5. Формы туризма в зависимости от
транспортных средств. В зависимости от
транспортного средства, используемого
для перемещения туристов из одного места
в другое, различаются следующие формы
туризма: авиатуризм, автобусный, железнодорожный,
автомобильный и морской.
Классификация туризма имеет большое
научное и практическое значение.
Она позволяет упорядочить знания
и глубже познать сущность мирового
туристского обмена. С изменением
требований, предъявляемых к объему
и качеству туристских услуг, и
появлением новых видов и форм туристской
деятельности она постоянно находится
в процессе совершенствования и не может
считаться окончательной [5;c.14].
1.3 Факторы
развития туризма
Факторы, которые влияют на развитие
туризма, разнообразны и многогранны.
Наличие благоприятных факторов приводит
к лидерству отдельных регионов и стран
в мировом туризме, и наоборот, нежелательные
факторы снижают туристический поток.
На основании изученной литературы
можно выделить 8 основных групп
факторов, определяющих возможность
реализации выделенных видов туризма
[11;c.12]:
- Социально-экономические факторы. Эти факторы являются основополагающими и включают: характер общественно-экономического строя; степень развития производительных сил, индустриализацию и научно-техническую революцию; объем и
структуру свободного времени; материальное
благосостояние; трудовую деятельность,
культурный уровень, профессиональную
и образовательную структуру населения.
- Демографические факторы. К ним относятся: численность, территориальное распределение населения и
его возрастная структура, урбанизация.
- Экологические и медико-биологические факторы включают качество среды постоянного проживания и состояние здоровья населения.
- Политические факторы включают в себя: стабильность внутренней политики и внешнеполитических
отношений; расширение международных
политических, экономических, научных,
культурных связей и сотрудничества; упрощение
паспортного и таможенного режима; социальная
политика государства.
- Социально-психологические факторы. К ним относятся следующие: ценностная
ориентация; влияние традиций и наличие
определенных стереотипов поведения;
религия; повышение престижа и рост социального
статуса индивида; информационные средства
и реклама.
- Природные факторы характеризуются разнообразием климатических, ландшафтных условий;
экзотичностью флоры и фауны; наличием
источников минеральных вод , месторождений
лечебных грязей и др.
- Культурно-исторические факторы отражают богатство материальной и духовной культуры народов и включают: старинные города, памятники архитектуры; местности,
связанные со знаменательными событиями
истории; коллекции исторических музеев;
места археологических раскопок и т.д.
- Материально-технологические факторы определяются уровнем техники и технологии в отраслях транспорта, строительства, связи, коммуникаций;
в средствах массовой информации; системе
коммунально-бытовых служб, торговли и
общественного питания [11;c.7].
Рассмотренные выше группы факторов
характеризовались, прежде всего, в
позитивном плане как способствующие
развитию видов международного туризма.
Однако следует остановиться на факторах,
сдерживающих и даже тормозящих его рост.
Из социально-экономических факторов,
таких как, инфляция, рост преступности
и безработицы, кризисы, нарушение условий
товарообмена, а также отсутствие планирования
в использовании природных и трудовых
ресурсов являются сдерживающими, оказывающими
отрицательное влияние на международный
туризм.
С другой стороны,
рост инфляции, например, может явиться
фактором, способствующим увеличению
выезда туристов в страны с выгодным обменным
курсом валюты.
В результате исследований,
проведенных Всемирной Туристической
Организацией, международные эксперты
по туризму пришли к выводу, что
туризм менее чем другие отрасли
экономики испытывает на себе влияние
экономического кризиса, который может
в течение определенного отрезка времени
лишь частично затормозить его развитие
[27;c.79].
Все вышеперечисленные
группы факторов можно разделить
на два класса: селективные и реализующие.
Как те, так и другие, могут
быть локализующими и нелокализующими
(общего действия), но в рамках международного
туризма на эти подклассы более четко
подразделяются реализующие факторы.
Селективные факторы
определяют необходимость и целесообразность
развития международного туризма. К
этим факторам можно отнести социально-экономические,
демографические, политические и социально-психологические.
Реализующие факторы способствуют
наиболее полному удовлетворению потребностей
в туризме. Это, прежде всего, материально-технические
факторы, объединенные в подкласс
общего действия.
Локализующие факторы определяют
границы туристической деятельности
на конкретной территории в регионе
или отдельной стране. К таким
факторам относятся природные, экологические
и медико-биологические, культурно-исторические
[24].
Являясь сложной социально-экономической
системой, туризм подвержен влиянию
со стороны многочисленных факторов,
роль которых в каждый момент может
быть различной как по силе, так
и по продолжительности воздействия
на развитие туризма. Поэтому их учет
объективно необходим для организации
эффективной туристской деятельности.
2 ОСОБЕННОСТИ
ТУРИЗМА В УКРАИНЕ
2.1 Нормативно-правовое регулирование
туризма в Украине
Туристический бизнес принадлежит
к предпринимательству сферы
предоставления услуг населению
(потребителям). Правовые основы и организационные
формы предпринимательства определяют
«правила игры», создают правовой фундамент
бизнеса, обеспечивая ему перспективы
развития на законной основе [9;c.21].
Важность развития туризма для
национальной и региональной экономики
определяет его государственное регулирование.
Законодательная основа государственного
регулирования туристской деятельности
в Украине состоит из Закона Украины “О
туризме”, принятых в соответствии с ним
государственных законов и нормативно
правовых актов Украины. Список основных
документов нормативно-правовой базы
туризма представлен ниже:
- Конституция Украины;
- Гражданский кодекс Украины;
- Хозяйственный кодекс Украины;
- Закон Украины "О туризме"
(в редакции от 18.11.03 № 1282 - IV);
- Закон Украины "О курортах" (от 05.10.00
№ 2026 - Ш);
- Закон Украины "О лицензировании
определенных видов хозяйственной деятельности"
от 01.06.00 №1775-111;
- Указ Президента Украины "О мероприятиях
по развитию туризма и курортов в Украине"
(с 21.02.2007 года №136/2007);
- Указ Президента Украины "Об
Основных направлениях развития туризма
в Украине до 2010 года" от 10.08.99 № 973;
- Постановление Верховной Рады Украины «Про затвердження положень про
паспорт громадянина України, про свідоцтво про
народження та про паспорт громадянина
України для виїзду за кордон» (від 26 червня
1992 року N 2503-XII);
- Постановление Кабинета Министров Украины "Об утверждении перечня органов лицензирования" от 14.11.00 № 1698;
- Постановление Кабинета Министров
Украины "Об утверждении Государственной
программы развития туризма на 2002-2010 года"
от 29.04.02 № 583;
- Постановление Кабинета Министров Украины "О порядке оформления разрешений для въезда в Украину" от 20.02.99 № 228;
- Приказ Госстандарта от 27.01.99 №37 "Об утверждении Правил обязательной сертификации гостиничных услуг" (Зарегистрирован: Минюст Украины от 15.04.1999 №236/3529) [32].
Органами государственной исполнительной
власти в отрасли туризма является:
1. Министерство культуры и туризма
Украины (МКТ).
2. Министерство курортов и туризма
АРК;
3. Государственная служба туризма
и курортов (Держтуризмкурортов). Она является
правительственным органом государственного
управления, который действует в составе
Министерства культуры и туризма Украины
и ему подчиняется.
Основными заданиями Держтуризмкурортов
является:
- участие в реализации государственной политики в туристической и курортной отрасли;
- осуществление в установленном порядке управления в туристической отрасли,
в частности в пределах, определенных
МКТ, управления имуществом предприятий,
учреждений и организаций, которые осуществляют
деятельность в туристической отрасли
и принадлежат к сфере управления МКТ;
- обобщение практики применения законодательства в туристической
и курортной отрасли, разработка предложений
относительно его совершенствования;
- выполнение в соответствии с законодательством контрольно-наблюдательных функций;
- осуществление регулятивных и регистрационных функций в туристической и курортной отрасли
относительно физических и юридических
лиц.
Эти органы обеспечивают единый подход
к планированию туристического бизнеса,
сертификации услуг, лицензирования деятельности
предприятий, и защите прав потребителей
туристических услуг [9;c.21].
Одна из основных целей государственной
регуляции туристской деятельности
– обеспечение права граждан
на отдых, свободу передвижения и
других прав при осуществлении путешествий.
Государство, признавая туристскую
деятельность как одну из приоритетных
отраслей национальной экономики, осуществляет
ее регулирование в соответствии со следующими
принципами:
- способствовать туристической деятельности и создавать благоприятные условия для ее развития;
- определять и поддерживать приоритетные направления туристской деятельности;
- формировать представление об Украине как о стране, благоприятной для туризма;
- осуществлять поддержку и защиту украинских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений.
Государство содействует развитию
туристской деятельности с помощью
содействия в подготовке кадров, организации
научных исследований, в сфере туристской
индустрии, обеспечению картографической
продукцией и другими способами. При поддержке
государства украинские туристы, туроператоры,
турагенти и их объединения учавствуют
в международных туристских программах.
В соответствии с законодательством,
с целью продвижения туристского
продукта на мировом рынке орган
исполнительной власти в сфере туризма
создает представительства за пределами
Украины. Правовой основой международного
сотрудничества в сфере туризма служат
международные договоры Украины.
Другой важной целью государственного
регулирования является охрана
окружающей естественной среды. Поскольку
природные ресурсы, как это установлено
законодательством, находятся в государственной
собственности, то в условиях рыночной
экономики, их использование в сфере туризма
базируется на арендных отношениях.
Государство ставит как цель, и
развитие туристской индустрии, чтобы
обеспечить потребности граждан при осуществлении
путешествий. Одновременное формирование
туристской индустрии должно быть ориентировано
на создание новых рабочих мест, увеличения
доходов государства и украинских граждан,
сохранение объектов туристского назначения,
рациональное использование естественного,
исторического, культурного наследия,
укрепления международных контактов [27;c.38].
Важнейшим средством государственного
контроля над предпринимательством
в сфере туризма является лицензирование
этой деятельности, стандартизация, в
туристской индустрии, сертификация
туристского продукта. Это необходимо
для защиты прав и интересов туристов.
Условиями осуществления предпринимательской
деятельности в туризме является:
- лицензирование туристической деятельности. С целью создания равных возможностей субъектам туристической деятельности, обеспечения
защиты прав и законных интересов граждан,
а также защиты окружающей среды и повышение
уровня туристического обслуживания осуществляется
лицензирование туроператорской и турагентской
деятельности;
- государственная регистрация субъектов предпринимательства
по месту нахождения предпринимателя.
Зарегистрированные субъекты вносятся
в Единый государственный реестр предприятий
и организаций Украины (ЕГРПОУ). После
регистрации открываются счета в банках;
- сертификация и стандартизация в сфере туристической деятельности;
- установление гостиницам, заведениям питания и курортным заведениям соответствующей категории;
- страхование туристов при осуществлении туристических поездок;
- наем работников и социальные гарантии за использование их труда;
- имущественная ответственность субъектов предпринимательства за использование туристических ресурсов;
- право прекращения предпринимательской деятельности [9;c.21].
Государство также разрабатывает
политику, стратегию и тактику
туристической деятельности, на
основе концепции и программы развития
туризма.