Особенности и перспективы развития туризма в Украиве

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 00:41, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - показать важность и значимость изучения особенностей туризма в Украине и перспектив его развития.
Для достижения данной цели в работе решаются следующие задачи:
•изучение сущности туризма и его особенностей;
•рассмотрение основных видов и форм туризма;
•определение факторов развития туризма;
•изучение нормативно-правового регулирования туризма в Украине;
•ресурсный потенциал туризма в Украине;
•анализ современного состояния и особенностей развития туризма в Украине;
•определение проблем и перспектив развития туризма в Украине.

Работа содержит 1 файл

ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В УКРАИНЕ.doc

— 427.00 Кб (Скачать)

5. Формы туризма в зависимости от транспортных средств. В зависимости от транспортного средства, используемого для перемещения туристов из одного места в другое, различаются следующие формы туризма: авиатуризм, автобусный, железнодорожный, автомобильный и морской.

Классификация туризма имеет большое  научное и практическое значение. Она позволяет упорядочить знания и глубже познать сущность мирового туристского обмена. С изменением требований, предъявляемых к объему и качеству туристских услуг, и появлением новых видов и форм туристской деятельности она постоянно находится в процессе совершенствования и не может считаться окончательной [5;c.14].

 

1.3 Факторы  развития туризма

 

 

Факторы, которые влияют на развитие туризма, разнообразны и многогранны. Наличие благоприятных факторов приводит к лидерству отдельных регионов и стран в мировом туризме, и наоборот, нежелательные факторы снижают туристический поток.

На основании изученной литературы можно выделить 8 основных групп  факторов, определяющих возможность реализации выделенных видов туризма [11;c.12]:

  1. Социально-экономические факторы. Эти факторы являются основополагающими и включают: характер общественно-экономического строя; степень развития производительных сил, индустриализацию и научно-техническую революцию; объем и структуру свободного времени; материальное благосостояние; трудовую деятельность, культурный уровень, профессиональную и образовательную структуру населения.
  2. Демографические факторы. К ним относятся: численность, территориальное распределение населения и его возрастная структура, урбанизация.
  3. Экологические и медико-биологические факторы включают качество среды постоянного проживания и состояние здоровья населения.
  4. Политические факторы включают в себя: стабильность внутренней политики и внешнеполитических отношений; расширение международных политических, экономических, научных, культурных связей и сотрудничества; упрощение паспортного и таможенного режима; социальная политика государства.
  5. Социально-психологические факторы. К ним относятся следующие: ценностная ориентация; влияние традиций и наличие определенных стереотипов поведения; религия; повышение престижа и рост социального статуса индивида; информационные средства и реклама.
  6. Природные факторы характеризуются разнообразием климатических, ландшафтных условий; экзотичностью флоры и фауны; наличием источников минеральных вод , месторождений лечебных грязей и др.
  7. Культурно-исторические факторы отражают богатство материальной и духовной культуры народов и включают: старинные города, памятники архитектуры; местности, связанные со знаменательными событиями истории; коллекции исторических музеев; места археологических раскопок и т.д.
  8. Материально-технологические факторы определяются уровнем техники и технологии в отраслях транспорта, строительства, связи, коммуникаций; в средствах массовой информации; системе коммунально-бытовых служб, торговли и общественного питания [11;c.7].

Рассмотренные выше группы факторов характеризовались, прежде всего, в  позитивном плане как способствующие развитию видов международного туризма. Однако следует остановиться на факторах, сдерживающих и даже тормозящих его рост. Из социально-экономических факторов, таких как, инфляция, рост преступности и безработицы, кризисы, нарушение условий товарообмена, а также отсутствие планирования в использовании природных и трудовых ресурсов являются сдерживающими, оказывающими отрицательное влияние на международный туризм.

С другой стороны, рост инфляции, например, может явиться  фактором, способствующим увеличению выезда туристов в страны с выгодным обменным курсом валюты.

В результате исследований, проведенных Всемирной Туристической  Организацией, международные эксперты по туризму пришли к выводу, что  туризм менее чем другие отрасли  экономики испытывает на себе влияние  экономического кризиса, который может в течение определенного отрезка времени лишь частично затормозить его развитие [27;c.79].

Все вышеперечисленные  группы факторов можно разделить  на два класса: селективные и реализующие. Как те, так и другие, могут  быть локализующими и нелокализующими (общего действия), но в рамках международного туризма на эти подклассы более четко подразделяются реализующие факторы.

Селективные факторы  определяют необходимость и целесообразность развития международного туризма. К  этим факторам можно отнести социально-экономические, демографические, политические и социально-психологические.

Реализующие факторы способствуют наиболее полному удовлетворению потребностей в туризме. Это, прежде всего, материально-технические  факторы, объединенные в подкласс общего действия.

Локализующие факторы определяют границы туристической деятельности на конкретной территории в регионе  или отдельной стране. К таким  факторам относятся природные, экологические  и медико-биологические, культурно-исторические [24].

Являясь сложной социально-экономической  системой, туризм подвержен влиянию  со стороны многочисленных факторов, роль которых в каждый момент может  быть различной как по силе, так  и по продолжительности воздействия  на развитие туризма. Поэтому их учет объективно необходим для организации эффективной туристской деятельности.

 

2 ОСОБЕННОСТИ  ТУРИЗМА В УКРАИНЕ

2.1 Нормативно-правовое регулирование  туризма в Украине

 

Туристический бизнес принадлежит  к предпринимательству сферы  предоставления услуг населению (потребителям). Правовые основы и организационные формы предпринимательства определяют «правила игры», создают правовой фундамент бизнеса, обеспечивая ему перспективы развития на законной основе [9;c.21].

Важность развития туризма для  национальной и региональной экономики определяет его государственное регулирование. Законодательная основа государственного регулирования туристской деятельности в Украине состоит из Закона Украины “О туризме”, принятых в соответствии с ним государственных законов и нормативно правовых актов Украины. Список основных документов нормативно-правовой базы туризма представлен ниже:

  1. Конституция Украины;
  2. Гражданский кодекс Украины;
  3. Хозяйственный кодекс Украины;
  4. Закон Украины "О туризме" (в редакции от 18.11.03 № 1282 - IV);
  5. Закон Украины "О курортах" (от 05.10.00 № 2026 - Ш);
  6. Закон Украины "О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности" от 01.06.00 №1775-111;
  7. Указ Президента Украины "О мероприятиях по развитию туризма и курортов в Украине" (с 21.02.2007 года №136/2007);
  8. Указ Президента Украины "Об Основных направлениях развития туризма в Украине до 2010 года" от 10.08.99 № 973;
  9. Постановление Верховной Рады Украины «Про затвердження положень про паспорт громадянина України, про свідоцтво про народження та про паспорт громадянина України для виїзду за кордон» (від 26 червня 1992 року  N 2503-XII);
  10. Постановление Кабинета Министров Украины "Об утверждении перечня органов лицензирования" от 14.11.00 № 1698;
  11. Постановление Кабинета Министров Украины "Об утверждении Государственной программы развития туризма на 2002-2010 года" от 29.04.02 № 583;
  12. Постановление Кабинета Министров Украины "О порядке оформления разрешений для въезда в Украину" от 20.02.99 № 228;
  13. Приказ Госстандарта от 27.01.99 №37 "Об утверждении Правил обязательной сертификации гостиничных услуг" (Зарегистрирован: Минюст Украины от 15.04.1999 №236/3529) [32].

Органами государственной исполнительной власти в отрасли туризма является:

1. Министерство культуры и туризма  Украины (МКТ).

2. Министерство курортов и туризма  АРК;

3. Государственная служба туризма и курортов (Держтуризмкурортов). Она является правительственным органом государственного управления, который действует в составе Министерства культуры и туризма Украины и ему подчиняется.

Основными заданиями Держтуризмкурортов является:

  • участие в реализации государственной политики в туристической и курортной отрасли;
  • осуществление в установленном порядке управления в туристической отрасли, в частности в пределах, определенных МКТ, управления имуществом предприятий, учреждений и организаций, которые осуществляют деятельность в туристической отрасли и принадлежат к сфере управления МКТ;
  • обобщение практики применения законодательства в туристической и курортной отрасли, разработка предложений относительно его совершенствования;
  • выполнение в соответствии с законодательством контрольно-наблюдательных функций;
  • осуществление регулятивных и регистрационных функций в туристической и курортной отрасли относительно физических и юридических лиц.

Эти органы обеспечивают единый подход к планированию туристического бизнеса, сертификации услуг, лицензирования деятельности предприятий, и защите прав потребителей туристических услуг [9;c.21].

Одна из основных целей государственной  регуляции туристской деятельности – обеспечение права граждан  на отдых, свободу передвижения и  других прав при осуществлении путешествий.

Государство, признавая туристскую деятельность как одну из приоритетных отраслей национальной экономики, осуществляет ее регулирование в соответствии со следующими принципами:

  • способствовать туристической деятельности и создавать благоприятные условия для ее развития;
  • определять и поддерживать приоритетные направления туристской деятельности;
  • формировать представление об Украине как о стране, благоприятной для туризма;
  • осуществлять поддержку и защиту украинских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений.

Государство содействует развитию туристской деятельности с помощью содействия в подготовке кадров, организации научных исследований, в сфере туристской индустрии, обеспечению картографической продукцией и другими способами. При поддержке государства украинские туристы, туроператоры, турагенти и их объединения учавствуют в международных туристских программах.

В соответствии с законодательством, с целью продвижения туристского  продукта на мировом рынке орган  исполнительной власти в сфере туризма  создает представительства за пределами  Украины. Правовой основой международного сотрудничества в сфере туризма служат международные договоры Украины.

Другой важной целью государственного регулирования является охрана окружающей естественной среды. Поскольку природные ресурсы, как это установлено законодательством, находятся в государственной собственности, то в условиях рыночной экономики, их использование в сфере туризма базируется на арендных отношениях.

Государство ставит как цель, и развитие туристской индустрии, чтобы обеспечить потребности граждан при осуществлении путешествий. Одновременное формирование туристской индустрии должно быть ориентировано на создание новых рабочих мест, увеличения доходов государства и украинских граждан, сохранение объектов туристского назначения, рациональное использование естественного, исторического, культурного наследия, укрепления международных контактов [27;c.38].

Важнейшим средством государственного контроля над предпринимательством в сфере туризма является лицензирование этой деятельности, стандартизация, в  туристской индустрии, сертификация туристского продукта. Это необходимо для защиты прав и интересов туристов. Условиями осуществления предпринимательской деятельности в туризме является:

  • лицензирование туристической деятельности. С целью создания равных возможностей субъектам туристической деятельности, обеспечения защиты прав и законных интересов граждан, а также защиты окружающей среды и повышение уровня туристического обслуживания осуществляется лицензирование туроператорской и турагентской деятельности;
  • государственная регистрация субъектов предпринимательства по месту нахождения предпринимателя. Зарегистрированные субъекты вносятся в Единый государственный реестр предприятий и организаций Украины (ЕГРПОУ). После регистрации открываются счета в банках;
  • сертификация и стандартизация в сфере туристической деятельности;
  • установление гостиницам, заведениям питания и курортным заведениям соответствующей категории;
  • страхование туристов при осуществлении туристических поездок;
  • наем работников и социальные гарантии за использование их труда;
  • имущественная ответственность субъектов предпринимательства за использование туристических ресурсов;
  • право прекращения предпринимательской деятельности [9;c.21].

Государство также разрабатывает  политику, стратегию и тактику  туристической деятельности, на основе концепции и программы развития туризма.

Информация о работе Особенности и перспективы развития туризма в Украиве