Основные объекты религиозного туризма мира, России и Омской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 09:39, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой: исследование Ачаирского монастыря как основного объекта религиозного туризма Омской области.

Задачи:

1) исследование географических основ развития религиозного туризма;

2) изучение основных центров религиозного туризма в мире, России, Омской области;

3) оценка развития Ачаирского монастыря как объекта религиозного туризма.

Содержание

Введение

Глава 1. Религиозный туризм. Значение, объекты, дестинации

1.1 Основные понятия

1.2 Мировые дестинации религиозного туризма

1.2.1 Ватикан

1.2.2 Иерусалим

1.2.3 Лхаса

1.3 Дестинации религиозного туризма России

1.3.1 Валаам

1.3.2 Кижи

1.3.3 «Золотое кольцо» России

1.4 Объекты религиозного туризма Омска и Омской области

1.4.1 Успенский Кафедральный собор

1.4.2 Казачий Никольский собор

1.4.3 Большекулачий монастырь

Глава 2. Ачаирский монастырь как основной объект религиозного туризма Омской области

2.1 Географическое положение

2.2 История Ачаирского монастыря

2.3 Святой источник

2.4 Памятник святому Николаю Чудотворцу

Глава 3. Экскурсия по Ачаирскому монастырю

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

Основные объекты религиозного туризма мира.doc

— 233.00 Кб (Скачать)

Строительство первого, или нижнего, уровня Поталы, -- 9-этажного Белого Дворца -- началось в 1645 г., а в 1649 г. Далай-лама V уже переехал из Дрепунга в свою новую резиденцию. Обстоятельства строительства верхнего уровня -- Красного Дворца, он больше по площади, чем нижний, -- по сей день остаются предметом споров. Далай-лама V скончался в 1682 г., факт его смерти скрывался вплоть до окончания строительства в 1694 г.; по некоторым данным Красный Дворец и был задуман Далай-ламой V как мавзолей.

Белый дворец служил для светских целей, здесь работали и проживали высшие государственные сановники, находились приемные залы. Красный Дворец использовали для отправления религиозных служб, здесь также располагались апартаменты Далай-лам и монашеские кельи. В Красном дворце Поталы находятся усыпальницы Далай-лам, начиная с пятого (кроме шестого), хранятся религиозные реликвии. Усыпальница Далай-ламы V выполнена в форме ступы высотой 20 м, на ее облицовку потребовалось в том числе 3700 кг золота и множество драгоценных камней, а усыпальница Далай-ламы XIII, скончавшегося в 1933 г., -- высотой 22 м.

По официальным  сведениям в 2004 Тибет посетило 1,1 миллионов туристов. Правительство  Китая предполагает увеличение количества туристов к 2020 до 20 миллионов, значительное число туристов составят китайцы. Сторонники расширения автономии Тибета считают, что чрезмерное количество туристов приведёт к пагубным последствиям для уникальной тибетской культуры и созданию на месте культурных памятников искусственных «Диснейлэндов».

В октябре 2005 завершилось  строительство 1,080-километровой Цинхайской железной дороги до Лхасы, в 2006 по ней началось пассажирское сообщение. Три поезда приходят и отправляются из Лхасы ежедневно. Из-за большой разницы высот на этой трассе пассажиры рискуют заболеть горной болезнью. Для профилактики вагоны обеспечены дополнительной кислородной вентилляцией, а пассажиры могут попросить персональную кислородную маску.[15] (См. Приложение рис._9-11)

1.3 Дестинации религиозного туризма России

В России издавна было распространено паломничество к  святым местам. Сегодня наиболее популярные маршруты религиозного туризма в России - паломничество в Кижи и Валаам, экскурсионные туры по Золотому кольцу.

1.3.1 Валаам

Валаам -- крупнейший остров Валаамских островов в северо-западной части Ладожского озера, на территории Карелии. Всего островов в архипелаге более 50. Площадь острова Валаам -- 28 кв. км. На острове Валаам находится ансамбль Валаамского Спасо-Преображенского монастыря. Природная красота Валаамских островов носит удивительный характер и отличается суровостью.

Монастырь здесь был основан в 14 веке. Валаамским иноком был преподобный Герман Аляскинский -- первый православный святой Америки.

Жизнь насельников  Валаамского монастыря всегда была сродни подвигу. Расположенный на границе  России и Швеции, монастырь неоднократно был разорен. В начале 17 века монастырь был полностью разрушен, а Валаамские острова на 100 лет отошли к Швеции. По распоряжению Петра I в конце Северной войны обитель вновь возродилась, достигнув своего расцвета к середине 19 века. К этому времени относится и большинство архитектурных памятников. Усердием Валаамской братии под управлением игумена Дамаскина основывались скиты, возводились церкви и часовни, прокладывались дороги, ставились поклонные кресты. На Валааме действовало около 30 производств, в том числе небольшие заводы: смоляной, свечной, кожевенный, гончарный, кирпичный; были свои конюшня и молочная ферма. Насельники монастыря занимались сельским хозяйством и рыболовством, полностью обеспечивая потребности братии. В обители была собрана библиотека, созданы иконописная мастерская и школа живописи, имелась собственная фотография.

В начале 20 века монастырь  включал в себя 13 скитов, расположенных  в разных частях Валаама и на других ладожских островах.

На Валааме организованы православная приходская община и воскресная школа для детей и взрослых. Монастырь оказывает посильную помощь населению острова, работает благотворительная столовая, монастырский флот обеспечивает связь обители с материком.

Из старых зданий сохранились: Спасо-Преображенский собор, колокольня, надвратная церковь Петра и Павла, Успенская церковь с трапезной, кельи, гостиница (все -- 19 в.), рядом с монастырем -- конюшенный (работный) и водопроводный дома (19 в.). На Валааме сохранилось множество монашеских скитов, некоторые из них являются жилыми. [12, CD - диск «Туристический атлас мира», издательство Медиалэнд, 2006]. (См. Приложение рис._12)

Валаам, с расположенным  на нем монастырем, издавна является одним из главных центров паломничества  на севере России. Валаам это не только монастырь, но и уникальная природа. Поразительной природы подобно Валаамской, по словам гидрографа А. П. Андреева, "не встретишь нигде в Европе: множество совершенно отвесных скал, идущих и в высоту и на глубину, - островки, мыски, бухточки... Проливы, озерки между густой растительностью и угрюмыми гранитными скалами отражают на лазури все предметы, а стройный хвойный лес дополняет общую картину, придавая всему чудный, восхитительный вид".

Валаам предлагает различные варианты посещения острова. Маршруты позволяют, прежде всего, более подробно познакомиться с религиозной жизнью монастыря, русской православной церковью. Для паломников и туристов подготовлено около 18 экскурсий, включающих знакомство с центральной частью монастыря и его скитами. Для гостей разработаны водные маршруты, и экскурсии, знакомящие с разнообразной природой острова. Прежде всего это круизы на Валаам и туры на Валаам. (Стоимость: от 1 280 евро/сутки + стоимость по программе (питание, эксклюзивное обслуживание).

Большой популярностью  пользуется программа недельного пребывания в монастыре. За это время люди успевают посетить большое количество экскурсий, кроме того, у них появляется возможность поработать в обители, оставить частичку своего труда.

На Валаам организуются круглогодичные и праздничные (Вербное воскресенье, Пасха на Валааме, Рождество и Крещение на Валааме, стоимость 154000-18500 рублей) вертолетные рейсы на вертолетах «МИ-8» авиакомпании «СПАРК+» из Санкт-Петербурга. Туры от одного до трех дней. Программой рейса для его участников предусматривается посещение (по желанию) праздничных богослужений, совершаемых в Спасо-Преображенском соборе. Экскурсии на английском, немецком, французском, финском, шведском языках. Разработка туров по заявке заказчика. На 2-х и 3-х дневных рейсах желающие могут посетить монастырские богослужения. При трехдневном рейсе в программу дополнительно включаются посадка на острове Коневец и экскурсия по Рождество-Богородичному Коневскому монастырю XIY в. и обед в трапезной монастыря, а также экскурсия на Воскресенский и Гефсиманские скиты острова Валаам.

1.3.2 Кижи

Кижи -- остров в северной части Онежского озера, в Карелии. Заповедник «Кижи» был создан в 1966 году на базе Кижского филиала краеведческого музея Карельской АССР. Эти актом  была признана ценность народной деревянной архитектуры и сделана попытка сберечь от разрушения памятники, оказавшиеся в местах с постоянно сокращающимся населением. Впервые Кижский погост был провозглашен заповедником в 1945 году. Заповедник включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

По концентрации объектов наследия Кижский историко-культурный и природный комплекс является уникальной исторической территорией, не знающей  себе равных на Европейском Севере России. Вместе с памятниками, сохранившимися на месте своего происхождения и  вывезенными из различных районов Карелии, кижское музейное собрание представляет основные аспекты традиционной культуры коренных народов Карелии: карелов, вепсов, русских. Всего здесь собрано 70 памятников традиционной народной архитектуры, в том числе ансамбль Кижского погоста, археологические памятники, исторические поселения территории Кижской волости; более 30 тысяч единиц хранения, составляющих фондовые коллекции музея-заповедника.

Преображенская церковь, но уже не шатровая, а многоглавая, была возведена здесь в 1714 году, в самый разгар Северной войны.

Несмотря на кажущуюся  сложность композиции церкви, ее план и объемно-пространственная схема  просты и лаконичны. В их основе лежит  традиционная схема восьмерика с  четырьмя прирубами. В ярусах глав и  бочек, образующих стройную декоративно-конструктивную систему; в живописной скульптурной пластике открытого бревенчатого сруба; в большой выразительности косящатых оконных и дверных проемов; в силе мощных кронштейнов, несущих крыльцо; в упругой, построенной на тонких контрастах, резьбе столбов, поддерживающих кровлю крыльца, и в характерной, мастерски прорисованной форме водосливов на кровле, -- везде красота и целесообразность сливаются в общее гармоничное целое.

Рядом с Преображенской церковью, как обычно на северных погостах, стоит зимняя теплая Покровская церковь. Она более утилитарна, менее величава в сравнении с летней. Построенная на полвека позже Преображенской церкви, она несет в своей архитектуре первые черты стилистического изменения народного деревянного зодчества. Все ее помещения -- сени, трапезная, четверик и алтарь -- имеют одинаковую ширину и в плане образуют вытянутый прямоугольник с двумя срезанными углами. Покровская церковь прочно вошла в архитектурный ансамбль погоста, хотя образный лад ее звучания совсем иной в сравнении с Преображенской. Многоглавие этого памятника уникально. Его купола отличаются выразительностью, утонченными пропорциями, тонкими профилями всех контуров, в то же время они достаточно скромны, чтобы не затенять величие церкви Преображения.

Архитектурный ансамбль Кижского погоста был бы неполным без шатровой колокольни, стоящей  отдельно между Преображенской и  Покровской церквами. Это самое позднее  сооружение ансамбля, возведенное в 1874 году, когда пора расцвета народного  деревянного зодчества уже миновала. Новая колокольня была поставлена на месте старой шатровой колокольни и создавалась по ее подобию. Архитектура новой колокольни далека от традиций народного зодчества. Но постройка ценна тем, что воспроизводит формы старой шатровой колокольни и восполняет традиционную часть ансамбля, типичную для архитектуры северных погостов.

Обе кижские церкви, колокольня и кладбище были окружены бревенчатой оградой. Но до наших  дней она не дошла; сохранился только каменный фундамент, на котором уже более позднее время выросла новая ограда, сложенная из валунов. Ныне существующая ограда сделана в середине 1950-х годов при реставрации всех памятников архитектуры Кижского погоста. Ее прообразом послужила древняя ограда, уцелевшая в одном из отдаленных уголков Онежского края -- на Водлозерском Ильинском погосте. Возрожденная в Кижах, она не только способствует лучшему сохранению всего Кижского ансамбля, но и восполняет его неотъемлемую часть, опоясывая обе церкви и колокольню бревенчатым срубом и объединяя их в целостную архитектурно-пространственную композицию.

Три часовни и маленькая  Лазаревская церковь, тоже ставшие  экспонатами музея, построены намного  раньше гражданских зданий, собранных  в Кижах. Лазаревская церковь  перевезена сюда из Муромского монастыря, построенного новгородцами на юго-восточном берегу Онежского озера в самом конце 14 столетия. Памятник столь мал, что его можно назвать архитектурной миниатюрой. В 1867 году, при перестройке Муромского монастыря, Лазаревская церковь была заключена внутрь нового большого храма, утратив при этом свой западный придел. В Кижском музее-заповеднике памятник полностью воссоздан. Пропорции, размещение проемов и сама поверхность рубленых стен сделали эту небольшую постройку монументальной, а выразительные концы кровельного теса и лемеха наделили изяществом. [12, CD - диск «Туристический атлас мира», издательство Медиалэнд, 2006]. (См. Приложение рис._13)

Кижи принимает  посетителей со всего мира, ежегодно более 170 тыс. человек из Карелии, России, стран Европы, Америки, Азии посещают остров Кижи. Предоставляются услуги экскурсоводов на русском, английском, французском, немецком, итальянском, испанском и финском языках, к услугам посетителей - аудиогиды на русском, английском и финском языках.

Очередной туристический сезон открылся в Кижах. К настоящему времени остров Кижи уже посетили две первые экскурсионные группы иностранцев. С экскурсоводами, которые будут знакомить туристов с островом, подписан 91 контракт. Руководство музея-заповедника большое внимание уделяет подготовке гидов - в этом году выпушено новое справочно-методическое пособие по Кижам - уникальное издание настоящий учебник для экскурсоводов. Экскурсии по Кижам проводятся на основных европейских языках. Их спектр расширяется: так, в этом году впервые на острове будут проводиться экскурсии на итальянском языке.

Обзорные  экскурсии (Май - октябрь 2008 г.):

Ш «Традиционная культура русских Заонежья»

Ш «Традиционная культура русских Заонежья и карелов-ливвиков»

Ш «Кижское ожерелье» (Водная прогулка-экскурсия по окрестностям о. Кижи на судне заказчика)

Тематические  экскурсии (Май - октябрь):

Ш «Традиционная культура карелов-ливвиков»

Ш «Деревни о. Кижи»

Интерактивные программы

Ш Май - сентябрь - Проект «Хлебные поля о. Кижи». Демонстрация традиционных сельскохозяйственных работ на территории экспозиции музея. Перепашка, боронование, посев льна, овса, ржи. Жатва, молотьба, веяние.

Ш Май - октябрь - Демонстрация традиционных ремесел участниками  программы «Ожившая экспозиция».

Акции, праздники, мероприятия

Ш 18.04 - 18.05. - семейная игра-путешествие «Музейный марафон».

Ш 12.06. - "Возвращение  к истокам", детский праздник на о. Кижи.

Ш 6 июля День традиционных ремесел, народных игр и забав.

Ш 9 августа «Кижская регата» - фестиваль традиционных лодок  и народной гребли. [20]

1.3.3 «Золотое кольцо» России

«Золотое кольцо»  России -- условный термин, означающий сеть древнерусских городов, расположенных  на территории Залесья. К городам  Золотого кольца условно относят  Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов Великий, Ярославль, Кострому, Плес, Владимир, Боголюбово, Суздаль, Юрьев-Польский, Углич, которые богаты памятниками древнерусской архитектуры, культуры и истории.

Информация о работе Основные объекты религиозного туризма мира, России и Омской области