Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 10:39, контрольная работа
Трудовые ресурсы туристского предприятия — это совокупность работников различных профессионально-квалифицированных групп, занятых на туристском предприятии и входящих в их списочный состав. Их характеристика определяется основным составом и количественным соотношением отдельных категорий и групп работников. Цель работы: рассмотреть особенности трудовых ресурсов в сфере туризма.
Особенности рынка труда в сфере туристических услуг (3 главы теория)
Для осуществления деятельности туристская организация должна располагать оптимальным набором ресурсов (капитала). Ведущая роль принадлежит кадровому потенциалу туристской организации.
Одной из важнейших задач туристского предприятия является создание дееспособного коллектива сотрудников.
Формирование профессиональных требований к потенциальным работникам должно основываться на установлении специфических особенностей выполнения работы на соответствующей должности. При определении требований очень важно, чтобы они были обоснованными.
Трудовые
ресурсы туристского
Цель работы: рассмотреть особенности трудовых ресурсов в сфере туризма.
Задачи:
От персонала зависит, насколько эффективно используются факторы производства и насколько успешно работает хозяйствующий субъект туризма.
Трудовые
ресурсы — это списочная численность
сотрудников (штатных, совместителей,
временных) разных профессионально-
Трудовые ресурсы — это лица обоего пола, которые потенциально могли бы участвовать в производстве товаров и услуг. Численность трудовых ресурсов определяется исходя из численности трудоспособного населения в трудоспособном возрасте и работающих лиц за пределами трудоспособного возраста. В России к населению в трудоспособном возрасте относятся женщины 16—54 лет и мужчины 16—59 лет. В состав трудовых ресурсов включаются лица пенсионного возраста, которые продолжают трудиться, и работающие подростки (14—15 лет) [8]
Основой формирования кадрового потенциала туристического предприятия является рабочая сила. Термин "рабочая сила" трактуется в экономической литературе по-разному.
Тем не менее, она представляет собой часть трудоспособного населения, обладающего совокупностью физических и духовных способностей, которые используются для производства каких-либо потребительных стоимостей. Это экономически активное население. В соответствии с методологией Международной организации труда оно представляет собой часть населения, предлагающего свой труд для производства товаров и оказания разнообразных услуг. [4-c.90]
Трудовые
ресурсы туристического предприятия—совокупность
работников различных профессионально-
В
силу специфики труда в
Структура
кадров предприятий сферы туризма
складывается под воздействием профессионального
и квалификационного разделения труда.
Основной контингент занятых — это экономисты
разных специальностей и работники, имеющие
гуманитарную направленность. Работники
различаются уровнем квалификации, т.е.
степенью овладения профессией или специальностью,
которые отражаются в квалификационных
(тарифных) разрядах и категориях. Профессионально-
В зависимости от выполняемых функций и уровня профессионализма сотрудники туристских организаций подразделяются на пять категорий: руководители, специалисты, служащие, рабочие, младший обслуживающий персонал.
Руководители — работники, занимающие должности руководителей предприятия и структурных подразделений, а также заместители по следующим должностям: директора, начальники, заведующие, главные специалисты (главный бухгалтер, главный инженер и др.).
Сотрудники данной категории,
как правило, имеют высшее
Специалисты — работники, имеющие высшее или специальное образование и обладающие специальными знаниями и навыками, занимающие определенные должности: бухгалтеры, экономисты, техники, юристы и др.
Служащие — работники, осуществляющие подготовку и оформление документов, учет и контроль, хозяйственное обслуживание и делопроизводство: кассиры, делопроизводители, секретари, экспедиторы и др. Сотрудники данной категории, как правило, имеют среднее техническое образование или свидетельство об окончании курсов.
Рабочие — работники, непосредственно занятые производством туристских продуктов и услуг. В турфирмах к рабочим можно отнести менеджеров по разработке туров, в гостиницах — горничных, в ресторанах — официантов.
Младший обслуживающий персонал — лица, занимающие должности по уходу за служебными помещениями (дворники, уборщицы и др.), а также по обслуживанию рабочих и служащих (курьеры, рассыльные и др.).[5-c.190]
Эффективность турбизнеса определяется квалификацией и ответственностью каждого сотрудника. Поэтому при подборе кадров важно убедиться в достаточности их знаний, умений и навыков. Соотношение численности сотрудников отдельных категорий и их общей численности характеризует структуру трудовых ресурсов туристской организации.
Структурная характеристика персонала определяется уровнем механизации, объемами производства, трудоемкостью туристских продуктов и услуг, а также отраслевой принадлежностью субъекта туризма. Кадровая структура туристских организаций имеет как существенные отличия, так и общие черты.
Штатное расписание — это ежегодно утверждаемый руководителем предприятия документ, представляющий собой перечень сгруппированных по отделам и службам должностей специалистов с указанием разряда (категории) и должностного оклада. В течение года штатное расписание может пересматриваться в случае необходимости внесения в него изменений в соответствии с приказом руководителя предприятия. Кадровый состав туристического предприятия имеет как количественные, так и качественные характеристики, которые могут быть отражены абсолютными и относительными показателями.[7-c.155]
К количественным характеристикам относятся:
Качественные характеристики трудовых ресурсов определяются степенью профессиональной и квалификационной пригодности работников для достижения целей предприятия. Выразить показателем качественные характеристики кадрового состава работников туризма достаточно сложно. Тем не менее, они определяются:
В
настоящее время не существует проблемы
обеспеченности трудовыми ресурсами
предприятий индустрии туризма—
наблюдается дефицит
Туристический
сектор является крупнейшим работодателем.
По всему миру он предоставляет рабочие
места и возможности для профессионального
роста 112 млн человек (данные ЮНВТО). Каждый
15-й трудящийся занят в сфере туризма.
Объем занятости в этой отрасли растет
в 2 раза быстрее, чем в сфере других услуг.
Неограниченные возможности в этом плане
имеются и в нашей стране. [6-c.81]
Туризм имеет ряд особенностей, отличающих его от других видов экономической деятельности. Главное отличие в том, что результатом производственного процесса является товар в форме туристического продукта или туристической услуги.
Отличительные особенности туристического продукта от других товаров состоят в том, что:
Перечисленные
особенности обусловливают
Таким образом, труд менеджера туристической фирмы носит умственный, творческий характер, имеет высокую нервно-эмоциональную и интеллектуальную нагрузку. Нестандартные производственные ситуации требуют высокой самоотдачи, психической энергии;
Каждый вид деятельности (размещение, питание, транспортные средства и др.) имеет свою специфику и самостоятельно организует свое производство. Высококачественный конечный продукт—результат слаженной работы отдельных коллективов, труд которых подчинен главной цели — удовлетворению потребностей клиента;
Информация о работе Особенности рынка труда в сфере туристических услуг