Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 07:11, дипломная работа
Целью дипломной работы является изучение религиозного туризма в республике Бурятия, его направлений и перспектив развития.
На основании поставленной цели были выделены задачи:
1. Провести анализ состояния религиозного туризма в России и использовать его как основу для анализа данного направления в Бурятии.
2. Изучить ресурсы религиозного туризма в республике Бурятия
3. Оценить потенциал развития религиозного туризма в республике Бурятии.
Введение 3
Глава 1. Религиозный туризм и его место в системе туристской деятельности 5
1.1. Формы религиозного туризма 8
1.2. Специфика религиозного туризма в России 10
1.3. Индустрия религиозного туризма в России 11
1.4. Проблемы и потенциал современного религиозного туризма в России 16
Глава 2. Ресурсы религиозного туризма в республике Бурятия 22
2.1 Православие 23
2.2. Старообрядцы 31
2.3. Ламаизм 32
2.4. Шаманизм 40
2.5. Ресурсы религиозного туризма республики Бурятия 43
Глава 3. Перспектива развития религиозного туризма в республике Бурятия 44
Заключение 48
Список источников и литературы 49
Приложения 52
На первом этапе разработки туристского продукта происходит создание концепции тура, изучение основных тенденций в паломническом туризме и экскурсионном туризме религиозной тематики. Исследуются качественно-количественные характеристики тура: вид транспорта, предполагаемые средства размещения, пункты питания, объекты экскурсионного показа (при экскурсионной поездке) - культовые сооружения и т.д. Наряду со спросом исследуется также предложение с целью поиска и отбора для предстоящего тура первичных туристских услуг и их производителей и поставщиков. Изучаются религиозные центры, в которые прибудут туристы. Важны их транспортная доступность, степень развитости инфраструктуры, качество услуг и т.д. При практической организации паломнических поездок исследуются особенности проведения культовых мероприятий в храмах, монастырях и т.д. При создании тура важно учитывать все нюансы: (в некоторые индусские храмы в Индии (или их части) пускают только индусов, а Духовные Учителя могут отсутствовать в своих ашрамах некоторое время в году. В Мекку не разрешен въезд немусульман. Отдельные мужские православные монастыри принимают только паломников-мужчин и т.д.).
После того, как завершено изучение спроса и предложения на рынке составляется рабочий проект (вербальная модель) тура. Туроператор выбирает контрагентов, устанавливает с ними контакт и начинает переговоры. Таким образом, когда более известными становятся параметры будущего тура, создаются основы для расчета его цены.
Продвижение турпродукта на туристском рынке – система мероприятий, направленная на создание спроса и стимулирование сбыта туристских услуг, т.е. на увеличение продаж. Существуют прямые и косвенные каналы сбыта продукции. Прямой канал сбыта - продажа туров или отдельных услуг их производителем напрямую потребителю. Такой способ дает ряд преимуществ. Это: относительная простота процесса продажи (не требуются посредники), более высокая прибыль производителя в расчете на одного покупателя (не нужно делиться выгодой с посредниками). Это также возможность неорганизованным туристам приобретать необходимые услуги в процессе их поездки, возможность проверить качество той или иной услуги (например, размещения перед ее покупкой). Такая система имеет ряд недостатков. Косвенный канал сбыта предполагает наличие посредника между производителем и потребителем. Турист приобретает отдельные услуги или туры у посредника. Посредники владеют информацией, которая длительное время собиралась и обобщалась и которую будущему туристу крайне сложно собрать и изучить самостоятельно. У производителя расширяются возможности сбыта своего товара[8].
1.4. Проблемы и потенциал современного религиозного туризма в России
Приняты поправки к федеральному закону "Об основах туристской деятельности в РФ", которые в ближайшее время будут направлены в Государственную думу. Инициатором поправок стал Межрелигиозный совет России (МСР). Цель поправок - отделить туризм религиозный и паломничество от светского туризма. В частности, религиозный туризм предлагается определять как "путешествие с посещением религиозных святынь с познавательными и просветительскими целями". Этот вид туризма не включает в себя религиозной практики. "Паломничество же - это путешествие с целью поклонения религиозным святыням, часто связанное с постом, молитвами, определенным стилем жизни", - заявил глава Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Кирилл. По его словам, сейчас паломников часто селят в гостиницы, атмосфера которых разрушает их настрой. То же самое касается и многих программ паломнических поездок в группах светских туристов. "Эти проблемы испытывают и наши паломники, и те, кто приезжает к нам, причем не только христиане, но и мусульмане, и иудеи", - отметил митрополит.
Члены МСР разработали поправки и в главу об особенностях реализации туристических услуг. В проекте говорится, что "при организации религиозного туризма и паломничества не допускается ущемления прав верующих". В документе также отмечается, что "требования к организации паломничества на территории РФ устанавливаются соответствующими религиозными организациями".
Вопрос разделения паломничества и туризма поднимался религиозными деятелями неоднократно. "Цель паломничества - в поклонении святыням. Его нельзя смешивать просто с туризмом", - заявил митрополит Кирилл, и позицию РПЦ в этом вопросе поддерживают лидеры других традиционных конфессий России. "Необходимо создать такую паломническую сеть, которая могла бы обеспечить возможность посетить святые места для людей и с низким достатком", - особо отметил митрополит Кирилл[9].
Сегодня религиозный туризм развивается на двух уровнях: турфирмы, которые наряду с обычными турами организуют и паломнические, а также фирмы специализирующиеся исключительно на религиозном туризме. Последние постепенно отмирают, так как выжить только за счет паломнических туров сегодня невозможно.
С точки зрения систем привлечения религиозному туризму близок научный туризм религиозной тематики. Такие поездки немногочисленны, но они расширяют географию туристских поездок. Ученых интересует религиозное наследие – рукописи, различные культовые предметы, найденные, в том числе благодаря раскопкам, архитектурные формы как современных, так и ушедших в прошлое религий и многое другое. Исследователи направляются в центры существующих религий, страны и регионы с богатыми религиозными традициями.
Всемирная туристская организация отмечает, что число паломников в мире ежегодно растёт на 50-65%. Динамику подобных масштабов едва ли можно обнаружить, анализируя какие-либо иные виды туризма. Говоря о быстро развивающемся религиозном туризме в мире и России, важно выявить его потенциал, попытаться предвидеть дальнейшее его развитие с тем, чтобы уже сегодня предпринять важные шаги на пути к оптимизации и развитию религиозного туризма. Говоря о потенциале религиозного туризма (турпотенциале), мы должны отметить такие важные составляющие всякого потенциала, как условия и ресурсы. Закон "Об основах туристской деятельности" определят туристские ресурсы как природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворять духовные потребности туристов, содействовать восстановлению и развитию физических сил.
Что касается условий, то их наличие всецело зависит от воли тех, кто сегодня принимает важные решения в мировом туризме. Необходимо проработать и внедрить систему образования специалистов по религиозному туризму. Также, важно разработать систему тщательного выявления различных типов туристов и самих видов религиозного туризма в их специфики с целью диверсификации. Обществу и государству, повторимся, необходимо отдать приоритет культурным коммуникациям, идеям сотрудничества и развития, идеям сохранения культуры и религии как фундаментальных основ жизни общества.
От решения этих вопросов во многом зависит как будущее религиозного туризма, так и туризма в целом - как условия развития мира на земле[10].
В последние годы регионы России достаточно активно стараются использовать потенциал религиозного туризма. Например: в 2002 г. Коллегия министерства внешнеэкономических связей Свердловской области приняла концепцию развития международного религиозного туризма в регионе. В работе коллегии принимал участие архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий, представители министерства спорта, физической культуры и туризма, министерства торговли, туристических агентств, научных кругов. В проекте концепции Свердловская область рассматривается как один из духовных православных центров мирового значения. Реализация проекта, по мнению властей, повысит международный культурный статус области и будет способствовать поддержанию в надлежащем состоянии памятников истории и культуры. В числе подобных памятников - места, связанные с последними днями и трагической гибелью династии Романовых, возведенных в ранг святых рядом православных Церквей.
Паломническо-экскурсионный отдел Екатеринбургской епархии награжден почетной грамотой за помощь и участие в выставке "Урал. Туризм. Спорт". В 2002 году епархия впервые приняла участие в подобного рода светском мероприятии. Наряду с солидными международными турфирмами, действующими в Уральском регионе и предлагающими отдых на лучших европейских курортах мира, епархиальный отдел предложил на ярмарке свои православные туристические маршруты. Глава областного министерства по физической культуре, спорту и туризму Владимир Вагенлейтнер поблагодарил представителей епархии "за возрождение духовности и за содействие в организации религиозного туризма – православного паломничества". Как сообщает "Новый регион", сейчас областные власти и епархия приступили к совместной разработке концепции так называемого религиозного туризма[11].
Нижегородские власти намерены активно развивать такие специфические отрасли туризма как паломничество и религиозные поездки. Принимать паломников область будет совместно с епархией РПЦ. Программу развития религиозного туризма внесут в разрабатываемую областной администрацией «Программу развития туризма на 2007-2010 гг». В обладминистрации состоялось специальное совещание по проблемам религиозного туризма. Отмечалось, что в регионе находятся важнейшие православные святыни и уникальные храмы – в Нижнем Новгороде, Дивееве, Арзамасе, Макарьеве, Городце[12].
Бурятия активно развивает свою туристическую сферу. Для этого есть все предпосылки: уникальная природа, культурно-историческое наследие, растущий спрос со стороны российских и иностранных туристов. Наконец, важнейший аргумент: финансовые средства, которые планируется выделить из федерального и местного бюджетов, а также частных источников. Это стало возможным после того, как Бурятия была определена одной из особых экономических зон. Туристско-рекреационная зона в республике займет площадь в 700 кв. км и расположится в 150-180 км от Улан-Удэ. В республике могут развиваться самые разные виды туризма, однако предпочтение, скорее всего, будет отдано религиозному. Бурятия - единственный регион в России, где памятники буддизма представлены в такой полноте. С этим тесно связан лечебный отдых в центрах тибетской медицины. Открылся бальнеологический стационар на 30 мест на курорте Горячинск. Развитие бальнеологии и центров восточной медицины также входит в число приоритетных задач для увеличения турпотока в республику, на территории которой насчитывается более 350 минеральных источников. В мае 2007 года был проведён рекламный тур для операторов из Японии, России и Монголии.
Захоронение в Санкт–Петербурге останков последнего российского императора, его семьи и приближенных, расстрелянных в Екатеринбурге в годы революции, несомненно, привлекает внимание многих туристов, и найдутся немало желающих совершить паломничество в целях поклонения русскому царю. Это лишь короткий обзор, демонстрирующий повышенный интерес регионов к религиозному потенциалу туризма.
ВТО приводит прогностические данные относительно наиболее перспективных направлений туризма в начале XXI века: паломнический (или религиозный) туризм стоит здесь на первом месте.
Сегодня, когда в мире ужасающим образом распространяется насилие и зло, секуляризм и нравственный релятивизм, туризм, как мощнейшие социо-культурное явление (туризм "во имя мира и развития") способен оказать мощное положительное влияние на жизнедеятельность современного человека. Человеку XXI века необходимо осознать, что религия, история - суть важнейшие компоненты всего культурного наследия человечества.
Задача сохранения традиционных ценностей, в том числе, для передачи их будущим будущих поколениям становится одной из приоритетных.
Как и всякое явление, та или иная религия может жить и развиваться лишь в диалектической связи с системой исторических предпосылок, она не может быть вычеркнута из исторического и культурного контекста и сведена лишь к самой себе. Весь исторический духовный опыт человека связует в себе различные его проявления (в том числе и религиозные), нельзя обойти стороной факт, что религия (данная, отдельно взятая) не может существовать иначе, как в своей строгой богословской и исторической самоидентичности. Являясь, с одной стороны, частью мирового культурного и духовного наследия любая религиозная система, с другой стороны, живёт и развивается "внутри" себя, исходит из собственных предпосылок и в конечном итоге (и вместе с тем, начальном) - из собственного представления об истине.
Рассматривая религиозный туризм и его состояние на современном этапе, следует обратить внимание на то, что в России наметилось государственное регулирование туристской деятельности. Координацию в сфере деятельности, реализацию государственной политики в области сохранения и развития туризма осуществляет Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре и туризму.
Принцип государственного регулирования туристской деятельности заключается в том, что государство, признавая туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики России, содействует развитию туристской деятельности. Важнейшими инструментами государственного регулирования деятельности туристских организаций и защиты прав потребителей туристских услуг являются лицензирование, стандартизация и сертификация в туризме.
Рассмотренные выше предоставляемые услуги по религиозному туризму в России на современном этапе не всегда соответствуют обозначенным стандартам по обслуживанию, обеспечению качества услуг при въездном туризме. Вычленены следующие причины:
- недостаточность собственного опыта по нормативно-правовому, научно-методическому обеспечению развития религиозного туризма;
- недостаточное финансирование религиозного туризма;
- недостаточная компетентность (образованность) специалистов по организации туристской деятельности.
И все же стоит отметить, что религиозный туризм – одно из перспективных направлений современного туризма, продолжающее расширять свою клиентскую базу.
Глава 2. Ресурсы религиозного туризма в республике Бурятия