Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 00:18, реферат
описывает состояние сферы услуг в Молдове а также наиболее развитые сферы услуг
1.Введение
2.Динамика развития сферы услуг в числовых показателях
3.Развитие сферы туризма в РМ
4.Заключение
5.Источники
ASEM, кафедра
«Менеджмент», специальность «Бизнес
и управление», предмет «Менеджмент услуг».
Реферат
на тему
«Тенденции развития сферы услуг в РМ»
Реферат подготовили
Студентки группы ВА-29М
Арсений Диана
Кулева Любовь
г.Кишинев
План:
1.Введение
2.Динамика развития сферы услуг в числовых показателях
3.Развитие сферы туризма в РМ
4.Заключение
5.Источники
1. Сегмент "Сферы услуг" начал активно развиваться в Молдове в конце 90х годов, но темпы и перспективы развития говорят о том, что на сегодняшний день это наиболее прибыльный и динамичный рынок.
В настоящее время самый насыщенный рынок "Сферы услуг" в Кишиневе. Игроки рынка выходят в регионы, появляются сетевые операторы, франчайзинг. Все больше владельцев вкладывают либо в развитие сети заведений, либо в создание развлекательных клубов с максимальным набором услуг "под одной крышей"
Именно в связи
с ростом сети и укрупнением заведений
у их владельцев возникает необходимость
качественного учета и
2.
Туристическая деятельность
туристических агентств
и туроператоров Республики
Молдова
в январе-июне 2011 года
Национальное бюро статистики сообщает, что в январе-июне 2011 года туристические агентства и туроператоры оказали туристические услуги 71,2 тыс. туристам и экскурсантам, что на 16,5% больше, чем в соответствующем периоде 2010 года.
В январе-июне 2011 года количество туристов и экскурсантов участвовавших в въездном а также в выездном туризме увеличилось по сравнению с аналогичным периодом 2010 года на 41,5% и 16,0% соответственно.
Розничная торговля и платные услуги оказанные населению за 2010 год
Национальное Бюро
Статистики сообщает, что в декабре
2010 года торгующие предприятия продали
в розницу потребительских
В 2010 году торгующими предприятиями было продано в розницу товаров на сумму 25,1 млрд. лей, что на 8,9% больше, в сопоставимых ценах, чем в 2009 году. Прирост объема розничного товарооборота обусловлен увеличением продаж непродовольственных (+11,2%) и продовольственных товаров (+3,7%).
Объем платных услуг,
оказанных населению официально
зарегистрированными
В 2010 году официально зарегистрированные предприятия, оказали населению платные услуги на сумму 14,2 млрд. лей, что на 5,3% больше, в сопоставимых ценах, по сравнению с 2009 годом.
Оборот
предприятий торговли
и услуг в июне 2011
года и I полугодии 2011
года
Национальное бюро статистики сообщает, что в июне 2011 года оборот (доходы от продаж) предприятий с основным видом деятельности розничная торговля увеличился на 3,8% (в сопоставимых ценах), по сравнению с предыдущим месяцем и на 24,2% - по отношению к июню 2010 года. В I полугодии 2011 года оборот предприятий розничной торговли вырос на 20,6% (в сопоставимых ценах), по сравнению с аналогичным периодом 2010 года. В июне 2011 года оборот предприятий с основным видом деятельности рыночные услуги, оказанные населению увеличился на 28,6% (в сопоставимых ценах), по сравнению с предыдущим месяцем и на 10,0% - по отношению к июню 2010 года. В I полугодии 2011 года оборот предприятий с основным видом деятельности рыночные услуги, оказанные населению увеличился на 1,3% (в сопоставимых ценах), по сравнению с соответствующим периодом 2010 года. В июне 2011 года индекс оборота предприятий с основным видом деятельности оптовая торговля вырос на 0,7% (в действующих ценах), по сравнению с предыдущим месяцем и на 7,7% - по отношению к июню 2010 года. В I полугодии 2011 года индекс оборота предприятий оптовой торговли вырос на 18,5% (в действующих ценах), по сравнению с этим же периодом 2010 года. В июне 2011 года индекс
оборота предприятий
с основным видом деятельности
рыночные услуги, оказанные В I полугодии 2011 года индекс
оборота предприятий
с основным видом деятельности
рыночные услуги, оказанные | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Валовой
внутренний продукт
в Республике Молдова
в 2010 году1
Национальное бюро статистики сообщает, что по оперативным данным, в 2010 году номинальный объем валового внутреннего продукта (ВВП) составил 71 849 млн. лей в текущих рыночных ценах, зарегистрировав (в сопоставимых ценах) рост на 6,9% по сравнению с 2009 годом и на 64,8% по сравнению с 2000 годом. Валовая добавленная стоимость, созданная в секторе услуг, возросла по сравнению с предыдущим годом на 6,2%, повлияв на 4,0% на рост валового внутреннего продукта. Рост обусловлен, в основном, увеличением валовой добавленной стоимости в транспорте и связи (на 11,0%), в розничной и оптовой торговле (на 8,9%), в строительстве (на 7,3%) и в сфере прочих услуг (на 3,5%). Доля валовой добавленной стоимости сектора услуг в формировании валового внутреннего продукта снизилась с 63,9% в 2009 году до 60,2% в 2010 году. В отчетном периоде удельный вес валовой добавленной стоимости всего по экономике в валовом выпуске возрос на 0,3 процентных пункта по сравнению с 2009 годом. Рост обусловлен увеличением удельного веса валовой добавленной стоимости как в секторе товаров (на 2,5 процентных пункта), так и в секторе услуг (на 0,3 процентных пункта). Доля
валовой добавленной
стоимости
Доля
ненаблюдаемой экономики
в валовом внутреннем
продукте
3. А что делает Республика Молдова при отсутствии мировых легенд, курортных зон и прямого выхода к морю для того, чтобы привлечь того самого ищущего впечатлений иностранца? 1. Нет дорог — нет туризма Одной из помех на пути туристов являются наши дороги. По словам председателя Национальной ассоциации туристических агентств Молдовы (НАТА) Севастьяна Ботнаря, это проблема № 1, потому как доступ к основным туристическим объектам очень проблематичен. «Мало того, — утверждает он, — помимо дорог, нужны специально оборудованные остановки для туристических автобусов, своего рода popas turistic, где иностранец сможет выпить, перекусить и посетить чистый комфортабельный санузел. Но если вопрос последних со временем разрешится (рассматривается вариант строительства придорожных заведений на базе автозаправочных станций), то проблема дорог еще нескоро покинет разряд актуальных». Позицию НАТА поддерживают и некоторые турфирмы, занимающиеся въездным туризмом в Молдову. «Для того, чтобы к нам приезжали и по нашей стране путешествовали, дороги надо чинить, — подчеркивает директор департамента туризма фирмы Amadeus Travel Lufthansa City Center Алла Грачева. — И делать это не для туристов, а в первую очередь для нас самих. Ведь каждый раз, когда намечается туристическая поездка в Ципово или Сахарну, в ужас приходят наши же местные водители. Любому жалко свою машину! А что касается непосредственно туристов, так это однозначно проблема санузлов, которых вдоль тех самых разбитых дорог либо вовсе нет, либо есть, но далеко не формат. Именно они в первую очередь шокируют гостей Молдовы. Все остальное для них — экзотика». Собственного
мнения придерживается вице-директор
TATRAbis Татьяна Лазар, полагающая, что
легче всего утверждать, что туристы
к нам не едут из-за того, что у
нас плохие дороги. Гораздо тяжелее
что-то делать для того, чтобы их
все-таки сюда завлечь. «Туристы приезжают
в Молдову, чтобы изведать нашей национальной
кухни, увидеть наши ландшафты, узнать,
как здесь люди живут, — утверждает она.
— Какие здесь дороги, они понятия не имеют.
Этот факт их не может ни останавливать,
ни стимулировать. Молдова им интересна
как неизведанное направление, поскольку
всю Западную Европу они уже изъездили
вдоль и поперек, а часть Восточной Европы
не знают. Им хочется попасть в наши края,
чтобы поставить галочку: «Я и тут был!».
Кроме того, им поистине интересно, как
живут люди в странах бывшего СССР. Не
случайно сейчас самое популярное направление
— Приднестровье с его еще советским режимом
и лозунгами на заборах, рядом с которыми
туристы с удовольствием фотографируются.
Для них это сверхэкзотика, путешествие
в прошлое. Мы эту экскурсию так и называем:
Back in USSR. Так что дороги вовсе не причина
слабого инкаминга. Иностранцы порой видят
в этом даже некоторую прелесть. Одни радуются,
когда узнают, что дороги у нас бесплатные,
другие — тонко подмечают: «Зато по вашим
дорогам не уснешь!» Светлана ЛАЗАРЬ, председатель неправительственной организации ANTREC Moldova: «Безусловно, отсутствие хороших дорог — это серьезное препятствие для развития конкурентоспособного туризма. Но еще серьезней другая проблема: в ожидании хорошей инфраструктуры местные жители, во главе или с согласия местной администрации, подвергают «евроремонту» уникальные архитектурные памятники, вторгаются в редчайшие природные ландшафты, расширяют площади несанкционированных мусорных свалок. Уже много лет мы «бьем во все колокола», говорим им о богатствах, которыми они обладают и которые своим непониманием в ускоренном темпе сами же разрушают. При таком отношении даже идеальные дороги не сделают нашу страну привлекательной для туристов». 2. Через тернии — к 2–3 звездам В качестве второй преграды на пути инкаминга в Молдову выступает здешняя дороговизна отелей. Как отмечает Севастьян Ботнарь, проживание в кишиневской гостинице бизнес-класса на сегодняшний день обходится иностранцу от 100 евро в день, и в эту стоимость входит только завтрак, в это же время в Турции можно жить в пятизвездочном отеле за 40 евро в сутки, причем all inclusive. «Поэтому Турцию посещают по 6 млн туристов в год, а мы на примере прошлого года принимаем всего лишь жалких 9 тысяч», — замечает он. Чтобы разрешить данную проблему, НАТА пытается наладить связь с 2–3-звездочными отелями, которых в последнее время становится все меньше и меньше. Яркий тому пример: гостиница National, бывшая в свое время доступной для туристов, сейчас находится на реставрации, а после открытия превратится в 4-звездочный отель. «В таких дорогих отелях останавливаются предприниматели, что способствует развитию гостиничного бизнеса, зато простым туристам они не по карману, — подчеркивает Севастьян Ботнарь. — Решение данного вопроса — прерогатива государства. Оно выдает разрешения на строительство и должно регламентировать рынок для того, чтобы устранить существующий дисбаланс в «звездности» гостиниц». В отличие от проблемы дорог, мнения операторов касательно дороговизны гостиниц единогласны. Так, по словам гендиректора TATRAbis Емельяна Дзугаса даже в Карловых Варах номер в 4-звездочном отеле можно снять за 50 евро в сутки. В Кишиневе такого дешевого номера, естественно, не найдешь! «Но здесь у туристов, — утверждает он, — всегда есть выбор: пойти в «звездную» гостиницу и оставить там большую часть своих средств либо устроится в агропансион и сэкономить, потратив всего 15–20 евро в сутки». Последнее предложение действительно выгодно и все более популярно на день сегодняшний, но есть одно НО! Автономные туристы, не пользующиеся услугами турагентств, вряд ли самостоятельно найдут адрес семьи, предоставляющей недорогие услуги и уют «домика в деревне». 3. Авиаперелет. Не по стране цены! Преградой № 3 в стране является опять же дороговизна — теперь уже авиаперелетов. Такая ситуация, по мнению экспертов, сложилась в связи с монополией национальной авиакомпании, которую поддерживает государство. Плюс к этому в Молдове нет понятия дешевых авиамаршрутов, как в Европе, когда полет предполагается low cost: без питания и обслуживания стюардессами (в этом случае, например, из Лондона в Париж и обратно билет стоит всего 90 евро). Кроме того, чтобы развивать республику в качестве туристического направления, необходимо, чтобы ее турпакеты взяли на вооружение крупные туроператоры. Но, по словам председателя НАТА, как только они смотрят на нашу ценовую политику, отказываются продвигать Молдову. «Ведь цена авиаперелета составляет около 60–65% от стоимости одного туристического пакета, а один день пребывания обходится туристу минимум в 100 евро (и это не считая оплату экскурсий и передвижений внутри страны). Иностранцам легче и дешевле посетить Францию, Италию и другие западные страны вместо того, чтобы тратить свыше 1000 евро за наделю путешествий по Молдове. Выходит, что продукт, который мы продаем на мировом рынке, неконкурентоспособен», — заключает Севастьян Ботнарь. Таблица 1. ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА АВИАКОМПАНИЙ НА ПРИМЕРЕ ПОПУЛЯРНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ (в оба конца на 1 персону). ЗАКАЗ ОСУЩЕСТВЛЕН ЗА МЕСЯЦ НА ИЮНЬ 2010 Г. (евро)
4. Театр начинается с вешалки, страна — с таможни! Не менее проблематичен для туристов Молдовы и переход государственных границ. Практически у каждого второго иностранца, пересекающего границы Молдовы, есть что рассказать о порядочности и корректности работников таможенных органов. Речь в основном идет как об отсутствии такта и желания понять, так и о несуществующих сборах либо беспричинных штрафах. Но секретарь таможенной пресс-службы Ион Магу уверяет, что все эти рассказы — большая чушь! Во всяком случае, согласно кодексу этики поведения, на таможне существует своего рода «книга жалоб», в которую любой иностранец, а также молдаванин может написать свои претензии. Также существуют горячие линии, решающие данные проблемы. Но за десять лет работы на таможне ему как секретарю пресс-службы ни разу не приходилось сталкиваться с такими проблемами. Если такие вопросы и возникают, то они решаются в рабочем порядке, сразу же и на месте. 5. Требуются инвесторы и имиджмейкеры! По последним данным Агентства туризма в активе Молдовы насчитывается около 11 тысяч культурно-исторических объектов, более 100 памятников природы и около 200 видов заповедников. Несмотря на данный потенциал, туристическая Молдова остается в тени. Как утверждают специалисты, занимающиеся въездным туризмом, это происходит по причине отсутствия хорошей PR-кампании за рубежом. Секс-туризм: деньги не пахнут. Говоря о пиаре, эксперты имеют в виду не ту репутацию страны «легкого поведения», создавшуюся благодаря наличию в нашем государстве действительно красивых, но недорогих представительниц слабого пола. Пару лет назад их активная деятельность чуть не превратилась в официальную услугу по имени секс-тур. Так, по словам бывшей сотрудницы пресс-службы МВД Аллы Мелека долгое время курирующей именно эти вопросы, любителями таких путешествий выступали в основном представители арабских стран, а также Турции. «Для них открывались специальные сайты, где вывешивались фотографии наших девушек, — рассказывает она. — «Туристы» делали свой выбор и организованными группами приезжали в Молдову. Все осматриваемые ими достопримечательности сводились к гостиницам и ночным клубам». В противовес вышесказанному эксперты, работающие в сфере туризма и ежедневно сталкивающиеся с множеством его проявлений, сообщают, что секс-туризм все-таки продолжает процветать. По мнению большинства, он не существует отдельно, но зачастую является платным приложением к бизнес-туризму. Так, по словам директора одного из туристических агентств, пожелавшей остаться неназванной, она потеряла немало клиентов, предоставляя лучшие номера в отелях и другие необходимые условия, но не потворствуя одному требованию: наличию молдавской девушки на протяжении всего делового тура. Винный туризм: la botul calului. Если же абстрагироваться от черного PR-а и взглянуть на вопрос широко, обнаруживается следующее: если иностранцы и слышали о Молдове, то в 99% из 100, эта информация была либо просто о вине, либо о празднике вина, либо о винном пути и погребах. По мнению многих экспертов, вино и все, что с ним связано, — это визитная карточка Молдовы и один из тех рычагов, с помощью которых страна развивает инкаминг. Так, по словам Светланы Лазарь, проведение Фестиваля вина, даже в той, не лучшей форме, в которой он проводится, привлекает большой поток туристов. «Мне кажется, нам нужно продолжать развивать национальный туристический продукт на основе виноградарства и виноделия. В данном направлении мы работаем. Есть конкретные начинания. Необходима политическая и инвестиционная поддержка, тогда результаты не заставят себя долго ждать», — обещает она. Кстати, виноделие,
по мнению эксперта, не единственная область,
которую можно и нужно Сельский туризм: в грезах о льготах. В Молдове о продвижении сельского туризма всерьез задумались примерно 7–8 лет назад. Хотя по свидетельству курирующей данную область Светланы Лазарь, дебютные шаги предпринимались еще в 1998 году. Тогда, открывая первый домик в деревне, все надеялись, что пример станет заразительным и, спустя некоторое время, большинство селян поймет, что хорошо зарабатывать можно, не выезжая из родного села. «Но наших селян пугает все новое — это, во-первых, в их селах отсутствует минимальная инфраструктура — это, во-вторых, а также (и это, в третьих): в форме льгот и беспроцентных кредитов государство их не поддерживает, — утверждает эксперт. — А создавать туристическую отрасль за счет энтузиазма таких людей ненормально. Был бы принят закон о льготах, так как это сделали в Польше, Румынии, Венгрии и Турции, у нас уже сегодня было бы больше тысячи агропансионов». По словам генерального директора Агентства туризма Людмилы Думитраш, действительно нынешнее положение туризма в Республике Молдова объясняется недостаточным вниманием к развитию сферы услуг и отсутствием аргументированной политики в создании туристских инфраструктур. Такж,е по ее мнению, серьезной проблемой остается неполное использование существующего потенциала. В связи с этим качественные характеристики принимающих структур и прибыль от туристской деятельности причисляют Молдову к списку стран со слаборазвитым туризмом. Тем не менее, продвижение
имиджа Республики Молдова за рубежом
и привлечение иностранных «В связи с отсутствием возможности самим постоянно снимать новые фильмы или сюжеты мы прибегает к помощи коллег, — сообщает Людмила Барбэ. — Сюжетам о Молдове, которые являются частью больших передач, мы придаем «новую жизнь»: после обработки они появляются на экране уже как «законченный» продукт. Если же исходить из концепции развития канала, то на нынешнем этапе мы должны начать субтитрировать фильмы и передачи на английском. Однако, пока не хватает финансов на реализацию этой цели», — сетует директор канала. 6. Дается дающему О том, насколько
аттрактивно действуют на потенциального
туриста вышеперечисленные Стратегия устойчивого развития туризма в Республике Молдова в 2003–2015 гг., разработанной Департаментом по развитию туризма при содействии Проекта «Устойчивое развитие туризма», ПРООН, Молдова. Цель стратегии:
создание адекватной базы для интегрированного,
сбалансированного и Анализируя вышесказанное и проводя собственный отпуск на не столько комфортабельных, сколько необоснованно дорогих украинских курортах, хотелось бы закончить наш «разбор туристических полетов» шуткой одного из местных чиновников: «Туризм, конечно, расцветет, но хотелось бы, чтобы мы до этого дожили». Алла ДРАЧЕВА, директор департамента туризма фирмы Amadeus Travel Lufthansa City Center: «Когда традиционно в день отъезда я спрашиваю гостей, что больше всего за неделю пребывания в Молдове им понравилось, они, не задумываясь, отвечают: молдавское гостеприимство и дружелюбие. И с грустью добавляют: «У вас очень красивая страна, она достойна большего…». Севастьян БОТНАРЬ, директор НАТА: «Из государственного бюджета на туризм выделяется 20 тыс. леев в год. Вместе с тем, соседняя Румыния на эти цели выделяет 5,5 млн евро. И что могут значить наши 20 тыс. леев, когда один стенд на выставке в Берлине обходится в 5 тыс. евро?». ЦИФРА 9189 туристов посетили Молдову в 2009 году 1000 евро минимально необходимо иностранцу для недельного визита в Молдову 139,6 тыс. туристов и экскурсантов оказали услуги туристические агентства и туроператоры в 2009 году, что на 1,8% меньше, чем в 2008 году 0,3% от ВВП приходится на долю туризма в Молдове, против 20–30% в европейских государствах График. ПРИЧИНЫ ПОСЕЩЕНИЯ МОЛДОВЫ ИНОСТРАННЫМИ ТУРИСТАМИ В 2009 г. (%) 70,3 — отдохнуть и развлечься 25,1 — бизнес 4,3 — лечение 0,3 — иные причины ДОЛЯ НАИБОЛЕЕ АКТИВНЫХ ИНОСТРАННЫХ ТУРИСТОВ ИЗ ОБЩЕГО КОЛИЧЕСТВА ПРИБЫВШИХ В МОЛДОВУ В 2009 г. (%) 18,6 — Россия 10,9 — Турция 10,7 — Украина 8,3 — Румыния 8,1 — Великобритания и Ирландия 5,0 — Германия 4,1 — Болгария 3,2 — Польша 3,2 — Швейцария 2,8 — Италия 2,1 — Франция 2,1 — США |
4. В настоящий момент молдавский рынок услуг только начал сталкиваться с возрастающим интересом международных компаний, которые пытаются выйти на молдавский рынок. Доля иностранных инвестиций возрастает. Прежде всего, они работают на рынках больших городов. Небольшие города, которые также привлекательны в плане развития направления и являются для них следующим этапом.
5.Источники
Logos.press.md
Statistica.md
Businessclas.md Июнь 2010,
№45