Предпринимательства – основной элемент экономики социально-культурного сервиса и туризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 16:06, курсовая работа

Описание работы

В курсовой работе поставлена цель получить представление о генезисе и современном состоянии турбизнеса в России; узнать о содержании таких понятий, как предпринимательство, субъект предпринимательства, сфера предпринимательства, форма бизнеса, индивидуальный предприниматель, юридическое лицо, объединения юридических лиц; научиться осуществлять выбор сферы, формы и вида туристского бизнеса с учетом социально-экономической ситуации и бизнес-возможностей; получить опыт оценки конъюнктуры СКСиТ для использования в деятельности специалиста по сервису и туризму.

Содержание

Содержание
Введние…………………………………………………………………
Глава 1. Типология предпринимательства в СКСиТ.
1.1 История возникновения и сущность туристского бизнеса………
1.2 Условия развития предпринимательства в сфере туризма………
1.3 Виды предпринимательства в сфере сервиса и туризма…………
Глава 2. Сферы туристского бизнеса
2.1 Понятие сферы туристского бизнеса…………………
2.2 Сфера производства: виды, особенности, проблемы разви-тия…
2.3 Сфера коммерции: отличительные признаки, сущ-ность………
2.4 Сфера финансово-кредитного предпринимательства: основные черты и элементы……
2.5 Сфера консалтинга: особенности и проблемы становления в России………………………………………………………………………….
Глава 3. Формы предпринимательства в сфере сервиса и туризма
3.1 Формы туристского бизнеса и критерии их выбора……
3.2 Индивидуальный турбизнес…………………………………
3.3 Коллективный турбизнес……………………………………
3.4 Объединение юридически лиц в сфере сервиса и туриз-ма…
3.5 Основные формы турбизнеса в экономически развитых странах…
Заключе-ние…………………………………………………………………
Список литературы………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Предпринимательства основной элемент экономики социальнокультурного сервиса и туризма.doc

— 266.50 Кб (Скачать)

   Экономические  условия обеспечивают разнообразные  организации, составляющие инфраструктуру туристского рынка, с помощью которой туристские организации могут устанавливать деловые взаимоотношения и вести коммерческие операции:

    1. банки, занимающиеся оказанием финансовых услуг;
    2. поставщики, снабжающие сырьём, материалами;
    3. оптовые и розничные продавцы, обеспечивающие доведение услуг до потребителей;
    4. специализированные фирмы и учреждения, оказывающие профессиональные, юридические, бухгалтерские, посреднические услуги;
    5. агентства по трудоустройству, помогающие в подборе рабочей силы;
    6. учебные заведения, обучающие специалистов;
    7. прочие агентства – рекламные, транспортные, страховые и т.д.; 
      средства связи и передачи информации.

   Оптимальные социальные условия турбизнеса определяются социальным положением непосредственных участников турбизнеса: потребителей, туристских организаций и их сотрудников.

   Социальное  положение потребителей определяет  уровень качества и моду (предпочтения) не те или иные туристские  услуги.

   Туристские  организации участвуют в решении  социальных вопросов, касающихся трудовой деятельности своих сотрудников, охраны их здоровья, сохранения рабочих мест. Социальные условия сотрудников влияют на их отношение к работе и определяются величиной заработной платы, нематериальными стимулами и условиями труда, предлагаемыми бизнесом.

   Социальная  удовлетворённость предпринимателя  выражается в величине прибыли, социальном статусе и наличии деловых контактов.

   Турбизнес  функционирует в рамках соответствующей правовой среды. Поэтому успех турбизнеса во многом определяется наличием необходимых правовых условий. Здесь имеется в виду наличие законов, регулирующих туристскую деятельность и создающих благоприятные условия для развития предпринимательства в этой сфере. Оптимальные правовые условия турбизнеса складываются из трёх групп факторов.

   Первая  группа правовых факторов турбизнеса  направлена на защиту прав туристских организаций. Здесь особое значение имеют следующие условия:

  • упрощённая и ускорённая процедура открытия и регистрации туристских организаций, защита турбизнеса от государственного бюрократизма;
  • оптимальное налоговое законодательство, направленное на мотивацию туристской деятельности;
  • развитие совместной деятельности отечественных предпринимателей и зарубежных представителей турбизнеса, создание региональных центров поддержки малого турбизнеса;
  • совершенствование методов учёта и форм статистической отчётности;
  • обеспечение правовой гарантии предпринимательской деятельности в сфере сервиса и туризма, включая право на собственность и соблюдение договорных обязательств, правовую защиту туристских организаций друг от друга.

   В России  защита прав туристских организаций  обеспечивается Гражданским кодексом РФ, Налоговым кодексом РФ, Федеральным законом «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991г. № 948-1, Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в РФ» от 24 ноября 1996г. № 132-ФЗ и др.

   Вторая  группа правовых факторов турбизнеса направлена на защиту прав туристов от недобросовестной деятельности туристских организаций. В России защита прав туристов обеспечивается Федеральным законом «О защите прав потребителей» от 1992г. № 15-ФЗ, Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в РФ» от 24 ноября 1996г. № 132-ФЗ и др.

   Третья  группа правовых факторов турбизнеса  направлена на защиту высших интересов общества от предпринимателей, деятельность которых отрицательно сказывается на качестве жизни граждан. Так, открытие офиса турфирмы в подъезде жилого дома, скорее всего, вызовет негативную реакцию со стороны жильцов. В РФ защита высших интересов общества обеспечивается, прежде всего, Конституцией России.

   В настоящее  время обеспечить турбизнес достаточными  экономическими, социальными и правовыми условиями непросто. Этому мешает ряд причин.

  1. Согласно проведённым исследованиям, около 60% российских представителей турбизнеса являются выходцами из прежней советской номенклатуры со всеми присущими ей традициями и привычкой функционировать в контролируемой государством высокомонополизированной экономике. Некоторые из них сумели адаптироваться к требованиям рынка, успешно осваивают новые знания и стиль поведения, другие продолжают руководить туристскими организациями во многом по старинке, полагаясь главным образом на личные связи и покровительство государственных чиновников.
  2. Довольно разнообразным является и «неноменклатурный» сегмент российского турбизнеса: здесь и рядовые граждане, прежде всего молодёжь, активно работающая в турбизнесе, и высококвалифицированные специалисты, создающие туристские корпорации и объединения.
  3. Расширяется малый турбизнес, положение, которого, как и российского турбизнеса в целом, чрезвычайно не стабильно. Это в полной мере продемонстрировал финансовый кризис августа 1998г., разоривший множество туристских организаций.
  4. Отличительной чертой современного российского турбизнеса является его криминализация. Немалая часть новых туристских организаций вышла из прежнего «теневого» бизнеса и находится под прямым контролем криминальных структур, которые втягивают в свою орбиту вполне «чистый» бизнес, облагая его всевозможными поборами.  Массовым стало уклонение туристских организаций от уплаты налогов, наблюдается расцвет теневой экономики, а также прямые хищения бюджетных средств государства и средств населения. По различным оценкам, масштабы теневой экономики в туристском секторе экономике составляют 25-40% создаваемого валового внутреннего продукта. Особенно болезненным явлением, подрывающим сами основы предпринимательства, стала коррупция, криминальное сращивание бизнесменов и государственного аппарата.

   Для решения  названных проблем наиболее перспективными  являются следующие направления развития турбизнеса в РФ:

    • Обеспечение турорганизациям экономической свободы;
    • Создание инфраструктуры турбизнеса(предприятий, банков и др.), а также разработка программ профессиональной подготовки предпринимателей в туристском секторе экономики;
    • Государственное (правовое и налоговое) регулирование туристской деятельности; разработка эстетических норм поведения предпринимателей;
    • Установление социально-экономического порядка;
    • Чёткое определение понятия «социальная справедливость» и политики доходов;
    • Развитие отношений собственности.

   В субъектах  РФ работают комитеты по защите  прав потребителей, которые претворяют в жизнь данную стратегию и способствуют формированию оптимальных условий для развития предпринимательства в целом и турбизнеса в частности.

 

1.3  Виды предпринимательства в сфере  сервиса и туризма.

Интенсивное развитие туристского бизнеса предопределяет его многообразие. Турбизнес может быть классифицирован по сферам деятельности, формам собственности, количеству собеседников и другим признакам.

   По формам  собственности турбизнес может  быть частным, муниципальным, государственным. В туристском секторе экономики преобладает частная форма собственности.

   По количеству  собеседников туристская деятельность  может быть индивидуальной и коллективной. Коллективный турбизнес, представлен организационно-правовымии организационно-экономическими формами. В числе первых – товарищества, общества, кооперативы и др., вторых – концерны, ассоциации, консорциумы, синдикаты, картели, финансово-промышленные группы.

   По степени  новаторства турбизнес может  быть классическим и инновационным.

   Классический турбизнес – это традиционное, консервативное предпринимательство, направленное на максимальную отдачу ресурсов, управление объёмами производства, где задействованы внешние )ссуды, протекционизм) и внутренние факторы по выявлению резервов туристской организации для повышения рентабельности, обновления номенклатуры выпускаемых услуг. Такой вид турбизнеса отличается большей степенью предсказуемости, нежели инновационное предпринимательство. Однако добиться существенных результатов здесь непросто из-за высокой конкуренции.

   Инновационный турбизнес – модель предпринимательской деятельности, которая сводится к созданию новшеств посредствам использования новых сочетаний традиционных ресурсов. Предприниматель, занимаясь инновационной деятельностью, стремиться идти в ногу со временем. При этом он ориентируется на ускорение темпов научно-технического прогресса, под воздействием которого новые изобретения быстро устаревают. Такой вид предпринимательства требует значительных инвестиций и несёт в себе значительную долю риска, однако именно при таком ведении дел в данной сфере можно добиться высоких результатов и мировой известности своей торговой марки.

   Каждая  модель турбизнеса имеет отличительные  признаки, но единые сущность, цели и задачи. Кроме того, каждой модели присущи черты, определяемые сферой бизнеса.

   По сфере  и назначению турбизнес можно  подразделить на производственный, коммерческий, финансовый, консультационный. Этот признак является базовым, т.к. определяет саму сущность и специфику турбизнеса.

   Виды  турбизнеса представлены в Общероссийском  классификаторе видов экономической  деятельности, продукции и услуг  (ОКДП), который создан на основе  Международной стандартной отраслевой  классификации и Международной  классификации основных продуктов, что обеспечивает сопоставимость российских и международных норм и максимальное соответствие законам отраслевого управления в условиях рынка. 

   Производственный  турбизнес представлен в ОКДП  следующими видами деятельности:

-туроперейтинг

-гостиничное обслуживание

-предоставление  услуг общественного питания

-транспортное  обслуживание

-организация  досуга

-бизнес-обслуживание

-оздоровительное,  образовательное, спортивное и  экскурсионное обслуживание.

Коммерция предоставлена  в ОКДП, прежде всего турагентской деятельностью, финансы – страхованием туристов, консалтинг – юридическим обслуживанием туристских организаций и туристов.

   Виды  турбизнеса формируют систему  предпринимательства в СКСиТ.  Дадим краткую характеристику  основных видов предпринимательства в данной сфере.

   Туроперейтинг – основной вид бизнеса, решающий основную задачу туристского предпринимательства – вовлечение организаций в сферу туристского обслуживания и обеспечение комплексного обслуживания туристов.

   Туроперейтинг  относится к производственной сфере бизнеса. В данной области создаётся туристский продукт, который в последствии реализуется самостоятельно туроператором или через туристские агентства, представляющие собой обширную сеть розничной торговли. Прибыль в системе туроперейтинга рассчитывается на основе разницы между себестоимостью и выручкой от реализации турпродукта.

   Туроператорская деятельность – предпринимательская деятельность, осуществляемая с целью получения прибыли на основе удовлетворения потребностей туристов в организационном отдыхе.

   Для туроперейтинга  характерна коллективная форма  бизнеса. В туризме действует множество туроператов в виде мелких и средних предприятий, а также в виде крупных корпораций. Наиболее распространёнными формами предпринимательства являются общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества закрытого типа. Выбор таких организационно-правовых форм обоснован, прежде всего, ограниченной собственностью субъектов предпринимательства и незначительным объёмом стартового капитала.

   Следует отметить малое количество туроператоров на российском рынке, что существенно сдерживает развитие внутреннего и въездного туризма. Это объясняется рядом причин, и в первую очередь низким спросом на внутренние туры со стороны, как россиян, так и иностранных граждан.

   Турагентская деятельность – это предпринимательская деятельность, осуществляемая с целью получения прибыли на основе удовлетворения потребностей туристов в организационном отдыхе, посредничество в СКСиТ. Данная сфера предпринимательства представляет собой обширную сеть розничной торговли.

   Турагентская  деятельность относится к коммерческой  сфере бизнеса. В данной области туристские агентства выступают посредниками между продавцами и покупателями турпродукта. Прибыль в системе турагентского предпринимательства формируется в виде комиссии от продажной цены тура. Для турагентского предпринимательства характерны индивидуальная и коллективная формы бизнеса. Наиболее распространёнными формами турагентств являются общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества закрытого типа. Выбор организационно-правовых форм, как и в туроперейтинге, обоснован, прежде всего, ограниченной ответственностью субъектов предпринимательства и незначительным объёмом стартового капитала.

   Гостиничная деятельность – это вид предпринимательства с целью получения прибыли на основе удовлетворения потребностей туристов в услугах размещения.

   Гостиничное  хозяйство – это база любого  труда: размещение в большинстве  случаев входит в турпакет. Уровень  качества и стандарты гостиничного обслуживания, а также количество гостиниц в том или ином туристском центре значительно влияют на возможности приёма туристов.

   Гостиничная  деятельность относится к производственной  сфере бизнеса: здесь создаются  и реализуются туристам услуги размещения. Прибыль в системе гостиничного бизнеса рассчитывается на основе разницы между себестоимостью и выручкой от реализации услуг размещения.

Информация о работе Предпринимательства – основной элемент экономики социально-культурного сервиса и туризма