Общая характетистика туристического рынка (на примере города Судака)

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 20:21, реферат

Описание работы

Под рынком принято понимать совокупность потребителей и производителей, заинтересованных в определенном виде товаров или услуг и имеющих возможность продать либо купить их. Таким образом, туристский рынок может быть определен как система социально-экономических отношений, связывающих производителей и потребителей туристских услуг.

Работа содержит 1 файл

Копия выпускная работа.docx

— 823.13 Кб (Скачать)

 

 

1. Структура туристского рынка.

Под рынком принято понимать совокупность потребителей и производителей, заинтересованных  в определенном виде товаров или  услуг и имеющих возможность  продать либо купить их. Таким образом, туристский рынок может быть определен как система социально-экономических отношений, связывающих производителей и потребителей туристских услуг.

Туристский  рынок  имеет сложную структуру:

-  во-первых, непосредственные производители  туристских услуг принадлежат  к разным сферам деятельности,

-  во-вторых, отношения между производителями  и потребителями отдельных туристских  услуг опосредованы предприятиями,  специализирующимися на формировании  и реализации турпродукта (рисунок 5).

 

И н д у с т р и я   т у р и з м а

Рисунок 5 – Структура рынка организованного туризма

 

 

 

 1. Туристский рынок

Туристский рынок – это система  отношений (экономических, социальных, юридических), связывающих производителей тур продукта и потребителей, которые  заинтересованы в определенном виде турпродукта, которые имеют возможность продавать и покупать их.

Туристские рынки можно классифицировать по следующим признакам:

1. По географии – мировой,  региональный, отдельной страны, района  внутри страны, городской.

2. По отношению к национальной  территории – рынки международного  и внутреннего туризма.

3. По направлению движения –  рынки, генерирующие туристские  потоки, и рынки, принимающие туристов.

4. По степени концентрации –  монополистический, олигополистический и свободной конкуренции.

5. По степени соотношения между  спросом и предложением – рынок  продавца (характеризуется высоким  спросом и ограниченностью предложения)  и рынок покупателя (характеризуется  превышением предложения над  спросом).

Тур рынок представлен в виде системы взаимодействия 4 основных элементов:

-        тур. спрос;

-        тур. предложение;

-        цена;

-        конкуренция

Тур спрос (ёмкость) – это подтверждение платежеспособностью рекреационных потребностей потребителей, выраженных в определенном количестве турпродукта и услуг, которые потребители могут приобрести при определенных ценах.

Спрос – показатель, отражающий объем продаж определенного тур продукта на выбранном сегменте рынка.

Спрос бывает:          

- неэластичный;

- стабильный (вне зависимости от  колебания цен);

- эластичный (изменяющийся в ту  или иную сторону, в зависимости  от изменяющихся цен).

Спрос может быть:

-        отрицательный  (большая часть рынка недооценивает  турпродукт, и согласна на дополнительные издержки, чтобы избежать его);

-        отсутствующий  (потребители игнорируют предлагаемый  продукт);

-        открытый (потребители  испытывают нужду в туристском  направлении или чем-либо, что  рынок по каким-то причинам  предложить не может);

-        падающий (потеря  у потребителей интереса к  определенному турпродукту);

-        нерегулярный (сезонный, ежедневный, вплоть до  почасовых колебаний);

-        полноценный  (тур предприятие – продавец  удовлетворен своим торговым  оборотом);

-        нерациональный (вредные для здоровья или аморальные  товары и услуги).

Основой тур спроса является потребность  человека в отдыхе, познании, общении, которое и побуждает его к  путешествию. Являясь элементом  тур рынка, спрос формируется на основе многих факторов объективного и субъективного характера

Динамичное развитие обусловлено  действием комплекса демографических, природно-географических, социально-экономических, научно-технических факторов.

Наряду с ними выделяется группа субъективных факторов, включающая вкусы, предпочтения, национальные традиции.

Предложение турпродукта (насыщенность) – количество турпродуктов (туристско-экскурсионных услуг), которое выставлено на рынок при определенном уровне цен. Если спрос отражает предположительную емкость рынка, то предложение – это фактический объем туристско-экскурсионных услуг, которые предлагают потребителю на рынке.

Соотношение между спросом и  предложением зависит от многих факторов, одним из которых является цена. Завышенные цены приводят, за исключением  единичных случаев, к падению  спроса, а занижение к потере прибыли  и нерентабельности предприятия. Каждое тур предприятие, работающее на рынке  должно уделять внимание политике ценообразования.

Цена – мера и регулятор равновесия между спросом и предложением на тур. рынке. Это основной критерий выбора турпродукта для большинства потребителей и поэтому в первую очередь она влияет на объем продаж.

На уровень цен могут  оказать влияние факторы:

-        цены на  услуги поставщиков туруслуг (гостиницы, транспорт);

-        цены на  услуги, предоставляемые конкурентами  на рынке;

-        колебания  в спросе;

-        сезонность;

-        психологические  факторы, связанные с модой,  престижем и т.д.

Тур. рынок – это рынок услуг. Он имеет свои специфические особенности:

1)      тур. услуги неосязаемы, т.е. их нельзя потрогать, попробовать;

2)      тур. услуги теряются  во времени;

3)      качество отдельных  услуг в составе тура может  меняться;

4)      имеется разрыв  во времени между фактом оплаты  турпродукта и фактом его потребления;

5)      сезонные колебания.

Основными факторами, влияющими на тур. рынок, являются: природно-экологические  (хороший климат, наличие красивых ландшафтов), социально-экономические, политические, демографические.

9. Особенности функционирования  туристического рынка

путешествие туристский рынок труд

Туристский  рынок - это система мирохозяйственных  связей, в которой совершается  процесс превращения туристско-экскурсионных  услуг в деньги и обратного  превращения денег в туристско-экскурсионные  услуги.

Другими словами, туристский рынок - это сфера  проявления экономических отношений  между производителями и потребителями  туристского продукта. Если экономические  интересы производителя и потребителя  туристского продукта совпадают, то происходит акт купли-продажи туристского  продукта.

Рынок выполняет  многочисленные функции: информационную, посредническую, регулирующую, ценообразующую, стимулирующую, созидательно-разрушительную, дифференцирующую. Но в качестве основополагающих функций туристского рынка можно выделить следующие:

1) реализация  стоимости и потребительской  стоимости, заключенных в туристском  продукте;

2) организация  процесса доведения туристского  продукта до потребителя (туриста);

3) экономическое  обеспечение материальных стимулов  к труду.

В процессе выполнения туристским рынком первой функции происходит движение стоимости, которое отражается посредством  обмена: "деньги - туристский продукт".

Завершение  этого обмена означает законченность  акта товарно-денежных отношений, реализацию стоимости, заключенной в туристском продукте, и общественное признание  его потребительской стоимости. В результате обеспечивается нормальный ход общественного воспроизводства, появляются и накапливаются денежные средства для развития туристской индустрии.

Функция организации процесса доведения  туристского продукта до потребителя  осуществляется через создание сети тур-агентов и тур-операторов по его реализации.

Функция экономического обеспечения материальных стимулов к труду заключается  в том, что в процессе обмена "деньги - туристский продукт" на туристском рынке распределение как необходимая  фаза воспроизводства предстает  в завершенном виде. У работников туристской фирмы, получающих за свой труд денежное вознаграждение, создаются  материальные стимулы к повышению  качества и увеличению количества туристского  продукта, производству его в соответствии с запросами потребителей.

Туристский  рынок характеризуется наличием субъектов, т.е. юридических и физических лиц, которые являются производителями  и потребителями туристского  продукта. Можно выделить три субъекта туристского рынка:

- самих туристов (потребителей турпродукта),

- туроператоров,

- и турагентов.

Туроператор - это туристская организация, которая  занимается разработкой туристских маршрутов и комплектацией туров, обеспечивает их функционирование, организует рекламу, рассчитывает в соответствии с действующими нормативами и  утверждает в установленном порядке  цены на туры по этим маршрутам, продает  туры турагентам для выпуска и реализации путевок по своим лицензиям.

Часто туроператор  приобретает отдельные услуги, из которых затем формирует комплексный  туристический продукт со своим  механизмом ценообразования. В это  время турагент действует как розничный продавец, и его прибыль получается из комиссионных за продажу чужого туристического продукта. Турагент реализует туристический продукт (часто и отдельные услуги: авиабилеты, номера в гостиницах и т.д.) по реальным ценам туроператоров или производителей услуг.

Турагент - хозяйствующий субъект или индивидуальный предприниматель, который приобретает туры по туристским маршрутам, разработанным туроператором, выпускает по ним путевки и реализует эти путевки непосредственно туристам.

Туроператор всегда имеет запас туристического продукта для продажи, а турагент запрашивает определенный продукт (услугу), только когда клиент выражает покупательский интерес.

Турист - лицо, путешествующее с любой целью, кроме поиска заработка и перемены постоянного места жительства, при  сроке пребывания вне своего постоянного  места жительства не менее 24 часов (менее 24 часов - экскурсанты).

Туристский  рынок характеризуется емкостью, уровнем сбалансированности спроса и предложения, условиями реализации туристского продукта. Емкость туристского  рынка - это его способность "поглотить" то или иное количество туристского  продукта, т. е. возможный объем реализации отдельных туров, услуг туризма, товаров туристско-сувенирного назначения при существующих ценах и предложении. Емкость зависит от объемов платежеспособного  спроса населения, уровня цен и размеров туристского предложения.

На туристском рынке сталкиваются спрос на туристский продукт, который предъявляет турист, и предложение туристского продукта, которое предоставляет туристская фирма.

Механизм  функционирования туристского рынка - это система действий экономических  рычагов для сбалансирования  спроса и предложения на туристский продукт, на обмен "деньги - туристский продукт", на денежные потоки и потоки туристского продукта.

Схема функционирования туристского рынка показывает, что  спрос на услуги туризма обусловлен пожеланиями и вкусами туристов. На туристском рынке происходит непрерывное  движение потоков денег и туристского  продукта, которые движутся навстречу  друг другу, создавая туристский кругооборот.

Туристский кругооборот - это система  экономических и юридических (гражданско-правовых) отношений, возникающая между туристом и туристской фирмой и показывающая направления движения потоков туристского  продукта, инвестиций в развитие туризма  и денежных поступлений в бюджет от доходов туристской деятельности.

 

 

Глава 8. Туроператорская и турагентская деятельность в сфере туризма

8.1. Роль турагента и туроператора на туристском рынке

Организации, занимающиеся составлением и продажей туров, называются туристско-экскурсионными организациями.

На практике они могут называться по-разному: туристские бюро, бюро путешествий, турагентства и т. д. Но с точки  зрения вида предпринимательства на туристском рынке их можно подразделить на туристские агентства и туристские операторы.

Термины «турагент» и «туроператор» определяют направление предпринимательской деятельности туристской фирмы или компании.

Что означают эти термины?

Туристский продукт формируется  из услуг предприятий, причастных к  обслуживанию людей на отдыхе и в  путешествии. Это транспортные фирмы  и компании, гостиницы, рестораны, кафе, экскурсионные фирмы, музеи и  выставки, парки аттракционов, досугово-развлекательные предприятия, шоу-, кино-, видео-бизнес, азартные мероприятия и заведения, спортивные и курортные организации. Словом, все те, кто может оказать необходимые услуги.

Комплектацией туристского продукта, т. е. формированием набора услуг  под названием «тур», занимаются туроператоры. Туроператор (в некоторых  странах его называют турорганизато-ром) производит дифференцированные туристские продукты из составляющих услуг в соответствии с потребностями и пожеланиями клиентов.

Турагент реализует туристский продукт клиенту в виде комплексов (инклюзив-туры) или в виде свободного набора услуг (заказные туры).

Туроператор - это организация, занимающаяся комплектацией туров и формированием комплекса услуг для туристов.

Туроператор разрабатывает туристские маршруты, насыщает их услугами посредством  взаимодействия с поставщиками услуг, обеспечивает функционирование туров  и предоставление услуг, подготавливает рекламно-информационные издания по своим турам, рассчитывает цены на туры, передает туры тур-агенту для их последующей реализации туристам.

Информация о работе Общая характетистика туристического рынка (на примере города Судака)