательно обеспеченную базу. "Закон об образовании Китайской  Народной Республики" предусматривает: "Государство поощряет развертывание  внешних обменов и сотрудничества в сфере образования". "Закон  о высшем образовании Китайской  Народной Республики" устанавливает: "Государство поощряет и поддерживает международные обмены и сотрудничество в области высшего образования".

     Содержание  международных обменов и сотрудничества Китая в области образования  затрагивает многосторонние и двусторонние рамки деятельности правительства, органов образования, неправительственных  организаций. Правительство КНР  принимает деятельное участие в  работе ЮНЕСКО и развернуло многопрофильное  взаимодействие с ЮНЕСКО, Детским  фондом ООН, с Департаментом ООН  по планированию развития детей, Фондом народонаселения ООН, Всемирным  банком и т.д. Правительство КНР  подписало документы о развитии обменов и сотрудничества в области  образования с более чем 160 странами и районами мира. Китайские органы просвещения от начальной школы  до университета наладили отношения  сотрудничества с органами просвещения  того же уровня многих стран. Особенно следует отметить развертывание  многостороннего сотрудничества университетов  с зарубежными университетами и предприятиями. В настоящее время на китайском материке уже работают около 300 учебных заведений, основанных на сотрудничестве Китая и зарубежных стран. Разворачиваются активные двусторонние и многосторонние обмены в сфере образования китайских неправительственных организаций по обменам с более чем 130 организациями или коллективами 30 с лишним стран и районов мира.

     Международные обмены и сотрудничество Китая в  области образования захватили  в свое русло многостороннюю деятельность, включая контакты преподавателей, обмен  студентами на учебу, совместные исследования, совместное обучение. Китай направляет в некоторые страны своих преподавателей и аналогично приглашает к себе преподавателей из некоторых стран. Китай в настоящее  время посылает на учебу за границу  студентов больше всех стран мира. В последние несколько лет  их было направлено около 300 тысяч в 103 страны и районы, из них 110 тысяч  человек, окончив учебу, вернулось  на Родину. Вместе с тем Китай - одна из стран мира, принимающая сейчас на учебу довольно много иностранных  студентов. За последние 20 лет их было принято около 300 тысяч человек из 152 стран. В настоящее время число приехавших в КНР на учебу иностранных студентов достигает около 10 тысяч человек. В основном все высшие учебные заведения Китая наладили разного рода взаимодействие с зарубежными органами высшего образования, в том числе совместное проведение исследовательских работ.

     Международные обмены и сотрудничество Китая в  области образования находится  в ведении министерства образования  КНР. Повседневной работой в этой сфере занимаются Управление международного сотрудничества и обменов министерства образования. Соответственно административные органы образования на местах в Китае  имеют свои организации, занимающиеся повседневной работой по международным обменам и сотрудничеству в сфере образования. Китайское правительство учредило Всекитайский комитет ЮНЕСКО и аккредитовало в этом органе ООН свою миссию, на местах в Китае имеются филиалы этого комитета. Всекитайской неправительственной организацией, занимающейся международными обменами и сотрудничеством в области образования, является Китайская ассоциация международных обменов в области образования, на местах в Китае функционируют ее филиалы. Ведутся оживленные, активные и богатые по содержанию общественные контакты в этой области. В китайских высших учебных заведениях, как правило, функционируют органы, ответственные за международные обмены и сотрудничество в области образования. Обычно они называются "Отделом международных обменов и сотрудничества" или же "Центром международных обменов и сотрудничества".  
 
 
 
 
 
 
 

  1. ФИНАНСИРОВАНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ

     "Закон  об образовании Китайской Народной  Республики" устанавливает: "В  Китае осуществляется система  финансирования образования, в  основе которой - правительственные  финансовые ассигнования, а вспомогательными  являются средства, изыскиваемые  по многим другим каналам". Одновременно центральное правительство  и местные правительства практикуют  ступенчатое управление и ступенчатую  ответственность. Это означает, что  основным источником расходов  на образование в государственных  учебных заведениях различных  ступеней и категорий являются  финансовые ассигнования правительства.  Центральные финансы ответственны  только за финансирование высшего  образования, находящегося в ведении  Центра, а также за специальные  ассигнования на образование  всекитайского характера. Местные  финансы ответственны за финансирование  высшего образования, среднего  образования и ниже, находящегося  в ведении мест. Другие каналы  изыскания средств на образование  - это налоги (расходы), взимаемые  по закону правительствами различных  ступеней на образование, плата  за обучение студентами на  этапе необязательного образования,  различные сборы со студентов  на этапе обязательного образования,  развитие производств при учебных заведениях, коллективные средства и пожертвования в порядке поддержки образования, создание фондов образования.

     Правительство КНР рассматривает дело просвещения  как фундаментальную, приоритетную и связанную с общей ситуацией  в стране отрасль в развитии народного  хозяйства и общества. "Закон  об образовании Китайской Народной Республики" ясно устанавливает: "Доля финансовой поддержки образования во внутреннем национальном продукте должна постепенно увеличиваться по мере развития народного хозяйства и роста финансовых поступлений", "Доля расходов на образование в общем объеме финансовых расходов различных ступеней должна постепенно повышаться по мере развития народного хозяйства", "Рост ассигнований на образование народных правительств различных ступеней должен обгонять рост регулярных финансовых поступления, чтобы постепенно увеличивать средние расходы на образование в расчете на одного учащегося, обеспечивать постепенный рост зарплаты преподавателей и общих средних расходов на одного учащегося". В 1999 году общая сумма финансовых ассигнований на образование в Китае составила: 349040 млн. юаней, в том числе финансовые расходы государства - 228718 млн. юаней, что равняется 2,79% внутреннего валового продукта. Цель китайского правительства в финансировании образования заключается в том, чтобы в сравнительно короткие сроки долю государственных финансовых расходов на образование довести до уровня 4% внутреннего валового продукта.

     Расходы на образование в Китае состоят  из двух частей: расходы на образование  и расходы на капитальное строительство. Бюджет на образование включает в  себя бюджетные расходы на дело образования  и бюджетные инвестиции на капитальное  строительство. На финансовых и плановых органах правительств различных  ступеней лежит обязанность по разработке проекта бюджетных расходов на образование, который рассматривается и утверждается собраниями народных представителей тех  же ступеней. После составления бюджетных  расходов на образования до внесения поправок собранием народных представителей их не вправе изменять ни одно ведомство  или отдельная личность. В процессе выполнения бюджета на образование  финансовые органы правительства отвечают за контроль над расходами на дело образования, а плановые органы правительства - за контроль над расходами на капитальное  строительство.

     Параллельно созданию и совершенствованию системы  социалистической рыночной экономики  в Китае на этапе необязательного  образования действует механизм разделения себестоимости образования, когда определенная доля этой себестоимости взимается с учащихся в качестве платы за обучение. В настоящее время среди многообразных источников изыскания средств на образование доходы от платы за обучение, взимаемой с учащихся на этапе необязательного образования, а также от различных расходов учащихся этапа обязательного образования, непрерывно растут, становясь постепенно вторым по величине источником поступления средств на образование, уступающим лишь финансовым ассигнованиям правительства. В 1999 году поступления от различных видов платы за обучение составили 40 млрд. юаней --13,84% всех поступлений на образование по различным каналам во всем Китае. Чтобы обеспечить продолжение учебы тем студентам, семьи которых находятся в трудном экономическом положении, китайское правительство предприняло целый ряд мер, главные из которых следующие: система поощрительных стипендий, система предоставления возможности подработки одновременно с учебой, система вспомоществования в особо трудных ситуациях, система сокращения или освобождения от платы за обучение, система государственного субсидирования в помощь учащимся. Реализация этих систем эффективно гарантирует успешное завершение учебы студентам, чьи семьи находятся в трудном материальном положении. 
 
 
 
 

  1. ВУЗЫ  КИТАЯ В МИРОВЫХ  РЕЙТИНГАХ

     Существует  множество рейтингов университетов  мира, как «мировых», так и «национальных».  Их результаты разнятся, так как  каждый исследовательский центр  при составлении рейтинга применяет  собственную методологию оценки учебного заведения – от вклада в развитие науки и технологии до популярности учебного заведения  среди студентов и их родителей. Так или  иначе, в мире существуют несколько авторитетных уважаемых  рейтингов, на которые ориентируются  абитуриенты всего мира при выборе учебного заведения, среди которых  можно назвать следующие.

1. Times Higher Education – подразделение The Times, специализирующееся на вопросах высшего образования, в сотрудничестве с Quacquarelli Symonds, ежегодно публикует рейтинг 500 лучших университетов мира "QS World University Rankings". В этот рейтинг в 2009 году попали 4 университета Китая:

  • Университет Цинхуа (Пекин) – 49 место,
  • Пекинский Университет (Пекин) – 52 место,
  • Фуданьский Университет (Фудань) (Шанхай) – 103 место,
  • Шанхайский Транспортный (Цзяотун) Университет (Шанхай) – 153 место.

Для сравнения  один из наиболее старейших и влиятельных  университетов России – МГУ им. М.В.Ломоносова (Москва) в этом рейтинге занимает 155 место.

2. В  рейтинге "The Webometrics Ranking of World Universities", который составляет Cybermetrics Lab (CCHS) подразделение National Research Council (CSIC) можно найти следующие университеты:

  • Университет Цинхуа (Пекин) – 147 место,
  • Пекинский Университет (Пекин) – 104 место,
  • Фуданьский Университет (Фудань) (Шанхай) – 409 место,
  • Шанхайский Транспортный (Цзяотун) Университет (Шанхай) – 433 место,
  • Восточно-Китайский Педагогический Университет (Шанхай) – 666 место.

МГУ им. М.В.Ломоносова (Москва) в этом рейтинге занимает 188 место.

3. Исследовательский  институт в составе Shanghai Jiao Tong University также составляет один из наиболее уважаемых рейтингов учебных заведений – "The Academic Ranking of World Universities". Согласно этому рейтингу, университеты Китая занимают следующие позиции:

  • Университет Цинхуа (Пекин) – 201-302 место,
  • Пекинский Университет (Пекин) – 201-302 место,
  • Фуданьский Университет (Фудань) (Шанхай) – 303-401 место,
  • Шанхайский Транспортный (Цзяотун) Университет (Шанхай) – 201-302 место,

МГУ им. М.В.Ломоносова (Москва) в этом рейтинге занимает 77 место.

4. Для  сравнения мы приведем данные  отечественного "Рейтинга 400" известных университетов с мировым именем, составляемого в России независимым некоммерческим агентством RatER:

  • Университет Цинхуа (Пекин) – 103-105 место,
  • Пекинский Университет (Пекин) – 103-105 место,
  • Фуданьский Университет (Фудань) (Шанхай) – 255 место,
  • Шанхайский Транспортный (Цзяотун) Университет (Шанхай) – 203-204 место

МГУ им. М.В.Ломоносова (Москва) в этом рейтинге занимает 5 место.

     В заключение необходимо отметить, что  большинство экспертов сходится во мнении, что тенденция глобальной экспансии азиатского бизнеса наблюдается  и в этой области – японские и китайские университеты поднимаются  с каждым годом все выше в мировых  рейтингах и оттесняют американские ВУЗы, ранее бывшие неизменными лидерами рейтингов много лет. 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. СТАРЕЙШИЕ  ВУЗЫ  КИТАЯ

Шанхайский  Транспортный (Цзяотун) Университет

     SJTU является одним из самых старейших  и наиболее влиятельных университетов  Китая и имеет солидный и  уважаемый преподавательский состав. Более ста известных деятелей  науки, включая трех Нобелевских  лауреатов, являются научными  консультантами SJTU.

     На  данный момент число выпускников  превысило 100 000 человек, среди которых  м-р Jiang Ze-Min, бывший президент Китая. Более 200 членов Китайской Академии Наук и Китайской Инженерной Академии являются выпускниками SJTU

     Главный университетский кампус (Xuhui Campus) отличает историческая застройка, большинство зданий конца 19 - начала 20 века постройки, поэтому на территории кампуса ведутся постоянные реконструктивные и реставрационные работы.

     Обучение  китайскому языку для иностранных  студентов предлагают: Центр Международного Обучения при Университете Цзяотун / The Jiao Tong University ICEC (International Continuing Education Center), а также Курсы китайского языка / The Shanghai Jiao Tong University Chinese Language Centre at JBC, SJTUCE – во всех этих учебных заведениях обучение ведут преподаватели Shanghai Jiao Tong University.

     Для школьников есть международная Средняя  Школа / High School, созданная при Университете и широко известная в Шанхае. Помимо общеобразовательных предметов в учебный курс школы входит подготовка к поступлению в Университет.

Информация о работе Система образования Китая