Особенности и перспективы развития туризма в Украиве

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 00:41, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - показать важность и значимость изучения особенностей туризма в Украине и перспектив его развития.
Для достижения данной цели в работе решаются следующие задачи:
•изучение сущности туризма и его особенностей;
•рассмотрение основных видов и форм туризма;
•определение факторов развития туризма;
•изучение нормативно-правового регулирования туризма в Украине;
•ресурсный потенциал туризма в Украине;
•анализ современного состояния и особенностей развития туризма в Украине;
•определение проблем и перспектив развития туризма в Украине.

Работа содержит 1 файл

ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В УКРАИНЕ.doc

— 427.00 Кб (Скачать)

 

Рисунок 2.3 – Условия развития туризма

Приведенные на рисунку факторы  влияния на туризм в Украине определили цели государственного регулирования  и приоритетные направления развития туристического бизнеса, предусмотренные законом Украины «О туризме». Данным законом гарантируется безопасность туристов, защита их прав, интересов и имущества [9;c.14].

Для любого государства необходимо иметь надлежащий уровень развития гостиничного хозяйства, ведь он способствует оживлению всех общественно-экономических контактов и связей, усиливает экономический потенциал регионов, поднимает рейтинг государства, отдельных его городов, в мировом содружестве и наоборот недостаток гостиниц тормозит все эти процессы.

Хотя гостиничное хозяйство дает достаточно быстрое возвращение вложенных средств, в Украине оно развивается недостаточно быстрыми темпами. В течение 1999–2002 гг. доходы гостиничного хозяйства составляли ежегодно около 0,3 % валовой добавленной стоимости всех отраслей экономики Украины, в 2003 г. этот показатель несколько увеличился и составил – 0,4 %, в 2004 г. и 2005р. – около 0,5 %. Так, на территории Украины в 2005 г. функционировали уже 1232 предприятия гостиничного хозяйства, в т.ч. 788 гостиниц, 17 мотелей, 8 гостинично-офисных центров, 6 кемпингов, 35 молодежных баз, и горных убежищ, 235 общежитий для приезжих и 143 других места для краткосрочного обитания [27;c.28].

Следовательно, туризм – важная составляющая сферы услуг Украины. Его эффективное  функционирование является индикатором позитивных изменений в экономике нашего государства, важной предпосылкой интенсификации международных связей и интеграции страны в мировое содружество. Приоритетным направлением развития сферы туристических услуг является доведение их качества до международных стандартов и усовершенствования туристических технологий, внедрения новых видов и форм обслуживания, которое позволит в более полном объеме удовлетворить потребности клиентов.

Однако, следует отметить, что недостаточный уровень инвестиций и капиталовложений, несовершенство функциональной структуры, низкий уровень предоставления основных и дополнительных услуг, не позволяет использовать полностью имеющийся потенциал и занять надлежащее место среди наиболее развитых туристических стран мира.

 

3 ТУРИЗМ В  УКРАИНЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

3.1 Проблемы развития туризма  в Украине

 

 

В последние годы в Украине наблюдается  повышенный интерес ученых и специалистов к проблемам развития организованного  туризма как высокорентабельной отрасли экономики и важного средства культурного развития граждан. К этой проблеме неоднократно обращались такие ученые, как Карлова Г. А., Казанкина Т. В., Потемкин В. К., Яковлева О. О [22;c.40].

Туризм является одной из самых  прибыльных отраслей мировой экономики и по своей экономической отдаче вышел на ее ведущие позиции: на него приходится около 10 % выработанного в мире валового продукта и около 30 % мировой торговли услугами. Также им аккумулировано около 7% мировых инвестиций, каждое 15 рабочее место, около 5% налоговых поступлений. Количество международных туристических путешествий постоянно растет (с 25 млн. в 1950 г. до 675 млн. в 2000 г.), соответственно доходы от гостинично-туристических услуг также будут повышаться до приблизительно 2 трлн. дол. в 2020 г. (по предположениям). По данным Всемирной туристической организации, ежегодно путешествует больше 800 млн. человек. Расходы туристов без авиаперевозок в до 2020 г. будут составлять 5 трлн. долларив США. Примечательным является и то, что более чем в 40 странах мира туризм является основным источником поступлений национального бюджета. Например, в Испании часть прибылей от иностранного туризма в общей сумме поступлений от экспорта товаров и услуг составляет 35 %, на Кипре и в Панаме – свыше 50 %, на Гаити – более чем 70 %.

Закономерно появляется вопрос о роли Украины на мировом рынке туристических  услуг.

Следует отметить, что объективно она имеет все предпосылки  для интенсивного развития внутреннего  и иностранного туризма: особенности  географического положения и рельефа, благоприятный климат, богатство, естественного, историко-культурного и туристического рекреационного потенциалов, но на сегодняшний день туристическая отрасль Украины не отвечает мировым стандартам. Проблемы, которые можно наблюдать сегодня в отрасли туризма, являются следствием экономического прошлого. Следует помнить, что производственная база отрасли формировалась в основном, в советское время с ориентацией преимущественно на непритязательного туриста [29;c.135].

К основным проблемам можно отнести, в первую очередь, отсутствие развитой инфраструктуры, низкое качество обслуживания, отсутствие качественной рекламы и глубинной информации о гостиницах, санаториях, турах по стране и услугах, которые предоставляются, на мировом уровне, значительный налоговый груз и тому подобное.

Недостаточный уровень развитости непосредственно сети и объектов туристической инфраструктуры, их несоответствие мировым стандартам. Следует помнить, что производственная база отрасли  формировалась, в основном, в  советское время с ориентацией преимущественно на непритязательного туриста, потому среди объектов инфраструктуры преобладают большие (в сравнении с аналогичными заграничными) комплексы, со значительной концентрацией мест и низким уровнем комфортности. Нужно также отметить, что в Украине лишь около 10% гостиниц отвечают международным стандартам, среди них состоянием на 2000 год не было ни одного пятизвездочного, и только шесть имели четыре звезды. В настоящий момент ситуация начинает постепенно изменяться, все же возникла первая пятизвездочная гостиница в Украине. Но до стабилизации ситуации еще далеко. К счастью, осознание этого как важной проблемы отрасли уже существует в государстве. До 2013 года лишь в Киеве должно появиться пять пятизвездочных гостиниц, 12–15 – четырехзвездочных, а также 40–50 – трехзвездочных, что, по идее, должно было бы способствовать притоку туристов в столицу.

О состоянии украинских дорог говорить вообще не приходится. Одним из действенных  средств ускорения развития туризма  в Украине является развитие туристической инфраструктуры в сети международных транспортных коридоров (МТК). По оценкам экспертов, она имеет наивысший в Европе коэффициент транзитности (из 13 тыс. км автомобильных путей государственного значения свыше 9 тыс. км являются магистралями, связанными с МТК).

Отсутствие скоординированной  высококвалифицированной и грамотной  системы действий по проведению туристического продукта Украины на мировой рынок, которая бы давала ощутимые результаты. Проблемы возникают в первую очередь с рекламой отечественных курортов. Да, в 2002 году в Национальном бюджете на это было предусмотрено 1,7 млн. грн., получено же лишь 40 тыс. Поэтому абсолютно понятно, что за рубежом очень трудно получить информацию как о самой Украине, так и о туристических услугах, которые в ней предоставляются. И хотя в 1999 году в нашей стране была создана собственная информационная система (UTIS), она в значительной мере носит коммерчески информационный, а не имиджевый характер.

В Украине практически не применяются  туристические технологии, которые в развитых странах стали повседневными: электронные информационные справочники относительно гостиниц, транспортных маршрутов и туристических фирм, с перечнем и стоимостью услуг, которые ими предоставляются; в мире практически все справочники из туризма выпускаются в электронном, а большинство – в internet-форматах, что дает их пользователям возможность бронировать места в гостиницах и на транспортных в режиме реального времени – “on-line”. Вследствие этого возникают проблемы с рекламой отечественных курортов – технологическая отсталость отрасли. В последнее время в отрасли информационных технологий Украины наблюдается значительное оживление. Поэтому следует также активно использовать эту возможность для приближения к выходу на мировой уровень обслуживания клиентов [29;c.45].

Низкий уровень обслуживания предопределен  общей квалификацией работников отрасли. На сегодня в Украине  практически отсутствует соответствующая  система в отрасли туризма  для подготовки и переподготовки кадров, а также четкие и адекватные мировым стандартам квалификационные требования. В нашем государстве постепенно возникают соответствующие учебные заведения, но они предпринимают лишь первые шаги в этом направлении, не имея соответствующего опыта.

Отставание масштабов (даже в сравнении со средними показателями по СНГ) нормативно правового и организационного обеспечения туристической деятельности, которое в значительной мере объясняется перманентной административной реформой в Украине.

Главными внешними факторами, которые сдерживают развитие туризма в Украине, является вызванная вялостью и неожиданностью экономических реформ неблагоприятность существующих условий для предпринимательства вообще и туристического в частности, несовершенство и даже определенная агрессивность нормативно правового поля (и в том числе – правил и условий пересекания границ иностранцами) и, как следствие, отсутствие необходимых инвестиций для развития туризма – как внутренних (из-за длительного экономического кризиса), так и иностранных (из-за неблагоприятного инвестиционного климата). Неблагоприятность бизнес-климата повлекла тот факт, что из почти 3000 украинских туристических предприятий, которые имеют действительные лицензии на предоставление туристических услуг, фактически на рынке работают лишь близко трети [16;c.27].

Проблемы, которые связаны с  налоговым законодательством Украины, прежде всего, касаются уплаты налога на добавленную стоимость, земельного налога, гостиничного и курортного сборов. Не отработан механизм поощрительного налогообложения информационно-рекламной деятельности, стимулирования инвестиций в туристическую отрасль.

Невзирая на широкую “географию”  туристов, которые приезжают к  нашей стране, их подавляющую часть (78%) составляют туристы из прежнего СССР, и в первую очередь – из России, Беларуси и Молдовы. Относительно других стран, то больше всего Украину посещают туристы из Венгрии, Словакии и Польши. При этом часть иностранных туристов, которые путешествовали в туристических группах, является достаточно незначительной – лишь 1,2%. Большинство граждан, которые, за существующей классификацией, рассматриваются как иностранные туристы, фактически такими не является, а посещают Украину со служебными или частными целями. Это в то же время является ярким свидетельством недостаточного развития в Украине организованного туризма.

Как уже отмечалось, именно эти  внешние и внутренние факторы  могут быть базой, на основе которой  будут разрабатываться предложения  относительно выхода отрасли из кризисного положения и служить указаниями последующих направлений ее развития. И этими проблемами нельзя пренебрегать, ведь Украина, с ее уникальным историческим прошлым, с ее неповторимым живописным ландшафтом и гостеприимными людьми, является идеальным пространством для развития туризма

Для решения отмеченных проблем можно выделить такие направления, приведенные ниже.

Необходимо некоторые из общегосударственных  налогов и сборов передать на местный  уровень, например, плату, за загрязнение  окружающей естественной среды, плату  за землю, плату за патент на отдельные виды торговой деятельности. Оптимизация налогообложения рекреационно-туристической деятельности будет способствовать повышению доходной части бюджетов всех уровней: государственного, особенно региональных, местных и предприятий-субъектов рекреационно-туристической деятельности [16;c.78].

Нужно предоставить соответствующие  полномочия органам местного самоуправления относительно развития туризма в  регионах. Это будет способствовать оздоровлению экономики в регионах, социальной защите его населения и улучшению ситуации в туризме в целом. Также должна существовать поэтапная передача местным органам власти прав на лицензирование туристической деятельности, сертификацию предприятий гостиничного хозяйства и пунктов питания, а также полномочий относительно соответствующего контроля [8;c.185]. Основу такого механизма составляет финансово-экономическая регуляция развития туристической сферы, которая должна осуществляться через: механизм платежей за использование естественных рекреационных ресурсов; эффективную налоговую политику; систему местных сборов; механизм ценообразования на рекреационно-туристические услуги; инновационно-инвестиционную политику и кредитование [16;c.90].

Для усовершенствования рекреационно-туристической  деятельности большое значение имеет информация об окружающей среде, которая включает демографические, научно-технические, политико-правовые, социально-культурные, естественные и экономические факторы. Все данные должны быть сосредоточены в соответствующих информационных центрах, объединенных в единую информационную систему [8;c.185].

Все планы, программы и проекты, относительно развития туристической  индустрии должны быть максимально  сориентированы не только на создание надлежащих условий для туристов, но и на обеспечение высококачественного комфорта обитания коренных жителей региона. Развитие туристической отрасли нужно рассматривать как фактор стабилизации местных рынков труда и расширения занятости населения.

Следовательно, проанализировав ситуацию в туристической отрасли Украины, были выделены ее главные проблемы и найдены альтернативные пути выхода из кризиса. Если все проблемы, которые упомянуты выше, будут решены, Украина будет иметь мощную туристическую инфраструктуру, которая будет делать значительный вклад в государственный бюджет Украины [22;c.41].

3.2 Перспективы развития туризма  в Украине

 

 

Туризм является одной из самых  эффективных и самых перспективных  отраслей народного хозяйства, которая  по экономическим показателям опередила  даже автомобильную промышленность и заняла второе место после компьютерной. Поступления от туризма в мире выросли в 300 раз за 50 лет - с 2 млрд. дол. США в 1950 году до 600 млрд. дол. США в 2000 году [18;c.17].

Исследования Всемирной туристической  организации (ВТО) дают возможность  утверждать, что тенденции роста  туристической индустрии будут сохраняться и в дальнейшем. В период с 2000 до 2020 года прогнозируется увеличение туристских потоков на 200% [7;c.99].

Информация о работе Особенности и перспективы развития туризма в Украиве