Предпринимательства – основной элемент экономики социально-культурного сервиса и туризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 16:06, курсовая работа

Описание работы

В курсовой работе поставлена цель получить представление о генезисе и современном состоянии турбизнеса в России; узнать о содержании таких понятий, как предпринимательство, субъект предпринимательства, сфера предпринимательства, форма бизнеса, индивидуальный предприниматель, юридическое лицо, объединения юридических лиц; научиться осуществлять выбор сферы, формы и вида туристского бизнеса с учетом социально-экономической ситуации и бизнес-возможностей; получить опыт оценки конъюнктуры СКСиТ для использования в деятельности специалиста по сервису и туризму.

Содержание

Содержание
Введние…………………………………………………………………
Глава 1. Типология предпринимательства в СКСиТ.
1.1 История возникновения и сущность туристского бизнеса………
1.2 Условия развития предпринимательства в сфере туризма………
1.3 Виды предпринимательства в сфере сервиса и туризма…………
Глава 2. Сферы туристского бизнеса
2.1 Понятие сферы туристского бизнеса…………………
2.2 Сфера производства: виды, особенности, проблемы разви-тия…
2.3 Сфера коммерции: отличительные признаки, сущ-ность………
2.4 Сфера финансово-кредитного предпринимательства: основные черты и элементы……
2.5 Сфера консалтинга: особенности и проблемы становления в России………………………………………………………………………….
Глава 3. Формы предпринимательства в сфере сервиса и туризма
3.1 Формы туристского бизнеса и критерии их выбора……
3.2 Индивидуальный турбизнес…………………………………
3.3 Коллективный турбизнес……………………………………
3.4 Объединение юридически лиц в сфере сервиса и туриз-ма…
3.5 Основные формы турбизнеса в экономически развитых странах…
Заключе-ние…………………………………………………………………
Список литературы………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Предпринимательства основной элемент экономики социальнокультурного сервиса и туризма.doc

— 266.50 Кб (Скачать)

   Туристские ассоциации (союзы) представляют собой группы независимых туристских организаций, связанных между собой общими целями. Для ассоциаций характерно то, что участие в одной ассоциации не исключает участия в других видах деятельности. Отдельные туристские организации, входящие в ассоциацию, различаются размерами и ролью, которую они выполняют в её пределах.

   Характерные  черты туристских ассоциаций: переплетение  связей, существующих между поставщиками, покупателями и производителями  туристских услуг, долгосрочные отношения между туристскими организациями-участниками, при которых каждая из них выступает одновременно как самостоятельная и ведущая.

   В пределах  туристских ассоциаций могут  образовываться как формальные ассоциации, так и совместные организации, где сотрудничество между компаниями очень тесное.

   Туристские  ассоциации чаще всего создаются  организациями, которые занимаются аналогичными видами туристской деятельности. Это связано с основным преимуществом ассоциаций – возможностью добиться общими усилиями поставленных задач, неосуществимых для каждой отдельной туристской организации. Туристские ассоциации, которые объединены совместными инвестициями, имеют более прочные связи. Партнёры вносят свой вклад в виде денежных фондов, технологий, персонала, специалистов. Участники туристских ассоциаций на основе долевых инвестиций сохраняют полную самостоятельность в ведении своих дел, определении стратегии, распределении прибыли. Подавляющая часть туристских ассоциаций создаётся для проведения совместных исследований, обмена технологиями, кооперации в производстве новых туристских услуг.

   Ещё одним  мотивом создания туристской  ассоциации может быть взаимный  интерес организаций, преследующих  разные цели. Допустим, одному партнёру необходим доступ на рынок, а другому – доступ к технологиям. Это может послужить основанием для организации ассоциации или союза. Ещё одна возможность использования таких ассоциаций и союзов – доступ к ресурсам в обмен на капитал.

   Объединения  туристских организаций в профессиональные ассоциации – одна из наиболее популярных форм защиты их интересов, а также оперативного реагирования и активного влияния на рыночные процессы. В странах, где история коммерческого туризма насчитывает уже не один десяток лет, участие компаний в подобных объединениях – необходимое условие для их выживания и дальнейшего развития.

   Международные туристские ассоциации представляют государственные интересы стран-участниц и содействуют развитию мирового туризма. Всемирная туристская организация (ВТО) на сегодняшний день – самая известная и признанная в туристском мире. Штаб-квартира ВТО находится в Мадриде (Испания). Её действительными членами являются более 105 государств, несколько ассоциированных и свыше 150 присоединившихся членов. ВТО преследует следующие цели: ускорение и расширение содействия туризма миру, обеспечение доступа граждан к образованию и культуре во время путешествий, совершенствование международных стандартов в туристском секторе экономики и др. Кроме ВТО существенный вес на мировом туррынке имеют многие узкоотраслевые туристские объединения (например, Международная ассоциация воздушного транспорта).

   Отдельные  страны создают туристские ассоциации регионального характера для развития и продвижения туризма в этих регионах. Достаточно популярными региональными ассоциациями являются Организация экономического сотрудничества и развития (содействует развитию туризма в странах-членах – Канаде, США, Италии, Великобритании и др.) и Азиатско-Тихоокеанская ассоциация (создана для развития и продвижения туризма в Азиатско-Тихоокеанском регионе).

   Национальные туристские организации создаются с целью содействия развитию туризма как важного сектора экономики страны. Крупнейшая в мире ассоциация предприятий туриндустрии – североамериканская American Society of Travel Agents, объединяющая более 26 членов – турагентств, туроператоров, отелей, круизных и автопрокатных компаний. Одна из наиболее авторитетных европейских национальных туристских ассоциаций – британская Association of British Travel Agents (её членами являются более 600 агентств и 2.3 тыс. туроператоров). Предпринимательские объединения играют заметную роль в жизни большинства крупных туристских держав.

   Российский  опыт профессиональных коммерческих  объединений туристских организаций  существенно скромнее. Первые ассоциации  в нашей стране стали появляться  в конце 1980-х – начале 1990-х  гг. На сегодняшний день в России  зарегистрировано порядка 20 столичных и региональных туристских ассоциаций.

   Однако  далеко не все предпринимательские  союзы оказывают реальное влияние на туррынок и активно отстаивают интересы своих членов. По численности даже крупнейшие из них не охватывают и половины субъектов рынка. Исключением можно считать Российский союз предпринимателей туристской индустрии и Национальную курортную ассоциацию с численностью участников 723 и около 1200 соответственно. Однако даже эти объединения, масштабные по отечественным меркам, не выдерживают сравнения с зарубежными ассоциациями.

   Ассоциации  и союзы в российской туристской  практике возникли относительно  недавно. Это обстоятельство не  позволяет оценить последствия  их деятельности в полной мере, выявив все «за» и «против». Однако для российского турбизнеса эта форма представляется достаточно перспективной.

 

3.4. Основные формы турбизнеса в экономически развитых

       странах.

Применяемая сегодня  в РФ система организационно-правовых форм туристской деятельности, введённая  в основном ГК РФ в 1995-1996 гг., в своей основе довольно близка к системам, действующим в таких европейских странах, как Франция, Германия, Испания и др., и в меньшей степени к имеющимся в Великобритании, США, Японии. Сходство это относится и к перечню применяемых организационно-правовых форм, и ко многим частным правилам, регулирующим из создание и функционирование, что позволяет зарубежным бизнесменам практически без особой подготовки ориентироваться в многообразии российских туристских организаций, а нашим предпринимателям – достаточно уверенно чувствовать себя за рубежом.

   Используемые  в нашей стране термины, относящиеся  к области турбизнеса, как правило,  имеют аналоги в других странах  – это вполне естественно, поскольку современное российское законодательство построено с учётом как современной зарубежной практики, так и богатого отечественного дореволюционного опыта, который, в свою очередь, имел общие корни с мировой практикой того времени. Вместе с тем сходство терминологии может всерьёз подвести того, кто понадеется на полную идентичность понятий.

   Сопоставление  российского и зарубежных законодательств  в области турбизнеса показывает наличие, как существенного сходства, так и определённых различий. Рассмотрим некоторые из них.

   Во многих  европейских и других странах  распространенны такие понятия, как «частнопредпринимательская турфирма», «партнёрство» и «корпорация».

    Частнопредпринимательская турфирма – аналог российского ИП в СКСиТ. Это предприятие, владелец которого самостоятельно ведёт дела в собственных интересах: управляет турфирмой, получает всю прибыль, несёт персональную ответственность по всем её обязательствам.

   Собственник  турфирмы обладает правом найма  и увольнения работников, заключает договоры. Преимущество частнопредпринимательской турфирмы состоит в простоте её организации, управления, в свободе действий, в достаточно сильной экономической мотивацией (одно лицо получает всю прибыль). Недостатки такой турфирмы – ограниченность финансовых и материальных ресурсов, отсутствие развитой системы внутренней специализации производства и управления, неограниченная ответственность.

   В ФРГ  индивидуальные туристские предприятия  представлены достаточно широко: владелец такого предприятия отвечает по его обязательствам всем своим имуществом. Судя по тому, что почти 10%  общего количества немецких турпредприятий приходится на эту форму организации капитала, она эффективна.

   Аналогичная  форма есть во Франции –  турпредприятие с ограниченной ответственностью, записанное на одного владельца. Здесь тоже есть свои особенности: индивидуальный турпредприниматель не имеет права образовывать несколько предприятий такого рода: турпредприятие с ограниченной ответственностью, записанное на одного владельца, не может стать единственным участником другого такого же предприятия.

  В США единоличные турпредприятия также получили широкое распространение. Здесь ответственность предпринимателя является неограниченной. Надо отметить исключительную простоту процедуры регистрации таких турпредприятий в США. По существу, не требуется выполнять какие-либо формальности, связанные с регистрацией единоличного турпредприятия. Единственный официальный документ – налоговая декларация. Финансовые записи необязательны. Ведение их необходимо, прежде всего, в налоговых целях. Вместе с тем для занятия некоторыми видами турдеятельности требуются лицензии административных органов соответствующего штата.

   Партнёрство (хозяйственные товарищества и общества в России) – это турпредприятие (турфирма), организованное несколькими лицами, совместно владеющими и управляющими им. Важнейшие права здесь принадлежат всем партнёрам. Однако может быть турпартнёрство и с ограниченной ответственностью, когда наряду с основными участниками, полностью отвечающими за деятельность турфирмы, имеются партнёры, ответственность которых ограничивается суммой их вклада в дело.

   В турпартнёрстве  легче решить финансовые вопросы,  связанные с началом и продолжением  деятельности турфирмы. Здесь в  большей мере, чем в частнопредпринимательской  турфирме, можно использовать разделение труда и специализацию в производстве и управлении. Недостаток турпартнёрства – разделение функций, вследствие чего могут возникнуть несогласованность действий, и даже несовместимость интересов. В результате возникающих противоречий или выхода из дела нескольких партнёров появляется угроза распада турпартнёрства.

   Партнёрство  распространенно в турбизнесе  США. Аналогично российскому законодательству здесь есть общее партнёрство, которое функционирует на основе закона о партнёрствах и договора между партнёрами. Партнёры имеют равные права на управление и имущество партнёрства, несут неограниченную солидарную ответственность по обязательствам партнёрства, оформляют налоговые декларации. Другой организационно-правовой формой партнёрства в туристском секторе экономики США является партнёрство с ограниченной ответственностью. Здесь имеются две категории участников-партнёров: с полной и с ограниченной ответственностью. Партнёры с ограниченной ответственностью отвечают по обязательствам партнёрства только в пределах своего вклада. Создание турпартнёрств требует выполнения некоторых официальных формальностей: партнёры должны передать в секретариат штата подписанный им сертификат, содержащий сведения о роде деятельности партнёрства, его членах, структуре капитала и др.

   Под корпорацией (аналог акционерного общества в России) понимается турпредприятие или турфирма, имеющие форму юридического лица, где ответственность каждого собственника ограниченно его вкладом в данное предприятие. Это общество основанное на паях. Приобретая акции общества, отдельные лица становятся собственниками корпорации. Таким образом, привлекаются финансовые средства огромного числа людей. Держатели акций получают часть дохода в виде дивидендов. Они рискуют только той суммой, которую заплатили при покупке акций. Корпорация существует независимо от её владельцев-акционеров, что позволяет корпорации функционировать относительно стабильно. 

   К числу  недостатков корпорации надо  отнести и то, что есть определённые возможности для различного рода злоупотреблений, и то, что мелкие и средние владельцы акций не могут осуществлять сколько-нибудь действенный контроль за деятельностью корпораций.

   Наиболее  распространённой и универсальной  формой турбизнеса в США, Германии, Франции и других странах является именно корпорация, которая строит свою деятельность в соответствии с уставом и внутренним регламентом. Наличие этих двух документов отличает американскую корпорацию от российских акционерных обществ, где достаточно одного устава. Вместе с тем регламент является внутренним документом корпорации, его не надо нигде утверждать. Устав ассоциации содержит положения, присущие уставам корпораций в большинстве стран мира. Регламент детализирует статьи устава ассоциации, которые обычно сформулированы в сжатой форме.

   Мировая  практика не ограничивается рассмотренными  выше формами турбизнеса, используя их многообразные варианты и комбинации.

 

 

 

 

 

Заключение

 

  Предпринимательская  деятельность в СКСиТ – это,  прежде всего интеллектуальная  деятельность энергичного и инициативного человека, который, владея каким-либо материальными ценностями, использует их для организации турбизнеса. Извлекая пользу для себя, предприниматель действует на благо общества.

   Успех  в турбизнесе достигается при  наличии знаний и опыта, необходимых материальных средств и психологических качеств личности.

   Производственная  сфера турбизнеса является базой  социально-культурного сервиса и  туризма. Коммерческое, финансовое  и консультативное предпринимательство в данной сфере функционирует благодаря производству туристских услуг, одновременно стимулируя её развитие.

   Различают  две базовые формы турбизнеса: коллективное предпринимательство и индивидуальный бизнес. Обе формы имеют свои преимущества и недостатки. Каждую из них целесообразно используют в той или иной социально-экономической ситуации с учётом бизнес-возможностей.

   Туристские  организации в целях координации  своей деятельности, а также представления  и защиты общих имущественных  интересов могут по договору  между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими туристскими организациями.

   Применяемая  сегодня в России система организационно-правовых  форм туристской деятельности  в своей основе близка к  системам, действующим во многих странах мира. Это сходство позволяет зарубежным бизнесменам ориентироваться в многообразии российских туристских организаций, а нашим предпринимателям – достаточно уверено чувствовать себя за рубежом.

Информация о работе Предпринимательства – основной элемент экономики социально-культурного сервиса и туризма