Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 01:11, курсовая работа
При переходе к рынку происходит медленный отход от иерархического управления, жесткой системы административного воздействия, практически неограниченной исполнительной власти к рыночным взаимоотношениям, базирующимся на экономических методах. Исходя из этого, становится необходимым принципиально новый подход к приоритетам.
За последние 50 лет в теории и практике менеджмента проблема соотношения эффективности управления и лидерства является одной из ключевых.
ВВЕДЕНИЕ 4
1. Лидерство и руководство 5
1.1. Основные подходы к проблеме лидерства 6
1.2. Теории лидерства 7
1.3. Характеристика основных стилей управления 21
2. Анализ лидерского поведения и стиля руководства менеджера агентства путешествий «Горящие туры. Интергруп» г. Минска 25
2.1. Характеристика агентства путешествий «Горящие туры. Интергруп» 25
2.2. Анализ лидерского поведения и стиля руководства менеджера агентства путешествий «Горящие туры. Интергруп» 26
3. Рекомендации по совершенствованию лидерского поведения и стиля руководства менеджера туристического предприятия 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 35
1.1 (страх перед бедностью) — характеризует стиль руководства, когда со стороны менеджера уделяется минимальное внимание к производству и нуждам работников;
5.5 (организация) - определяется равным отношением руководителя к производству и людям (философия «золотой середины»);
9.9 (команда) - обеспечивает высокий уровень заботы о производстве и людях.
Кроме того, Р. Блейк и Дж. Мутон выделил еще три дополнительных типа управления: патернализм, оппортунизм, фасадизм [1,с.128-129].
Патернализм - сочетание высокого уровня заботы о производстве и людях. Он носит не интеграционный характер, а дополняющий. Приоритет отдается исполнительности.
Оппортунизм - сочетание любых или всех подходов к управлению, которые способны укрепить положение руководителя или дать ему определенные личные преимущества, из любой ситуации ищет выгоду.
Фасадизм
- руководитель создает себе новое фальшивое
лицо («любитель показухи»), а настоящее
лицо прячет.
6. Концепция "вознаграждения и наказания" лидерского поведения
Данная концепция основана на положениях теории о закреплении поведения. Лидер рассматривается в качестве человека, управляющего процессом изменения поведения подчиненных в желательном направлении. Концепция выделяет четыре типа лидерского поведения в зависимости от применения вознаграждения или наказания (рисунок 1.2.2).
На практике вознаграждение
за достигнутый уровень выполнения
работы приводит к превышению работником
обычного уровня прилагаемых им усилий
и превышению получаемого им удовлетворения
от работы. Наказание за неадекватный
уровень выполнения работы, равно как
и вознаграждение без учета уровня выполнения
работы, по-разному влияют как на прилагаемые
усилия, так и на получаемое от работы
удовлетворение. И наконец, наказание
без учета уровня выполнения
работы чаще всего отрицательно
отражается на качестве работы и удовлетворенности
работника [2,с.383-384].
Рисунок 1.2.2 - Четыре
типа лидерского поведения в зависимости
от применения вознаграждения или наказания.
Наказание
за уровень выполнения
работы.
Степень, с которой лидер использует жесткие меры при выполнении подчиненным работы на низком уровне |
Вознаграждение
за уровень выполнения
работы
Степень, с которой лидер использует позитивное усиление при выполнении подчиненным работы на высоком уровне |
Наказание
без учета качества
работы
Степень, с которой лидер использует жесткие меры независимо от того, насколько тот хорошо выполняет свою работу |
Вознаграждение
без учета качества
работы
Степень, с которой лидер вознаграждает подчиненного независимо от того, насколько тот хорошо выполняет свою работу |
Ввязи с
ситуацией
Изменение
поведения
Без связи с
ситуацией
Наказание
Изменение
Вознаграждение
Примечание
– Источник: [2,с.383-384]
7. Заменители лидерства
Многие исследователи не раз задавались вопросом: могут ли существовать ситуации, когда не требуется поведения лидерского типа.
Так, С.Керр и Дж. Джермейер выдвинули предположение о наличии переменных или т.н. заменителей лидерства, имеющих свойство сводить на нет потребность в лидерском влиянии на уровень работы подчиненных и их удовлетворенность. Например, подчиненный, имеющий большой опыт работы, развитые способности и высокий уровень подготовки, как бы устраняет потребность в директивном руководстве. Лидер-структуризатор будет испытывать сильное сопротивление со стороны независимого и самостоятельно мыслящего подчиненного с высоким уровнем квалификации. Самоуправление для таких работников будет более привлекательным, чем указания их лидера.
Таблица 1.2.2 показывает различные заменители лидерства и их связь с необходимостью использования того или иного стиля руководства.
Рассмотренные концепции еще раз достаточно ясно свидетельствуют о том, что лидерами становятся, а не рождаются. Лидерское поведение может быть развито и улучшено посредством обучения и специальной подготовки. Знание этого, в свою очередь, помогает разработать и провести такие программы подготовки менеджеров, которые развивают определенные лидерские навыки и умения. [2,с.384-386]
В целом понятие
заменителя лидерства объясняет
относительно невысокую результативность
исследований по этой теме. Вместе с тем
поведенческие концепции лидерства основаны
на очень широком спектре измерений лидерского
поведения, которое получает многочисленные
трактования, что резко усложняет их практическую
апробацию. По этим причинам, в частности,
концепции лидерского поведения не дали
ответа на вопрос о связи лидерства с такими
важными показателями выполнения работы,
как эффективность, производительность
и удовлетворенность. [5,с.284]
Таблица 1.2.2 - Заменители
лидерства.
Переменные или заменители лидерства | Когда не требуется обращать больше внимания иа отношения с подчиненными | Когда не требуется обращать больше внимания на структуру отношений и работу |
На
уровне качеств подчиненных:
1. Способность, опыт, подготовка, знания 2. Независимость, самостоятельность 3. Профессионализм 4. Отсутствие реакции на вознаграждение |
Х Х Х |
Х Х Х Х |
На
уровне содержания работы:
5. Ясность, честность и рутинность 6. Отсутствие альтернативных методов 7. Получение обратной связи в работе 8. Внутренне удовлетворяющая работа |
Х |
Х Х Х |
На
уровне организационного
окружения:
9. Процессы формализованы 10. Невозможность гибкости отношений 11. Высокоспециализированная поддержка 12. Групповой подход, тесная взаимосвязь 13. У лидера нет прав вознаграждать 14. Нет непосредственного контакта с подчиненным |
Х Х Х |
Х Х Х Х Х Х |
Примечание
– Источник: [5,с.284]
Ситуационный подход
1. Континиум лидерского поведения Танненбаума-Шмидта
В соответствии с данной моделью лидер выбирает один из семи возможных образцов поведения в зависимости от силы воздействия на отношения лидерства трех факторов, самого лидера, его последователей и создавшейся ситуации. На рисунке 1.2.3 показан весь спектр выборов между демократической и авторитарной альтернативами, соответственно ассоциируемыми с интересом к отношениям или к работе.
Различие между этими двумя крайними лидерскими стилями основано на предположениях лидера об источниках его власти и природе человека. Демократ полагает, что власть ему дается последователями, которых он ведет, и что люди в своей основе обладают способностью к самоуправлению и творческой работе в условиях правильного мотивирования.
Автократ считает, что власть дается его позицией в группе/организации и что люди внутренне ленивы и на них трудно полагаться. В первом случае имеется возможность участия в управлении, во втором - цели, средства и политику определяет сам лидер.
По мнению авторов модели, между этими двумя крайностями существуют еще пять промежуточных лидерских стилей.
Последующее развитие
данной модели столкнулось с трудностями
в учете всех возможных
взаимодействий между лидером, последователями
и ситуацией при установлении причинно-следственных
связей в отношениях лидерства. Так, развитие
процессов интернационализации в бизнесе
и резкое увеличение количества участников
этих процессов сломало традиционные
представления об управлении и сделало
переход к отношениям лидерства еще более
трудным [2,с.387-388].
Рисунок 1.2.3 - Континуум
лидерского поведения
Демократический стиль Авторитарный стиль
Ориентация на отношения
Ориентация на работу
Источник
власти
1
2
3
4
5
6
7
1 –
Лидер дает последователям
2 – Лидер в определенных пределах делегирует решения групп
3 – Лидер выдвигает проблемы, просит дать предложения и принимает решение
4 – Лидер предлагает решения и считает возможным их изменение
5 –
Лидер выдвигает идеи и
6 – Лидер убеждает последователей в своих решениях
7 – Лидер принимает решения и доводит их до подчиненных
Примечание
– Источник: [2,с.387-388]
В качестве основы своей теории Фидлер выбрал два полюса руководства: акцентированное на взаимоотношения в коллективе и акцентированное на выполнение задачи. В отличие от Левина и учёных старой школы управление персоналом, он не стал давать оценку и выбирать лучший стиль. Наоборот - он предостерегал от предпочтений конкретного стиля и говорил, что необходимо использовать оба [5,с.277]. Выбор же по Фидлеру должен определяться тремя переменными:
Различные сочетания этих трех размерностей могут дать восемь потенциальных стилей руководства.
Из восьми потенциальных ситуаций первая является наиболее благоприятной для руководителя: задача хорошо структурирована, должностные полномочия большие, отношения между руководителем и подчиненными также хорошие. В противоположность этому, ситуация 8 наименее благоприятная: должностные полномочия невелики, отношения с подчиненными плохие и задача не структурирована. Самым эффективным стилем руководства в обоих этих крайних случаях будет ориентация на задачу [2,с.389].
Таким образом, определив
это, Фидлер заложил основу для будущего
ситуационного подхода к управлению.
Информация о работе Лидерство и стиль управления туристским предприятием