Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 09:39, курсовая работа
Цель курсовой: исследование Ачаирского монастыря как основного объекта религиозного туризма Омской области.
Задачи:
1) исследование географических основ развития религиозного туризма;
2) изучение основных центров религиозного туризма в мире, России, Омской области;
3) оценка развития Ачаирского монастыря как объекта религиозного туризма.
Введение
Глава 1. Религиозный туризм. Значение, объекты, дестинации
1.1 Основные понятия
1.2 Мировые дестинации религиозного туризма
1.2.1 Ватикан
1.2.2 Иерусалим
1.2.3 Лхаса
1.3 Дестинации религиозного туризма России
1.3.1 Валаам
1.3.2 Кижи
1.3.3 «Золотое кольцо» России
1.4 Объекты религиозного туризма Омска и Омской области
1.4.1 Успенский Кафедральный собор
1.4.2 Казачий Никольский собор
1.4.3 Большекулачий монастырь
Глава 2. Ачаирский монастырь как основной объект религиозного туризма Омской области
2.1 Географическое положение
2.2 История Ачаирского монастыря
2.3 Святой источник
2.4 Памятник святому Николаю Чудотворцу
Глава 3. Экскурсия по Ачаирскому монастырю
Заключение
Список литературы
Многое памятники древнерусской культуры безвозвратно утеряны. Частичному или полному уничтожению подверглись архитектурные комплексы таких городов, как Калязин, Молога, Углич. При постройке Угличской ГЭС был взорван и ушел под воду древний Покровский монастырь с памятниками 15-17 веков. Половина церквей Углича была снесена, разобраны ограды монастырей, что разрушило их ансамблевую целостность. Усилиями реставраторов удалось вывести из аварийного состояния и спасти от гибели десятки объектов старинной архитектуры, казалось, непоправимо утраченных. Возвращены к жизни в своем первозданном виде: архитектурный ансамбль Воскресенского монастыря (1674-1677) Углича, храм Покрова на Нерли (12 в.), Дмитриевский собор (12 в.) и «Золотые ворота» Владимира, Георгиевский собор (12 в.) Юрьева-Польского, памятники древнего Суздаля, где велись комплексные работы по реставрации исторической застройки в пределах всего города. Вновь создавались архитектурные комплексы Музеев деревянного зодчества в Костроме, Суздале. [12, CD - диск «Туристический атлас мира», издательство Медиалэнд, 2006]. (См. Приложение рис._14)
Сергиев Посад. Троице-Сергиева лавра.
Троице-Сергиева лавра основана в 1345 г. (по другим сведениям в 1337 г.) как уединенная пустынь сыновьями ростовского боярина Кирилла Варфоломеем и Стефаном.
В 1355 г. в Троицком монастыре был введен общежитийный устав, регламентировавший все стороны монашеской жизни. Новый порядок, а также увеличение числа иноков вызвали перестройку всей обители. Вместо свободно расположенных келий возник четко распланированный деревянный городок, состоящий из трех зон: общественной, жилой и оборонительной. Эту схему плана монастырь сохранил до наших дней.
Особый этап в истории монастыря - канонизация его основателя Сергия Радонежского в 1422 г. Это событие было отмечено торжественной закладкой белокаменного Троицкого собора над гробом Сергия.
В 1744 г. указом императрицы Елизаветы Петровны Троице-Сергиев монастырь был удостоен почетного титула "лавра" В середине XVIII в. Троице-Сергиева лавра по количеству принадлежавших ей земель и душ была первой не только среди духовных, но и среди светских феодалов. Во владении монастыря находилось 214 тысяч десятин земли и более 106 тысяч душ крепостных крестьян в 15 губерниях и 45 городах страны.
С 1919 по 1946 г. Троицкий монастырь был закрыт.
На рубеже третьего тысячелетия Троице-Сергиева лавра - действующий мужской монастырь, духовный центр всей православной России.
Памятники. Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО (1993 г.). Многочисленные лаврские сооружения, возведенные на протяжении XV - XIX вв. лучшими мастерами России, представляют собой своеобразное наглядное пособие по истории русского зодчества.[14] (см. Приложение рис._15)
Вывод: таким образом, исходя из проанализированного нами материала, можно говорить о том, чтоЗолотое кольцо, Кижи и Валаам притягивают к себе туристов не только своими святынями, но и многочисленными мероприятиями организуемыми и проводимыми на их территории, как для взрослых, так и для детей. Религиозным святыням Омска и Омской области можно позаимствовать идеи мероприятий, праздников и экскурсий для привлечения большего количества туристов. С каждым годом на Валаам и Кижи приростает поток туристов. К примеру, в 2004 году Кижи посетили 176,5 тысяч туристов. В этом году эта цифра приблизиться к 200 тысячам, поскольку в этом сезоне запланировано 820 рейсов круизных теплоходов на Кижи. [19]
По статистики в Северо-Западном регионе туристическое направление «Кижи - Валаам - Соловки» занимает 1 место по популярности - 19,44%, для сравнения за 2006 15,38% - 2 место.[21]
1.4 Объекты религиозного туризма Омска и Омской области
1.4.1 Успенский собор
Успенский кафедральный собор - уникальный исторический памятник, входивший в число крупнейших в России. Во время гражданской войны был главным собором Белой России. Внесён в каталог мировой храмовой культуры.
Успенский кафедральный собор был освящен 30 сентября 1898 года первым омским епископом Григорием. Автор проекта - Эрнст Францевич Виррих. За основу взят проект 1894 года храма Спаса на крови в Санкт-Петербурге, выполненный архитектором Альфредом Парландом. Омский храм не копия питерского, а творческая переработка архитектурного решения. В храмовом зодчестве это явление обычное. Размеры храма и архитектура были во многом уникальны: в нём воплотились лучшие черты русского зодчества, в строительстве использовались 30 видов лекального кирпича разных цветов, а интерьер храма и расписной иконостас прославили пятиглавый Успенский собор. Площадь собора составляла 1518 метров, высота колокольни до подкрёстного яблока - 44 метра, высота креста - 3 метра, диаметр купола - 15 метров.
Строился он в основном на пожертвования горожан, российского купечества и императора Николая II, который присутствовал на закладке здания. Величественность храма, полихромный колорит, красота декора производили огромное впечатление на видевших его людей.
В крайне неспокойные дни марта 1917 года священники Успенского собора посчитали своим гражданским долгом « …особенно молиться о благе и спокойствии страны … ». 10 марта 1917 года, по окончании торжественного богослужения и крестного хода, на площади перед собором выступили представители баптистов, иудеев, католиков, был проведён парад войск. Таким образом, священнослужители Успенского собора, объединившие представителей всех религий и верований, жителей Омска и близлежащих сёл, не допустили возникновения бунтов и сохранили в это тревожное время гражданский мир и спокойствие на омской земле.
2 февраля 1918 года
верующие омичи выступили
После захвата Омска большевиками архиепископ Сильвестр, не покинувший свою паству, был заключен в тюрьму и расстрелян. Храм передан обновленцам - представителям нового течения русской православной церкви, лояльно относившимся к большевикам. Обновленцы не смогли собрать прихожан/
Долгое время храм пустовал. В 1933 году с собора были сня-ты колокола для нужд индустри-ализации.
В 1934 году была вновь создана Омская область. Напротив храма расположился обком партии. На одной площади оказались идейные противники. В 1934 году партийное руководство области приняло решение переоборудовать собор под оперный театр. Комиссия по обследованию акустики дала положительное заключение, но участь храма была решена иначе. По предложению начальника Омского НКВД Салыня на заседании Президиума Омского областного исполнительного комитета Советов РК и КД 17 февраля 1935 года было принято решение взорвать храм. Сотрудники НКВД предполагали использовать кирпичи собора для строительства нового здания областного наркомата внутренних дел. Однако после взрыва храм распался не на кирпичи, а на крупные блоки, непригодные для строительства. Алтарная стена устояла и после взрывов.
Бывший Архиерейский сад, расположенный вокруг собора, стал Садом пионеров. Со временем в основании храма сделали декоративную лужу, а в 1996 году - городской фонтан.
6 июля 2005 года в Сквере пионеров начались инженерно-геологические изыскания фундаментов разрушенного Успенского собора. В первые дни явно обозначается помещение храма, ступеньки, ведущие вниз, части оконных проемов с сохранившимся на них орнаментом, детали внутреннего украшения. Предметы размещены во временной экспозиции на стройплощадке.
11 июля 2005 года - на заседании Правительства Омской области утверждено распоряжение "О воссоздании памятника истории и культуры Омской области Успенский кафедральный собор". Создан Попечительский Совет возрождаемого Успеского осбора.
7 января 2007 года - омичи услышали колокола Успенского кафедрального собора. Благовест самого большого колокола и самой многоголосой звонницы услышали в нескольких километрах от центра Омска. 13 колоколов Успенского собора общим весом 5, 5 тонн были изготовлены на литейном заводе Каменск-Уральска. Колокола отлиты из особой бронзы, составляют которую олово и медь в пропорции один к четырём и ещё десятки различных легирующих металлов. [24] (см. Приложение рис._16)
1.4.2 Казачий Никольский собор
Вопрос о строительстве храма для Сибирского казачьего войска был поднят в 1829 году. По инициативе А. М. Лукина были собраны пожертвования на его строительство. В основу проекта собора легли чертежи выдающего зодчего В. П. Стасова, автора многочисленных построек в Санкт-Петербурге и Москве. В проект был внесен ряд существенных дополнений и изменений (три престола вместо предполагаемых двух, добален притвор с колокольней, увеличена высота купола и др.). В 1833 году новый план был утвержден генерал-губернатором И. А. Вельяминовым и преосвященным Афанасием.
Местом возведения собора выбрали площадь напротив училища Сибирского линейного казачьего войска (ныне Кадетский корпус). Закладка храма состоялась 15 мая 1833 года. Строительство продолжалось до июня 1840 года. Иконы для церкви были написаны академиком живописи М. И. Мягковым и художником П. М. Скороспеловым. Колокола были отлиты на Локтевском горном заводе. Медные кресты пожертвовал владелец Верхне-Исетского завода Яковлев. В июне 1840 года, несмотря на недоделки, храм был освящен протоиреем Дмитрием Пономаревым. 3 престола собора были посвящены Святому Николе Чудотворцу, Георгию Победоносцу, Симеону Богоприимцу и Анне Пророчице. Собор представлял собой вытянутый прямоугольник. Над главным объемом возвышался широкий кирпичный барабан с окнами и пониженным куполом, над которым был возведен декоративный полуциркулярный купол. Три входа собора были оформлены дорическими портиками. Главный фасад акцентирован дорическим портиком, украшенным декоративными деталями и завершенным массивным фронтоном.
Прихожанами собора были казаки Омска и окрестных сел. К церкви были приписаны две деревянные часовни Черемуховского и Нового поселков. В сентябре 1897 года при соборе была открыта четырехклассная школа для девочек. В приходе церкви находился войсковой приготовительный казачий пансион, 2 приходских Никольских училища - мужской и женский.
Основные пожертвования поступали от казаков и священников, служивших в этом храме. В соборе благословляли отправляющихся на фронт воинов, служили панихиду по умершим, крестили.
В 1921 году «Община христиан православного вероисповедания» при соборе лишилась права владения зданием и занимала его на правах договора на пользование. Одновременно властями неоднократно проводились конфискации ценностей. В ноябре 1928 года городской Совет принял решение передать здание под «культурные нужды». Была разобрана колокольня, сняты и отправлены на переплавку купола, над трапезной и притвором надстроены 2 этажа. В разные годы здесь размещались клуб «Строитель», управление культуры, музыкальная школа, кинотеатра «Победа».
С 1966 года здание находилось в запустении. В конце 70-х - начале 80-х были проведены реставрационные работы. В 1983 году в бывшем соборе установили орган. Здесь был открыт зал органной и камерной музыки. В настоящее время в соборе устраиваются благотворительные концерты, проходит круг Сибирского казачьего войска, работает воскресная школа, совершается богослужение. [2, стр. 100-101] (см. Приложение рис._17)
1.4.3 Большекулачий монастырь
Первый храм в селе Кулачинском был построен в 1751 году, когда Иван Круглов вместе с односельчанами выстроил деревянную церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая. Каменная церковь здесь была выстроена в начале ХХ века, но простоял он недолго: в советское время его закрыли и разрушили.
Только в 1988 году началось восстановление храма. Уже в это время в храме начали собираться послушники, которые позже составили основу будущего монастыря. И в 1995 году Свято-Никольский монастырь был утвержден. Теперь верующие называют монастырский храм намоленным и приезжают сюда издалека.
За недавние годы в нашей храме обновились две иконы, - рассказывает инок Евгений. - Икона Святого Георгия Победоносца была совсем темной, но начала проявляться и теперь на ней можно разобрать даже отдельные детали. А несколько лет назад мироточила икона Божьей матери.
Многие паломники посещают Свято-Никольский монастырь, чтобы окунуться в Животворящем Богородичном источнике. Он находится в полутора километрах от монастыря. Говорят, большое облегчение приносит вода из этого источника тем, кому трудно ходить, людям с болезнями опорно-двигательного аппарата. А на Крещение в Большекулачье приезжает так много верующих, что здесь строят настоящий временный городок для приезжих. Тысячи людей набирают в источнике Крещенской воды и окунаются в проруби. [16] (см. Приложение рис._18)
Глава 2. Ачаирский монастырь как основной объект религиозного туризма Омской области
2.1 Географическое положение
Ачаирский монастырь расположен примерно в 40 километрах по Черлакскому тракту к югу от Омска. Монастырь достаточно молодой, строительство начато было в 90-х годах, на месте на котором в 20-30е годы было расстрельное поле.
Выезд: Путь первый. Через Московку
Чтобы выехать на Черлакский тракт через Московку следует ехать по ул. Кирова (в неё упирается Богдана Хмельницкого), переехать виадук через Транссиб, и сразу же за виадуком уйти на светофоре направо по стрелке на ул. Машиностроительная. По ходу движения по ул. Машиностроительной будет два небольших поворота сначала направо, потом налево. После этого здания кончатся, нужно проехать небольшой участок по посадкам и будет развилка дороги с указателями направления движения без каких-либо надписей. Нужно уйти направо. Через 700 метров подъедете к развязке М51-черлакский тракт. М51 идет по виадуку, Черлакский тракт под ним. Нужно уйти налево.
Информация о работе Основные объекты религиозного туризма мира, России и Омской области