Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 12:37, реферат
Переход России к устойчивому экономическому росту предполагает усиление роли предпринимательства как показателя становления и функционирования рыночной экономики. Предпринимательство как форма экономической деятельности, отличаясь способностью быстро подстраиваться под трудно прогнозируемые изменения внешней среды при наличии сравнительно небольшого стартового капитала, вызывает развитие имущественных, производственных, организационных, социальных и политических взаимоотношений между субъектами экономики.
В настоящее время в Российской Федерации функционирует рынок туристических услуг, который претендует на сходство с мировым. Выделяют 4 основных направления туристического рынка:
С.И. Байлик дает определение туристской индустрии как совокупность предприятий, учреждений и организаций материального производства и непроизводственной сферы, обеспечивающих производство, распределение, обмен и потребление туристского продукта, освоение и использование туристских ресурсов, и создание материально-технической базы туризма, которая включает в себя следующие компоненты:
Приведенный
перечень является далеко не полным. В
индустрию туризма также
Исходя
из этих предпосылок, федеральный закон
«Об основах туристской деятельности
в Российской Федерации» определяет
туристскую индустрию как «совокупность
гостиниц и иных средств размещения,
средств транспорта, объектов общественного
питания, объектов познавательного, делового,
оздоровительного, спортивного и иного
назначения, организаций, осуществляющих
туристскую и турагентскую деятельность,
а также организаций, предоставляющих
экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков.
Соединения факторов туристического спроса и предложения должны осуществляться путем регулирования сферы туризма и путешествий в интересах развития страны в целом или региона.
Регулирование деятельности в туризме в большинстве зарубежных стран происходит при участии государственного и частного секторов. Результаты исследований, проведенных Всемирной туристической организацией (ВТО), показали растущее участие частных структур в процессе развития международного туризма при активной их поддержке со стороны и государства.
Россия, несмотря на свой колоссальный туристический потенциал, занимает весьма скромное место на мировом туристическом рынке. На ее долю приходится менее 1,5% мирового туристского потока. Среди туристских предприятий РФ – 350 зарубежных компаний или компаний со стопроцентным иностранным капиталом, которые занимаются в основном выездным туризмом.
Объективные и субъективные экономические и политические обстоятельства в последние несколько лет вызвали сокращение въездного потока туристов в Россию. К этому следует добавить нестабильность развития внутреннего туризма. В частности, спрос на санаторно-курортные и туристско-экскурсионные услуги в РФ существует, а предложение этих услуг за последние годы резко сократилось. Отметим также, что современная сеть туристских учреждений (1,4 млн. мест), вместе с санаторно-курортными учреждениями, пансионатами, домами и базами отдыха, в значительной степени нуждается в реконструкции. Уровень цен, сложившийся на рынке внутреннего туризма, настолько высок, что практически не отличается от зарубежного предложения. Это во многом определяет выбор потребителей не в пользу отечественного предложения.
Практически исчезает адресный социальный туризм, осуществляемый в интересах лиц, обладающих низким уровнем доходов. Он предполагает оказание государственной помощи и процветает во многих зарубежных странах. В частности, к числу клиентов социального туризма относятся, например, школьники, молодежь, пенсионеры, инвалиды. По оценкам отечественных экспертов, в РФ потенциальных потребителей социального туризма свыше 80% населения страны.
Социальный
туризм – путешествия, другие туристские
поездки с целью отдыха, оздоровления,
приобщения к природному и культурно-историческому
наследию, реализуемые гражданам Российской
Федерации по цене социального тура или
осуществляемые самостоятельно и субсидируемые
из средств, выделяемых государством на
социальные нужды.
Социальный тур – минимально необходимый набор туристских услуг, не превышающий базовый стандарт доступности для граждан Российской Федерации.
Базовый стандарт доступности социального тура – совокупность расчетных показателей минимально необходимого набора туристских услуг; устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с нормами настоящего Федерального закона.
Участник
социального туризма – турист,
являющийся потребителем социального
тура; организация социального
Организация
социального туризма –
Появление
отмеченных негативных обстоятельств
связано в основном с тем, что
на современном этапе слабо
Предполагается
необходимым государственное
Первое
направление связано с
Второе направление обеспечивает осуществление социальных программ и социальное ориентирование рыночной экономики. Рыночное саморегулирование без должного государственного вмешательства приводит: к росту монополизации, ускорению расслоения населения страны на богатых и бедных, сокращению тех отраслей, которые не являются источниками получения моментальной прибыли (наука, культура, искусство, здравоохранение, просвещение и т.д.).
Таким образом, государственное регулирование в сфере туризма может осуществляться путем воздействия на расширение туристического рынка и осуществления соответствующей социальной политики.
Воздействие на расширение туристического рынка требует разработки рыночной стратегии продвижения туристического продукта. Стратегия представляет собой выбор долгосрочной оптимальной модели поведения на туристическом рынке, исходя из его особенностей. При любом стратегическом подходе соответствующие воздействия со стороны государственного и частного секторов обязательны.
Воздействие
со стороны государственных
Конкретные задачи, которые могут быть отнесены к государственному регулированию, следующие:
-
принятие решений по
- создание условий для решения проблем социального, адресного туризма;
- разработка программ развития государственного и частного секторов, с учетом перечисленных только что направлений;
-
обеспечение эффективного
- обеспечение постоянного контроля за ходом и направлением развития туризма, учитывая его перспективность, как в экономике, так и в социальной жизни общества.
За частным сектором, как правило, закрепляется создание туристических объектов и служб (гостиниц, турагентств, ресторанов, коммерческих туристических объектов и т.д.)
Федеральный
закон № 132-ФЗ «Об основах туристской
деятельности в РФ» определил
принципы государственной политики,
направленной на установление правовых
основ единого туристского
Государство, признавая туристическую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики РФ, руководствуется следующими принципами:
-
содействует туристической
-
определяет и поддерживает
- формирует представление о РФ как стране, благоприятной для туризма;
-
осуществляет поддержку и
При этом основными целями государственного регулирования туристической деятельности являются:
- обеспечение права граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий;
-охрана окружающей природной среды;
-
создание условий для
-
развитие туристической
- создание новых рабочих мест;
- увеличение доходов государства и граждан;
-
развитие международных
- сохранение объектов туристского показа, рациональное использование природного и культурного наследия.
Приоритетными
направлениями государственного регулирования
туристической деятельности являются
поддержка и развитие внутреннего,
въездного, социального и самодеятельного
туризма.
В связи с особенностями оказания туристских услуг предпринимательская деятельность туристских предприятий лишь условно может быть отнесена к определенному виду.
Так,
деятельность туроператоров в большинстве
случаев создает
Турагенты выполняют функции посредников — продавцов туров. Кроме того, они выполняют отдельные виды услуг, например, страхование, консульское обслуживание и т. п. Это — смешанный вид деятельности.
Информация о работе Особенности развития предпринимательской деятельности в сфере услуг