Прогнозирование сезонности

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 18:24, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является прогнозирование сезонности в индустрии гостеприимства и туризма.
Задачи:
Рассмотреть сущность и методы прогнозирования в сфере туризма и гостеприимства
Рассмотреть фактор сезонности и его прогнозирование в сфере туризма и гостеприимства
...

Работа содержит 1 файл

Prognozirovanie_sezonnosti_v_industrii_turizma.doc

— 353.00 Кб (Скачать)

Оглавление

 

Введение

Одна из главных, независящих  от человека, проблем в туристической отрасли является сезонность в туризме. Из-за того, что нельзя продавать одно направление в течение круглого года, туроператоры должны находиться в постоянном поиске, должны иметь способность менять свой бизнес.

Сезонность делится на две разновидности – годовая и недельная. Когда речь идет о годовой сезонности в туризме, это означает, что по определенным маршрутам спрос будет вырастать в летние месяцы и спадать в зимние, впрочем, иногда бывает и наоборот. Недельная сезонность в туризме подразумевает большое количество заявок на туры, к примеру, в субботу и воскресенье, и простаиванию работы по понедельникам.

Казалось бы, что в  горячий сезон туристические  операторы с легкостью собирают большие деньги на обеспечении отдыха для возрастающего числа желающих, но не все так просто. В летние месяцы часто не хватает гостиничных мест, случаются проблемы с транспортом. Доходит до того, что порой не удается воспользоваться партнерскими предложениями. В результате, трудовая нагрузка на менеджеров туристических компаний возрастает. Большие деньги даются способностью к поиску информации, умению договариваться и быстро принимать решения, порой рискуя ошибиться.

Колебания потока отдыхающих, а соответственно финансовых средств, отталкивают инвесторов от вложения капитала в отрасль. Ведь каждый бизнесмен заинтересован в круглогодичной прибыли, а туристическую отрасль, грубо говоря, можно сравнить с сезонными сельскохозяйственными работами.

Ликвидировать сезонность невозможно. Большинство государств, специализирующихся на привлечении на свои территории туристов пошли по пути сглаживания сезонности. Существуют различные методы, к примеру, одним из наиболее эффективных является дифференциация тарифов на проезд в поездах, автобусах.

Эффективным путем круглогодичного туризма является развитие новых направлений отдыха. Можно организовывать зимние праздники, использовать ландшафт местности для экстремального или спортивного туризма. Брендами многих европейских стран становятся рождественские шоу-программы, на которые ежегодно приезжают полюбоваться тысячи туристов со всего мира.

Так или иначе, сглаживание  сезонности – это не только проблема бизнеса, но и государства. Если власть хочет привлекать на свою территорию деньги, она должна задуматься над  финансированием инновационных проектов и перспективных направлений. Все вышеперечисленное обуславливает актуальность выбранной темы исследования.

Целью данной работы является прогнозирование сезонности в индустрии гостеприимства и туризма.

Задачи:

  1. Рассмотреть сущность и методы  прогнозирования в сфере туризма и гостеприимства
  2. Рассмотреть фактор сезонности и его прогнозирование в сфере туризма и гостеприимства
  3. Изучить концентрацию туристского спроса во времени и пространстве
  4. Анализ и прогнозирование фактора сезонности продаж на примере  туристической компании ООО «Интурист» 
  5. Разработать мероприятия по преодолению фактора сезонности и достижения прогнозных показателей

Объект исследования: туристическая компания ООО «Интурист».

Предмет исследования: прогнозирование сезонности в индустрии гостеприимства и туризма.

 

 

1. Теоретические аспекты  прогнозирования сезонности в  индустрии туризма и гостеприимства

1.1 Сущность и методы  прогнозирования в сфере туризма и гостеприимства

 

      

Прогноз социально-экономического показателя – это некоторая вероятностная оценка его темпов и уровня в будущем, базирующаяся на определенной гипотезе развития предприятия или отрасли. Поскольку таких гипотез, как правило, бывает несколько, постольку прогнозирование можно рассматривать как научно-практическую деятельность, направленную на выявление и изучение наиболее вероятностных альтернатив будущего развития анализируемого явления.

Прогнозы  могут быть краткосрочными, среднесрочными и долгосрочными. В настоящее  время нет единства в понимании  временных границ прогнозирования. Судя по публикациям ВТО, наиболее распространено следующее представление о сроках прогноза в индустрии гостеприимства: краткосрочные – до года, среднесрочные – 3-5 лет, долгосрочные – до 10 лет.

Процесс разработки прогнозов подразделяется, как правило, на этапы:1

Анализ  динамики моделируемого показателя и выявление тенденций (тренда) изменения, циклической и сезонной составляющих и случайной компоненты;

Отбор основных факторов, его определяющих, и исследование тенденций в их развитии;

Обоснование метода прогнозирования  и формы связи между переменными;  

Разработка  прогноза и объективизация полученных результатов, т.е. расчет ошибок и доверительных  интервалов прогнозов;

Содержательная  интерпретация полученных результатов  и их корректировка.

В настоящее время имеется большое количество методов прогнозирования социально-экономических процессов. Метод прогнозирования – совокупность представлений и практических действий, направленных на разработку прогнозов. Используемые в индустрии гостеприимства методы можно классифицировать таким образом: метод укрупненных технико-экономических расчетов (нормативный метод); моделирование и метод экспертных оценок. Моделирование в свою очередь включает методы прогнозирования по одному временному ряду и многофакторное прогнозирование.

Особое  место при прогнозировании занимает нейросетевое моделирование. В последние  годы оно находит более широкое  применение.2

Как показывает опыт, ни один из перечисленных  методов, как правило, не позволяет  получить научно обоснованный прогноз. Только их совместное использование дает достаточно достоверные оценки динамики прогнозируемых показателей в будущем. При этом ведущую роль играет метод моделирования, особенно использование нейронных сетей.

Начинают  разработку прогнозов с построения однофакторной модели. В качестве исходной информации берется временной ряд значений показателя. Чем больше объем используемой информации, тем достовернее результаты ее математической обработки. Например, для прогнозирования объемов продаж на 3-5 лет необходимо изучить их предысторию за 7-10 лет.

Цель  ретроспективного анализа заключается  в выявлении основной тенденции  изучаемого явления во времени, которая  называется трендом. Часто к тренду добавляют циклы. Отклонение фактических  значений показателя от тренда, циклической и сезонной составляющей рассматриваются как случайные колебания. Аддитивная модель социально-экономического показателя при однофакторном прогнозировании предполагает, что время выступает в качестве обобщающего показателя, отражающего всю совокупность факторов, влияющих на изучаемое явление, кроме циклических и сезонных эффектов.

Выделение тренда –  важная задача прогнозирования, которая включает следующие этапы:

Анализ  статистических, бухгалтерских и  иных данных с целью исключения аномальных наблюдений;

Выделение однородных периодов в динамике прогнозируемого показателя;

Выбор функции выравнивания и оценка ее параметров.

1.2. Фактор сезонности и его прогнозирование в сфере туризма и гостеприимства

Одной из наиболее острых проблем в туризме является несоответствие между туристским спросом и предложением, вызванное сезонностью туризма. Доведение спроса до уровня существующего предложения — задача туристской рекламы. Но туристская реклама не в состоянии решить проблему сезонности.

Сезонность создает  значительные трудности в индустрии  туризма, снижая рентабельность туристических  предприятий, эффективность использования  основных фондов, ухудшая обслуживание туристов, особенно в разгар туристского  сезона, и вызывая текучесть кадров вследствие недогрузки предприятий туризма в межсезонный период.

Сезонность в туризме  усложняет развитие туристического хозяйства, обостряя противоречия между  эластичным спросом на туристские услуги и сравнительно стабильным туристским предложением, тем самым вызывая проблемы в обслуживании туристов. В месяцы «пик» возникают определенные трудности в работе транспорта, организации питания, обеспечении жильем, проведении экскурсионной работы и т. д. Если в «горячий» сезон перегружены все гостиницы, кемпинги и мотели Европы, то в межсезонный период, как правило, большое количество мест в объектах размещения туристов оказывается незанятым. Поэтому сезонность требует постоянного регулирования туристского спроса.

Туристским потокам  свойственна сезонная неравномерность, которая имеет в основном годовой и недельный циклы. В годовом цикле периоды сезонности — отдельные месяцы или кварталы, а в недельном цикле — отдельные дни.3

Проблема сезонности, т. е. особенность туристских потоков  концентрироваться в определенных местах на протяжении относительно небольшого периода времени,— сложная проблема, решить которую практически невозможно. В большинстве стран мира 80 % туристских потоков приходится на период между маем и октябрем. Сезонность можно только смягчить, а не ликвидировать. Смена времен года не может устранить сезонность в формировании и становлении благоприятных рекреационных ресурсов. Лето, например, было и будет наиболее удобным временем для организации и проведения отдыха преимущественного большинства здорового населения. Попытки некоторых стран продлить сезон активного туризма вследствие изменения времени каникул в учебных заведениях и перенесения отпусков не принесли пока желаемых результатов.

Сезонность работы туристических  предприятий значительно снижает экономическую эффективность капитальных вложений в индустрию туризма. Из этого вытекает закономерное стремление по возможности продлить период функционирования туристических предприятий, сводя к минимуму факторы сезонности.

Сезонные колебания туристских потоков создают экономические и организационные трудности для туристского обслуживания. Не использованные на протяжении длительного периода фонды туристических предприятий заметно повышают цену туристских услуг.

В социалистических странах при плановом ведении народного хозяйства созданы предпосылки для централизованного решения вопросов координации всех отраслей народного хозяйства, что дает возможность комплексно решать экономические проблемы, в том числе и проблему сезонности туристического хозяйства. Заслуживает внимания положительный опыт некоторых социалистических стран Европы в решении проблемы круглогодичной занятости обслуживающего персонала в системе туризма (Венгрия, Болгария).

Сезонность отдыха приводит к тому, что в летний период спрос на транспортные услуги, особенно в наиболее популярных местах отдыха, намного превышает предложение. Увеличить пропускную способность главных видов транспорта очень трудно, хотя и это полностью не решит проблему. Единственный путь решения проблемы — сглаживание сезонности, а затем достижение по возможности более-менее равномерного использования по временам года средств транспорта. Этого можно достичь, установив для туристов дифференцированные транспортные тарифы в межсезонный период.

В современном туризме наблюдается определенная закономерность сезонности, которая выведена на основе многолетних наблюдений. Суть ее такова: чем дальше расположена та или иная страна от основных туристических центров Европы и Северной Америки, тем менее выражена там сезонность. Это можно объяснить прежде всего относительной стабильностью природно-рекреационных условий, а также сравнительно невысоким уровнем развития туризма в странах южного полушария, Из стран южного полушария только Австралийский Союз имеет заметно выраженную сезонность. Здесь на октябрь — декабрь приходится треть всех иностранных туристов, посещающих страну. Именно этот период, когда в странах северного полушария наблюдается спад в системе туризма, наиболее благоприятный для отдыха по комплексу природно-рекреационных условий.

В тропических странах района Карибского моря, где климатические условия  почти одинаковы на протяжении всего  года, тоже наблюдается сезонность. Туристским сезоном здесь является теплая зима.

Европа как район наибольшего  развития туризма отличается самым высоким уровнем сезонности. Высокая концентрация иностранного туризма проявляется ярко выраженной сезонностью летом. На протяжении двух летних месяцев (июль — август) по Европе путешествует примерно половина общего годового количества иностранных туристов. В Испании, например, число туристских посещений достигает кульминации в августе — 21,7 % общего годового числа иностранных туристов. В Югославии свыше 50 % всех ночевок туристов приходится на июль и август, причем уровень концентрации туристских потоков в эти месяцы возрастает в средиземноморских странах как в Европе, так и в Африке и Азии. Зимой поток туристов заметно перемещается в африканские страны бассейна Средиземного моря. В этих странах туристский сезон длится весь год. Заезд иностранных туристов происходит более-менее равномерно на протяжении всего года. Разница в количестве прибывших туристов по месяцам незначительная.

Таким образом, уровень сезонности не во всех странах одинаков, а в  отдельных странах практически  даже отсутствует. В тех странах, где годовые колебания элементов климата небольшие, сезонность туризма проявляется слабее или же ее вовсе нет. В странах, где заметно проявляются природно-климатические отличия по временам года, лето остается основным туристским сезоном.

Проблема увеличения туристского  сезона остро встает перед туристическим  хозяйством преобладающего большинства  стран, но особенно она актуальна  для стран Европы, где наблюдается  высокий уровень концентрации туристских потоков в летние месяцы.

Информация о работе Прогнозирование сезонности