Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 18:24, реферат
Актуальностью темы иследования явлвяется то что на сегоднешний день система образования регулируется, как правило, не специально принятыми более стабильными законодательными актами, а множеством довольно часто меняющихся подзаконных нормативных правовых актов и не имеет общего свода законов как Кодекс что в свою очередь затрудняет правовое регулирование образования. Данная ситуация указывает на острую необходимость привести все нормативные правовые акты в стройную систему, стабилизировать ее и принять их в форме единого кодифицированного законодательного акта. Только успешное регулирование системы образования может обеспечить устойчивое развития этой фундаментальной сферы общественной жизни [1., c.16]
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. 4
1.1. Источники правового обеспечения образования 4
1.2 Роль международного права в правовом регулирование образования РК 5
2.ПРОБЛЕМЫ С ПРАВОВЫМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ОБРАЗОВАНИЯ ИНВАЛИДОВ 7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 9
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Казахстанский Национальный Университет им. Аль-Фараби
Юридический факультет
Кафедра гражданского права и гражданского процесса, трудового права
СРМ № 2
Тема: «Система образования»
Выполнил:
д.ю.н.,профессор
Алматы-2013
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. 4
1.1. Источники правового обеспечения образования 4
1.2 Роль международного права в правовом регулирование образования РК 5
2.ПРОБЛЕМЫ С ПРАВОВЫМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ОБРАЗОВАНИЯ ИНВАЛИДОВ 7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 9
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………10
Введение
Актуальностью темы иследования явлвяется то что на сегоднешний день система образования регулируется, как правило, не специально принятыми более стабильными законодательными актами, а множеством довольно часто меняющихся подзаконных нормативных правовых актов и не имеет общего свода законов как Кодекс что в свою очередь затрудняет правовое регулирование образования. Данная ситуация указывает на острую необходимость привести все нормативные правовые акты в стройную систему, стабилизировать ее и принять их в форме единого кодифицированного законодательного акта. Только успешное регулирование системы образования может обеспечить устойчивое развития этой фундаментальной сферы общественной жизни [1., c.16]
Также как и в любой развитой стране в РК в острой необходимости нуждается совершенствование действующего законодательства, реализация существующих законов в области специального образования, имплементация международных стандартов по ликвидации дискриминации по признаку инвалидности – все эти усилия позволят детям с инвалидностью получать образование вместе со своими сверстниками, не испытывающими таких проблем.
На Данном этапе развития Республики Казахстан в условиях глобализации и экономической энтиграции образование становиться фундаментальной основой общества и инструментом его дальнейшего развития. В лекции перед студентами и преподавателями в Евразийском национальном университете им. Л. Н. Гумилева Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев отметил, что образование «становиться ключевым фактором нашего развития» и «образование из категории национальных приоритетов переходит в категорию мировых приоритетов».[2., с. 9]
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев также подписал Закон "О государственной образовательной накопительной системе", сообщает «Интерфакс-Казахстан».Документ направлен на обеспечение доступных инструментов накопления средств для получения образования и финансирования образовательных услуг, повышение уровня образования. Закон, в частности, определяет правовое регулирование и меры господдержки системы образовательных накоплений в целях создания эффективных механизмов финансирования профессионального образования, повышения доступности и равных возможностей получения качественного образования. Республика Казахстан проводит целенаправленную работу по вступлению в Болонский процесс. Сегодня уже 18 казахстанских высших учебных заведений подписали Великую Хартию Университетов, которая является основой Болонской Декларации.
На сегоднещний день Казахстан активно прогрессирует в сфере образования, но система образования остается не совершена и требует многих иновационных дороботок в сфере правового регулирования системы образования . Так, по мнению ученых М.С. Нарикбаева и С. Ф. Ударцева назрела необходимость кодификации законодательства об образовании. Целесообразно принятие кодифицированного акта – Кодекса «Об образовании и науки».[2]
1.ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
1.1. Источники правового обеспечения образования .
Правовое регулирование образования в РК прежде всего основывается на конституции. Cогласно статья 30 Конституции РК закрепляет общие вопросы права на образование: «1. Гражданам гарантируется бесплатное среднее образование в государственных учебных заведениях. Среднее образование обязательно. 2. Гражданин имеет право на получение на конкурсной основе бесплатного высшего образования в государственном высшем учебном заведении. 3. Получение платного образования в частных учебных заведениях осуществляется на основаниях и в порядке, установленных законом. 4. Государство устанавливает общеобязательные стандарты образования. Деятельность любых учебных заведений должна соответствовать этим стандартам».[4]
Также правовое регулирование основывается на Законе «Об образовании» относиться к базовому типу законов. Данный закон был принят 27 июля 2007 года и «регулирует общественные отношения в области образования, определяет основные принципы государственной политики в этой области и направлен на обеспечение конституционного права граждан Республики Казахстан, а также иностранцев и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Казахстан, на образование»[5].
Правовое регулирование также осуществляется- через указы постановления правительства и иных нормативно-правовых актов изданых органами имеющими компитентность в сфере образования. Указом Президента РК, принятые для регулирования отношений в сфере образования («О создании Совета по молодежной политике при Президенте Республики Казахстан» от 1 июля 2008 года N 625; «О вопросах государственных высших учебных заведений, первые руководители которых назначаются на должности и освобождаются от должностей Президентом Республики Казахстан» от 21 апреля 2008 года N 573);[6]
- Постановления Правительства
РК, посвященные регулированию
Казахстан стал одним из первых на постсоветстком пространстве еще в 1997 году подписал и ратифицировал Лиссабонскую Конвенцию по признанию квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе [8], а также Европейской системы перевода кредитов (European Credit Transfer System – ECTS).
Представляется важным подчеркнуть что, хотя Болонская декларация разрабатывалась с ориентацией в основном на Европейский Союз (ЕС), она является документом, который открыт для присоединения не только государств – членов ЕС и кандидатов на вступление в него, но также государств всего европейского региона.[9., c.60]
1.2 Роль международного права в правовом регулирование образования РК
Концепция права на образование в Республики Казахстан включает в себя два аспекта – внутригосударственный и международный, внешний и внутренний. Несомненно, что международный уровень сегодня является высшим уровнем, на котором происходит формирование образовательного законодательства, и международные стандарты права на образование в своей основе есть не что иное, как совокупность разделяемых всеми цивилизованными нациями и народами образовательных норм, которые обладают общечеловеческим значением. Считается, что в современном международном праве определенный стандарт права на образование сформировался [10., c.8].
Закон «Об образовании» ст. 65 разрешает образовательным заведениям на устанавление прямых связей с зарубежными организациями образования, науки и культуры, международными организациями и фондами, заключать двусторонние и многосторонние договоры о сотрудничестве, участвовать в международных программах обмена студентами, магистрантами, докторантами, педагогическими и научными работниками, вступать в международные неправительственные организации (ассоциации) в области образования.[5]
В связи с вступлением Казахстана в международные и межгосудпрственные организации такие как ВТО и Таможенный Союз необходимо отметить влияние международного права на систему образования. Невозможно не отметить роль международного права в области образования. В условиях интенсивной глобальной экономической интеграции естественным фактором является расширения мирового образовательного пространства. На сегоднещний день знания и правильное применение норм международного образовательного права необходима как при осуществлении международного сотрудничества в сфере образования, так и при защите образовательных прав и законных интересов обучающихся, педагогических работников, самих образовательных учреждений и иных участников образовательных отношений.[11., c.348] За последнее десятилети выросла академическкая мобильность как студентов так и преподовательского состава что несомнено приведет к дальнейшему усилению влияния международного права на правовое обеспичение образования в РК.
К сожалению действующее Казахстанское законодательство не предоставляет гарантии осуществления полного и всестороннего развития ребенка с ограниченными возможностями, тогда как именно закон должен обеспечивать соблюдение всей совокупности прав лиц с ограниченными возможностями. Не оспоримым фактом является то что законы в сфере прав инвалидов не исполняются или исполняются частично, в силу чего учащиеся инвалиды и их родители вынуждены добиваться осуществления своих прав через суды в условиях отсутствия поддержки и понимания со стороны соответствующих государственных органов. Из-за недостаточной разработанности системы подзаконных нормативных актов преимущества законов не могут быть реализованы в полном объеме. Между тем дети инвалиды и их родители должны иметь возможность рассчитывать на то, что органы, ответственные за выполнение норм законов, будут работать эффективно что на самом деле не соответствует реальности из за проблем правового регулирования.[12]
Казахстан как социальное государство должен внимать проблемамам инвалидов поскольку они являются полноправными гражданами и членами общества без этого нельзя говорить не только о социальном государстве, но и прогрессе в области прав человека. Всеобъемлющее и комплексное развитие правового государства предполагает решение всех существующих проблем в области прав человека, тем более что вопросы инвалидности не являются проблемами одной небольшой группы. Сегодня инвалидов часто причисляют к уязвимой группе населения. В то время как уязвимыми инвалиды становятся тогда, когда их участию в жизни общества препятствуют физические и социальные барьеры.
При любых видах и формах образования детей-инвалидов, установленных в нашей стране, нарушается принцип равенства прав и возможностей, провозглашенный основной компонентой прав человека. Возможно, создание гибкой многофункциональной системы позволит реагировать на разные образовательные потребности и учитывать индивидуальные возможности ребенка. А сближение общеобразовательного и специального образования - важнейшее стратегическое направление преобразований в сфере защиты прав детей с ограниченными возможностями в нашем государстве.[13,52-53]
Обучение детей с ограниченными возможностями вызывает затруднение и в обычных, и в специализированных учреждениях. Интегрированное образование отчасти носит формальный характер, что подтверждают действующие программы общеобразовательных учреждений, которые недостаточно учитывают особенности развития детей с ограниченными возможностями. Инклюзивное же образование предполагает обеспечение школ квалифицированными кадрами, наличие у педагогов дополнительных знаний в области коррекционной педагогики и специальной психологии. На сегоднешний день таких педагогов пока еще не хватает. Государство должно обеспечивать качественными знаниями, соответствующими современным потребностям.
Несмотря на то что сегодня, в эпоху информатизации, человека, который хочет получить образование, не обязательно посещать учебное заведение. Такую возможность дает новая форма получения образования - дистанционное обучение. Особую значимость для инвалидов играет приобретаемая возможность обучаться в любое удобное время, не выходя из дома, на любом расстоянии от образовательного учреждения. Конечно, дистанционное обучение не заменяет реального учебного процесса, и сейчас такой метод еще не распространен, а также не каждый инвалид может позволить себе оплату за обучение, постоянный доступ к компьютеру и интернету. Но если этот вопрос поставить на государственный уровень и предоставить материальную поддержку для желающих, это могло бы быть выходом из положения. Во многих странах европы а также США несколько десятилетий практикуется среднее и высшее дистанционное образование как инструмент обеспечения равным образованием для граждан с инвалидностью.
2. ПРОБЛЕМЫ С
ПРАВОВЫМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ
Несмотря на разработанность международных стандартов по различным аспектам инвалидности, в том числе по вопросам специального образования, казахстанское законодательство и существующая практика не в полной мере отвечают международным рекомендациям по обеспечению прав лиц с ограниченными возможностями в системе образования.