Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 21:51, курс лекций
Работа содержит курс лекций по дисциплине "Туризм"
Введение.................................. ........................................................................... 4
Глава 1. Выбор вида турпродукта для проектирования................................... 9
1.1. Турпродукт и его производители………………………………… 10
1.1.1. Термины и понятия…………………….…………………. 10
1.1.2. Типы и виды туризма…………………………………….. 13
1.1.3. Туроператоры и турагенты..……………………………… 19
1.1.4. Турпродукт: виды, уровни, стадии создания…………… 21
1.1.5. Свойства и особенности туруслуг и турпродукта……… 30
1.1.6. Классификация создаваемого турпродукта……………… 35
1.2. Выбор исходного турпродукта ........................................................ 42
1.2.1. Выбор вида туризма и ценовой категории будущего
турпродукта ………………………………………………. 43
1.2.2. Комплексный маркетинговый подход в выборе
исходного турпродукта ………………………………….. 44
1.3. Исходные данные турпродукта, выбранного
к проектированию .......................................................................... 65
Глава 2. Проектирование выбранного турпродукта ………………………… 71
2.1. Изучение и анализ ресурсов выбранной дестинации в свете
вида турпродукта, выбранного к проектированию......................... 71
2.2. Свойства и цели выявленного в дестинации турпродукта ............. 76
2.2.1. Общий и частные турпродукты. Базовые турпродукты .... 77
2.2.2. Уточнение вида проектируемого турпродукта
и его целей ………………………………………………… 79
2.2.3. Выявление структуры общего уточненного турпродукта ... 82
2.2.4. Выявление свойств и целей частных турпродуктов ............ 85 2.3. Идеальный турпродукт. Оптимальный турпродукт……………….. 86
2.4. Структура проектируемого турпродукта ……………….…………. 98
2.4.1. Принципы отбора базовых услуг и турпродуктов……….. 100
2.4.2. Унифицированность принципов отбора базовых услуг
и турпродуктов в разных видах туризма ………………. .. 110
2.5. Условия создания оптимального турпродукта …………………… 111
2.6. Организационная и экономическая проработка
проектируемого турпродукта ......................................................... 114 2.6.1. Выбор туроператором схемы работы в
дестинации…………………………………………………….. 115
2.6.2. Выбор вариантов бронирования услуг контрагентов ......... 117
2.6.2.1. Бронирование мест в средствах размещения……. 118
2.6.2.2. Бронирование мест на авиарейсах………………. 127
2.6.2.3. Бронирование мест при железнодорожных
перевозках………………………………………….. 129
2.6.2.4. Бронирование мест при автобусных перевозках… 130
2.6.2.5. Бронирование экскурсионных услуг……………… 130
2.6.2.5. Бронирование услуг страховых компаний………. 130
2.6.3. Планирование себестоимости проектируемого турпродукта....................................................................................... 132
2.6.4. Расчет необходимого количества мест в
средствах размещения .............................................................. 145
2.6.5. Составление рекомендаций по улучшению
базовых турпродуктов ............................................................ 156 Глава 3. Формирование спроектированного турпродукта …………………… 158
3.1. Подготовка к заключению договоров
с поставщиками услуг ………………………………………….. 158
3.2. Формирование туров ................................................................. 160
3.3. Расчет цен туров с учетом сезонных колебаний спроса.......... 164
3.4. Проверка свойств созданного турпродукта ............................. 168
3.5. Каталог туров .............................................................................. 169
3.6. Стандартный набор документов ................................................171
3.7. Доработка и модернизация турпродукта ……………………. 171
Заключение ............................................................................................................ 173
Приложения ....................................…………………………………………….. 174
Третий уровень знаний и соответствующий ему уровень потребностей туристов связан с глубокой проработкой определенных тем и то, что в турпродукте второго уровня было одной из частных целей, здесь становится общей целью, которая достигается с помощью более узких частных целей. /Например, общая цель: «Легенды и мифы древней Греции». Частные цели: «Боги древней Греции», «Герои древней Греции»...
Необходимо отметить, что к частным целям турпродуктов любого рассмотренного уровня относится и создание оптимальных условий, способствующих максимально полному погружению в тему. К таким условиям относятся:
- условия проживания: отели, удобно расположенные относительно основных тематических объектов и категория которых соответствует ценовому уровню тура,;
- условия питания, позволяющие туристам меньше отвлекаться на самостоятельное решение этого вопроса;
- построение логичного графика прохождения маршрута, сочетающего обязательные экскурсии с наличием свободного времени;
- предоставление туристам квалифицированных экскурсоводов, уровень знаний которых соответствует тематике и целям тура;
- выбор такой продолжительности тура, которая даст возможность туристам достаточно глубоко проникнуть в тему и, в то же время, не утомит их чрезмерно, повлияв на степень восприятия;
- подбор таких поставщиков услуг, уровень цен на услуги которых даст возможность предложить потребителям турпродукт с оптимальным соотношением цены и качества и, одновременно, имеющий приемлемую рентабельность для туроператора.
Таким образом, берясь за создание нового для себя турпродукта, туроператор
должен уметь правильно и точно сформулировать цели будущего турпродукта исходя из потребностей потенциальных покупателей и ресурсов выбранной дестинации.
Проведенное нами рассмотрение показывает также, что в общем случае цели нашего будущего турпродукта могут не совпадать как с целями исходного турпродукта, так и с целями турпродукта, выявленного нами в дестинации.
Контрольные вопросы
1. Что такое уточнение выбранного вида турпродукта? По каким причинам
оно просходит /Назовите несколько причин возможного уточнения/
2. Что такое цель турпродукта с точки зрения потребителя?
3. В чем для туроператора достоинства и недостатки существования базовых
турпродуктов?
4. На чем должна основываться формулировка туроператором целей
проектируемого турпродукта?
5. Зачем туроператору необходимо выявлять свойства базовых турпродуктов?
6. Что такое базовые туруслуги?
7. Для чего туроператору необходимо максимально четко и конкретно
формулировать частные цели проектируемого турпродукта?
8. Какие факторы оказывают влияние на формулировку туроператором цели создаваемого турпродукта?
Практические задания
1. Выберите какой – либо вид турпродукта. Придумайте варианты его уточнения. Назовите возможные причины уточнения вида турпродукта
2. Выберите дестинацию
и изучите ее познавательные
ресурсы. Сформулируйте общие
и частные цели возможных в
данной дестинации познавательн
2.2.3. Выявление структуры общего уточненного турпродукта
Следующим этапом нашей работы должно стать определение структуры общего уточненного турпродукта. Это необходимо потому, что дает нам представление о возможной структуре нашего будущего турпродукта. Общий турпродукт включает в себя частные турпродукты.
Структурирование в сфере, например, рекреационного туризма может производиться по разным критериям:
- географическому (например, страна – курортный район – отдельные курорты);
- по категорийности средств размещения (звездности) и соответственно по стоимости (например, отели 5* - стоимость туродня от 6000 руб,, отели 4* - стоимость туродня от 4500 руб., отели 3* - стоимость туродня от 3000 руб., отели 2* - стоимость туродня от 1500 руб. в день, пансионаты – стоимость туродня от 1000 руб., базы отдыха – стоимость туродня от 500 руб. в день);
- по социальной ориентированности (например, курорты или средства размещения, ориентированные на семьи с детьми, людей пенсионного возраста, школьников, молодежные группы и т. п.) с соответствующей ориентацией инфраструктуры);
- по сезонности (программы летние, межсезонные и зимние);
Подобная схема структурировани
Структурирование турпродукта помогает туроператору при создании своего продукта. Структурирование турпродукта помогает покупателю ориентироваться в предлагаемых продуктах. Структурирование может производиться одновременно по нескольким критериям /Например, мы рассматриваем курорты по географическому критерию, а внутри каждого курорта - средства размещения по их категорийности/.
В нашем примере структура турпродукта «Семейный отдых на Черноморском побережье» может выглядеть следующим образом: она включает в себя следующие частные турпродукты: «Семейный отдых в Анапе», «Семейный отдых в Адлере», «Семейный отдых в Геленджике», и т. д., а также такие более мелкие частные турпродукты, как, например, «Семейный отдых в санатории Кубань» (Анапа)», «Семейный отдых в пансионате «Фея» (Анапа)», «Семейный отдых в оздоровительном комплексе «ДиЛуч» (Анапа)» и тому подобные частные турпродукты курорта Анапы. Аналогичное деление на частные турпродукты может быть произведено по любому другому курорту.
Структуру рассматриваемого турпродукта можно изобразить следующим образом:
Общий ТП данного вида
(«Семейный отдых на Черноморском побережье России»)
Частный ТП 1 Частный ТП 2
(«Отдых в Анапе») («Отдых в Адлере»)
Частный ТП 1-1 Частный ТП 1-2 Частный ТП 1-3 ……
(«Отдых в сан. «Кубань»») («Отдых в п-те «Фея»») («Отдых в ОК «ДиЛуч»»)
Рис. 1
Видим, что общий турпродукт–отдых на Черноморском побережье – формируется из частных турпродуктов – отдых на отдельных курортах. Каждый частный турпродукт – в нашем примере это отдых на конкретном курорте – формируется в свою очередь из более мелких частных продуктов, сформированных поставщиками услуг или местными туроператорами. Такие турпродукты мы назвали базовыми турпродуктами.
В познавательном туризме логично использовать структурирование турпродуктов по тематике туров. Возьмем в качестве примера вид турпродукта: «Экскурсионные туры в Греции». Целевая группа: люди среднего класса, интересующиеся историей, культурой, природой, обычаями разных стран и народов. Общий турпродукт в этом случае можно назвать «Греция: история, культура, этнография». Частными турпродуктами могут быть тематические экскурсионные туры: «Легенды и мифы древней Греции», «Греческая Атлантида», «Мифы и реальность Греции», «Боги древней Греции», «Обычаи греческого народа» и т. д.
Каждый из этих частных турпродуктов может включать несколько более мелких частных турпродуктов – тематические экскурсии, входящие в состав экскурсионных туров. Например, экскурсионный тур «Боги древней Греции» может включать тематические экскурсии: «Происхождение греческих богов», «Культ Аполлона в древней Греции», «Артемида в жизни древних греков», «Тайны царства Аида» и т. п.
Таких частных турпродуктов может быть очень много.
Необходимо отметить, что когда
мы рассматриваем любую
Поэтому на практике любой туроператор,
собирающийся создавать свой турпродукт
в данной дестинации, сталкивается
с большим количеством
Этим
реальность отличается от тех
умозрительных схем создания
турпродукта, которые описаны
во многих книгах по
То есть на практике мы всегда сталкиваемся в дестинации с уже существующим базовым турпродуктом, с которым, - хотим мы этого или нет, - нам приходится считаться и опираться на него в своей деятельности.
Безусловно, наличие базовых турпродуктов зачастую облегчает работу туроператора, так как он оперирует уже готовыми комплексами услуг и работает с меньшим количеством поставщиков. Но в случаях, когда имеющийся у поставщика базовый турпродукт не соответствует представлению туроператора о необходимом наборе услуг или их качестве, у него возникают значительные сложности, так как уговорить поставщика переделать готовый продукт бывает сложнее, чем сформировать такой продукт с «нуля».
Особенно актуально эта проблема стоит в рекреационном туризме, где подавляющее число поставщиков услуги размещения – гостиницы, пансионаты, санатории, дома отдыха, турбазы, кемпинги – предлагают не услугу размещения в чистом виде, а готовый набор услуг, то есть базовый турпродукт.
И здесь мы часто сталкиваемся с необходимостью доработки, изменения этого базового продукта. А поскольку речь идет о доработке или изменении чужого продукта, поставщик которого может просто не согласиться с внесением изменений, эта задача может оказаться для нас неразрешимой, и придется либо опираться на предложенный базовый продукт, отказавшись от идеи его доработки, либо отказываться от сотрудничества с этим поставщиком.
Проще дело обстоит в познавательном туризме. Там услуга показа объектов, как правило, не связана жестко с другими услугами и формирование набора как объектов показа, так и гостиниц определяется самим оператором. Хотя и здесь местные поставщики экскурсионных услуг предлагают, по существу, готовые туры по той или иной тематике, но как правило, это туры малой продолжительности – от 1 до 3 дней, которые также можно рассматривать как базовые турпродукты.
Итак, изучив ресурсы дестинации в свете выбранного вида турпродукта, мы выявляем структуру общего турпродукта и те частные турпродукты, которые существуют в данной дестинации.
Контрольные вопросы
1. Для чего туроператор структурирует выявленный в дестинации общий турпродукт?
2. Какая услуга является базовой в следующих видах туризма: - лечебный; - событийный; - конгрессный; - деревенский; - круизный; - паломнический
2.2.4. Выявление свойств и целей частных турпродуктов
Следующим этапом изучения и анализа ресурсов дестинации должно стать четкое определение свойств и конкретных целей выявленных здесь частных турпродуктов. Напомним, что базовые турпродукты относятся к частным турпродуктам.
Изучив все ресурсы и имея подробную информацию о каждом частном турпродукте, мы можем четко описать свойства каждого такого продукта.
Например: Свойства общего выявленного и уточненного нами турпродукта «Отдых на Черноморском побережье России» на основе полученной нами информации можно сформулировать так: «Отдых в условиях благотворного морского климата и высокого комфорта». По первому частному продукту «Семейный отдых в Анапе» его свойства можно сформулировать так: «Сухой климат Анапы, особо благотворно влияющий на дыхательную систему. Песчаные пляжи, теплое море с плавным нарастанием глубины. Комфортабельные, безопасные условия проживания и отдыха, многочисленные развлечения для детей и взрослых».
Как видим, у частного турпродукта свойства формулируются более конкретно и четко, чем у общего.
Еще конкретнее могут и должны формулироваться свойства и, соответственно, цели базовых турпродуктов, то есть продуктов, привязанных к конкретным базовым услугам. В нашем примере это услуга размещения. Для базового турпродукта «Семейный отдых в пансионате «Фея» (Анапа)» его свойства могут быть сформулированы, например, так: а) «Современный пансионат на берегу моря в элитном районе Джемете»; б) «Есть все условия для комфортабельного отдыха и оздоровления взрослых с детьми, страдающими астмой и другими заболеваниями дыхательных путей, а также заболеваниями опорно-двигательного аппарата: одно -двухкомнатные номера со всеми удобствами, включая кондиционер и балкон, песчаный пляж, море с плавным нарастанием глубины, сухой степной климат, благоприятно действующий на людей, страдающих, кожными заболеваниями и заболеваниями дыхательных путей и опорно-двигательного аппарата; в) Условия для познавательного развивающего досуга детей: детские площадки, детская игровая комната с воспитателем, театральный, кукольный кружки, кружок рисования, концерты для детей, конкурсы, экскурсии; г) Собственная охраняемая территория.
Выявление и четкая
формулировка этих свойств базового
турпродукта позволяют
В примере с пансионатом «Фея» эти цели: 1) Комфортабельный и безопасный отдых в современном пансионате, расположенном на берегу моря; 2) Проживание в номерах со всеми удобствами; 2) Возможность оздоровления взрослых и детей, страдающих кожными и легочными заболеваниями;3)Возможность интеллектуального развития детей с помощью различных кружков, концертов, конкурсов.