Особенности и перспективы развития туризма в Украиве

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 00:41, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - показать важность и значимость изучения особенностей туризма в Украине и перспектив его развития.
Для достижения данной цели в работе решаются следующие задачи:
•изучение сущности туризма и его особенностей;
•рассмотрение основных видов и форм туризма;
•определение факторов развития туризма;
•изучение нормативно-правового регулирования туризма в Украине;
•ресурсный потенциал туризма в Украине;
•анализ современного состояния и особенностей развития туризма в Украине;
•определение проблем и перспектив развития туризма в Украине.

Работа содержит 1 файл

ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В УКРАИНЕ.doc

— 427.00 Кб (Скачать)

В Украине туристская деятельность находится на стадии реформирования и развития. Имеющиеся туристические ресурсы используются не полностью, однако динамика туристического рынка Украины свидетельствует о тенденциях к росту числа туристов вообще, а иностранных – в частности. Туристические потоки в Украине представлены в таблице 3.2.

Таблица 3.2 – Туристические потоки в Украине [30].

 

Кількість громадян України, які виїжджали за кордон - усього*

Кількість іноземних  громадян, які відвідали Україну - усього*

Кількість туристів, обслугованих суб'єктами туристичної діяльності України – усього**

Із загальної  кількості туристів:**

Кількість екскурсантів**

іноземні туристи

туристи-громадяни України, які виїжджали за кордон

внутрішні туристи

2000

13422320

6430940

2013998

377871

285353

1350774

1643955

2001

14849033

9174166

2175090

416186

271281

1487623

1874233

2002

14729444

10516665

2265317

417729

302632

1544956

1991688

2003

14794932

12513883

2856983

590641

344 332

1922010

2690810

2004

15487571

15629213

1890370

436311

441798

1012261

1502031

2005

16453704

17630760

1825649

326389

566942

932318

1704562

2006

16875256

18935775

2206498

299125

868228

1039145

1768790

2007

17334653

23122157

2863820

372455

336049

2155316

2393064

2008

15498567

25449078

3041655

372752

1282023

1386880

2405809

2009

15333949

20798342

2290097

282287

913640

1094170

1909360

2010

17180034

21203327

2280757

335835

1295623

649299

1953497

2011

19773143

21415296

         

 

Артеменко В.Б. [18;c.21] пишет о хороших перспективах развития туризма в Украине основываясь на том, что соседние страны СНГ и бывшего соцлагеря прошли схожий путь развития с нашей страной. А так как по данным Международной Туристической Организации соседи Украины по СНГ и страны соцлагеря имеют хорошие перспективы развития туризма то и для нашей страны перспективы обнадёживающие Артеменко говорит о трёх критериях общности с соседними с Украиной странами.

  1. Украина была закрыта до 1991 года, а именно такие страны больше всего и затрачивают усилий на развитие туризма;
  2. Большинство лидеров в туризме являются соседями Украины;
  3. Самые большие расходы на туризм приходятся именно на граждан Европы.

Одной из предпосылок успешного  развития туризма в Украине  – это богатые природные и человеческие факторы. Так, на Украине находятся памятники, относящиеся к культурному наследию ЮНЕСКО, такие как “София Киевская”, ”Киево-Печёрская лавра”, город Львов и др; Карпатский регион, г. Славутич, заповедник «Казацкие могилы», Шацкие озера, г. Канев, Аскания-Нова, Крым, г. Ялта, г. Севастополь и др. Выделяют следующие шаги для улучшения ситуации в туристической отрасли на Украине:

  • упрощение визовых и таможенных процедур;
  • улучшение туристической инфраструктуры;
  • независимая стандартизация лицензирование и сертификация участников рынка;
  • разработка государственных программ по развитию туризма.

Однако, всё вышеперечисленное  не свидетельствует о том, что  указанные критерии позволят Украине обязательно добиться хороших результатов в туристической отрасли. Нужно обязательно ещё учитывать целую совокупность важных факторов, таких как конкуренция на международном туристическом рынке; участие в различных международных организациях, которые могут оказать политическую поддержку; умение выявлять свои преимущества и правильно себя позиционировать на международном туристическом рынке [23;c.86].

Развитие туризма в Украине  существенно влияет на такие секторы  экономики, как транспорт, торговля, связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления, и является одним из наиболее перспективных направлений структурной перестройки экономики.

По подсчетам Всемирной Туристической  Организации, в 2001 году по количеству прибытия иностранных туристов Украина занимала 22 место в мире (5,8 млн. человек, что составляет около 1% от мировых туристических прибытий). По прогнозным расчетам по развитию въездного туризма в Украине в 2005 году, его количество составило 9,3 млн. человек; прогноз на 2010 год-12, 1 млн. человек; прогноз на 2020 год - 15,0 млн. человек.

Как и для многих европейских  стран, где наиболее мощными являются туристические потоки между соседними  государствами, так и для Украины, на перспективу, совокупная доля туристического обмена с Россией, Беларусью и Молдовой будет колебаться в пределах 60% в общих объемах турпотоков.

Анализируя перспективы развития туристической индустрии в Украине  на следующие десять лет, прежде всего, необходимо подчеркнуть, что современный туризм – это та сфера экономики и жизнедеятельности общества в целом, которая в той или иной степени интегрирует практически все отрасли. Именно этот фактор должен стать главным в формировании нового государственного подхода к туризму как той отрасли, приоритетное развитие которой может положительно повлиять на экономическое и социальное положение страны в целом, стимулировать ряд важных отраслей экономики, способствовать укреплению нового позитивного имиджа Украины на мировой арене [15].

Одним из перспективных направлений стимулирования развития туризма в Украине, увеличения валютных поступлений от туристской деятельности, усовершенствования рыночной инфраструктуры является создание специальных экономических зон туристско-рекреационного типа. Важной задачей функционирования таких зон должно стать обеспечение предпосылок для постепенного распространения самых эффективных элементов рыночного механизма из зон на экономику окружающих регионов и экономику страны [7;c.100].

Стратегической целью развития туристической индустрии в Украине можно определить создание конкурентоспособного на мировом рынке туристического продукта, способного максимально удовлетворить туристические потребности населения страны, обеспечить на этой основе комплексное развитие территорий и их социально-экономических интересов при сохранении экологического равновесия и историко-культурной окружающей среды. Программа должна учитывать накопленный опыт развития туризма в мире, что создает благоприятные условия доработки и разработки соответствующей нормативно-правовой базы туризма.

По мнению одного из ведущих специалистов туризма Роберта А. Браймер, «в настоящее время наиболее тормозным фактором в развитии туризма на общественном уровне является отсутствие внимания и поддержки со стороны политиков и общественной власти. Когда на туризм не считаются, его доходы не определены, отсутствует тщательное планирование и, как следствие, отсутствует и развитие. Как только будет глубокая заинтересованность на законодательном уровне, объединение усилий для подъема статуса индустрии туризма на более высокий уровень не только в виде деклараций, но и конкретные меры по установлению и поддержке экономических связей, начнет эффективно действовать маркетинг в сфере туризма, с тех пор можно рассчитывать на видимые результаты».

Один из ключевых вопросов, который  необходимо решить в ближайшее время, – вопрос оптимизации взаимодействия туризма и культуры как на уровне центральных органов власти, так и на местах. Культурное наследие, музеи, театры в большинстве стран мира является исключительно важным фактором привлечения туристов, генерации международных и локальных туристических потоков. И в результате этого, своего клиента получают транспорт и общественное питание, гостиницы, местная промышленность и др..

Координация стратегического развития культурной сферы и туризма на местах должна привести к более тесному  сотрудничеству местной власти и  реального бизнеса в решении  конкретных задач по сохранению культурного  наследия, внедрение в практику деятельности музеев, национальных заповедников передовой менеджерской практики, ориентации для работы в рыночных измерениях и координации деятельности с субъектами туристической индустрии.

Перспективное развитие туризма в  Украине существенно повлияет на занятость населения. Если в 2005 году количество работников в сфере туризма составило 169 тыс. чел., а занятость в туризме с учетом других отраслей (транспорт, торговля, связь и др.) и временной занятости в течение активного туристического сезона -2,79 млн. человек , то уже в 2010 году эти показатели составят, соответственно 220 тыс. человек и 3,63 млн. человек.

Важными факторами, которые будут  влиять в дальнейшем на развитие рынка  туризма, являются демографические  изменения, материальный и социальное положение населения, уровень образования, продолжительность отпуска, профессиональная занятость и многие другие факторы. Демографическая структура населения Украины и анализ возрастных групп, которые больше путешествуют, еще раз подтверждают, что в Украине наиболее активная часть населения от 30 до 40 лет, в отличие от экономически развитых стран, где люди старшей возрастной группы (55-60 лет) играют все более важную роль в международном туризме. Туристы из США, Канада, Япония и страны Европейского Союза, несмотря на быстрые темпы старения, остаются физически активными и, что немаловажно, лучше обеспеченными.

Постепенное увеличение количества работающих, обеспечение более высокого дохода на каждого члена семьи, повышение  продолжительности оплачиваемого  отпуска и гибкость рабочего времени постепенно расширят такие сегменты туристического рынка, как поездки с целью отдыха и в период отпусков, посещение тематических парков и культурных мероприятий, осуществление деловых поездок, кратковременных поездок и маршрутов выходного дня и т.д..

Одним из важнейших факторов, влияющим на развитие как внутреннего, так  и международного туризма, является благосостояние населения. Существует четкая связь между тенденцией развития туризма, общим экономическим развитием  и личными доходами граждан. Туристический рынок очень ощутим к изменениям в экономике. При стабильных цен рост личного потребления на 2,5% увеличивает расходы на туризм на 4%, а рост личного потребления на 5% - на 10%. Ежегодное увеличение доходов граждан Украины приведет к более интенсивной туристской деятельности и, в частности, к увеличению количества потребителей с высокими доходами [15].

Среди множества событий, ожидаемых в Украине, все большей значимости приобретает чемпионат Европы по футболу 2012 года. Такое внимание является закономерным, ведь подготовка к проведению финала задевает практически все сферы нашего общества. Это касается и последующего развития туризма в Украине. Поэтому можно считать  что футбольный чемпионат Евро-2012 заставит всех заинтересованных лиц по-новому посмотреть на проблемы курортно-туристической отрасли и станет дополнительным толчком для ее развития и приближения к европейским стандартам [21;c.24].

На данный момент наблюдается определенная заинтересованность иностранных инвесторов. Начата реконструкция ряда киевских гостиниц; в Карпатском регионе начала свою деятельность с развития туристической отрасли международная организация TACIS; британский фонд “Ноу-хау” взял на себя расходы на возобновление туристических объектов Львова; несколько миллионов долларов вложено в ялтинскую гостиницу “Ореанда” и известную “Поляну сказок”.

Туристическая отрасль, хотя и очень  медленными шагами, но начинает увеличивать  свои показатели. Однако нельзя останавливаться на достигнутом. Именно от того, каким путем пойдет в настоящий момент развитие отрасли, зависит все ее будущее в частности и будущее экономики, а, следовательно, и жизнь Украины в целом.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким оюразом туризм есть совокупность отношений и явлений, которые  возникают во время перемещения  и пребывания людей в местах, отличных от их постоянного места проживания и работы.

Туризм может быть определен  как совокупность явлений и взаимоотношений, возникающих при взаимодействии туристов, поставщиков, местных органов  власти и местного населения в  процессе туристской деятельности. Путешествия, туризм - это комплекс родственных сфер бизнеса. Наиболее близкой к туризму профессией является распространение туров, т. е. работа туристских агентств. Непосредственно привлечены к туризму авиакомпании, компании по прокату машин, железные дороги, автобусы, гостиницы и рестораны. К сопряженным видам бизнеса также можно отнести финансовые структуры, которые финансируют развитие сферы обслуживания и др.

Услуги туризма — это специфические  услуги, предоставляющие потребителям комплексное обслуживание, связанное с организацией путешествий, совершаемых для отдыха, лечения и в познавательных целях.

Государство, согласно Закона Украины  “О туризме”, признавая туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики Украины, способствует туристской деятельности и создает благоприятные условия для ее развития; определяет и поддерживает приоритетные направления туристской деятельности; формирует имидж Украины как страны, благоприятной для туризма; осуществляет поддержку и защиту украинских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений.

Информация о работе Особенности и перспективы развития туризма в Украиве