Религиозный туризм Бурятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 07:11, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является изучение религиозного туризма в республике Бурятия, его направлений и перспектив развития.
На основании поставленной цели были выделены задачи:
1. Провести анализ состояния религиозного туризма в России и использовать его как основу для анализа данного направления в Бурятии.
2. Изучить ресурсы религиозного туризма в республике Бурятия
3. Оценить потенциал развития религиозного туризма в республике Бурятии.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Религиозный туризм и его место в системе туристской деятельности 5
1.1. Формы религиозного туризма 8
1.2. Специфика религиозного туризма в России 10
1.3. Индустрия религиозного туризма в России 11
1.4. Проблемы и потенциал современного религиозного туризма в России 16
Глава 2. Ресурсы религиозного туризма в республике Бурятия 22
2.1 Православие 23
2.2. Старообрядцы 31
2.3. Ламаизм 32
2.4. Шаманизм 40
2.5. Ресурсы религиозного туризма республики Бурятия 43
Глава 3. Перспектива развития религиозного туризма в республике Бурятия 44
Заключение 48
Список источников и литературы 49
Приложения 52

Работа содержит 1 файл

курсовая религ.туризм бурятии.doc

— 358.50 Кб (Скачать)

15. Зорин И.В., Квартальнов В.А. Туристский терминологический словарь: Справочно-методическое пособие. - М. Советский спорт. 1999.

16. Ильина Е.Н. Туроперейтинг: организация деятельности. - М. «Финансы и  статистика» 2003

17. Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма. - Минск «Новое знание» 1998.

18. Квартальнов В.А. Туризм. - М. «Финансы и статистика» 2001.

19. Концепция развития туризма в Республике Бурятия на период до 2010 года: проект // Бурятия : офиц. вестн. – 2003. – 5 апр.

20. Котлер Ф. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм. «ЮНИТИ», - М. 1998. 

21. Монастыри русской православной церкви. Справочник-путеводитель. издательство Московской Патриархии. - М. 2001

22. Монастыри. Под общ. ред. Архиепископа Бронницкого Тихона, энциклопедический справочник, Издательство Московской Патриархии. Издательство «Республика». - М. 2001.

23. Народы и религии мира. Под ред. Тишкова В.А., энциклопедия, Научное издательство «Большая Российская энциклопедия». - М., 2000.

24. Православный альманах.

25. Протопопова И.В. Оценка ресурсов религиозного туризма // Историко-культурное и природное наследие : проблемы сохранения, трансляции и подготовка кадров : материалы междунар. науч.-практ. конф., Улан-Удэ, 26 нояб. 2004. – Улан-Удэ, 2004.

26. Религиозные традиции мира. В 2 томах, под ред. Иерхарт Б., «Крон-Пресс». - М., 1996, том 1, - 576 с., том 2,

27. Священные ландшафты Саянского нагорья: экологические, экономические, социальные и культурно-исторические: материалы круглого стола с междунар. участием (п. Аршан, 27-31 июля 2007 г.)/Рос. Акад. наук, Сиб. отд-ние [и др.]; [редкол.: А.М. Плюснин и др.]. - Улан-Удэ : ГУЗ РЦМП МЗ РБ, 2008.

28. Смолин С. Путь к дацану // Мезонин. – 2005. – № 2.

29. Старообрядчество. Лица, события, предметы, символы. Опыт энциклопедического словаря. - М. 1996.

30. Терещенко А.А. Обсуждаем концепцию развития туризма в России. // Труды Академии туризма. Вып. 4. – М. 2002.

31. Тришин А.Ф. Мировые религии и религиозные памятники. - М., Брянск, 1997.

32. Туристская Бурятия [2007]: журнал / учредитель ООО"Рекламно-информационный центр" ; гл. ред. С. Иванов. - Улан-Удэ : Домино, 2007

33. Христов Т.Т. Паломнические центры религий мира (христианство и индуизм). // Труды Академии туризма. Вып. 5. – М. 2003.

34. Христов Т.Т. Религиозный туризм. - М. 2006.

35. Хуусконен Н.М., Глушанок Т.М. Практика экскурсионной деятельности. — СПб.: «Издательский дом Герда», 2006.

36.  Шпилько С.П., Шенгелия Н.О. Концепция программы развития туризма в Российской Федерации. // Труды Академии туризма. Вып. 1. – М. 1995.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Русская Православная Церковь.

ХРАМЫ

«Одигитриевский кафедральный собор» Основан в начале 1700-х годов во имя иконы Божией Матери Одигитрия. Главным художественно-декоративным элементом инте­рьера собора являлись золоченые резные иконо­стасы. В верхнем храме иконостас был четырехъ­ярусным с восемью рядами икон. Собор построен при помощи известного благотворителя П. А. Фро­лова. В 1929 году собор был закрыт, в нем разме­стился антирелигиозный музей, позже фонды исторического музея. В 1995 году собор был воз­вращен Русской Православной Церкви. Он отре­ставрирован, на колокольне установлены шесть колоколов. В соборе находится центр благочиния Бурятского округа.

«Свято-Троицкий храм» Строительство велось с 1798 по 1809 год. Начал строительство храма купец Василий Пахолков, завершил купец Афанасий Налетов. В 1988 году храм передан Русской Православной Церкви, от­реставрирован и ныне действует. Находится на воз­вышении в городском саду г. Улан-Удэ.

«Посольский Спасо-Преображенский монастырь» Основан в 1681 году. Первая православная цер­ковь на Байкале. Архитектура монастыря являет­ся выдающимся памятником архитектуры «сибир­ского барокко». На территории монастыря находится захоронение посольства Ерофея Забо­лоцкого, которое направлялось с миссией о заклю­чении договора о принятии восточных территорий в подданство русскому царю Алексею Михайлови­чу. Сегодня монастырь восстанавливается при уча­стии Министерства иностранных дел России.

«Сретенская церковь» Построенная в 1815 году, является сейчас памят­ником архитектуры, находится в с. Батурине по Баргузинскому тракту - действующий женский мона­стырь.

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

ДРЕВЛЕПРАВОСЛАВИЕ (СТАРООБРЯДЧЕСТВО)

Древлеправославная Архиепископская Новозыбковской, Московской и всея Руси Церковь

 Приход в честь Святителя Христова Николы, Тарбагатайский район, с. Тарбагатай, ул. Ленина, 31, 28.12.1999, председатель приходского совета Титова Таисия Егоровна;

 Приход в честь Рождества Христова, г. Улан-Удэ, ул. Ткацкая, 2, 28.12.1999 председатель приходского совета Григорьев Виктор Миронович;

 Приход в честь Покрова Пресвятой Богородицы, Бичурский район, с. Бичура, ул. Ленина, 230, 29.12.1999, настоятель Савельев Юрий Иванович.

 

Русская Православная старообрядческая церковь

 Верхнеудинская старообрядческая община, г. Улан-Удэ, ул. Барнаульская, 55, 31.12.1999, председатель совета Утенков Вячеслав Михайлович.

 

Самостоятельные общины

 Хасуртайская старообрядческая община, Хоринский район, с. Хасурта, ул. Центральная, 101, 31.12.1999, председатель совета Иванов Виктор Филиппович.

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

Дацаны на территории Бурятии.

1. Улан-Удэнский Дацан Хамбын Хурэ г. Улан-Уд - резиденция Пандито Хамбо Ламы. Расположен на Верхней Березовке г. Улан-Удэ. Основан в 1994 году Пандито Хамбо Ламой Дамбой Аюшеевым. Представляет собой комплекс, состоящий из нескольких храмов, субурганов, служебных зданий и подсобных помещений. Первый храм, посвященный Калачакре, - буддийскому божеству, Идаму высшего класса, - был построен в 1998 году. При храме Калачакры имеется факультет Дуйнхор, где обучаются студенты по программе Намгьял дацана (Индия) искусству создания Мандалы, которую они претворяют на практике во время ежегодного хурала «Дуйнхор». Также в храме находятся уникальные сутры Ганжур - канонические тексты Будды и его учеников, чеканная позолоченная скульптура Будды Шакьямуни, резной трон из кедра, подпираемый восемью львами и посвященный Далай Ламе XIV, драгоценные подношения из священных ингредиентов, буддийские иконы (танка), написанные минеральными красками и посвященные 25-ти Владыкам Шамбалы. Главный храм - Цогчен-дуган - освящен в 2003 году. В храме проводятся традиционные службы согласно буддийским канонам. На территории дацана Хамбын Хурэ возведены два Субургана, посвященные основанию дацана и тантрийскому божеству Калачакре

 

2. Курумканский Дацан с. Курумкан.

3. Сартуул Гэгэтуйский Дацан Джидинский рн, с. Гэгэтуй.

4. Эгитуйский Дацан Еранинский рн, с. Эгита.

Эгитуйский дацан (основан в 1824-1826 гг.) был одним из популярнейших в Бурятии до 1935 г. Восстановлен на месте разрушенного дацана. Самый северный буддийский храм за Байкалом. В числе почитаемых святынь – деревянная статуя Зандан Жуу – «сандаловый Будда» (по легенде она вырезана еще при жизни самого Будды Шакьямуни, и даже по его распоряжению). Этот легендарный памятник представляет мощную деревянную скульптуру высотой 2 м 18 см. На поклонение к ней приезжают верующие из многих стран мира.

 

5. Санагинский Дацан Закаменский рн, с. Санага.

6. Анинский дацан Хоринский рн, с. Ана.

Точная дата основания дацана в документах отсутствует, по хронике Вандана Юмсунова основан в 1795 г. (по другим источникам - в 1775 г.), на левом берегу реки Алан, впадающей в реку Ана. Его тибетское название Дичин Лхундублинг. Перестроен в 1808 г. согласно Указу Иркутского гражданского губернатора от 9 мая 1805 г. за N 1661. В 1811 г. дацан сгорел и был заменен первым каменным зданием. В эти же годы были сооружены два небольших деревянных сумэ: Хурдэ и Докшит, а в 1830 г. появились еще два: Димчик и Аюши. На 1 января 1833 г. было лам комплектных - 1, некомплектных - 1, уваши - 4, хувараков - 81.   Постановлением Президиума ЦИК БМАССР N 89 от 27 января 1937 г. дацан был закрыт, а здание передано Хоринскому райисполкому для использования под культурные нужды местного населения.

 

7. Иволгинский Дацан Иволгинский рн, с. Верхняя Иволга.

В 40 километрах от Улан-Удэ находится Иволгинский дацан, построенный в 1947 году. На протяжение длительного времени Иволгинский дацан был резиденцией Центрального Духовного Управления буддистов России и его главы Хамбо-ламы. Основное культовое здание, главный храм дацана, построен и освящен в 1972 г. Религиозные церемонии ведутся на тибетском языке. На территории дацана находится также малый храм, суборганы - ступы, которые возводятся в местах нахождения буддийских реликвий, оранжерея со священным деревом Ботхи, крупнейшая в России библиотека буддийских текстов.

 

8. Кижингинский Дацан  Кижингинский рн, с. Кижинга.

Основан в 1756 или 1758 г. на южном склоне горы Челсана на р. Кудун. Точная дата основания в делах отсутствует. Тибетское его название "Даши Лхумбулинг". По отчетам 1831 г. имелись 3 сумэ: Аюши, Оточи и Хурдэ. Штат состоял из 5 галунов, 17 гэцулов и 58 хувараков. В приходе дацана поданным 1877 - 1878 гг. проживали представители 10-ти родов: галзут, худай, хальбин, барун-хуасай, барун-харгана, батнай, хубдут, шарайт, зун харгана, бодонгут.

 

9. Дацан «Балдан-Брайбун» Кяхтинский рн, с. Мурочи.

Бывший Цонгольский дацан (1858-1908 гг.) – первый центр ламаизма в Западном Забайкалье. Первый культовый войлочный шатер здесь был возведен в 1741 году. В 1858 г. в местности Хилгантуй построили грандиозный монастырский поселок. Его малые деревянные храмы соответствовали размерам главного храма Тамчинского дацана. В 1908 г. в 12 верстах от прежнего был построен новый монастырь с еще большим храмом, который восстановлен и действует в с. Мурочи.

 

10. Тугнуйский дацан  Мухоршибирский рн, п. Мухоршибирь.

11. Окинский дацан  Окинский рн, с. Орлик.

12.Тамчинский дацан  Селенгинский рн, п. Гусиное озеро.

Тамчинский дацан - третий по счету из основанных в Бурятии дацанов. В 1741 г. он представлял собой большую юрту. В 1750 г. был построен первый деревянный храм, к 1848 г. в комплексе насчитывалось уже 17 храмов. В 1858-1870 гг. был выстроен главный трехэтажный храм. С 1809 по 1937 год Тамчинский дацан оставался главным дацаном Бурят-Монголии. В 1957 г. Тамчинский дацан постановлением правительства Бурятии был объявлен историко-архитектурным памятником, и на его территории начались реставрационные работы. В октябре 1990 г. два отреставрированных храма вновь были открыты для верующих. В декабре 1990 г. дацан освятили. Тот храм, в котором идет служба, называется Чойра. Второй дуган - это бывший главный храм Цогчин. На территории дацана, перед входом в Цогчин, находится легендарный археологический памятник - оленный камень ("Алтан-сэргэ" - золотая коновязь), которому по определению археологов 3,5 тыс. лет.

 

13. Кыренский дацан Тункинский рн, с. Кырен.

История Кыренского дацана уходит своими корнями к началу Х1Х века. Во времена советской России дацан был ликвидирован. Возрождение дацана началось с 90-х годов. В буддийских монастырях проходят крупные хуралы Майдари Хурал - является одним из крупнейших буддийских молебнов, который проходит в 4-й или 15-й день 6-го месяца. Молебен посвящен Майтрейе (Майдари) - Будде грядущего мирового периода. Главным событием является круговое шествие верующих с фигуркой лошади или белого слона. Белый слон, в частности, является символом Хандагатайского дацана. В некоторых бурятских семьях Тункинской долины сохранились старинные буддийские атрибуты. Изображение Будды (Бурхана) располагают в самой почетной северной части дома (хоймор).

 

14. Хойморский дацан Тункинский рн, курорт Аршан.

У подножия Тункинских гольцов, на высоте около 900 метров над уровнем моря, в курорте Аршан находится Аршанский дацан “Бодхи Дхарма”, унаследовавшее традиции Хойморского Хандагатайского дацана, построенного в 1897 году при активном содействии Агвана Доржиева. Хандагатайский дацан был уникальнейшим бурятским дацаном, прототипом Санкт-Петербургского буддийского монастыря.

 

15. Чесанский дацан Кижингинский рн, с. Чесан.

Основан в 1827 г. у реки Улзытэ, притока реки Чесана в Хоринском ведомстве Верхнеудинского округа. Его тибетское название "Гэндэн Чоймпиллинг". К 1831 г. были построены 9 сумэ: Хурдэ, Майдари, Гунрик, Димчок, Арья-бала, Очирвани, Оточи, Табун-хаан. К приходу относились роды: зун кубдут, батнай, хальбин, харгана и др.

 

16. Ацагатский дацан

Построен по инициативе Агвана Доржиева в честь бурхана Цаган Дара-эхэ (Белой Тары). В 1891 г. дацан посетил цесаревич Николай Александрович во время его известного путешествия по Сибири и Дальнему Востоку. В Ацагатском дацане действовала своя типография, школа тибетской медицины, снискавшая в начале XX в. огромную известность.

 

В Улан-Удэ построены дацаны Зунгон Даржалинг (Буддийский женский дацан).

 

 

Приложение 4

 

Культовые места шаманизма

Тамхи-баряаша. Топоним дословно обозначает “подношение табака”. Местные буряты просят покровительства у богов во время путешествия. Культовое шаманское место, представляющее березовую рощу, деревья которой увешаны разноцветными лентами. В центре на специальной подставке установлена трубка, в чубуке которой возжигаются ритуальный огонь и благовония, после чего приносятся “хозяину” рощи подношения в виде белой пищи, водки, чая и монет.

Информация о работе Религиозный туризм Бурятии