Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 18:24, курсовая работа
Целью данной работы является прогнозирование сезонности в индустрии гостеприимства и туризма.
Задачи:
Рассмотреть сущность и методы прогнозирования в сфере туризма и гостеприимства
Рассмотреть фактор сезонности и его прогнозирование в сфере туризма и гостеприимства
...
Проблема сезонности ждет своего решения в социалистических странах Европы, где туристский сезон суженный. Например, в Болгарии, Венгрии, Югославии на июль и август приходится почти половина всех туристов.
Важной экономической
Чтобы привлечь туристов в межсезонный период или зимний сезон, правительственные организации и туристические фирмы осуществляют ряд стимулирующих мероприятий. Для увеличения туристского сезона, а затем для сглаживания сезонности во многих странах проводится пропаганда туристских маршрутов в несезонное время через рекламу и устанавливаются льготы на этот период. Туристская реклама показывает преимущества отдыха зимой в горах и раскрывает возможности для зимних видов спорта, пропагандирует различные фестивали и выставки, которые проводятся в осенние, зимние и весенние месяцы. Туристам, путешествующим в несезонное время, предоставляются льготы в виде скидок тарифов за проезд и туристский сервис. Туристский опыт таких стран, как Югославия, Италия, Швейцария, Австрия, Франция и других, показывает, чго развитие туризма в межсезонный период не только возможно, но и достаточно выгодно. Учитывая то, что межсезонье для развития морского туризма практически существенной роли не играет, туристические организации Италии, Франции и России увеличили в этот период число круизов.4
В последнее время наблюдается быстрый рост темпов зимних видов отдыха и количества отдыхающих зимой. По данным ООН, через каждые семь лет вдвое увеличивается число туристов, отдыхающих зимой. При этом большую роль играют горно-озодоровительные объекты, которые значительно расширяют возможность проведения отдыха зимой.
Увеличению туристского сезона содействует организация разнообразных спортивных соревнований, фестивалей, конкурсов, выставок, научных конференций и т. д.
Туристский спрос носит ярко выраженный сезонный характер с пиками в определенное время года и спадами в остальные месяцы. В странах северного полушария с умеренным климатом основными туристскими сезонами являются летний (июль-август) и зимний (январь—март). Кроме того, выделяются межсезонье (апрель—июнь, сентябрь) и так называемый мертвый сезон (октябрь—декабрь).
Согласно статистическим данным, на два летних месяца приходится до половины всех туристских поездок в Европе. В межсезонье и мертвый сезон туристские потоки затухают и спрос на туристские услуги достигает своего нижнего предела. В Европе доля поездок в IV квартале составляет 18% от общего их числа за год.[5]
В Японии туристская активность также подвержена сезонным колебаниям. Как и в европейских странах, жители Страны восходящего солнца предпочитают путешествовать летом. Самое большое количество отбытий приходится на август. Второй всплеск туристской активности отмечается в конце зимнего сезона, в марте. Периоды с апреля по июнь и с октября по февраль традиционно не являются туристскими. Потоки японцев за границу сокращаются. Наиболее глубокие спады наблюдаются в апреле и ноябре. В отдельные годы эта типичная картина может меняться под влиянием ряда факторов. Так, удачное сочетание выходных дней в конце 1996 г. привело к третьей волне отбытий в декабре.
Сезонный характер туристского спроса проявляется в неравномерной загрузке предприятий туристской индустрии. Она колеблется в течение года, с точностью повторяя динамику туристских поездок.
Сезонные колебания
Наконец, нельзя не учитывать влияние фактора моды на концентрацию туристского спроса.
В XIX в. основным курортным сезоном была зима, с октября по май. Ее встречали на Средиземноморском побережье Франции, в городах Ницца, Канн и др. Мода на тот или иной курорт в зависимости от времени года диктовалась целесообразностью. Летнее солнце делало отдых на Лазурном берегу небезопасным для здоровья человека, и посещение его в этот период считалось дурным тоном.
Летние месяцы рекомендовалось проводить в северных широтах и горных районах, где жара не столь ощутима. Среди бальнеологических и приморских курортов назывались Спа, Бат, Баден-Баден, Виши, Эксла-Бен, Биарриц. Совершались поездки на побережье Атлантического океана и Ла-Манша, в Савойские Альпы к Монблану и на курорт Шамони; останавливались для охоты в загородных резиденциях. Межсезонье проводили на альпийских озерах (Аннеси, Лаго-Маджоре, Женевском озере) или использовали для дальних путешествий в Грецию и Египет.
В XX в. мода на отдых, а вслед за ней и туристский спрос меняются. В обыденном сознании морской загар надолго закрепляется как символ красоты, крепкого здоровья и хорошо проведенного отпуска. В летние месяцы туристы устремляются в районы теплых морей - на Средиземноморье, Карибы. Зимой они посещают горнолыжные курорты (Санкт-Мориц и Интерлакен в Швейцарии, столицу Тироля Инсбрук и др.), а в межсезонье отправляются в экскурсионные туры по городам мира.
Сезонные колебания туристского спроса оказывают негативное влияние на национальную экономику. Они приводят к вынужденным простоям материально-технической базы, порождают проблемы социального плана. Нередко их последствия являются столь разрушительными, что требуется вмешательство государства. Разработанные туристскими администрациями и предприятиями комплексы организационных, экономических и социальных мер способствуют сглаживанию сезонных пиков и спадов в туризме.
Хотя проблема сезонности остается по-прежнему актуальной, туристский спрос стал более равномерно распределяться во времени. Сегодня туристские поездки совершаются в течение всего года. Более подробно об этом речь пойдет в следующем параграфе в связи с таким новым явлением, как путешествия с интервалами.
Туристскому спросу присуща не только сезонная, но и пространственная концентрация. В последние десятилетия здесь также отмечается положительная тенденция. Расширился перечень туристских дестинаций. На рынок туризма вышли страны Азии, Северной Африки, Латинской Америки. Происходит перераспределение потоков посетителей между традиционными и новыми туристскими направлениями Если в 1950 г. первые 15 стран по туристским прибытиям держали 97% мирового рынка путешествий, то к 2011 г. их доля снизилась до 61 %. За тот же период удельный вес остальных стран возрос более чем в 10 раз. В 1950 г. на 15 стран приходилось около 25 млн. туристских прибытий, а в 2011 г. более 70 стран и территорий мира зарегистрировали свыше 1 млн. прибытий каждая. Туристские потоки, словно нити, опутали весь земной шар.
Полное название: туристическое агентство ООО «Интурист».
Сфера бизнеса (вид деятельности) предприятия - туристическое агентство (турагент). Занимается реализацией туров от туроператора.
Организационно-правовая форма предприятия - общество с ограниченной ответственностью «Интурист».
Агентство предлагает:
На предприятии используется линейная организационная структура управления предприятием, которая является наиболее подходящей, так как в деятельности фирмы нет совокупных подразделений, от правильности выбора структуры зависит ее дальнейшее существование.
Директор несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на персонал по организации отдыха клиентов.
Так же не малую роль в функционировании ООО «Интурист» играет кадровый состав. В ООО «Интурист» работает в среднем 14 человек из них 8 человека с высшим образованием.
Средний уровень заработной платы составляет 21 тыс. рублей, подсобных работников 14 тыс. рублей.
Фонд оплаты труда по факту на 2011 год в ООО «Интурист» составил – 31593 тыс. рублей.
Каждая из служб имеет свою структуру и выполняет определенные функции:
В ООО «Интурист» создан отдел по управлению персоналом, который внимательно проводит поиск и отбор персонала. Все сотрудники фирмы проходят стажировки, тренинги, курсы по повышению квалификации, и др. Однако велика текучесть кадров, которая в основном происходит в категориях рабочих и молодых специалистов из-за достаточно низкой оплаты труда. При близости Москвы очень трудно заниматься подбором кадров, так как существует очевидная конкуренция и заработные платы там намного выше.
Финансовая служба отвечает: за ведение бухгалтерского отчета и отчетности, составление калькуляции туров, расчет заработной платы работников, учета финансовых средств предприятия, а так же за учет материально-технической базы ООО «Интурист».
Ниже приведена схема организации управления отделов ООО «Интурист».
Рис.2.1. Организационная структура туристической фирмы
Численность и структура всей компании невелика и представляет собой линейную структуру управления.
ООО «Интурист» осуществляет свою деятельность в соответствии с утвержденной сметой на его содержание, обеспечивает строгое соблюдение режима экономии и рациональное использование выделенных финансовых, трудовых и материальных ресурсов. ООО «Интурист» ведет самостоятельный бухгалтерский учет и обеспечивает своевременное представление соответствующей отчетности руководству предприятия.
Контроль за финансово-хозяйственной
деятельностью предприятия
Таблица 2.1. - Структура расходов ООО «Интурист» [по данным бухгалтерской отчетности]
Элементы расходов |
2009г. тыс.руб. |
% |
2010г тыс.руб. |
% |
2011г тыс.руб. |
% |
1. Фонд оплаты труда |
18251 |
27,46 |
24675 |
20,49 |
31593 |
30,8 |
2. Отчисления в социальные фонды |
4857 |
7,3 |
5882 |
4,88 |
7886 |
7,69 |
3. Выплаты социального характера |
258,3 |
0,39 |
402 |
0,33 |
492 |
0,5 |
4. Отчисления в НПФ |
- |
- |
91 |
0,08 | ||
5. Общехозяйственные расходы |
16405 |
24,68 |
22072,7 |
18,33 |
20684,9 |
20,17 |
- электроэнергия |
3317 |
4,99 |
4312 |
3,58 |
5150 |
5,02 |
- газ |
2218 |
3,33 |
6328 |
5,25 |
6158,5 |
6 |
- канализация |
2798,5 |
2,32 |
3424,4 |
3,34 | ||
- вывоз мусора |
- |
- |
272,7 |
0,26 | ||
- охрана территории |
4456,6 |
3,7 |
4229,0 |
4,12 | ||
- Приобретение инвентаря, материалов |
10870 |
16,35 |
4177,9 |
3,47 |
1450,3 |
1,41 |
6. Налоги |
3373,6 |
5,07 |
9642 |
8 |
5952 |
5,8 |
- на землю |
777 |
1,17 |
7140,8 |
5,93 |
3314,7 |
3,23 |
- на имущество |
2581,4 |
3,88 |
2466,5 |
2,04 |
2605,4 |
2,54 |
- прочие налоги |
15,2 |
0,02 |
34,7 |
0,02 |
31,9 |
0,03 |
7. Административно-хозяйственные расходы |
5404 |
8,13 |
6909,2 |
5,74 |
3158,8 |
3,08 |
8. Расходы на культмероприятия |
1400 |
2,1 |
2637,1 |
2,19 |
1596 |
1,55 |
9. Лечебные процедуры и |
265,2 |
0,4 |
359,1 |
0,29 |
191,2 |
0,18 |
10. Продукты питания |
6734,9 |
10,13 |
27928,9 |
23,2 |
24431,1 |
23,82 |
11. Капитальный ремонт |
7035 |
10,58 |
15000 |
12,46 |
||
12. Текущий ремонт |
1003 |
0,97 | ||||
13. Прочие затраты, в том числе по статьям: амортизации |
2478 |
3,72 |
4866 |
4,04 |
5467 |
5,33 |
Итого |
86241 |
129,7 |
152089 |
126,3 |
129183 |
125,92 |