Основные объекты религиозного туризма мира, России и Омской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 09:39, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой: исследование Ачаирского монастыря как основного объекта религиозного туризма Омской области.

Задачи:

1) исследование географических основ развития религиозного туризма;

2) изучение основных центров религиозного туризма в мире, России, Омской области;

3) оценка развития Ачаирского монастыря как объекта религиозного туризма.

Содержание

Введение

Глава 1. Религиозный туризм. Значение, объекты, дестинации

1.1 Основные понятия

1.2 Мировые дестинации религиозного туризма

1.2.1 Ватикан

1.2.2 Иерусалим

1.2.3 Лхаса

1.3 Дестинации религиозного туризма России

1.3.1 Валаам

1.3.2 Кижи

1.3.3 «Золотое кольцо» России

1.4 Объекты религиозного туризма Омска и Омской области

1.4.1 Успенский Кафедральный собор

1.4.2 Казачий Никольский собор

1.4.3 Большекулачий монастырь

Глава 2. Ачаирский монастырь как основной объект религиозного туризма Омской области

2.1 Географическое положение

2.2 История Ачаирского монастыря

2.3 Святой источник

2.4 Памятник святому Николаю Чудотворцу

Глава 3. Экскурсия по Ачаирскому монастырю

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

Основные объекты религиозного туризма мира.doc

— 233.00 Кб (Скачать)

Основные  объекты религиозного туризма мира, России и Омской области

Содержание

Введение

Глава 1. Религиозный  туризм. Значение, объекты, дестинации

1.1 Основные понятия

1.2 Мировые дестинации  религиозного туризма

1.2.1 Ватикан

1.2.2 Иерусалим

1.2.3 Лхаса

1.3 Дестинации религиозного туризма России

1.3.1 Валаам

1.3.2 Кижи

1.3.3 «Золотое кольцо»  России

1.4 Объекты религиозного  туризма Омска и Омской области

1.4.1 Успенский Кафедральный  собор

1.4.2 Казачий Никольский  собор

1.4.3 Большекулачий  монастырь

Глава 2. Ачаирский монастырь как основной объект религиозного туризма Омской области

2.1 Географическое  положение

2.2 История Ачаирского  монастыря

2.3 Святой источник

2.4 Памятник святому  Николаю Чудотворцу

Глава 3. Экскурсия  по Ачаирскому монастырю

Заключение

Список литературы

религиозный туризм дестинация ачаирский монастырь

Введение

История религиозного туризма исчисляется тысячами лет. Древние греки и римляне посещали святилища и храмы. В средние  века паломничество принимает массовый характер и своеобразные формы. Так в ХI-XII в. - крестовые походы против мусульман на Иерусалим, за освобождение от них святых мест христианства.

Паломническое движение расширяется в XV-XVI в. Но только в XIX в. оно принимает организованные формы. Начиная с 1861 г. ежегодно во Франции снаряжался паломнический караван в знак покаяния за преступления республиканского правительства против церкви. Число его участников достигало 300-400 человек.

В настоящее время  религиозная мотивация оказывает  большое влияние на развитие туризма. Свыше 200 млн. человек ежегодно совершают паломничество.

Цель курсовой: исследование Ачаирского монастыря как основного  объекта религиозного туризма Омской области.

Задачи:

1) исследование географических  основ развития религиозного  туризма;

2) изучение основных  центров религиозного туризма в мире, России, Омской области;

3) оценка развития  Ачаирского монастыря как объекта  религиозного туризма.

Объект исследования: Ачаирский монастырь.

Метод:

Ш анализ научно-популярной литературы, СМИ, источников Internet;

Ш туристско-географический анализ.

Глава 1. Религиозный туризм. Значение, объекты, дестинации

1.1 Основные понятия

Религиозный туризм - вид, при котором основная мотивация путешествия связана с желанием осмотра, знакомства и основными памятниками религиозной культуры. Религиозный туризм развивается в нескольких формах: паломничество, экскурсионный туризм религиозной тематики, научный туризм с религиоведческими целями и миссионерство.

Паломничество - разновидность религиозного туризма, совершаемого верующими людьми разных конфессий по святым местам с целями поклонения святому месту, храму и др. религиозным реликвиям; совершения религиозного обряда или участия в таковом; духовного совершенствования, получения благодати, исцеления духовного или физического; совета (к примеру, у старцев, божьих людей); исполнения обета, искупления греха и т.д. [10, стр. 204]

Паломничество - это  путешествие с культовыми целями, одна из самых старых форм туризма, развитие которой связано с формированием  мировых религий. К мировым религиям причисляют буддизм (возник 6-5 вв. до н. э.), христианство (1 в. н. э.), ислам (7 в. н. э.). Любая церковь поощряла паломничество, это повышало ее авторитет, способствовало распространению веры по миру и давало значительный доход. Отличаясь от остальных форм туризма лишь целью и мотивом путешествий, паломничество, как и туризм, бывает международным и внутренним. [4, стр. 69]

Несмотря на весьма длительный срок существования паломничества, учет пилигримов обычно или не проводился, или не обнародовались его результаты, а если и публиковались, то с сознательными искажениями. Церковь пыталась завысить цифры в целях поднятия авторитета, в большинстве же случаев не хотела раскрывать экономическую выгоду паломничества для себя. Поэтому, даже сейчас международная статистика располагает лишь немногочисленными, весьма разрозненными и вряд ли очень точными данными. Опрос о целях посещения иностранцами Италии в 1963 г. путем анкетирования показал, что 3,1% прибывших имели целью знакомство с католицизмом. 1% американских туристов, выезжавших в 1965 г. за пределы США, совершали поездки в религиозных целях. В 1967 г. по религиозным мотивам на Цейлон прибыло около 1 тыс. человек (из 23,6 тыс.), в Израиль --27 тыс. (из 268 тыс.). Даже эти отрывочные данные говорят о том, что паломничество занимает определенное место в международном туризме. [3, стр. 73]

Религиозный туризм культивируется в капиталистических странах  для поддержания авторитета церкви и с целью получения иностранной  валюты. Крупными центрами религиозного туризма являются Ватикан с резиденцией папы, города Ближнего Востока -- Мекка с храмом Каабы и Медина с могилой пророка Магомета.[6, стр. 44]

Воздействие религиозного туризма на экономику некоторых  стран и районов мира, в первую очередь на сами религиозные центры, весьма велико. Обычно паломники оставляют в стране притяжения существенную долю взятых в дорогу денег. Сумма валюты, которую вывозят паломники со своей родины, бывает очень значительна. Большая часть денег пилигримов попадает в виде пожертвований местному духовенству. Кроме того, паломничество дает заработок многим тысячам местных жителей. Так, хадж -- паломничество мусульман в Мекку, приуроченное к «великому празднику жертвоприношения», является средством существования носильщиков, лодочников, возчиков, грузчиков, торговцев и ремесленников Мекки. Само существование этого города, расположенного среди голых скалистых гор Саудовской Аравии, зависит почти исключительно от торговли сувенирами, продуктами, утварью, сдачи домов под квартиры и других видов обслуживания паломников. В экономике этого района значительное место занимает производство одеяний для паломников, специальных паланкинов, которые крепятся по бокам верблюдов, и т. д. До второй мировой войны в Саудовской Аравии большое значение имела обработка добываемого со дна Красного моря черного коралла, из которого выделывались четки для паломников. Мусульманское паломничество в «святые места» Саудовской Аравии -- одна из опор ее казны. Вплоть до 40-х годов XX в., когда быстрый рост добычи нефти и платежи иностранных нефтяных монополий стали составлять основную долю бюджетных поступлений страны, доходы от религиозного туризма были важнейшей статьей национального дохода Саудовской Аравии [8, стр. 10 - 11].

Превращение той или  иной географической точки в центр  паломничества объясняется какими-либо связанными с ней историческими, религиозными событиями, памятниками или легендами (гробницы «святых», места их рождения, реликвии, оставшиеся после смерти «святого», память о якобы сверхъестественном явлении).

К религиям, приверженцы которых дают большую часть паломников, относятся мусульманство -- 15 % общего числа верующих на Земле (во многих мусульманских странах паломничество является чуть ли не основной формой международного туризма -- как в страну, так и из нее), индуизм (12% от общего числа верующих), буддизм (12%) и католицизм (18%) [1, стр. 129], т. е. более половины верующих относится к тем религиозным направлениям, в которых паломничество очень поощряется. Однако протестантизм совершенно не признает паломничества, а в православии оно развито незначительно, тем более в международной форме.

Выделяют 13 крупных  районов паломничества в мире, среди них есть моно- и поликонфессиональные.

Европа - господствует христианство

Северная Америка - доминирует христианство, оно дополняется другими многочисленными религиями

Латинская Америка - доминирует христианство, в сочетании с местными традиционными религиями

Северная Африка - доминирует ислам

Восточная и Западная Африка - господствует ислам, существуют отдельные центры христианства, районы распространения традиционных религий

Западная Азия - доминирует ислам, имеются районы христианства и иудаизма

Южная Азия - доминирует индуизм, обширные районы ислама, центры христианства, буддизма, сикхизма, джайнизма

Юго-Восточная Азия - преобладание буддизма, также широко распространен ислам, христианство, имеются анклавы индуизма

Восточная Азия - господствует буддизм в сочетании с конфуцианством, синтоизмом, есть центры христианства и ислама

Центральная Азия - доминирует буддизм

Средняя Азия - господствует ислам

Россия - преобладает  христианство с анклавами ислама и будизма

Австралия и Океания - господствует христианства в сочетании  с местными религиями.

В географии религиозного туризма имеются определенные особенности:

Ш активная зона циркуляции паломников включает прежде всего большую часть Западной и Южной Евразии и северные районы Африки;

Ш значительные районы мира, например страны Латинской Америки  или Африки, несмотря на сильное  распространение религии (католицизм в Америке, ислам во многих странах Африки), международным паломничеством в силу ряда социально-исторических причин почти не охвачены;

Ш в отличие от обычного туризма, где в циркуляции потоков  существует тенденция меридионального  перемещения (север -- юг), в религиозном  туризме преобладают в основном широтные перемещения, что объясняется «широтной географией» всей зоны стран развитого паломничества и соответствующим расположением религиозных центров по отношению к своему, так сказать, хинтерланду;

Ш одним из крупных  центров притяжения паломников являются Мекка и Медина и связанная с ними Джидда. Их «сфера влияния» раскинулась от западных берегов Африки до азиатского побережья Тихого океана, однако в этой огромной полосе есть «белое пятно» -- Индия, большая часть населения которой исповедует иную религию. В Юго-Восточной Азии влияние ислама тоже не повсеместно. [3, стр. 75]

Каждая религия  имеет свои объекты поклонения. Каждый крупный религиозный район - центры паломничества мирового значения. В  них собираются потоки паломников со всего света.

Крупнейшим религиозным  центром мира, по праву, считается  Иерусалим. Его особое место среди  других центров паломничества обусловлено  тем, что Иерусалим почитается святым среди представителей сразу трех религий - иудаизма, христианства и  ислама.

Для евреев, исповедующих иудаизм, нет определенных мест в  Иерусалиме, к которым они совершают  паломничество: священным считается  весь город. Но любой верующий обязательно  помолится у Стены Плача. Эта  традиция восходит ко времени разрушения города и храма евреев римлянами в 70 г. н.э. Десятки тысяч евреев были убиты, оставшиеся в живых обращены в рабство, отправлены в изгнание, тем, кто уцелел под страхом смерти запрещалось возвращаться в город. Позже избранным позволили совершать туда паломничество и оплакивать руины.

Иудейские паломники, приезжающие в Иерусалим, обязательно  приходят в другую обитель скорби - Йад-ва-Шем, Зал памяти о шести  миллионах убитых нацистами в  годы холокоста.

Для христиан Иерусалим  связан с земным пребыванием Иисуса Христа. Христианские паломники приезжают в Иерусалим, чтобы пройти по его стопам. Самым важным пунктом паломнической программы христиан является храм Святого Гроба Господня. Каждый верующий стремится посетить этот храм, поклониться его реликвиям - Голгофе, Камню Миропомазания (плита известняка, на которой тело Иисуса по снятии с креста было подготовлено к погребению), Гробнице Господня (место где была пещера, принявшая тело Христа, разрушена в 1009 г.). После бичевания и осмеяния Иисус нес свой крест по Пути скорби. В наши дни во время туристического сезона каждую пятницу процессии пилигримов проходят по современным улицам от места судилища до Голгофы, где был распят Иисус.

Немало христианских мест расположено в стороне от Иерусалима. В нескольких километрах к югу находится Вифлеем - место рождения Христа. В самом центре небольшого города находится, возможно, самая древняя (VI в.) христианская постройка в мире - храм Рождества Христова. В 100 км к северу в г.Назарет Иисус "возрастал и укреплялся духом", усмирил волны Галилейского моря и нашел себе учеников среди рыбаков.

В Мекке, где, по преданию, родился Магомет, находится главная  святыня мусульман -- храм «Кааба», имеющий  кубическую форму; в одну из его стен вделан «черный камень» (метеоритного происхождения), которому арабы поклонялись в доисламскую эпоху. Паломничество совершается в Мекку для того, чтобы приложиться к «Кааба» и поклониться расположенной вблизи города священной горе Арафат.

Информация о работе Основные объекты религиозного туризма мира, России и Омской области