Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 07:11, дипломная работа
Целью дипломной работы является изучение религиозного туризма в республике Бурятия, его направлений и перспектив развития.
На основании поставленной цели были выделены задачи:
1. Провести анализ состояния религиозного туризма в России и использовать его как основу для анализа данного направления в Бурятии.
2. Изучить ресурсы религиозного туризма в республике Бурятия
3. Оценить потенциал развития религиозного туризма в республике Бурятии.
Введение 3
Глава 1. Религиозный туризм и его место в системе туристской деятельности 5
1.1. Формы религиозного туризма 8
1.2. Специфика религиозного туризма в России 10
1.3. Индустрия религиозного туризма в России 11
1.4. Проблемы и потенциал современного религиозного туризма в России 16
Глава 2. Ресурсы религиозного туризма в республике Бурятия 22
2.1 Православие 23
2.2. Старообрядцы 31
2.3. Ламаизм 32
2.4. Шаманизм 40
2.5. Ресурсы религиозного туризма республики Бурятия 43
Глава 3. Перспектива развития религиозного туризма в республике Бурятия 44
Заключение 48
Список источников и литературы 49
Приложения 52
1.1. Формы религиозного туризма
Религиозный туризм представлен различными формами.
По особенностям организации поездок религиозный туризм может быть организованным или неорганизованным. Одни туристы предпочитают организованные поездки. Они строго регламентированы, заранее обговаривается маршрут поездки, сроки пребывания, набор предоставляемых услуг (полный пакет или лишь ряд услуг).
Неорганизованные поездки имеют большое преимущество в том, что путешественник не привязан к определенной программе мероприятий и может на месте, спонтанно корректировать свой маршрут в зависимости от внутренних и внешних обстоятельств.
В зависимости от числа участников путешествия, выделяют туры индивидуальные и групповые.
В зависимости от продолжительности поездки выделяются поездки однодневные, длящиеся несколько дней и многодневные.
Путешественники в зависимости от их возраста могут быть детьми, путешествующими с родителями, молодежь (15-24 г.), достаточно молодые, экономически активные люди (25-44 г.), экономически активные люди среднего возраста (45-64 г.), путешествующие обычно без детей, пенсионеры (от 65 лет).
Религиозный туризм может относиться к ряду типов туризма в зависимости от территориально-страновых особенностей поездок. Если паломники или экскурсанты путешествуют в пределах своей страны, то это будет внутренний туризм. К въездному туризму отнесутся посещения той или иной страны гражданами других государств. Выездной туризм представляет собой отбытие граждан соответствующей страны в туристскую поездку по другим странам.
Сочетания этих типов приводит к формированию категорий туризма. Так путешествия по территории страны ее граждан, а также посетителей из других стран (то есть внутренний и въездной туризм) называются туризмом в пределах страны. Вся совокупность поездок экскурсантов и паломников какой-нибудь страны, как в ее пределах, так и по другим государствам (внутренний и выездной туризм) определяет национальный туризм. Въездной и выездной религиозный туризм, наряду с другими видами туризма входит в международный туризм.
Маршруты классифицируются по нескольким признакам.
По сезонности действия маршруты бывают:
- Круглогодичные. Например, поездки в Троице-Сергиеву лавру под Москвой или ашрамы Учителя Сатья Саи Бабы в Индии;
-Сезонные. Например, паломнический сезон для въездных паломников и других туристов по святым местам Тибета и Гималаев – несколько месяцев в году. Экскурсии и паломничества в Валаамский и Соловецкий православные монастыри проходят летом;
-Разовые. Например: всплеск паломнических прибытий на пасхальную проповедь Папы Римского в Ватикане. Хадж в Мекку, когда один раз в году в паломничество устремляются до 2 млн. человек одновременно. Также паломнические и экскурсионные поездки для участия в ряде праздников, церемоний и карнавалов.
По построению трассы существуют маршруты кольцевые, линейные радиальные, комбинированные.
1.2. Специфика религиозного туризма в России
Паломнические поездки по России также можно условно разбить на однодневные, 2-3-дневные и длительные.
Как утверждают руководители ряда фирм, в последние годы резко выросла популярность дальних (недельных) паломнических поездок в первую очередь на Соловецкие острова, в Оптину пустынь. Вместо 1-2 в месяц в последнее время они стали проходить еженедельно. В связи с активным продвижением программы "Великий Устюг - родина Деда Мороза" растет популярность города на Сухоне и его монастырей. Несколько ниже цены на многодневные поездки у храмовых паломнических служб в провинции. Вместе с тем в регионах (в частности, в Вологодской области, где ранее активно работал в сотрудничестве с музеями в Кириллове и Белозерске молодежный паломнический центр при Московской Патриархии) активность паломнических служб снизилась.
Паломников интересует непосредственное участие в религиозных культах. Социально-психологическая база паломнического туризма уже, чем религиозного. Паломниками будут в основном являться люди, исповедующие ту религию, к святым местам которой они приехали приобщиться. Экскурсии, музеи, выставки для них могут являться вторичной, сопутствующей задачей или вообще мало интересовать.
В последнее время в России отмечается повышенный интерес к религиозному туризму и паломничеству. Результаты статистических исследований показывают, что в действительности религиозную поездку один раз в год совершают лишь около 1% от общего числа верующих. Для российских паломников лидерами среди центров паломничества являются Россия и Израиль.
Результаты анализа количественного состава потенциальных потребителей услуг религиозного туризма и паломничества показывают, что этот турпродукт пользуется большим спросом и имеет большие перспективы.
1.3. Индустрия религиозного туризма в России
Закон «Об основах туристской деятельности в РФ» дает определение туристской индустрии. Применительно к религиозному туризму можно сказать, что индустрия религиозного туризма – совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, различных религиозных объектов; организации, предоставляющие экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков[2]. Индустрия религиозного туризма является составной частью индустрии туризма в целом. В индустрии религиозного туризма можно выделить четыре сектора:
1. Сектор «Размещение». Это совокупность средств размещения – гостиниц, кемпингов, общежитий и т.д.
2. Сектор «Питание». Сюда входят рестораны, столовые, кафе, предприятия питания на транспорте и т.д.
3. Сектор транспорта – транспортные предприятия и услуги разных видов транспорта.
4. Сектор религиозные объекты. В этот сектор входят:
- культовые сооружения: монастыри, святилища, храмы и храмовые комплексы, капеллы, часовни, ступы;
- природные объекты: святые источники, колодцы, горы, водоемы (реки, пруды), рощи;
- небольшие объекты культа: придорожные кресты, алтари божеств на обочинах дорог, троп и т.д.;
Понятие «туристская инфраструктура» перекликается с понятием «туристская индустрия». Инфраструктуру религиозного туризма можно понимать как систему объектов и организаций обслуживания паломников и экскурсантов (религиозные объекты; перевозки, размещение, питание). Туристская инфраструктура включает коммуникации, средства связи, системы поставки и очистки воды, отопления и кондиционирования воздуха, источники энергии.
Туристский потенциал религиозного туризма
Туристский потенциал включает две основные составляющие – условия и ресурсы. Применительно к религиозному туризму можно сказать, что условия – это возможности и предпосылки для благоприятного развития этого вида туризма. Приведём следующий состав условий: природа, история, население, культура, экономика и политика. Каждое условие разделяется на виды и разновидности. Условия определяют как развитие туризма, так и особенности пребывания (проживания) туристов в том, или ином месте. Однако они непосредственно не задействованы в различных видах туристской деятельности.
Условия могут способствовать и препятствовать развитию туризма. Рассмотрим природу. Она накладывает определенные ограничения на посещения, скажем многих буддийских монастырей Тибета и высокогорных районов Индии. Причина этому – сложные погодные условия и специфические особенности рельефа. С другой стороны большинство христианских святынь Зарубежной Европы находятся в условиях достаточно благоприятного климата, что помогает большему количеству людей их посещать. Следует напомнить, что паломники, готовые на определенные испытания, меньше берут в расчет возможные трудности, но и на них влияют природные особенности в силу естественной ограниченности их возможностей.
Экономика как условие включает в себя: 1) общее состояние экономики, 2) туристскую инфраструктуру, 3) отрасли производственной и непроизводственной сферы, связанные с туризмом, 4) ремесла и промыслы и т.д. Общее состояние экономики влияет на благосостояние людей, а это, в свою очередь, на туризм.
Политическая ситуация влияет на туризм, как внутренний, так и международный. При политической стабильности туризм, в том числе религиозный получает стимулы к развитию. При политической нестабильности, различных конфликтах на туризм оказывается негативное влияние. Типичный пример – Иерусалим в условиях арабо-израильского противостояния.
Условия в ряде случаев могут одновременно являться ресурсами развития туризма. Закон «Об основах туристской деятельности в РФ» обозначает туристские ресурсы как природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные потребности туристов, содействовать восстановлению и развитию физических сил. Выделяются четыре основных типа ресурсов: природно-рекреационные, экскурсионные, экономические и инфраструктура. Каждый из этих типов также включает группы, виды и разновидности[3].
Большое значение имеют экскурсионные ресурсы для развития религиозного туризма экскурсионно-познавательной направленности. Из группы историко-культурное наследие – это памятники культовой архитектуры и скульптуры; из группы социальные ресурсы праздники, являющиеся религиозными, а также традиции, обычаи, обряды людей. Из социально-культурных ресурсов туристов-экскурсантов могут заинтересовать те учреждения культуры, которые обладают значительным собранием объектов культуры религиозного значения. Это могут быть выставки, музеи при монастырях. В разных странах мира существуют музеи религий, паломничества[4].
Важны информационные ресурсы. К ним относятся данные Интернета, литературных и художественных произведений, научные сведения различных областей знаний. Также информационный потенциал веками складывался и отображен в народном эпосе, мифах, преданиях, сказках народов мира. Весомая часть этого материала содержит данные по религиозной жизни народов и людей. В религиозном туризме первыми будут светские экскурсоводы, священники и монахи, проводящие экскурсии. Это также многочисленные фотографии, карты, схемы храмов и храмовых комплексов, монастырей, ступ, ашрамов, святилищ, мечетей, посещаемых с целью паломничества и (или) экскурсантами.
Естественно, что функционирование индустрии религиозного туризма напрямую зависит от состояния туристской инфраструктуры. Паломнический туризм в меньшей степени зависит от этого, чем религиозный туризм экскурсионно-познавательной направленности. Паломники готовы считаться с возможными трудностями, т.к. ими двигает осознанная мотивация. В Индии миллионы паломников совершают пешеходные переходы и могут остановиться на ночлег под открытым небом[5].
Субъекты религиозного туризма.
Субъектами религиозного туризма являются люди, принадлежащие к той или иной конфессии и отправляющиеся в паломнические и экскурсионные поездки за пределы обычной среды своего существования. Именно потоки туристов и паломников определяют ситуацию в религиозном туризме. Они могут быть потребителями туристского продукта, создаваемого фирмами, в той или иной степени специализирующихся на религиозной тематике. Чрезвычайно важно знать численность приверженцев той или иной религии в странах, макрорегионах, частях света; их конфессиональную структуру (т.е. соотношение и взаимоотношения исповедующих разные религии) и т.д[6].
Туристский продукт и туристские услуги
Туристский продукт представляет собой совокупность туристских услуг, работ, сопровождающих процесс потребления туристских услуг и товары, потребляемые в туре и вне его.
Туристская услуга в религиозном туризме является результатом деятельности туристской организации или индивидуального предпринимателя по удовлетворению потребности туристов в организации туров 1) экскурсионных, 2) паломнических, 3) комбинированных или отдельных составляющих этих туров.
Тур – комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию религиозных туристов, услуги экскурсионные, гидов-переводчиков и другие, предоставляемые в зависимости от цели путешествия (паломничество, экскурсия, научная деятельность). Программа тура - расписанный по дням план поездки с указанием дат посещения религиозных центров на маршруте.
В религиозном туризме экскурсионно-познавательной направленности основной формой подачи материала является экскурсия. Экскурсионные услуги направлены на удовлетворение познавательных интересов туристов. К ним относятся разработка и внедрение программ экскурсионного обслуживания, организация и проведение экскурсий.
Во время своей поездки туристы следуют по определенному маршруту. Маршрут – определенный путь следования туристов, предусматривающий посещение святых мест религий, различных религиозных объектов в соответствии с целью поездки. В маршруте указаны все пункты, посещаемые туристами. В понятие маршрута также входят транспортные коммуникации, используемые туристами для перемещения между пунктами остановок на маршруте[7].
Основные этапы разработки туристского продукта
Разработка туристского продукта, т.е. создание и организация путешествий – чрезвычайно сложный процесс. Он требует от специалистов, работающих в туризме профессионализма, глубоких знаний туристских ресурсов, организационно-правовых особенностей поездок, психологии и мотиваций потребителя.