Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 13:41, курсовая работа
В международном туризме качественная сторона обслуживания туристов – одна из актуальных проблем. На международных туристских рынках качества услуг и культура обслуживания – самое мощное оружие в конкурентной борьбе. Цель турфирмы – удовлетворить потребности клиента. Клиент – постоянный покупатель или заказчик, который приобретает и потребляет туруслуги.
Цель данной работы заключается в раскрытии организации обслуживания туристов на маршруте. Особое внимание уделено вопросам организации обслуживания клиентов.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Организация обслуживания клиентов………………………………………..5
1.1. Факторы, влияющие на поведение покупателя…………………………..5
1.2. Технология обслуживания клиентов турфирмы…………………………9
1.3. Программный туризм как основа современного туроперейтинга и обслуживания туристов…………………………………………………..19
2. Анализ деятельности турфирмы ООО «ТА «Ритм»……………………….24
2.1. Общая характеристика турфирмы ООО «ТА «Ритм»………………….24
2.2. Оценка качества обслуживания туристов в ООО «ТА «Ритм»………..26
2.3. Анализ проблемы организации обслуживания туристов на маршруте ООО «ТА «Ритм»…………………………………………………………33
3. Разработка мероприятий по улучшению качества обслуживания в ООО «ТА «Ритм»…………………………………………………………………...38
Заключение ………………………………………………………………………48
Список литературы………………………………………………………………51
- забота об облегчении
ориентации туристов в
- благожелательное отношение
к туристам, которые должно быть
возведено в принцип
Также немаловажным является соблюдение технологических особенностей тура, связанных с местом путешествия, спецификой обслуживания, а также с пожеланиями клиентов. На каждом конкретном маршруте – своя специфика. Однако существуют и общие рекомендации по технологии обслуживания туристов на туре:
- четкое соответствие
предоставляемых услуг
-соответствие рекламируемого
уровня обслуживания
- целевая адресная
- четкое и своевременное предоставление услуг;
- оптимальность программы обслуживания;
- анимация обслуживания.
Стратегическими направлениями
в обслуживании туристов являются и
такие, как качество и культура обслуживания,
информированность и
Все эти принципы
должны быть заложены в
Для деловых туров это могут быть проспекты, сувенирные образцы интересующей продукции, вымпелы и тому подобное; для фольклорных – мелкие сувениры национального характера; выдача туристам после завершения туров специально разработанных дипломов, грамот, значков о пройденном маршруте и тому подобное; рекламные листовки, буклеты, путеводители и справочники о месте отдыха должны быть доступны туристам; в один из первых дней отдыха (путешествия) необходимо провести встречу туристов с гидом для получения информации и разъяснений по запланированным и дополнительным услугам. Хорошо, когда такая встреча сопровождается видеоинформацией. Все это выглядит очень гостеприимно, а значит, и привлекательно для туристов[14].
При организации обслуживания важно учесть принцип освобождения, то есть клиент должен быть освобожден от всех неприятных вещей (от обременительных организационных забот, заказа транспортных билетов и средств, ожидания всякого рода обслуживания и так далее).
Оптимальность обслуживания
– также важное потребительское
свойство, имеющее непосредственное отношение
к гостеприимству.
Она подразумевает:
- соответствие всех видов услуг одному уровню (классу) обслуживания;
- соответствие услуг тематике тура;
- адресную направленность тура на определенную целевую группу потребителей;
- заблаговременное согласование программ обслуживания;
- гибкость программ (возможность замены тех или иных услуг);
- рациональное содержание
обслуживания по количеству
- отсутствие тенденциозности в обслуживании (ненавязчивость услуг).
Все эти принципы важно учитывать еще на этапе разработки туристского продукта, помня о том, что неправильно подготовленный продукт не только не пользуется спросом, но и способен оттолкнуть от предприятия потенциальных, последующих клиентов. Процесс обслуживания и продажи туристского продукта взаимосвязаны между собой. Чем качественнее мы будем обслуживать клиента и продавать ему товар, тем больше вероятность, что он его купит и придет в следующий раз. Существует несколько факторов, определяющих уровень обслуживания клиентов, которые выделяет В.Г.Гуляев (табл.2)[11]:
1. Наличие комфортабельного офиса и средств для качественного обслуживания. Традиционным местом продаж турпродукта является офис фирмы. От его состояния во многом зависит эффективность туристской деятельности. Чистота, аккуратность, наличие офисной мебели, оргтехники, а также квалифицированный и доброжелательный персонал – все это в совокупности располагает потенциальных клиентов и оказывает влияние на конкурентоспособность реализуемых товаров. В соответствии с вышеуказанным проекта стандарта регламентированы требования к офису турфирмы.
Таблица 2- Факторы, определяющие уровень обслуживания клиентов
Факторы |
Требования |
Наличие комфортабельного офиса и средств для качественного обслуживания |
оформление помещений для посетителей и персонала |
наличие информации для потребителей | |
поддержание оптимального микроклимата | |
Метод продажи |
прием клиента и установление контакта с ним |
установление мотивации выбора турпродукта | |
предложение туров | |
оформление правоотношений и расчет с клиентом | |
информационное обеспечение покупателя | |
Квалификация персонала |
Обязательные требования:
|
Рекомендательные требования
|
- оформление помещений
для посетителей и персонала.
Офис должен иметь
- наличие информации для
потребителей. В доступном для
обозрения месте следует
- поддержание оптимального
микроклимата (температура и влажность
воздуха).Удобные подходы к
2. Метод продажи. Процесс продажи туристского продукта включает:
- прием клиента и установление контакта с ним;
- установление мотивации выбора турпродукта;
- предложение туров;
- оформление правоотношений и расчет с клиентом;
- информационное обеспечение покупателя.
Обслуживание клиента не ограничивается элементами продажи. Накануне путешествия работники фирмы по телефону напоминают туристу о предстоящей поездке. После окончания тура следует выяснить мнение туриста о путешествии, определить негативные моменты и так далее. Все недочеты, зависящие от вас, постараться устранить, а недочеты, не зависящие от вашей работы, принять к сведению и учесть на будущее. Разделите вместе с клиентом радость от поездки.
Стремясь к расширению
сбыта, турфирмы используют разнообразные
формы контакта с потребителями.
Личный контакт сотрудников турфирмы
с клиентами может
При этом эффективность продажи в значительной степени зависит от квалификации и личной заинтересованности продавца и внимания к клиенту. Косвенный контакт возможен в различных вариантах. Например, путем рассылки почтовых отправлений (писем, рекламных проспектов и тому подобное) потенциальным клиентам. Контакт через агентов. В туристском бизнесе есть своя специфика. Многие турфирмы при отправке группы туристов дают скидку агенту в виде одного бесплатного места на 10-15 человек в зависимости от тура.
3. Квалификация персонала.
В России требования к
К обязательным требованиям относятся:
- знание работником своих должностных обязанностей;
- знание Закона Российской
Федерации «О защите прав
- знание нормативных и законодательных актов РФ в области туризма;
- наличие стажа работы в туризме или смежных с ним областях деятельности;
- знание туристских
- знание иностранного
языка, используемого в
А к рекомендательным относятся:
- наличие специального образования в сфере экономики и менеджмента туризма;
- регулярное повышение квалификации персонала;
- знание материалов, рекомендаций
и других документов
Следовательно, персонал должен уметь дать четкий, точный ответ на поставленный посетителем вопрос, владеть информацией, необходимой для потребителя и постоянно ее актуализировать.
Важным элементом обслуживания клиента является документальное оформление взаимоотношений. При этом документы могут быть разделены на три группы[18].
1. документы для заказа (заказ, лист бронирования, подтверждение бронирования);
2. документы для клиента
(договор, путевка, ваучер, памятка,
страховой полис, билет на
3. документы, утверждающие
личность туриста (паспорт,
Заявка туриста (группы туристов)
на бронирование тура должна быть оформлена
на специальном бланке. Заявка содержит
сведения о намерении приобрести
те или иные туруслуги. В связи
с тем, что многие турфирмы предоставляют
клиентам возможность расчетов по частям,
от применяемой терминологии в вышеуказанном
документе зависит его правовой
статус.
В случае если предварительная оплата
определяется авансом, то заявка в соответствии
со статьей 429 ГК РФ часть 1 признается
в качестве предварительного договора,
на основании которого в дальнейшем будет
заключен основной договор, при этом предварительный
может быть лишен юридической силы или
включен в основной. Если предварительная
оплата признается задатком, то в соответствии
со статьями 380-381 ГК РФ наличие задатка
свидетельствует о заключении договора
– сделки, вследствие чего другой договор
не требуется[1].
Лист бронирования фактически является заявкой турагентства на предоставление туруслуг туроператором.
Согласно Федеральному закону
« Об основах туристской деятельности
в РФ» реализация турпродукта
осуществляется на основании договора.
Договор заключается в
- информация о туроператоре
или турагенте (продавце), включая
данные о лицензии на
- сведения о туристе в объеме, необходимом для реализации турпродукта;
- достоверная информация
о потребительских свойствах
турпродукта, включая
- дата и время начала и окончания путешествия, его продолжительность;
- порядок встречи, проводов и сопровождения туристов;
- права, обязанности и ответственность сторон;
- розничная цена турпродукта и порядок его оплаты;
- минимальное количество
туристов в группе, срок информирования
туриста о том, что
- условия изменения и расторжения договора, порядок урегулирования возникших в связи с этим споров и возмещения убытков сторон;
- порядок и сроки предъявления претензий туристом.
Иные условия определяются
по согласованию сторон. Неотъемлемым
приложением к договору фирмы
с клиентом при продаже тура,
в соответствии с
Турваучер – это документ, устанавливающий право туриста на услуги, входящие в состав тура и подтверждающий факт их передачи. Согласно статье 10 Закона «Об основах туристской деятельности в РФ» на основании турваучера осуществляется урегулирование взаиморасчетов между туроператором или турагентом, направляющим туриста, и туроператором по приему или лицами, предоставившими конкретные услуги. Ваучер является официальным документом, который направляющая фирма выдает туристам - индивидуалам или руководителю группы как подтверждение их права получить от принимающей фирмы перечисленные в нем услуги. По прибытии туриста в пункт назначения ваучер передается принимающей стороне.