Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 20:08, лекция
Спартанская система воспитания
Афинская система обучения
Три типа школ Древнего Рима: элементарная, грамматическая, ораторская
Педагогические идеи древнегреческих философов: от Пифагора до Аристотеля и т.
Три типа школ Древнего Рима: элементарная, грамматическая, ораторская
Система образования Средневековья и ее дидактические характеристики
Три уровня образования эпохи Возрождения
Православие — основа развития системы образования в России
Спартанская система воспитания
В Спарте, которая на протяжении трехсот лет была военным государством, обучению подрастающего поколения уделялось большое внимание на государственном уровне. Основным содержанием обучения детей являлись физическая подготовка и обучение военному делу. Обучение начиналось с 7 лет и продолжалось до 19 лет Оно проходило в военизированных лагерях совместно для мальчиков и девочек. Изучались также основы чтения, письма и счета.
Афинская система обучения
Система образования в Афинах была ориентирована на разностороннее развитие личности, на воспитание совершенного, прекрасного человека. Обучение начиналось с 7 лет и продолжалось до 16 лет. Оно проводилось в школах, гимназиях и университете. Школы были платными и обучение в них было индивидуально-групповым. Один учитель, который назывался дидаскал (греч. didaskalos), обучал до 20 и более учеников разного возраста. Школы делились на два типа — мусические1 и гимнастические. Мусические школы подразделялись на школу грамматиста и школу кифариста.
В афинской системе обучения уже было достаточно чёткое деление на отдельные учебные предметы в зависимости от специализации учителя. Изучались грамматика, арифметика, диалектика, риторика, гимнастика и др. Использовались индивидуальная и групповая формы обучения.
Педагогические идеи древнегреческих философов: от Пифагора до Аристотеля
Древнегреческие философы были одними из первых, педагогические идеи которых дошли до наших дней. Сократ, Плутарх (ок. 45 — ок. 127),
Платон, Демокрит (ок. 470 или 460 до н.э. — ум. в глубокой старости), Аристотель сами преподавали, высказывали различные педагогические идеи и предлагали свои способы обучения детей.
Пифагор (VI в. до н.э.) был основателем пифагорейской школы, где применялся «акроаматический» способ обучения, особенностью которого явилось полное подчинение ученика.
Сократ (ок. 470/469—399 до н.э.) разработал свой, так называемый «сократовский» метод обучения, его еще часто называют «сократовская, или
эвристическая, беседа» или «вопросно-ответная система обучения».
Платон (427—347 до н.э.) был основателем гимназии «Академия» в Афинах, преподавал в ней, создал школу философов. В своих произведениях он изложил взгляды на систему образования и воспитания. Платон выражался так: «Способ преподавания не должен быть насильственным, ни одну науку свободный человек не должен изучать как раб». Особое место в обучении детей Платон отводил игре, считая ее естественным видом деятельности, который следует использовать для получения знаний, практических умений и навыков, развития их познавательных интересов.
Аристотель
.). Он выделял три составляющие воспитания: физическое, нравственное и умственное. Цель воспитания он видел в гармоническом развитии всех сторон души человека, при этом необходимо следовать за природой и сочетать физическое, нравственное и умственное воспитание с учетом возрастных особенностей детей.
Три типа школ Древнего Рима: элементарная, грамматическая, ораторская
В Древнем Риме система обучения во многом была заимствована от греков. Существовало несколько типов школ: элементарная, грамматическая, ораторская
В риторских школах проводилась подготовка будущих общественных деятелей, политиков и ораторов
В элементарной школе с 7 лет могли учиться все дети — мальчики и девочки.
В этих школах детей учили элементарным навыкам чтения, письма и счета. Обучение было индивидуальным. В грамматической школе дети учились с 12 до 16 лет. В них изучались латынь, греческий язык, грамматика, риторика, основы римского права.
Система образования Средневековья и ее дидактические характеристики
В Средние века система воспитания во многом утратила позиции, ориентированные на всестороннее развитие личности, которые она занимала в эпоху Античности. С приходом христианства начали широко распространяться различные христианские школы — приходская, монастырская, соборная, или епископальная.
Приходские школы открывались при храмах и давали начальные элементарные знания. В них обучали чтению, письму, счету, основам христианского учения, чтению на латинском языке, церковному пению. Учителем обычно являлся дьякон.
Монастырские школы открывали при крупных монастырях для обучения как мирян, так и будущих священнослужителей. Они работали обычно в тесной связи с епископальными школами. В монастырских школах обучались тем же предметам, что и в приходских школах, а также риторике, грамматике, религиозной философии.
В епископальных школах обучались как клирики, так и миряне. В них изучались «семь свободных наук»: грамматика, риторика, диалектика (начала теологии), арифметика, геометрия, астрономия, музыка.
В позднее Средневековье стали появляться придворные, рыцарские и ремесленные школы.
Схоластика и университеты
позднее Средневековье в XII в. в Европе возникло новое религиозное философское направление — схоластика, тесно связанное с христианским вероучением и ставившее цель — рациональное обоснование западно-христианского вероучения. Видным представителем схоластов был Фома Аквинский (1225 или 1226—1274). Ученые-схоласты открывали учебные заведения — городские школы и университеты. Школы были двух типов: школы счета, дававшие элементарное образование, и латинские школы — повышенного типа
Университеты в Средние века пользовались некоторой автономией и имели структуру, сохранившуюся во многом до наших дней. Основными формами обучения в университетах были лекции и диспуты.
.
Возрождение
Возрождение, Ренессанс, в истории культуры стран Западной и Центральной Европы — эпоха, переходная от
средневековой культуры к культуре Нового времени. Отличительные черты — светский характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к античному культурному наследию
Деятели Возрождения большую роль отводили семейному воспитанию
особое внимание к педагогике в эпоху Возрождения.
В основу гуманистического образования было положено знание древних языков и изучение античного культурного наследия
. В эпоху Возрождения сложилось новое понимание процесса обучения как добровольного, сознательного и радостного, с чем связаны и методы обучения — принцип «мягкой руки», широкое применение морального поощрения
Три уровня образования эпохи Возрождения
С
наступлением эпохи Возрождения
появилась потребность в
по уровням. На низшей ступени находятся элементарные школы; на средней — учебные заведения общего образования: городские школы, гимназии, коллежи и колледжи; на высшей ступени — университеты и академия.
На средней ступени образования увеличилось число изучаемых учебных предметов: прибавились литература, история, география, механика. Возродилось изучение греческого языка.
В
связи с расширением круга
предметов появилась
В новом типе учебного заведения — коллеже — стало применяться деление учеников по уровню подготовки на семь последовательных классов
Содержанием обучения в иезуитских школах были грамматика, риторика, латинский язык, философия. Основательными были религиозное воспитание и физическая подготовка.
Православие — основа развития системы образования в России
В России развитие системы образования неразрывно связано с принятием православия в конце X в. В те времена школы создавались при храмах, обучение в них носило религиозный характер. Оно было направлено на воспитание человека, который познает Истину и Бога двумя путями — приобретением знаний и высокой духовностью всей своей жизни. В школах обучение грамоте велось посредством изучения Священного Писания. Книги в основном приходили из Византии, их переводили с греческого языка, переписывали, заучивали тексты. В качестве учебных книг использовали Псалтырь, часослов, прообразами букваря были азбучные таблички, берестяные грамоты (XI—XV вв.). Первым печатным букварем на церковно-славянском языке в русской редакции стала «Азбука» Ивана Федорова (Львов, 1574), построенная на основе буквослагательного способа обучения грамоте. Детей учили чтению, письму и пению. Обучение грамоте шло на церковно-славянском языке, который был близок к разговорной речи учеников. Учителями являлись дьячки, а также миряне, которых называли «мастерами грамоты».