Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 07:11, дипломная работа
Целью дипломной работы является изучение религиозного туризма в республике Бурятия, его направлений и перспектив развития.
На основании поставленной цели были выделены задачи:
1. Провести анализ состояния религиозного туризма в России и использовать его как основу для анализа данного направления в Бурятии.
2. Изучить ресурсы религиозного туризма в республике Бурятия
3. Оценить потенциал развития религиозного туризма в республике Бурятии.
Введение 3
Глава 1. Религиозный туризм и его место в системе туристской деятельности 5
1.1. Формы религиозного туризма 8
1.2. Специфика религиозного туризма в России 10
1.3. Индустрия религиозного туризма в России 11
1.4. Проблемы и потенциал современного религиозного туризма в России 16
Глава 2. Ресурсы религиозного туризма в республике Бурятия 22
2.1 Православие 23
2.2. Старообрядцы 31
2.3. Ламаизм 32
2.4. Шаманизм 40
2.5. Ресурсы религиозного туризма республики Бурятия 43
Глава 3. Перспектива развития религиозного туризма в республике Бурятия 44
Заключение 48
Список источников и литературы 49
Приложения 52
Содержание
Введение | 3 |
Глава 1. Религиозный туризм и его место в системе туристской деятельности |
5 |
1.1. Формы религиозного туризма | 8 |
1.2. Специфика религиозного туризма в России | 10 |
1.3. Индустрия религиозного туризма в России | 11 |
1.4. Проблемы и потенциал современного религиозного туризма в |
16 |
Глава 2. Ресурсы религиозного туризма в республике Бурятия | 22 |
2.1 Православие | 23 |
2.2. Старообрядцы | 31 |
2.3. Ламаизм | 32 |
2.4. Шаманизм | 40 |
2.5. Ресурсы религиозного туризма республики Бурятия | 43 |
Глава 3. Перспектива развития религиозного туризма в республике Бурятия |
44 |
Заключение | 48 |
Список источников и литературы | 49 |
Приложения | 52 |
Введение
В последнее десятилетие на рынке туризма активизировалось такое направление как религиозный (паломнический) туризм. Религиозный туризм связан с посещением религиозных святынь и духовным совершенствованием. Религиозный туризм играет большую роль в системе международного и внутреннего туризма отдельных государств мира. Люди продолжают отправляться в паломнические и экскурсионные поездки по святым местам и религиозным центрам. Одни стремятся принять участие в религиозных церемониях, помолиться, совершить жертвоприношения, другие – ближе познакомиться с религией, приобщиться к духовным достижениям.
Религиозный туризм является составной частью современной индустрии туризма. Соборы, мечети, культовые музеи, духовные центры, святые места – это туристские объекты, которые пользуются всё возрастающим спросом.
На сегодняшний день более половины объектов туристского интереса в мире связаны с культом или религией, имеющие место в настоящее время или уже утратившие свое значение, или забытые. И это в первую очередь касается России - с ее многочисленными храмами и монастырями, а также культовыми сооружениями других религий.
Интенсивность потоков туристов, путешествующих по миру с паломническими и религиозными целями, ежегодно увеличивается. Если в 2001 г. количества поездок с религиозными целями был примерно равен количеству поездок с целью обучения или лечения, то в 2007 г. он в 4 раза превысил эти направления в туризме и стал сопоставим с поездками с целью развлечения. Это не считая паломнических поездок.
В XX в. бурно развилась индустрия туризма, совершенствовались средства транспорта и связи. У людей появилась возможность посещать святые места "своей" религии. Также в эпоху интернационализации усилился диалог культур.
Рынок религиозного туризма в республике Бурятия, как и в России еще очень молод. Это направление начало активно развиваться лишь в последнее десятилетие. Отчасти это происходит потому, что в отечественной литературе мало публикаций по данному виду туризма.
Все больший удельный вес стали занимать религиозные поездки, но сам процесс перемещения и проживания туристов «диким» образом не выводит этот вид туризма на должный уровень. Тема религиозного туризма рассматривается во многих популярных журналах по туризму, таких как «Вояж», «Туризм и отдых», «Иностранец» и т.д. С научной же точки зрения эта тема освещена крайне скромно.
Целью дипломной работы является изучение религиозного туризма в республике Бурятия, его направлений и перспектив развития.
На основании поставленной цели были выделены задачи:
1. Провести анализ состояния религиозного туризма в России и использовать его как основу для анализа данного направления в Бурятии.
2. Изучить ресурсы религиозного туризма в республике Бурятия
3. Оценить потенциал развития религиозного туризма в республике Бурятии.
Объектом исследования является религиозный туризм в Бурятии и его ресурсы. В качестве предмета исследования выбрано изучение особенностей религиозного туризма в республике Бурятия и реальный потенциал его использования.
Рабочей гипотезой является предположение, что разработка религиозных туров позволит повысить интерес населения к внутреннему туризму, активизирует туристскую привлекательность республики Бурятия.
Практическая значимость работы заключается в проведённом анализе туристского потенциала религиозных объектов республики Бурятия.
Источниками информации для написания работы по теме "Религиозный туризм Бурятии" послужили учебная литература, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике "Религиозный туризм", справочная литература, прочие актуальные источники информации.
Глава 1. Религиозный туризм и его место в системе туристской деятельности
Термин «религиозный туризм» часто используют как синоним слова «паломничество». Говоря о паломничестве и религиозном туризме, необходимо определиться с терминологией и особенностями их употребления в туризме и религиозной практике.
Само понятие паломнического туризма - поездок верующих к религиозным святыням - отрицается очень многими из тех, кто занимается его организацией: для них "паломничество" и "туризм" - понятия различные, иногда даже взаимоисключающие. Поэтому часто используется термин аналогичного содержания - религиозный туризм.
Термин "паломничество" в настоящее время употребляется во всех религиях, конфессиях и культах. И хотя само слово появилось только во времена крестовых походов, паломничество - как форма конкретно мотивированных путешествий - имеет очень давнюю историю. По этнографическим и письменным источникам известна практика древних греков и древних римлян совершать путешествия к отдаленным храмам для поклонения божествам, практика древних германцев путешествовать с целью паломничества в священные рощи.
Одними из первых туристов, несомненно, были средневековые паломники. В силу религиозных убеждений или любопытства относительно своей или чужой веры, люди во всем мире путешествуют, чтобы посетить Святую Землю, Ватикан, Мекку, монастыри и другие святые места. Целей паломничества почти столько же, сколько самих паломников. Паломничества совершались и совершаются, чтобы избавиться от болезни, избежать несчастья, искупить грех. Духовники нередко налагали епитимью, требуя совершить паломничество, и иногда приказывали пройти путь босиком или в одной рубашке. Марко Поло (тринадцатый век) упоминает о пилигримах, встреченных им на территории нынешней Шри Ланки. Паломники из Англии в XIV—XV веках совершали свои путешествия в основном в Рим, Иерусалим. Зачастую их путешествия были сопряжены с серьезными трудностями. Начиная с 1388 года английские пилигримы, по приказу короля Ричарда II, обязаны были получить и иметь при себе специальные разрешения, прообраз сегодняшнего паспорта. Одиннадцатью годами позднее Ричард ограничил количество портов, откуда английским паломникам позволено было отправляться в дальние страны, всего двумя — Дувром и Плимутом. Для отплытия из другого порта требовалось специальное разрешение самого короля.
Одни паломники путешествовали по соображениям веры, многие другие отправлялись в путь просто из любви к путешествиям или движимые мирскими побуждениями, ожидая найти общение с веселыми спутниками, развлечения в придорожных харчевнях и другие удовольствия. Паломничество имеет место и сейчас. Среди причин для совершения паломничества можно выделить следующие[1]:
- желание исцелиться от душевных и физических недугов;
- помолиться за родных и близких;
- обрести благодать;
- выполнить богоугодную работу;
- отмолить грехи;
- выразить благодарность за блага посланные свыше;
- проявить преданность вере;
- стремление к подвижничеству во имя веры;
- обрести смысл жизни.
"Религиозный туризм - это виды деятельности, связанные с предоставлением услуг и удовлетворением потребностей туристов, направляющихся к святым местам и религиозным центрам, находящимся за пределами обычной для них среды". Туристский терминологический словарь обходит данный термин, но определяет понятие паломничества, которое тесно сопряжено с религиозным туризмом и может рассматриваться как один из основных его видов: "паломничество - странствие верующих для поклонения святым местам... названо по обычаю древних христиан привозить из Палестины пальмовую ветвь".
Религиозный туризм имеет различные направленности. Так Иерей Михаил - историк и теоретик паломничества выделяет два направления, две специфические среды, в которых осуществляется организация религиозных туров:
1) путешествия, мотивированные религиозно с периферийной познавательной доминантой
2) путешествия мотивированные познавательно с периферийной религиозной доминантой. Необходимо отметить, что оба типа путешествий имеют явное религиозное содержание, т.е. в равной степени могут рассматриваться как категории религиозного туризма, хотя многое и отличает их в своей специфики друг от друга.
Религиозный туризм оказывает существенное влияние на экономику. Религиозные центры получают доходы от паломничества. Пилигримы оставляют в стране посещения значительную часть взятых в дорогу денег, в том числе делая приношение непосредственно церкви. Во время «великого праздника жертвоприношения» («курбан-байрам») туризм является основным средством заработка населения Мекки, Медины и других религиозных центров. Деньги, полученные от обслуживания паломников, являются основным средством существования носильщиков, лодочников, грузчиков, торговцев и ремесленников. Приносит весомый доход и торговля сувенирами, религиозной одеждой для паломников, продуктами питания, предоставление жилья и различных сервисных услуг.
Религиозный туризм может осуществляться не только с паломническими, но и с экскурсионно-познавательной направленностью. Она предполагает посещение религиозных центров, в которых туристы смогут увидеть религиозные объекты - действующие культовые памятники, музеи, посетить богослужения, принять участие в крестных ходах, медитациях и других религиозных мероприятиях.
Этот вид туризма тесно взаимосвязан с научным туризмом религиозной направленности. Ученые посещают центры существующих религий, страны и регионы с богатыми религиозными традициями. Такие поездки немногочисленны, но они расширяют географию туристских поездок. Ученых интересует религиозное наследие - рукописи, различные культовые предметы, архитектурные формы как современных, так и ушедших в прошлое религий и многое другое. Исследователи направляются в центры существующих религий, страны и регионы с богатыми религиозными традициями.
Поток религиозного туризма представлен также миссионерами и
служителями церкви, осуществляющими те или иные контакты.
В целом, любая церковь поощряет религиозный туризм, что часто находит законодательную поддержку у государства, например, в виде охраны исторических памятников, снижения налогов, создания объектов инфраструктуры (дорог, гостиниц). Немало общественных организаций и фондов оказывают разнообразную помощь в организации религиозного туризма. Некоторые туристические фирмы специализируются на паломничестве. Например: В России при Московской Патриархии организована паломническая служба, ведающая вопросами паломничества в Святую Землю.