Организация деятельности предприятия по оказанию туристических услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 15:37, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является характеристика и классификация туристских услуг, оценка состояния рынка туристических услуг в Республике Беларусь, анализ эффективности деятельности и оценка организации по оказанию туристических услуг.
В связи с поставленной целью в работе решались следующие задачи:
проанализировать литературу по данной теме;
дать характеристику туристских услуг;
дать классификацию туристских услуг;
оценить состояния рынка туристских услуг;
проанализировать эффективность деятельности филиала «Речицкого бюро путешествий и экскурсий»;
предложить пути повышения в эффективности деятельности филиала «Речицкого бюро путешествий и экскурсий».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………....3
1 РОЛЬ ТУРИСТСКИХ УСЛУГ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ
1.1 Сущность и классификация туристских услуг……………………………5
1.2 Оценка состояния рынка туристских услуг в Республики Беларусь……………………………………………………………….………...12
2 ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИЛИАЛА «РЕЧИЦКОГО БЮРО ПУТЕШЕСТВИЙ И ЭКСКУРСИЙ», ОКАЗЫВАЮЩЕЙ ТУРИСТСКИЕ УСЛУГИ
2.1 Краткая технико-экономическая характеристика филиала «РЕЧИЦКОГО БЮРО ПУТЕШЕСТВИЙ И ЭКСКУРСИЙ»…………………………………….….18
2.2 Оценка организации деятельности по оказанию туристских услуг…………………………………………………………………………….22
2.3 Анализ объёма туристских и экскурсионных услуг…………………….28
3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОКАЗАНИЮ ТУРИСТСКИХ УСЛУГ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 67.37 Кб (Скачать)
n="justify">    Общая проблема, присущая подавляющему большинству  гостиниц, состоит в отсутствии классификации, что означает, что многие из них  не имеет класса даже «одной звезды».

    Хотя  в гостиницах размещались граждане из довольно многочисленного круга  стран, определяющее значение имеют, особенно по линии организованного туризма, прибытия и ночевки ограниченного  числа стран - России, Германии, Польши, Италии, Литвы, Великобритании, Латвии и США.

    Питание жителей и гостей Республики Беларусь в настоящее время осуществляют свыше 3 тысяч объектов общественного  питания расположенных в общедоступной  сети.

    Учитывая  важное географическое положение Республики Беларусь, большое внимание уделяется  развитию придорожного сервиса. В настоящее  время на автомобильных дорогах  функционируют свыше 400 кафе, ресторанов, баров.

    Актуальным  является и развитие сети предприятий  быстрого питания, позволяющих при  относительно небольших материальных затратах решить проблему предоставления услуг питания с минимальными затратами времени на получение  и прием пищи. В республике насчитывается 1,8 тысяч предприятий быстрого питания.

    Также существуют и проблемы туристской инфраструктуры.

    Например, при развитии рекреационной инфраструктуры недостаточно учитываются рекреационные  потребности различных групп  населения.

    Практически не применялся метод комплексной  застройки туристско-рекреационных  зон или зон отдыха с единым благоустройством лесных и пляжных  территорий, созданием эффективной  инженерной и социальной инфраструктуры.

    Территории  отдельных туристско-рекреационных  образований не связаны системой центров и маршрутов в единую планировочную систему.

    Отсутствует система контроля за состоянием природных  территорий повышенного туристского  спроса, уровнем нагрузок на территории вокруг объектов экскурсионного показа - охранных зон памятников, границы, для большинства которых не определены и по сей день.

    Крайне  не развита инфраструктура обслуживания туристов на значительных по протяженности  транспортных туристских маршрутах.

    Наконец, банальное загрязнение окружающей среды в крупных городах и  на прилегающих к ним территориях.

    И главное - отсутствует законодательная  база, определяющая статус, условия  развития и осуществления контроля за содержанием курортно-рекреационных  зон и территорий.

    Планомерно  устраняя эти недостатки, развитие туризма в Республике Беларусь должно основываться все-таки на тех его  видах и формах, которые позволяют  наши ресурсы. Иначе говоря, прежде всего, максимально и комплексно использовать имеющиеся уникальные природные комплексы и памятники  архитектуры, истории, самобытные достояния  культуры, включая традиционные фестивали, народные праздники и обряды.

    В этой связи завершенная Схема  предлагает опорный каркас национальной туристско-рекреационной системы  Беларуси, который образуют основные (главные) туристские трассы (маршруты) - трансъевропейские коридоры: № 2 Париж-Берлин-Варшава-Брест-Минск-Москва; № 9 Стамбул-Бухарест-Киев-Гомель-Витебск-Санкт-Петербург; № 9А Гомель-Минск-Вильнюс-Клайпеда, а также транспортные коридоры, не включенные в систему трансъевропейских, но имеющие важное значение для связи Беларуси с соседними странами и внутри страны: Южные регионы России-Брянск-Гомель-Мозырь-Пинск-Брест-Варшава; Москва-Смоленск-Витебск-Полоцк-Рига; Вильнюс-Глубокое-Полоцк-Великие Луки-Санкт-Петербург; Варшава-Белосток-Гродно-Вильнюс-Санкт-Петербург; Минск-Орша-Мстиславль-Костюковичи; Москва-Рославль-Кричев-Рогачев-Бобруйск; Белосток-Волковыск-Барановичи.

    В этом каркасе выделяются центры национальной туристско-рекреационной системы, которые  развиваются как многофункциональные  поселения. В них предусмотрено  сосредоточение объектов обслуживания туристов - расселение, питание, медицинское  и бытовое обслуживание, транспортные услуги, объекты досуга и развлечений, музейные и выставочные комплексы. Здесь сосредоточивается преимущественное большинство туристских фирм и предприятий, торгующих туристским продуктом  и осуществляющих экскурсионное  обслуживание. Главные и второстепенные туристские трассы национального значения Беларуси образуют радиальные связи  больших городов - туристских центров  между собой и с основными  туристскими регионами страны, и  имеют выходы на международные связи  со странами ближнего и дальнего зарубежья. В дополнение к ним предусмотрено  формирование системы туристских трасс  регионального значения, позволяющих  создать кольцевые маршруты и  включить в систему туризма Беларуси территории с ценным туристско-рекреационным  потенциалом, расположенные в стороне  от главных транспортных магистралей  страны.

    Приоритетными зонами развития туризма на национальном уровне являются Брестско-Каменецкая, Барановичско-Слонимская, Гродненская, Новогрудско-Несвижская, Минско-Молодечненская, Нарочанско-Поставская, Полоцко-Ушачско-Лепельская, Витебско-Оршанская, Бобруйско-Могилевская  и Туровско-Мозырская туристско-рекреационные  зоны. Благоприятными предпосылками  их развития является то, что практически  все они находятся в ареале влияния или на пересечении действующих  и перспективных трансъевропейских  коммуникационных коридоров и концентрируются  вокруг основных центров туристской инфраструктуры.

    Тенденции развития туризма в Республике Беларусь наглядно демонстрирует статистика туризма.

    Согласно  рекомендациям ВТО, статистика туризма  осуществляется по двум важнейшим разделам: статистика туристских потоков и  статистика туристских доходов.

    Анализ  основных тенденций конъюнктуры  внешних рынков и их влияние на определение приоритетов отрасли  можно проследить через структуру  туристского потока в Республику Беларусь. Таблица показывает основные рынки экспорта туристских услуг. Однако необходимо учитывать, что эти данные включают только организованных туристов, сюда не входят лица, посещающие Беларусь в личных и деловых целях. Иными словами, эти данные не полностью отражают структуру рынков по въезду в Беларусь. Для более полной картины необходимы сведения о пересечении государственной границы, а также целей путешествий.

    К показателям туристских потоков  относится количество прибытий (отбытий). Динамика туристских потоков Республики Беларусь по въездному и выездному туризму за период 2006 – 2010 гг. представлена в таблице 1.

    Таблица 1 - Динамика туристских потоков в  Республике Беларусь

    Год     количество  прибытий в РБ     количество  отбытий из РБ
    2006     90811     572398
    2007     89524     525430
    2008     105410     516796
    2009     91587     380349
    2010     95463     316322

    За  рассматриваемый период можно отметить увеличение числа прибывших туристов в Республику (2006 – 2010 гг.), а также уменьшение числа выездов из Республики Беларусь (2006 – 2010 гг.). Причина такого спада видится, прежде всего, со вступлением основной страны направления, Польской Республики, в Евросоюз и, как следствие этого, введение визового режима.

    10 стран-лидеров по посещаемости  Беларуси представлены в таблице  2.

    Таблица 2 -10 стран-лидеров по посещаемости Республики Беларусь (по данным Минстата)

    Страна     Количество  иностранных туристов, посетивших РБ
    2007     2008     2009
    Страны  СНГ     33124     53186     59945
    Россия     27097     50444     56547
    Великобритания     8208     7674     4962
    Турция     4576     6087     4680
    Германия     7402     3027     2568
    Польша     2983     2832     3729
    Литва     8249     2600     2979
    Италия     5090     2672     2531
    Украина     1348     1898     2423
    Франция     1176     1257     1114

    Проанализировав данные о структуре туристского  потока, можно сказать, что приоритетными  для Беларуси внешними рынками являются, страны СНГ, Россия, Великобритания, Турция, Германия, Польша, Литва, Италия, Украина  и Франция.

    Из  стран СНГ прибыло в республику 59,9 тыс. человек, что на 13,4% больше, чем  в прошлом году. Лидирующие позиции  среди стран Содружества по организованным туристам сохранились за Россией  – 56,5 тыс. человек (увеличение на 12,1 % по сравнению с 2009 г.) и Украиной – 2,4 тыс. человек (на 27,7%).

    Среди других стран мира лидерами по числу  посещений республики являлись Германия, Италия, Латвия, Литва, Польша, Великобритания, Турция. На долю этих стран проходилось в 2010 г. 64,6% организованных туристов из других стран мира (в 2009 г.–67,9%).

    Средняя продолжительность пребывания иностранных  туристов в Республике Беларусь сохранилась  на уровне прошлого года и составила 5 дней.

    Основными факторами, сдерживающими развитие въездного туризма в Республику Беларусь, в настоящее время являются:

    1)  образ Республики Беларусь как страны, неблагоприятной для туризма, создаваемый отдельными зарубежными и отечественными средствами

    2)  массовой информации; действующий порядок выдачи белорусских виз гражданам иностранных государств, безопасных в миграционном отношении, не всегда способствующий росту въездного туризма в Республику Беларусь;

    3)  неразвитая туристская инфраструктура, высокий моральный и физический износ существующей материальной базы, малое количество гостиничных средств размещения туристского класса (2-3 звезды) с современным уровнем комфорта;

    4)  отсутствие практики создания субъектами Республики Беларусь благоприятных условий для инвестиций в средства размещения туристов и иную туристскую инфраструктуру;

    5)  практическое отсутствие до 2003 года государственной некоммерческой рекламы туристских возможностей страны за рубежом;

    6)  невысокое качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии из-за низкого уровня подготовки кадров и отсутствия опыта в условиях рыночной экономики, в том числе вследствие длительного периода эксплуатации курортно-туристских средств размещения через систему социального страхования; несоответствие цены и качества размещения в гостиницах.

Информация о работе Организация деятельности предприятия по оказанию туристических услуг