Особенности развития предпринимательской деятельности в сфере услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 12:37, реферат

Описание работы

Переход России к устойчивому экономическому росту предполагает усиление роли предпринимательства как показателя становления и функционирования рыночной экономики. Предпринимательство как форма экономической деятельности, отличаясь способностью быстро подстраиваться под трудно прогнозируемые изменения внешней среды при наличии сравнительно небольшого стартового капитала, вызывает развитие имущественных, производственных, организационных, социальных и политических взаимоотношений между субъектами экономики.

Работа содержит 1 файл

Особенности развития предпринимательской деятельности в сфере услуг.doc

— 120.00 Кб (Скачать)
    • небольшим стартовым капиталом.
    • быстрым сроком окупаемости.
    • постоянным спросом на услуги туризма.
    • высоким уровнем рентабельности произведенных затрат.

     В настоящее время в Российской Федерации функционирует рынок  туристических услуг, который претендует на сходство с мировым. Выделяют 4 основных направления туристического рынка:

    • выездной туризм.
    • въездной туризм.
    • шоп - туризм.
    • внутренний туризм.
 

     С.И. Байлик дает определение туристской индустрии как совокупность предприятий, учреждений и организаций материального производства и непроизводственной сферы, обеспечивающих производство, распределение, обмен и потребление туристского продукта, освоение и использование туристских ресурсов, и создание материально-технической базы туризма, которая включает в себя следующие компоненты:

  • организаторы туризма – туристские предприятия по разработке, продвижению и реализации туристского продукта (туроператоры и турагенты).
  • предприятия, предоставляющие услуги по размещению (гостиницы, мотели, пансионаты, дома отдыха и т.д.).
  • предприятия питания (рестораны, кафе, бары и др.);
  • транспортные предприятия (авто- и авиационные предприятия, железнодорожные ведомства, предприятия речного и морского транспорта и др.);
  • экскурсионная деятельность
  • предприятия сферы досуга и развлечений  (тематические парки, киноконцертные залы, клубы по интересам, залы игровых автоматов и др.)

     Приведенный перечень является далеко не полным. В  индустрию туризма также включают предприятия торговли (магазины по реализации туристского снаряжения и сувениров), органы управления туризмом (государственные учреждения, общественные туристские организации), учебные, научные, проектные учреждения, банки, страховые компании,  лечебные и медицинские учреждения, организации связи и многое другое.

     Исходя  из этих предпосылок, федеральный закон  «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» определяет туристскую индустрию как «совокупность  гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туристскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
    1. Государственная политика по регулированию  деятельности предприятий.
 

     Соединения  факторов туристического спроса и предложения  должны осуществляться путем регулирования  сферы туризма и путешествий  в интересах развития страны в  целом или региона.

     Регулирование деятельности в туризме в большинстве зарубежных стран происходит при участии государственного и частного секторов. Результаты исследований, проведенных Всемирной туристической организацией (ВТО), показали растущее участие частных структур в процессе развития международного туризма при активной их поддержке со стороны и государства.

     Россия, несмотря на свой колоссальный туристический  потенциал, занимает весьма скромное место  на мировом туристическом рынке. На ее долю приходится менее 1,5% мирового туристского потока. Среди туристских предприятий РФ – 350 зарубежных компаний или компаний со стопроцентным иностранным капиталом, которые занимаются в основном выездным туризмом.

     Объективные и субъективные экономические и  политические обстоятельства в последние несколько лет вызвали сокращение въездного потока туристов в Россию. К этому следует добавить нестабильность развития внутреннего туризма. В частности, спрос на санаторно-курортные и туристско-экскурсионные услуги в РФ существует, а предложение этих услуг за последние годы резко сократилось. Отметим также, что современная сеть туристских учреждений (1,4 млн. мест), вместе с санаторно-курортными учреждениями, пансионатами, домами и базами отдыха, в значительной степени нуждается в реконструкции. Уровень цен, сложившийся на рынке внутреннего туризма, настолько высок, что практически не отличается от зарубежного предложения. Это во многом определяет выбор потребителей не в пользу отечественного предложения.

     Практически исчезает адресный социальный туризм, осуществляемый в интересах лиц, обладающих низким уровнем доходов. Он предполагает оказание государственной помощи и процветает во многих зарубежных странах. В частности, к числу клиентов социального туризма относятся, например, школьники, молодежь, пенсионеры, инвалиды. По оценкам отечественных экспертов, в РФ потенциальных потребителей социального туризма свыше 80% населения страны.

     Социальный  туризм – путешествия, другие туристские поездки с целью отдыха, оздоровления, приобщения к природному и культурно-историческому наследию, реализуемые гражданам Российской Федерации по цене социального тура или осуществляемые самостоятельно и субсидируемые из средств, выделяемых государством на социальные нужды. 

     Социальный  тур – минимально необходимый  набор туристских услуг, не превышающий базовый стандарт доступности для граждан Российской Федерации.

     Базовый стандарт доступности социального  тура – совокупность расчетных показателей  минимально необходимого набора туристских услуг; устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с нормами настоящего Федерального закона.

     Участник  социального туризма – турист, являющийся потребителем социального  тура; организация социального туризма, общественное объединение, общественное движение как совокупность общественных объединений участников социального туризма, образовательное учреждение по подготовке специалистов для сферы социального туризма, научно-исследовательское учреждение по проблемам социального туризма.

     Организация социального туризма – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, формирующие, продвигающие и реализующие на основании лицензии социальные туры при условии, что их реализация составляет в совокупности не менее 70% всех туристских услуг и норма рентабельности при формировании цены социального тура не превышает 10%.

     Появление отмеченных негативных обстоятельств  связано в основном с тем, что  на современном этапе слабо действуют  рыночные рычаги, обеспечивающие дальнейшее развитие туризма. Усиление действий рыночных рычагов связано с необходимостью обеспечения условий для приоритетного развития внутреннего и внешнего туризма с целью возрождения традиционных центров туризма и освоения новых туристских районов. Слабое действие рыночных рычагов и явно недостаточное социальное ориентирование в сфере туризма нуждаются в активном государственном вмешательстве.

     Предполагается  необходимым государственное регулирование  в глобальном порядке осуществлять по двум основным обобщенным направлениям.

     Первое  направление связано с корректировкой рыночного саморегулирования путем составления планов (прогнозов) и государственных программ с учетом достаточно высокой степени стихийности осуществляемых сейчас соотношений в системах «спрос – предложение» на многие важные виды выпускаемой продукции и оказываемых услуг.

     Второе  направление обеспечивает осуществление  социальных программ и социальное ориентирование рыночной экономики. Рыночное саморегулирование  без должного государственного вмешательства  приводит: к росту монополизации, ускорению расслоения населения страны на богатых и бедных, сокращению тех отраслей, которые не являются источниками получения моментальной прибыли (наука, культура, искусство, здравоохранение, просвещение и т.д.).

     Таким образом, государственное регулирование в сфере туризма может осуществляться путем воздействия на расширение туристического рынка и осуществления соответствующей социальной политики.

     Воздействие на расширение туристического рынка  требует разработки рыночной стратегии продвижения туристического продукта. Стратегия представляет собой выбор долгосрочной оптимальной модели поведения на туристическом рынке, исходя из его особенностей. При любом стратегическом подходе соответствующие воздействия со стороны государственного и частного секторов обязательны.

     Воздействие со стороны государственных органов  различных уровней является определяющим в становлении организационно-экономического механизма управления отечественной  сферой туризма.

     Конкретные  задачи, которые могут быть отнесены к государственному регулированию, следующие:

     - принятие решений по разработке  организационно-экономической и  социальной политики в области  развития туризма, а также подготовка и принятие плана такого развития;

     - создание условий для решения  проблем социального, адресного туризма;

     - разработка программ развития  государственного и частного секторов, с учетом перечисленных только что направлений;

     - обеспечение эффективного инвестирования  государственного и частного  секторов;

     - обеспечение постоянного контроля за ходом и направлением развития туризма, учитывая его перспективность, как в экономике, так и в социальной жизни общества.

     За  частным сектором, как правило, закрепляется создание туристических объектов и  служб (гостиниц, турагентств, ресторанов, коммерческих туристических объектов и т.д.)

     Федеральный закон № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» определил  принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка  в РФ.

     Государство, признавая туристическую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики РФ, руководствуется следующими принципами:

     - содействует туристической деятельности  и создает благоприятные условия для ее развития;  

     - определяет и поддерживает приоритетные  направления туристической деятельности;

     - формирует представление о РФ  как стране, благоприятной для  туризма; 

     - осуществляет поддержку и защиту  российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений.

     При этом основными целями государственного регулирования туристической деятельности являются:

     - обеспечение права граждан на  отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий;

     -охрана  окружающей природной среды;

     - создание условий для деятельности, направленной на воспитание, образование и оздоровление туристов;

     - развитие туристической индустрии,  обеспечивающей потребности граждан при совершении путешествий;

     - создание новых рабочих мест;

     - увеличение доходов государства и граждан;

     - развитие международных контактов;

     - сохранение объектов туристского показа, рациональное использование природного и культурного наследия.

     Приоритетными направлениями государственного регулирования  туристической деятельности являются поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
    1. Виды  предпринимательской  деятельности в  туризме. Плюсы и минусы индивидуального  предпринимателя  и юридического лица.

     В связи с особенностями оказания туристских услуг предпринимательская  деятельность туристских предприятий  лишь условно может быть отнесена к определенному виду.

     Так, деятельность туроператоров в большинстве  случаев создает организационную  подготовку турпродукта, его частичное - производство и продвижение к  потребителю. Поэтому деятель­ность  туроператоров можно условно отнести к производственному предпринимательству.

     Турагенты выполняют функции посредников  — продавцов туров. Кроме того, они выполняют отдельные виды услуг, например, страхование, консульское  обслуживание и т. п. Это — сме­шанный вид деятельности.

Информация о работе Особенности развития предпринимательской деятельности в сфере услуг