Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 09:39, курсовая работа
Цель курсовой: исследование Ачаирского монастыря как основного объекта религиозного туризма Омской области.
Задачи:
1) исследование географических основ развития религиозного туризма;
2) изучение основных центров религиозного туризма в мире, России, Омской области;
3) оценка развития Ачаирского монастыря как объекта религиозного туризма.
Введение
Глава 1. Религиозный туризм. Значение, объекты, дестинации
1.1 Основные понятия
1.2 Мировые дестинации религиозного туризма
1.2.1 Ватикан
1.2.2 Иерусалим
1.2.3 Лхаса
1.3 Дестинации религиозного туризма России
1.3.1 Валаам
1.3.2 Кижи
1.3.3 «Золотое кольцо» России
1.4 Объекты религиозного туризма Омска и Омской области
1.4.1 Успенский Кафедральный собор
1.4.2 Казачий Никольский собор
1.4.3 Большекулачий монастырь
Глава 2. Ачаирский монастырь как основной объект религиозного туризма Омской области
2.1 Географическое положение
2.2 История Ачаирского монастыря
2.3 Святой источник
2.4 Памятник святому Николаю Чудотворцу
Глава 3. Экскурсия по Ачаирскому монастырю
Заключение
Список литературы
В исламе паломничеству придается особое значение. Каждый совершеннолетний мусульманин должен стремиться к совершению обряда «священного хаджа». Хадж - паломничество в Мекку (Саудовская Аравия), город, в котором родился Мухаммед. Посещение Мекки -- мечта каждого правоверного мусульманина, поэтому этот город занимает одно из первых мест в мире среди религиозных центров. Здесь находится Кааба. Кааба представляет собой большой грубый куб, сложенный из серо-зеленых гранитных блоков. В одном из углов Каабы находится большой черный камень (метеоритного происхождения), который поместил там сам Мухаммед. Главная цель паломничества мусульман в Мекку состоит в том, чтобы 7 раз обойти вокруг Каабы в направлении против часовой стрелки, прикоснуться к черному камню и поцеловать его.
Второй после Мекки центр паломничества мусульман -- «город пророка» Медина. На месте дома, где, по преданию, умер Магомет, воздвигнута величественная мечеть Эль-Харам с гробницей основателя ислама и других «святых» [9, стр. 45].
Местом притяжения мусульманских паломников является мечеть Омара (Купол скалы) в Иерусалиме - самое старое из дошедших до наших дней исламских культовых строений. В конце 7 в. мусульмане, захватившие Иерусалим, построили восьмиугольную мечеть над тем местом, откуда, по преданию, пророк Мухаммед - основатель ислама, вознесся на небеса. Ее купол символизирует священную гору, с которой и произошло вознесение.
В отличие от Иерусалима,
где переплелись различные
В христианском мире существует множество святых мест в различных районах земли. Но наиболее почитаемые из них находятся в Европе (всего около 6000 посещаемых мест). В храмах европейских городов хранятся многочисленные реликвии, связанные со страданиями последних часов земной жизни Иисуса Христа. В Соборе Парижской Богоматери (Нотр Дам), хранится терновый венец, покрывавший голову Христа. В Вене - копье, которое, согласно обычаю, вонзили в бок Христа после его смерти на кресте. Остатки святого креста хранятся в Риме. В Турине (Италия) находится знаменитая плащаница - кусок льняной ткани, в который Иисус был обернут после смерти. Собор в Сантьяго-де-Компостела один из трех крупнейших центров паломничества в средние века, равный по значению Иерусалиму и Риму. Пилигримы стекались сюда поклониться святым мощам апостола Иакова.
Многочисленные центры христианского паломничества связаны с культом Девы Марии. Один из них - Лоретто (провинция Анкона в центральной Италии), где находится дом, в котором жила Пресвятая Дева. Это последний пункт паломничества, к которому ежегодно стекаются миллионы пилигримов (паломников), особенно на Пасху. Из других культовых мест известностью пользуются те, в которых людям являлся образ Девы Марии: Лурд (Франция), Фатима (Португалия), Сан-Себастьян-де-Гарабандал (Испания), Междугорье (Югославия), Гуадалупе (Мексика).
Объектами внимания со стороны православных христиан остаются древнерусские города Золотого кольца (Москва, Суздаль, Владимир, Ростов Великий, Переяславль-Залесский), Киев (Киево-Печерская лавра), горные монастыри Греции (Афон).
В буддизме верующие не совершают массовых посещений святых мест. Однако они нередко отправляются в индивидуальные путешествия, стремясь достичь более глубокого духовного совершенства. Основатель буддизма Гаутама жил и умер в долине Ганга, здесь у буддистов есть свои святые места, особо почитается Варанаси (здесь просвещенный Гаутама-Будда прочитал первую проповедь). В целях поклонения праху умерших далай-лам буддисты посещают главный центр Тибета Лхасу. Здесь расположены буддийский монастырь и дворец далай-ламы - духовного главы буддистов. Дворец Поталла - 13-этажное здание, возведенное в 17 веке. Во внутренних покоях находятся 10000 святынь и 20000 статуй; вес, хранящихся там изделий из золота и серебра исчисляется тоннами. [11, стр. 55-56]. Буддисты Непала, Индии и других стран пешком добираются до старинных сферических храмов-ступ Сваямбунатх и Боднатх в центральной части Непала и до священного источника храма Муктинатх в северной части страны. Тысячи паломников-брахманистов регулярно посещают очень древний непальский храм Пашупатинатх. Многие из стариков приходят туда для того, чтобы после смерти быть сожженными на ступенях храма у священной реки Багмати [5, стр. 115].
Центрами поклонения стали многочисленные храмы, в которых размещаются статуи Будды в различных позах с разными ритуальными жестами рук, символизирующими разные аспекты его учения. Крупнейший в мире буддийский монастырь и собрание статуй Будды - храм Борободур (что означает "много будд") находится на о. Ява (Индонезия). Известностью пользуется японский город Нара, в храме которого находится статуя Великого Будды - самая большая в стране. В городе Канди (Шри-Ланка) на берегу искусственного озера стоит обнесенный рвом Храм Зуба, где как величайшее сокровище хранится один из зубов Будды.
В южной Азии располагается обширный ареал индуизма - религии, отличающейся многообразием и множеством объектов поклонения. Все святые места индуизма находятся в Индии, их количество исчисляется десятками тысяч. Основные посвящены главным божествам индуистского пантеона - Шиве, Кришну, Вишну. Святые места индуизма: Патна, Варанаси, Амарнат, Аллахабад, Мадурая. Священной в индуизме почитается река Ганг. По ее берегам расположено множество храмов и спускающихся к воде ступеней (гхат). Миллионы мужчин и женщин собираются на берегах реки и со священными заклинаниями совершают ритуальные омовения.
Для приверженцев религиозного течения сикхизм (распространен в штате Пенджаб, северная Индия) местом поклонения является Золотой храм в городе Амритсар. Здесь в храме хранится самый древний рукописный экземпляр священной книги Гуру Грант Сагиб, в которой излагаются основы сикхизма.
Религиозный туризм может осуществляться не только с паломническими, но и с научными теологическими целями. Поездки специалистов - теологов, как правило, немногочисленны, но нередко продолжительны и расширяют географию религиозного туризма. Объектами изучения могут быть сложные религиозно-философские конфессии, зооморфизм, фетишизм, шаманство.
Поток религиозного туризма представлен также миссионерами и служителями церкви, осуществляющими те или иные контакты.
В целом, любая церковь поощряет религиозный туризм, что часто находит законодательную поддержку у государства, например, в виде охраны исторических памятников, снижения налогов, создания объектов инфраструктуры (дорог, гостиниц). Немало общественных организаций и фондов оказывают разнообразную помощь в организации религиозного туризма. Некоторые туристические фирмы специализируются на паломничестве.
Вывод: Таким образом, исходя из проанализированного нами материала, можно говорить о том, что в географии религиозного туризма имеются некоторые особенности. Во-первых, активная зона циркуляции паломников включает, прежде всего, большую часть Западной и Южной Европы, Северной Африки, Юго-Западную, Южную и Юго-Восточную Азию. Значительные районы мира, например, страны Латинской Америки или Африки международным паломничеством в силу ряда социально-исторических причин почти не охвачены. Во-вторых, основные религиозные потоки тянутся с запада на восток, что объясняется широтным распространением зоны стран развитого паломничества. В последние годы появился довольно значительный поток пилигримов в меридиональном направлении - из стран СНГ в исламские религиозные центры. В-третьих, зона христианско-католического паломничества локальна, компактна и имеет лучшие условия для путешествий в сравнении с зонами паломничества других конфессий. Значительная часть католических центров посещается не только с религиозными, но и с образовательно-культурными целями в рамках познавательного туризма. Религиозные центры - это еще и памятники архитектуры, живописи, исторические места. Многие религиозные обряды и праздники любых конфессий воспринимаются туристами как культура народа, интересная форма фольклора и охотно ими посещаются.
Религиозный туризм оказывает существенное влияние на экономику. Религиозные центры получают доходы от паломничества. Пилигримы оставляют в стране посещения значительную часть взятых в дорогу денег, в том числе делая приношение непосредственно церкви. Религиозный туризм является основным средством заработка населения Мекки, Медины и других религиозных центров. Приносит весомый доход и торговля сувенирами, религиозной одеждой для паломников, продуктами питания, предоставление жилья и различных сервисных услуг.
1.2 Мировые дестинации религиозного туризма
1.2.1 Ватикан
Ватикан -- государство, расположенное в западной части Рима, столицы Италии, на холме Монте-Ватикано. Ватикан -- резиденция главы католической церкви папы римского, международный центр римско-католической церкви. Ватикан был образован как самостоятельное государство в 1929 году в соответствии с Латеранскими соглашениями между итальянским правительством и Папой римским.
Почти вся территория Ватикана обнесена каменной стеной. Площадь государства составляет менее половины квадратного километра, постоянное население -- около тысячи человек. Ватиканским гражданством обладает менее половины этого числа -- около 70 духовных лиц, 54 швейцарских гвардейца, на которых возложена охрана Ватикана и церемониальные функции, 150 папских жандармов и примерно столько же гражданских лиц. Ежегодно в Ватикан съезжаются тысячи туристов и паломников.
Ватикан представляет
собой грандиозный
За собором располагается обширный дворцовый ансамбль XV--XVI веков: капелла Николая V, апартаменты Борджиа, Сикстинская капелла (с фресками Микеланджело и Боттичелли), Лоджии и Станцы, расписанные Рафаэлем и его учениками, величественные дворы Бельведера и Сан-Дамаццо. Во дворцах Ватикана находятся всемирно известные музеи античной скульптуры, а в ватиканских садах -- казино Пия V и здание Ватиканской пинакотеки, где собраны произведения итальянской живописи XIV--XVII веков. [12, CD - диск «Туристический атлас мира», издательство Медиалэнд, 2006.]
1.2.2 Иерусалим. Стена плача
Главной исторической Святыней в иудаизме признается гора Мориа, или Храмовая гора, и Храм, воздвигнутый на ней царем Соломоном. Известная в европейской традиции как Стена Плача, Западная стена («а-Котель а-маарави») воплощает в себе священную память о Храме, став самым святым для евреев местом. Духовное значение Стены тем более важно, что рабанут (религиозный суд) запрещает евреям посещать Храмовую гору по многим причинам. В том числе потому, что неясно, где находилась Святая святых и есть риск попрать ногами Святое место.
Западная стена - это уцелевшая после разрушения Храма часть подпорной стены, созданной вокруг Храмовой горы при перестройке Второго Храма царем Иродом Великим (37-4 гг. до н.э.). Общая длина стена определяется в 485 м, в то время как сама Стена Плача - это ее отрезок в 60 м.
Во всем мире религиозные
евреи молятся в сторону
1.2.3 Лхаса
Лхаса (Lhasa -- тиб. «обитель богов», «божественное место») -- город в Китае, в долине реки Джичу, на Тибетском нагорье на высоте 3680 м над уровнем моря.
В прошлом она была недоступна для иностранцев и только в 1979 г. открыта для туристов. Исторические памятники Лхасы представляют огромное значение для мировой культуры. Это конечно дворец Потала, центральный храм Джоканг, великие монастыри Дрепунг, Сера и Ганден, монастырь Рамоче, храм Чжефенг, летний дворец Норбулинка, уникальная мечеть в тибетском архитектурном стиле, историческая площадь Баркхор и многие другие достопримечательности.
Для паломников в Лхасе имеется три круговых маршрута для ритуального обхода святых мест, это цикл Нангкор в храме Джоканг, цикл Баркхор по старому городу, охватывая квартал с храмом Джоканг, и внешний цикл Лингкор вокруг всего города. Дополнительно паломники обходят дворец Потала. Во время коры паломники совершают простирания, крутят молитвенные барабаны и читают мантры. После модернизации города внешний цикл Лингкор перестал использоваться.
Дворец Потала
Дворец-монастырь Потала -- символ Лхасы и Тибета -- одно из самых известных и впечатляющих строений, достойное занять место среди чудес восточной архитектуры. Это гигантское бело-красное сооружение, напоминающее собой огромную крепостную стену, раскинувшуюся над всем городом. Дворец Потала внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Дворец Потала (1645-1694 гг.) расположен на высоте 3700 м над уровнем моря. Его высота составляет 117 м, ширина 335 м. Всего насчитывается 13 этажей общей площадью более 130 тыс. кв. м. До сих пор нет точных сведений о количестве внутренних помещений в Потале, известно лишь, что их от 1 до 3 тысяч. Все здание разделено на Красный и Белый Дворец. На строительство комплекса было затрачено несметное количество камня, дерева, золота и драгоценных камней.
Информация о работе Основные объекты религиозного туризма мира, России и Омской области