Лидерство и стиль управления туристским предприятием

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 01:11, курсовая работа

Описание работы

При переходе к рынку происходит медленный отход от иерархического управления, жесткой системы административного воздействия, практически неограниченной исполнительной власти к рыночным взаимоотношениям, базирующимся на экономических методах. Исходя из этого, становится необходимым принципиально новый подход к приоритетам.

За последние 50 лет в теории и практике менеджмента проблема соотношения эффективности управления и лидерства является одной из ключевых.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1. Лидерство и руководство 5
1.1. Основные подходы к проблеме лидерства 6
1.2. Теории лидерства 7
1.3. Характеристика основных стилей управления 21
2. Анализ лидерского поведения и стиля руководства менеджера агентства путешествий «Горящие туры. Интергруп» г. Минска 25
2.1. Характеристика агентства путешествий «Горящие туры. Интергруп» 25
2.2. Анализ лидерского поведения и стиля руководства менеджера агентства путешествий «Горящие туры. Интергруп» 26
3. Рекомендации по совершенствованию лидерского поведения и стиля руководства менеджера туристического предприятия 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 35

Работа содержит 1 файл

Лидерство1.docx

— 120.30 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ 4

1. Лидерство и руководство 5

1.1. Основные подходы к проблеме лидерства 6

1.2. Теории лидерства 7

1.3. Характеристика основных стилей управления 21

2. Анализ лидерского  поведения и стиля  руководства менеджера  агентства путешествий  «Горящие туры. Интергруп»  г. Минска 25

2.1. Характеристика агентства  путешествий «Горящие туры. Интергруп» 25

2.2. Анализ лидерского поведения и стиля руководства менеджера агентства путешествий «Горящие туры. Интергруп» 26

3. Рекомендации по совершенствованию лидерского поведения и стиля руководства менеджера туристического предприятия 31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ: 35

 

 

ВВЕДЕНИЕ 

     При переходе к рынку происходит медленный  отход от иерархического управления, жесткой системы административного  воздействия, практически неограниченной исполнительной власти к рыночным взаимоотношениям, базирующимся на экономических методах. Исходя из этого, становится необходимым  принципиально новый подход к  приоритетам.

     За  последние 50 лет в теории и практике менеджмента проблема соотношения  эффективности управления и лидерства  является одной из ключевых.

     Это необходимо для того, чтобы быть успешным руководителем в современных  условиях, помимо полномочий, которыми его наделяет должность? Конечно, это  и умение выстраивать эффективную  коммуникацию, взаимоотношения с  подчиненными, понимание намерений  позиции руководителя. И, безусловно, более успешным руководителем будет  тот, кто обладает большим авторитетом  и уважением.

     Проблема  лидерства и на Западе, и в Беларуси приобретает приоритетное значение в изучении и освоении менеджмента. Такое повышенное внимание к этой проблеме определяется возрастанием роли человеческого фактора в управлении, усложнением управления и усилением  его зависимости от факторов и  ценностей человека.

     Основная  цель работы сводится к анализу лидерского поведения и стиля руководства менеджера конкретного туристического предприятия, на основе изученных и обобщённых теоретических сведений, а также разработка рекомендации по их совершенствованию. В качестве объекта исследования было выбрано агентство путешествий «Горящие туры. Интергруп».

     Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:

    • Изучить понятие и сущность лидерства;
    • Определить теории и основные подходы к проблеме лидерства;
    • Дать характеристику основным стилям управления;
    • Изучить стиль руководства менеджера туристического предприятия;
    • Разработать практические рекомендации по совершенствованию стиля руководства и повышения эффективности лидерского поведения менеджера на основе проведённого анализа.

     Поставленные  задачи легли в основу построения структуры работы: она состоит  из введения и  двух частей: теоретической  и практической, и заключения, где  даются выводы и предложения.

     Основными методами исследования являются:

    • Анализ литературы по теме
    • Описание различных стилей руководства
    • Методы наблюдения и сравнения
    • Обобщение полученных данных

 

         1. Лидерство и руководство 

        Организации, добивающиеся успеха, отличаются от противоположных  им главным образом тем, что имеют  более динамичное и эффективное  руководство. В современном русском языке под руководством, с точки зрения собственника, подразумевается либо индивид (руководитель) или группа (руководящий состав), либо же процесс, т.е обладающий индивидуальными особенностями способ управления организацией. Синонимами слов руководство и руководитель являются слова лидерство и лидер [2,с. 367].

        Лидерство — это способность оказывать влияние на отдельных лица группы людей, направляя их усилия на достижение определенных целей.

        Понятия «лидер»  и «руководитель» (менеджер) нельзя отождествлять [1,с. 126].

        Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных и построении отношений с ними прежде всего использует и полагается на должностную основу власти и источники, ее питающие. Свое взаимодействие с окружающими он, как правило, строит на основе планов, регламентов и положений, стараясь не выходить за их рамки.

        Лидерство же, как специфический тип отношений управления, основывается больше на процессе социального воздействия, а точнее взаимодействии в организации. Лидерству в значительной степени свойственна неформальная основа. В ряде случаев лидеры сами выделяются внутри группы. В отличие от администраторов они не командуют, не контролируют, а ставят цели, заряжают людей энергией и ведут за собой, помогают найти выход из сложных ситуаций. Этот процесс является гораздо более сложным, требующим высокого уровня взаимозависимости его участников.

        В отличие от собственно управления лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных. Соответственно отношения "начальник-подчиненный", свойственные традиционному взгляду на управление, заменяются отношениями "лидер-последователь" [2,c.367].

        Должность формально  создает для человека необходимые  предпосылки для того, чтобы быть лидером, но автоматически таковым  его не делает. Лидер не утверждается приказом, а психологически признается окружающими как единственный, кто способен обеспечить удовлетворение их потребностей, взять на себя большую ответственность, чем предусмотрено должностным полномочиями [1,с. 126]. 

        Таблица 1.1- Отличия менеджера от лидера. 

        Менеджер         Лидер
Администратор

Поручает

Работает  по целям других

План  – основа действий

Полагается  на систему

Использует  доводы

Контролирует

Поддерживает  движение

Профессионал

Принимает решения

Уважаем

Инноватор

Вдохновляет

Работает  по своим целям

Видение – основа действий

Полагается  на людей

Использует  эмоции

Доверяет

Дает  импульс движению

Энтузиаст

Превращает  решения в реальность

Обожаем

 

Примечание  – Источник: [2,c.374] 

        Таким образом, можно  сделать вывод о том, что руководство  и лидерство синонимы, но способность  быть лидером — ключевое условие  эффективного руководства. 
 

    1. Основные  подходы к проблеме лидерства
 

        Подход с позиции личных качеств.

        Согласно личностной теории лидерства, лучшие из руководителей  обладают определенным набором общих  для всех личных качеств. Развивая эту  мысль, можно утверждать, что если бы эти качества могли быть выявлены, люди могли бы научиться воспитывать  их в себе и тем самым становиться  эффективными руководителями. Некоторые  из этих изученных черт это уровень  интеллекта и знания, впечатляющая внешность, честность, здравый смысл, инициативность, социальное и экономическое  образование и высокая степень  уверенности в себе.

        Однако, изучение личных качеств продолжает давать противоречивые результаты. Лидеры, как правило, отличаются интеллектом, стремлением к знаниям, надежностью, ответственностью, активностью, социальным участием и социально-экономическим  статусом. Но в разных ситуациях  эффективные руководители обнаруживали разные личные качества. Учеными был  сделан вывод, что “человек не становится руководителем только благодаря  тому, что он обладает некоторым набором личных свойств” [2,c.376]. Было разработано несколько теорий:

  • теории лидерских качеств,
  • теория "X" и теория "У" Дугласа МакГрегора.
 

        Поведенческий подход.

        Поведенческий подход создал основу для классификации  стилей руководства или стилей поведения. Это стало серьезным вкладом  и полезным инструментом понимания  сложностей лидерства. Этот подход к  изучению лидерства сосредоточил свое внимание на поведении руководителя. Согласно поведенческому подходу, эффективность  определяется не личными качествами руководителя, а скорее его манерой  поведения по отношению к подчиненным.

        Наиболее известными концепциями данного типа являются следующие:

  • три стиля руководства по К.Левину;
  • исследования университета штата Огайо;
  • исследования Мичиганского университета;
  • системы управления (Лайкерт);
  • управленческая сетка (Блейк и Моутон);
  • концепция вознаграждения и наказания;
  • заменители лидерства [2,с.377].
 

        Ситуационный подход.

        Ни подход с позиций  личных качеств, ни поведенческий подход не смогли выявить логического соотношения  между личными качествами или  поведением руководителя, с одной  стороны, и эффективностью, с другой. Это не означает, что личные качества и поведение не имеют значения для руководства. Наоборот, они являются существенными компонентами успеха. Однако более поздние исследования показали, что в эффективности  руководства решающую роль могут  сыграть дополнительные факторы. Эти  ситуационные факторы включают потребности  и личные качества подчиненных, характер задания, требования и воздействия  среды, а также имеющуюся у руководителя информацию.

        Было разработано  несколько ситуационных моделей:

  • Концепция Танненбаума-Шмидта;
  • Ситуационная модель руководства Фидлера;
  • Модель Стинсона-Джонсона;
  • Подход Митчела и Хауса “путь цель”;
  • Теория жизненного цикла Херси и Бланшара;
  • Модель принятия решений руководителем Врума-Йеттона [8,с.415].
 
 
    1. Теории  лидерства
 

        Подход  с позиции личных качеств

  1. Теория лидерских качеств

        Этот подход базировался  на вере в то, что лидерами рождаются, а не становятся. Исследователи верили, что лидеры имели какой-то уникальный набор достаточно устойчивых и не меняющихся во времени качеств, отличавших их от не лидеров. 

        В этом направлении  были проведены сотни исследований, породивших предельно длинный список выявленных лидерских качеств. Наиболее интересный результат был получен  известным американским консультантом  Уорреном Беннисом, исследовавшим 90 успешных лидеров, и определившим следующие  четыре группы лидерских качеств:

        •управление вниманием  или способность так представить сущность результата или исхода, цели или направления движения/действий, чтобы это было привлекательным для последователей;

        •управление значением  или способность так передать значение созданного образа, идеи или видения, чтобы они были поняты и приняты последователями;

Информация о работе Лидерство и стиль управления туристским предприятием