Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 07:11, дипломная работа
Целью дипломной работы является изучение религиозного туризма в республике Бурятия, его направлений и перспектив развития.
На основании поставленной цели были выделены задачи:
1. Провести анализ состояния религиозного туризма в России и использовать его как основу для анализа данного направления в Бурятии.
2. Изучить ресурсы религиозного туризма в республике Бурятия
3. Оценить потенциал развития религиозного туризма в республике Бурятии.
Введение 3
Глава 1. Религиозный туризм и его место в системе туристской деятельности 5
1.1. Формы религиозного туризма 8
1.2. Специфика религиозного туризма в России 10
1.3. Индустрия религиозного туризма в России 11
1.4. Проблемы и потенциал современного религиозного туризма в России 16
Глава 2. Ресурсы религиозного туризма в республике Бурятия 22
2.1 Православие 23
2.2. Старообрядцы 31
2.3. Ламаизм 32
2.4. Шаманизм 40
2.5. Ресурсы религиозного туризма республики Бурятия 43
Глава 3. Перспектива развития религиозного туризма в республике Бурятия 44
Заключение 48
Список источников и литературы 49
Приложения 52
Буха-нойон (Белый камень) - скальное обнажение мрамора на отрогах Тункинских гольцов близ улуса Далахай абсолютной отметкой 1050,3 м, культовое место. Два острых высоких(по 5м ) останца выветривания и развалы мрамора занимают участок 800*800 м и видны из многих мест. В настоящее время на одном останце находится буддистская кумирня – прямоугольное строение размером 2х2х2, обитая снаружи жестью. Скала эта издали напоминает фигуру лежащего быка с широко расставленными рогами. В прошлом буряты-шаманисты увидели в ней образ прародителя бурятского народа – царственного быка Буха-Нойон-Бабая, превратившегося в каменное изваяние, и местность эту назвали Буха-Нойони hуури, т.е. место покоя Буха-Нойона.Шаманы приносили жертвы скале, и началось паломничество шаманистов. Буддисты тоже поставили на одном “роге” свою кумирню, а на другом православные миссионеры воздвигнули часовню.
Престол Чингис–хана (Чингис хаанай шэрээ) - живописный валун большого размера(3х2м) у подножия горы Арюун Мундарга. Предания связывают его с именем Чингис-хана, как излюбленного места отдыха и совершения им обрядов, посвященным духам гор.
Минеральные источники Тункинской долины являются культовыми местами. Почти на каждом источнике существует небольшой уголок, куда преподносятся приношения- завязываются ленточки, произношение молебствия, в первую очередь оставляют молоко, печенья и конфеты. Лишь потом можно испить воды источника.
Бурхан-Баабай (Шаргай-нойон) - культовое место, песчаная гора. Расположено вблизи с. Нилова Пустынь. Издревле проводились шаманские обряды. Позже место было ламаизировано и возведен дуган. Согласно шаманской мифологии бурят, гора является местом обитания спустившегося с небес Шаргай-нойона, который защищает Тункинскую долину с западной стороны.
Нойон - небесный повелитель, спустившийся с неба. Название 13 северных повелителей в различных источниках не совпадает, однако некоторые из этих имен повторяются большинстве из них. Это хозяин острова Ольхон Хаан Хутэ баабай - по-бурятски.
Обо - дословно "куча", "груда". Каменные туры широко распространены в Монголии и Бурятии, как правило, на вершинах гор и на перевалах у троп и дорог. Каждое обо имеет своего хозяина, ему преподносятся дары: пища, вино, хадак - лоскутки материи, ленты, платки. Считается необходимым регулярно класть еду, так как духам, хоть они и бестелесные существа, постоянно требуется пища. Каждый проходящий обязательно останавливался в таком месте и выполнял обряд жертвоприношения духу местности, в честь которого и складывался постепенно каменный тур. Вместо еды иногда оставляли щепотку табака, монету, пуговицу. Многие обо расположены возле древних или поздних погребений потомков. Погребенные на горе шаманы, выдающиеся правители почитались уже как эжины.
Эжины - хозяева местностей, гор, долин, хребтов, рек и озер. Земля, согласно шаманистским представлениям, является срединным миром, одухотворенным как в целом, так и во всех его частях. Поэтому каждая местность, гора, река, озеро, дорога, скала имеет своего эжина.
Аршан - название всех минеральных источников. У каждого аршана имеется место для жертвоприношений. Как правило обряды (угощение эжина аршана вином, привязывание ленточек) совершались дважды: по случаю приезда - с просьбой дать здоровье, и по случаю отъезда - в знак благодарности.
Бурхан - восточно-монгольский топоним. Получил широкое распространение в языках жителей Центральной Азии и обозначает понятие "Бог", "Будда".
Бариса - место, где производится приношение духам. Обычно на бариса устанавливается сэргэ - деревянные или каменные столбы. Сейчас возле столбов большое количество пустых бутылок. Это характерно для всех священных мест. Ни один шаманский обряд не проходил без использования наркотических или алкогольных средств, которые, как считалось, помогали шаману в его путешествии к духам.
Сэргэ - столб для коновязи. Установление сэргэ имело символическое значение: это моя земля, это место имеет хозяина. Сэргэ сооружалось два раза в жизни человека - в связи со свадьбой и со смертью. В прошлом у каждой юрты стояло сэргэ, "ибо пока стоит сэргэ - жива семья". Нельзя было разрушать сэргэ, пока оно само не придет в негодность. Сэргэ символизировал "древо жизни", "мировое дерево", объединяющее три мира. На столбе наносились три кольцевых канавки. Верхняя предназначалась для привязывания лошадей верховных небожителей, средняя - для лошадей обычных земных людей, нижняя - для лошадей представителей подземного мира. Сэргэ часто встречаются на барисе вблизи дорог и у юрт.
2
[1] Бабкин А.В. Специальные виды туризма. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008
[2] Хуусконен Н.М., Глушанок Т.М. Практика экскурсионной деятельности. — СПб.: «Издательский дом Герда», 2006. — 208 с.
[3] Религиозные традиции мира. В 2 томах, под ред. Иерхарт Б., «Крон-Пресс».-М., 1996, том 1, - 576 с., том 2, - 640 с
[4]Даринский А.В. Русские православные монастыри России как объекты туризма. // Труды Академии туризма. Вып. 1. - М. 1995
[5] Котлер Ф. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм. Пер. с англ., «ЮНИТИ», - М. 1998
[6] Хуусконен Н.М., Глушанок Т.М. Практика экскурсионной деятельности. — СПб.: «Издательский дом Герда», 2006
[7] Котлер Ф. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм. Пер. с англ., «ЮНИТИ», - М. 1998
[8] Зорин И.В., Каверина Т.П. Менеджмент туризма. Туризм как вид деятельности. - М. «Финансы и статистика», 2001
[9] Орехов Д.В. Святые места России. - СПб, ИД «Невский проспект», 2002
[10] Христов Т.Т. Паломнические центры религий мира (христианство и индуизм). // Труды Академии туризма. Вып. 5. – М. 2003
[11] Монастыри. Под общ. ред. Архиепископа Бронницкого Тихона, энциклопедический справочник, Издательство Московской Патриархии. Издательство «Республика». - М. 2001
[12] Монастыри русской православной церкви. Справочник-путеводитель. издательство Московской Патриархии. - М. 2001
[13] Православный альманах
[14] Три корзины мудрости: Виная питака - тексты по монашеской дисциплине и правильному нравственному воспитанию; Сутра питака - тексты проповедей Будды; Абхидхарма питака - систематическое изложение закона.
[15] Ассоциация «Буддизм в Интеренте»
[16] Агентство по туризму республики Бурятия
[17] Агентство по туризму республики Бурятия
[18] Республиканское агентство по туризму Бурятии