Предпринимательства – основной элемент экономики социально-культурного сервиса и туризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 16:06, курсовая работа

Описание работы

В курсовой работе поставлена цель получить представление о генезисе и современном состоянии турбизнеса в России; узнать о содержании таких понятий, как предпринимательство, субъект предпринимательства, сфера предпринимательства, форма бизнеса, индивидуальный предприниматель, юридическое лицо, объединения юридических лиц; научиться осуществлять выбор сферы, формы и вида туристского бизнеса с учетом социально-экономической ситуации и бизнес-возможностей; получить опыт оценки конъюнктуры СКСиТ для использования в деятельности специалиста по сервису и туризму.

Содержание

Содержание
Введние…………………………………………………………………
Глава 1. Типология предпринимательства в СКСиТ.
1.1 История возникновения и сущность туристского бизнеса………
1.2 Условия развития предпринимательства в сфере туризма………
1.3 Виды предпринимательства в сфере сервиса и туризма…………
Глава 2. Сферы туристского бизнеса
2.1 Понятие сферы туристского бизнеса…………………
2.2 Сфера производства: виды, особенности, проблемы разви-тия…
2.3 Сфера коммерции: отличительные признаки, сущ-ность………
2.4 Сфера финансово-кредитного предпринимательства: основные черты и элементы……
2.5 Сфера консалтинга: особенности и проблемы становления в России………………………………………………………………………….
Глава 3. Формы предпринимательства в сфере сервиса и туризма
3.1 Формы туристского бизнеса и критерии их выбора……
3.2 Индивидуальный турбизнес…………………………………
3.3 Коллективный турбизнес……………………………………
3.4 Объединение юридически лиц в сфере сервиса и туриз-ма…
3.5 Основные формы турбизнеса в экономически развитых странах…
Заключе-ние…………………………………………………………………
Список литературы………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Предпринимательства основной элемент экономики социальнокультурного сервиса и туризма.doc

— 266.50 Кб (Скачать)

   Предприниматель  несёт повышенную ответственность  в отличие от иных граждан,  поскольку по действующему законодательству (ст. 401 ГК РФ) лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении ПДБОЮЛ, несёт ответственность независимо от наличия вины. Требования к ИП могут предъявить и кредиторы по обязательствам, не связанным с осуществлением ПДБОЮЛ (о причинении вреда жизни, здоровью или имуществу граждан или юридических лиц).

   ИП в  СКСиТ может работать на платной  основе в любых сторонних организациях, если только эту работу или  должность не запрещено совмещать с предпринимательством. В отличие от юридических лиц имущество ИП, составляющее объекты туристской деятельности, может переходить по наследству и по завещанию. Право заниматься туристской деятельностью по наследству не передаётся.

   Физические  лица, осуществляющие ПДБОЮЛ в  СКСиТ без регистрации, несут ответственность, в том числе и уголовную, в соответствии с законодательством РФ. Все доходы, полученные от такой деятельности, подлежат взысканию в доход государства.

   Правоспособность, дееспособность и государственная  регистрация – это необходимые атрибуты для открытия индивидуального турбизнеса. Однако не менее важными являются плюсы и минусы данной формы предпринимательства.

   Сначала  отметим преимущества ПДБОЮЛ в турбизнесе. В странах с рыночной экономикой ИП составляют подавляющую долю среди всех форм организации турбизнеса, хотя их доля в обороте не столь значима. Единоличное предпринимательство – самая простая форма турбизнеса. Тем не менее, распространённость её обусловлена не только простой организации и оформления, но и рядом имеющихся у неё преимуществ: сильной мотивацией, оперативностью и гибкостью.

   ИП в  системе СКСиТ в наибольшей  степени приближены к рыночному спросу на услуги. Непосредственно работая с потребителями (туристами) и поставщиками, они способны быстро реагировать на самые незначительные колебания конъюнктуры в туристском секторе экономики. Осуществляя производство в незначительных масштабах, они могут быстро переориентировать его на выпуск более конкурентоспособных услуг. Оперативность и гибкость – важнейшие преимущества ПДБОЮЛ.

   Вместе  с тем индивидуальный турбизнес  имеет существенные недостатки.

   Во-первых, отдельный предприниматель не  в силах организовать крупное  производство туристских услуг,  т.к. его финансовые возможности  ограничены. Закупая ресурсы небольшими партиями, он вынужден платить более высокую цену за них. Ограничены его возможности и в получении экономики от масштаба производства. Всё это оборачивается более высокими издержками производства, что снижает конкурентоспособность ИП.

   Во-вторых, осуществление одним человеком разных функций – управленческой, снабженческой, финансовой, маркетинговой и кадровой – снижает эффективность руководства в целом, как в силу чрезмерной нагрузки, так и по причинам недостатка знаний. Привлечение же к решению этих вопросов посторонних лиц или организаций ведёт к снижению мотивации и рассредоточению ответственности, что нежелательно для предпринимателя. И всё же наиболее значительным недостатком индивидуальной формы турбизнеса является полная хозяйственная ответственность предпринимателя, что делает его заложником своего дела.

   Необходимо  отметить, что индивидуальный турбизнес  в равной степени полезен как  для каждого гражданина в отдельности,  так и для СКСиТ и экономики  страны в целом, потому он  заслуженно получил государственное признание и поддержку. ИП включают в процесс общественного производства дополнительный труд, который создаёт новые ценности, преумножает национальный доход и национальное богатство. Малое предпринимательство в СКСиТ является таки источником развития, от которого Россия не может отказаться ни сейчас, ни в будущем. Благодаря ему развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, активнее идёт структурная перестройка, расширяется рынок туристских услуг, повышается экспортный потенциал. Индивидуальный турбизнес снижает социальную напряженность, возникающую в результате роста безработицы, способствует укреплению экономики небольших поселений, сглаживает различия между центром и провинцией, выравнивает интеллектуальный уровень и образ жизни населения. В малом турбизнесе кроются большие резервы, которые можно эффективно использовать в России.

   Однако  вклад индивидуального турбизнеса  в СКСиТ и экономику России  сегодня явно недостаточен. Объясняется  это рядом причин:

  1. недостаточная государственная поддержка индивидуального турбизнеса. Сектор ИП – это неустойчивая предпринимательская структура, наиболее зависимая от колебаний туристского рынка и остро нуждающаяся в разносторонней государственной поддержке.
  2. различные фонды развития и поддержки малого турбизнеса, как правило, реальной помощи ИП не оказывают, а они очень нуждаются в информационном обслуживании, подготовке кадров, льготном банковском кредите и в другой помощи.
  3. незначительная финансово-кредитная поддержка  ИП со стороны государства через прямые и гарантированные займы, тогда как государственные гарантии и льготные процентные ставки могли бы оказать существенную помощь тем из них, кто начинает свою деятельность в туристском бизнесе.

   Всё указанное  выше приводит к низкой конкурентоспособности ИП в СКСиТ и ограничивает сферы их деятельности. Это обусловлено недостаточным вниманием государственных структур управления к данным проблемам и отсутствием правовых актов, обеспечивающих развитие малого инновационного турбизнеса. В условиях ресурсной необеспечённости малого турбизнеса важнейшим фактором его существования является организация оптимальной сети поддержки, в том числе:

    • финансовой – наличие многочисленных доступных источников капитала;
    • материально-технической – сдача в аренду и возможность покупки на льготных условиях средств производства, в том числе зданий и других сооружений;
    • информационной – обеспечение возможностей пользования информационными сетями, доступ к базам данных;
    • консультативной – развитие специализированных услуг консультирования, ориентированных на ИП, по вопросам налогообложения, страхования, планирования, маркетинга, ведения отчётности, оформление патентов.

   На создание  такой сети направлены сегодня  усилия федерального правительства  и местных органов власти. Разработаны и представлены к реализации инвестиционные программы поддержки малого турбизнеса во многих регионах России. К реализации инновационных проектов в сфере малого турбизнеса привлекаются внешние и отечественные инвесторы на принципах экономической эффективности и целесообразности. Совершенствуется работа фондов поддержки малого турбизнеса. Это позволяет ожидать от деятельности малого турбизнеса результатов, адекватных затраченных усилиям.

 

  3.2. Коллективный турбизнес.

  Экономика  СКСиТ не может базироваться только на индивидуальном предпринимательстве. Колоссальные масштабы современного производства туристских услуг обусловлены, прежде всего, наличием коллективного предпринимательства, которое способствует процветанию и малого турбизнеса.

   Коллективный турбизнес – деятельность, которой занимается предприятие, зарегистрированное в качестве юридического лица.

   Предпринимательская  деятельность туристских организаций  регулируется ГК РФ, устанавливающим правоспособность юридического лица.

   Юридическим лицом признаётся туристская организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по всем своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица имеют самостоятельный баланс или смету (ст. 48 ГК РФ).

   Юридическими  лицами могут быть коммерческие  и некоммерческие туристские организации. Субъекты этих двух групп имеют свою специфику, связанную с формой организации туристкой деятельности, формированием доходов и расходов, владением имуществом, выполнением обязательств, налогообложением.

   Коммерческие туристские организации создаются в целях извлечения прибыли и могут осуществлять свою деятельность в форме: хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

   Некоммерческие туристские организации не имеют извлечение прибыли в качестве основной цели, не распределяют полученную прибыль между участниками. Они могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных и религиозных организаций и т.д.

   Таким  образом, вышеназванные хозяйствующие  субъекты имеют отличительные особенности функционирования, преимущества, недостатки и одновременно единую сущность, функции и роль в экономике СКСиТ и государства.

   Туристские  организации имеют больше оснований,  нежели индивидуальные предприниматели, рассчитывать на успех в бизнесе, поскольку имеют ряд преимуществ перед ними:

  • Могут использовать новейшую дорогостоящую высокопроизводительную технику;
  • Имеют возможность снижать себестоимость и повышать качество туристских услуг, завоёвывая в связи с этим высокодоходные рынки сбыта;
  • За счёт концентрации капитала могут проводить широкомасштабные маркетинговые исследования, что уменьшает потери на рисковых мероприятиях;
  • Способны за счёт внутренней специализации и кооперирования повышать общий уровень квалификации персонала, увеличивать загрузку оборудования, снижать потери на складских и транспортных операциях, рекламе и т.д.

   Однако  было бы неправильно указывать  только позитивные стороны коллективного турбизнеса, здесь есть и свои трудности.

   Так при  создании туристской организации в России возникает много проблем, и обусловлено это, прежде всего несовершенством налогового законодательства – налоговое бремя туристских организаций гораздо более весомо, чем у ИП.

   Кроме  того, работа в команде имеет  как плюсы, так и минусы. С одной стороны, делегирование полномочий, обязанностей и ответственности существенно упрощает процедуру управления турбизнесом, особенно если собственники являются специалистами в различных отраслях знаний: экономисты, финансисты, бухгалтеры, юристы, промышленники и др. С другой стороны, работа в команде не всегда бывает слаженной, могут возникнуть разногласия по поводу принятия важных управленческих решений, например по распределению прибыли, что отрицательно сказывается на эффективности турбизнеса, а иногда приводит к ликвидации туристской организации. Не менее важен фактор громоздкости бухгалтерского учёта, а также заполнения и представления в Государственную налоговую инспекцию различных форм отчётности. Так, наличие устава существенно ограничивает свободу действия туристских организаций. Процедуры регистрации, реорганизации и ликвидации юридического лица гораздо сложнее, чем у ИП. Вышеназванные трудности и сложная социально-экономическая ситуация в России сдерживают рост коллективного турбизнеса.

   С точки  зрения предпринимательства и  вклада в СКСиТ и национальную экономику наибольший интерес представляют коммерческие туристские организации. Именно они могут наиболее полно реализовать достоинства турбизнеса и формируют основную часть доходов государства от СКСиТ,  которые в последующем по различным каналам перераспределяются в национальном хозяйственном комплексе и служат весомым источником экономического роста и социального развития общества.

   Среди  некоммерческих форм турбизнеса  следует выделить объединения юридических лиц: ассоциации и союзы различной направленности. Такие туристские организации оказывают существенное влияние на развитие экономики, помогая друг другу и даже выполняя одновременно с государством некоторые функции (например, развитие внутреннего и въездного туризма в рамках реализации региональных программ).

 

3.3. Объединения юридических лиц в сфере сервиса и туризма.

На основании  ст. 121 ГК РФ коммерческие туристские организации  в целях координации своей  деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими туристскими организациями.

   Если  по решению участников на ассоциацию (союз) возлагается ведение предпринимательской туристской деятельности, то такая ассоциация преобразуется в хозяйственное общество или товарищество либо может создать для осуществления предпринимательской туристской деятельности хозяйственное общество или участвовать в нём.

   Организация и деятельность такого объединения должны строиться на следующих основных принципах:

  • Добровольность объединения на основе общности экономических интересов;
  • Равноправие участников совместной деятельности;
  • Свобода выбора организационной формы объединения;
  • Самоуправление участников и объединения в целом;
  • Организация отношений между участниками на договорной основе;
  • Ответственность по обязательствам, взятым каждым предпринимателем при вступлении в объединение.

   Туристские  организации, входящие в объединение, сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица. Руководящие органы объединения не наделяются распорядительной властью в отношении туристских организаций, входящих в объединение, и выполняют свои функции на основе договоров с предприятиями.

Информация о работе Предпринимательства – основной элемент экономики социально-культурного сервиса и туризма