Особенности и перспективы развития туризма в Украиве

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 00:41, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - показать важность и значимость изучения особенностей туризма в Украине и перспектив его развития.
Для достижения данной цели в работе решаются следующие задачи:
•изучение сущности туризма и его особенностей;
•рассмотрение основных видов и форм туризма;
•определение факторов развития туризма;
•изучение нормативно-правового регулирования туризма в Украине;
•ресурсный потенциал туризма в Украине;
•анализ современного состояния и особенностей развития туризма в Украине;
•определение проблем и перспектив развития туризма в Украине.

Работа содержит 1 файл

ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В УКРАИНЕ.doc

— 427.00 Кб (Скачать)

Туристические услуги могут предоставляться  по месту жительства либо работы потребителей в виде рекламы, информации турбюро; в процессе путешествий (транспортные услуги, услуги гидов, переводчиков, агентов по оформлению документов и т. д.); на месте пребывания (услуги, связанные с жильем, питанием, организацией отдыха, лечения, развлечений, торгового, бытового и прочего обслуживания) [10].

Важным моментом в изучении сущности туризма является выявление основных особенности туризма:

  1. В отличие от путешествий туризм - это перемещение людей в достаточно короткие промежутки времени. По статистике наибольшую долю занимает туризм выходного дня (2-3 дня), далее следуют небольшие туристские поездки (6-7 дней), значительно меньшую долю занимают 8-12-дневные туры. Все остальные, более длительные, туристские поездки выпадают из статистики по причине ничтожности своего удельного веса в общей массе.
  2. Для туризма важно определить категорию места постоянного проживания (местожительство). Туризм предусматривает выезд людей с места своего постоянного проживания в иную местность, страну в целях туризма. Перемещения в пределах местности постоянного проживания, например ежедневные поездки на работу, не могут быть отнесены к туризму. По статистике внутреннего туризма важно ограничить категории населения, которые следуют ежедневно на работу на определенные временные промежутки и расстояния.
  3. Определение периода свободного времени исходит из общего понимания туризма как способа отдыха. Оно недостаточно справедливо для некоторых видов туризма, например для профессионально-делового, участники которого чаще всего совершают поездки как специалисты, командированные фирмой.
  4. Важнейшей категорией является цель туризма, которая позволяет четко выделить виды деятельности, относящиеся к туризму и попадающие под льготные таможенные, налоговые и иные предпочтительные режимы, устанавливаемые государствами исключительно для туризма. Главные цели туризма: развлекательные (аттрактивные), рекреационные и познавательные. Вторыми по значимости являются цели оздоровительные и лечебные, далее следуют профессионально-деловые, гостевые и пр.
  5. Туризм - важная составляющая экономики многих государств, которая обеспечивает занятость местного населения, загрузку гостиниц и отелей, ресторанов, зрелищных мероприятий, поступление иностранной валюты и др. Туризм основан на эксплуатации местных туристских ресурсов, приносящей данной; местности или государству доход [13;c.18].

1.2 Виды и формы туризма

 

 

Для территориальной организации  и планирования туристического хозяйства важное значение имеет классификация туризма, содержание которой заключается в выделении его классов, форм и видов по самым разнообразным направлениям.

Пока что не существует четкой общепринятой классификации. Это объясняется  в первую очередь тем, что практически  невозможно выделить чистые формы и виды современного туризма. Классификация его по видам и формам дает возможность развязать ряд проблем относительно развития и территориальной организации туристического хозяйства, определять спрос на отдельные виды туристических услуг и на этом основании разрабатывать планы развития материально-технической базы туризма.

Туризм можно классифицировать по самым разнообразным показателям: по цели, средствам передвижения, характерам, срокам и длительности путешествия, средствам размещения и тому подобное. В классификации туристических путешествий и разделении их на виды решающее значение имеет их цель. Правда, странствуя, турист ставит перед собой не одну цель. Впрочем, в зависимости от индивидуальных потребностей, одна из них преобладает.

Формы и виды туризма зависят  от ряда факторов : 

  • наличию и длительности свободного времени;
  • возраста, пола, состояния здоровья, уровня духовного развития, личных вкусов людей и их материального благосостояния;
  • разнообразности естественных условий и сезонности;
  • наличию определенных средств передвижения [20;c.62].

Учитывая цель и условия можно выделить следующие виды туризма, разделив их по классификационным признакам.

1. Классификация видов туризма  по цели. Основываясь на цели туризма, можно выделить следующие виды туризма:

1.1 Экскурсионный туризм – путешествие с познавательной целью. Это наиболее распространенная форма туризма, которой занимаются современные отечественные туристические фирмы. Желание граждан Украины ознакомиться с историческими, культурными, природными и другими достопримечательностями разных регионов Украины и за рубежом, удовлетворяется большим количеством предложений туристических предприятий (фирм, организаций).

1.2 Рекреационный туризм – путешествие с целью отдыха, оздоровления и лечения. Этот вид туризма распространен не только в Украине, но и во всем мире.

1.3 Деловой туризм – это обслуживание клиента во время выполнения им профессиональных обязанностей как по месту жительства, так и в других регионах, что позволяет более качественно и с меньшими затратами организовать свою деятельность или поездку.

1.4 Этнический туризм – поездки с целью свиданий с родными и близкими. Эта форма туризма связана с посещением и выездом в отдаленные регионы или другие страны. Туристические организации помогают с оформлением проездных билетов, загранпаспортов, визовых формальностей.

1.5 Спортивный туризм – поездки для участия в спортивных мероприятиях и поддержки любимых команд. К услугам туристических фирм обращаются руководители спортивных команд, организаторы соревнований, объединение болельщиков и отдельные граждане.

1.6 Религиозный туризм – путешествие, которое имеет целью выполнения религиозных процедур, миссий, посещение святых мест и др.. Как правило, туристические фирмы обслуживают, в основном, традиционные маршруты.

1.7 Приключенческий туризм – туризм связан с физическими нагрузками, а иногда и с опасностью для жизни. При организации таких туров, приключения могут быть подготовлены специально и снабжены всеми возможными средствами безопасности.

1.8 Экологический туризм – экскурсии и путешествия с заботой об окружающей среде. В процессе путешествия экскурсоводы объясняют необходимость охраны природных ресурсов, важность защиты окружающей среды. Во многих случаях экотуризм становится спутником и неотъемлемой частью других видов туризма [15;c.76].

Все эти виды туризма тесно переплетаются между собой и выделить их в чистом виде не всегда возможно. Задача туристического предприятия – предоставить клиенту максимум возможностей по сочетанию различных видов туризма.

2. Классификация  видов туризма по временным  характеристикам. По временным характеристикам туризм можно классифицировать разными способами. Наиболее существенными являются сезонность, привязка к конкретным событиям, время, выделенное клиентом на путешествие.

2.1 Сезонность – один из важнейших показателей в туристическом бизнесе, который означает неравномерность движения туристов в течение года. При этом можно выделить два основных критерия повышенной активности туристов. Это время выезда туристов к местам отдыха (привязка к определенной цели путешествия) и сезонность туристической активности в данном регионе.

2.2 Привязка к конкретным событиям сопутствует отдельные виды туризма и заставляет работников туристической индустрии более тщательно готовиться к таким событиям, особенно когда они крупномасштабные (например, Олимпийские игры, международные ярмарки, концерты звезд эстрады и т.д.).

2.3 Время, выделенное туристом на путешествие, может быть ограничен как объективными (продолжительность отпуска или количество выходных дней), так и субъективными (желание "развеяться" на несколько дней) причинами [20].

3. Классификация  видов туризма по территориальным  признакам. По территориальным признакам можно выделить различные виды туризма, к важнейшим из которых относятся пригородный, внутри-региональный, внутригосударственный и международный туризм.

3.1 Пригородный туризм – выезды за город в период отпусков или в выходные дни. Это могут быть выезды на природу, поездки в пригородные базы отдыха, пансионаты, посещение исторических, культурных мест, расположенных вблизи города и др..

3.2 Внутри-региональный туризм – поездки и путешествия в определенном регионе. Регионом может быть как область, так и территориальная общность комплекса областей, объединенных общими культурно-историческими, природно-климатическими, экономическими или иными особенностями, например – Карпатский регион.

3.3 Внутригосударственный туризм – путешествия, ограничены государственными границами страны для граждан с постоянным местом жительства в этой стране.

Пригородный, внутри-региональный и  внутригосударственный туризм принято называть внутренним туризмом.

Внутренний туризм – временный выезд граждан конкретной страны с постоянного места жительства в рамках национальных границ этой страны для отдыха, удовлетворения познавательных интересов, занятий спортом и с другой туристической целью.

3.4 Международный туризм – поездки с туристической целью за пределы страны постоянного проживания. Для туристических предприятий при организации международной туристической деятельности большое значение имеют существующие межгосударственные соглашения и ограничения, которые объединяют разные страны [5;c.7].

4. Классификация видов туризма по индивидуальным запросам.

Часть туристов выбирает для своего путешествия нетрадиционные маршруты, это должно быть предусмотрено деятельностью туристического предприятия. В основе деления туризма по такому признаку лежит желание туриста повлиять на: маршрут путешествия, время поездки, формирование развлекательной программы, перечень дополнительных услуг [15].

5. Классификация видов туризма  по финансовым возможностям. Финансовые возможности клиента основном определяют будущий маршрут путешествия, уровень комфортности и средство передвижения. По этому признаку можно выделить следующие виды туризма:

5.1 Групповой по отработанным  маршрутам - наиболее дешевая форма при прочих равных условиях. Низкая цена объясняется скидками, которые предоставляются туристическим группам.

5.2 Индивидуальный по отработанным  маршрутам – более дорогой вид путешествия, поскольку при его оформлении не действуют скидки, которые предоставляются группам;

5.3 Групповой по индивидуальным маршрутам – скидки предоставляются в случае оптимального размера группы, а также привлечение в индивидуальный маршрут традиционных мест отдыха;

5.4 Индивидуальный по индивидуальным маршрутам – наиболее дорогая форма обслуживания, поскольку все вышеперечисленные скидки здесь не действуют. При организации такого путешествия необходима разработка и дополнительное отработки маршрута.

На первый взгляд может показаться, что между формами и видами туризма нет большого различия. В обоих случаях путешествия группируются исходя из определенных точек зрения. Разница состоит в том, что виды туризма различаются по мотивации путешествующих, т.е. по внутренним факторам, а формы туризма по внешним причинам и воздействиям, что очень важно для менеджмента. Выделяют следующие формы туризма:

1. Формы туризма в зависимости от происхождения туристов. В зависимости от происхождения путешествующих туризм подразделяется на внутренний и международный (в данном случае слово «происхождение» относится не к национальности или месту рождения человека, а к его месту жительства и работы).

2. Формы туризма в зависимости от его организации (организационной формы) В зависимости от форм организации различают паушальный (предоставление комплекса услуг за одну стоимость) и индивидуальный туризм. Паушальный тур – это стандартизированный, предварительно организованный комплекс туристских услуг. Индивидуальный тур имеет те особенности, что турист организует и осуществляет его самостоятельно.

3. Формы туризма в зависимости от длительности пребывания. Очень важной классификацией форм туризма является их классификация в зависимости от продолжительности пребывания. Продолжительные путешествия, как правило, дополняются непродолжительными поездками. К непродолжительным поездкам относятся транзитные поездки, однодневные поездки и кратковременный туризм. Транзитный туризм – это остановки туристов по пути следования к месту назначения. Однодневный туризм – это туры продолжительностью в световой день: они не предполагают остановки на ночлег. Особенно важная форма непродолжительного туризма – кратковременный туризм. Кратковременный туризм включает в себя деловой туризм и поездки на выходные дни. Независимо от того, совершаются поездки в деловых или личных целях, средняя их продолжительность составляет 2 – 4 дня.

4. Формы туризма в зависимости от возраста путешествующих.. При классификации форм туризма учитывается также возраст путешествующих. По возрастной шкале определены следующие группы туристов: дети, путешествующие со своими родителями; молодежь (туристы в возрасте 15 – 24 лет); относительно молодые, экономически активные люди в возрасте 25 – 44лет; экономически активные люди среднего (45 – 64 лет) возраста (путешествуют, как правило, без детей); пенсионеры (65 лет и старше).

Информация о работе Особенности и перспективы развития туризма в Украиве