Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 09:22, дипломная работа
Объектом исследования является корпоративные стратегии управления, предметом – процесс развития навыков и умений корпоративной стратегии управления. Цель работы: выявить возможности развития навыков и умений корпоративной стратегии развития в сфере туристического досуга. Цель определяет следующие задачи: рассмотреть особенности и содержание корпоративной стратегии управления; выявить возможности корпоративной стратегии управления в сфере туризма; раскрыть потенциал сферы туристического досуга в разработке корпоративных стратегий управления; определить современные тенденции и перспективы развития корпоративной стратегии управления в сфере туристического досуга; реализовать программу по развитию навыков и умений корпоративной стратегии управления в сфере туристического досуга.
Реферат……………………………………………...……….…………..…………...3
Введение……………………………………………………………………...............4
1 Основные подходы к проблеме формирования корпоративной стратегии управления в сфере туристического досуга ……………….....................................9
1.1 Особенности и содержание корпоративной стратегии управления …..9
1.2 Возможности корпоративной стратегии управления в сфере туризма……………………………………………………………………….22
1.3 Потенциал сферы туристического досуга в разработке корпоративных стратегий управления…………………………………………………….....39
2 Опытно-экспериментальная работа по развитию навыков и умений корпоративной стратегии управления в сфере туристического досуга.……………………………………………………………………………….50
2.1 Современные тенденции и перспективы развития корпоративной стратегии управления в сфере туристического досуга ………...................50
2.2 Реализация программы по развитию навыков и умений корпоративной стратегии управления в сфере туристического досуга …………………...60
Заключение…………….………………………………….………….……………..77
Список использованных источников………………….………………..................81
Приложения…………………………………………..……………………..............85
Особенностью управления в туристском бизнесе становится побуждение работников к развитию их способностей для более интенсивного и продуктивного труда. Менеджер должен не приказывать своим подчиненным, а ориентировать их на проблемы, стоящие перед компанией, ранжируя их по значимости, направлять усилия, помогать раскрытию способностей людей, концентрировать их на самом главном, формировать вокруг себя группу единомышленников.
Последнее в настоящее время приобретает особую значимость. В условиях компании важным участком деятельности менеджера, определяющим возможности достижения стратегического успеха, является создание и функционирование эластичных, самонастраивающихся структур, которые обычно именуются командой или коллективом. Речь идет не просто о группе профессионалов. Коллектив - это тщательно сформированный, хорошо управляемый, самоорганизующийся коллектив, быстро и эффективно реагирующий на любые изменения рыночной ситуации, решающий все задачи как единое целое.
Коллективные цели – это то, к чему стремится коллектив. Если цели не противоречат коллективным потребностям, целям и миссии организации и составляют с ним единый вектор, то вероятность успешного развития коллектива организации значительно возрастает.
Коллективные ценности – это, то что важно, значимо для коллектива. Если основу этих ценностей составляет коллективизм, честь коллектива, его сплоченность и организованность, позитивные традиции, то они являются непреходящими и будут содействовать оптимизации жизнедеятельности коллектива организации.
Коллективное самосознание предстает в качестве осознания работниками себя как единой общности, её потребностей и интересов, целей и ценностей, предназначения и статуса, характерных отличий от других организаций и коллективов.
Навыки коллективных действий проявляются в слаженности работы сотрудников при решении поставленных задач, в организации коллектива, особенно в ситуациях неопределенности, в ходе коллективного обсуждения различных вопросов и принятия коллективных решений, а также в других случаях. Навыки коллективных действий являются показателем уровня сплоченности коллектива, протекающих в нем процессов групповой динамики и фактором, влияющим на процесс развития коллектива турорганизации.
Важнейшей особенностью туризма как объекта управления является специфика туристского продукта, его неотделимость от источника формирования. Товар в материальном виде (мясо, одежда) существует независимо от его производителя, туристская услуга (а это тоже товар) неотделима от источника ее создания.
Кадровая политика предприятия во многом влияет на успех фирмы. На работу следует нанимать приветливых, работоспособных служащих, которые смогут создать хорошую атмосферу в беседе с клиентом, собирающимся воспользоваться услугами индустрии туризма В условиях приоритетной поддержки развития туристической индустрии со стороны государства обеспечено более эффективное использование человеческих, информационных, материальных и иных ресурсов с учетом рынка труда и задач социально-экономического развития области.
Эффективное развитие туризма позволит значительно увеличить поток туристов и приток финансовых поступлений в экономику области, а также обеспечить, с одной стороны, рост налоговых отчислений в бюджеты различных уровней, а с другой стороны, учитывая воздействие туризма на все стороны жизни общества, - развитие смежных отраслей экономики и повышение занятости населения.
Таким образом, туристический досуг является специфической формой деятельности людей, которой обязательно нужно управлять. Поэтому процесс управления в сфере туризма должен опираться на ряд особенностей данной отрасли. Объективные потребности и инновационного развития вызвали к жизни новую концепцию подготовки кадров. В ее основе - становление и развитие творческой личности. Расходы на подготовку кадров рассматриваются не как издержки на рабочую силу, а как долгосрочные инвестиции, необходимые для процветания компании.
Известно, что творческая направленность управления может обеспечить развитие туристской компании быстрее, нежели рост общей экономики, или туристского сектора, или даже производства товаров и услуг, связанных с обеспечением туризма. Более того, управление, в основу которого положено творческое саморазвитие сотрудников, может вызвать образование новых отраслей.
Главной целью государственной политики в сфере туризма является создание современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристического комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в разнообразных туристических услугах.
На туристском рынке в Воронеже лидирующее место по спросу и предложению занимает такой вид туризма, как отдых.
Новые стандарты туристического досуга, например досуговые и анимационные программы, имеющие самообразовательную ценность и поддерживающие новый имидж туристической организации позволяют открыть новый спрос в системе профессиональной подготовки специалистов туризма, обеспечить соответствующее развитие поступлений и рост прибыли.
Успех управляющего в решающей мере определяется тем, в какой степени он учитывает традиции коллектива, способность и готовность подчиненных к выполнению заданий, а также свой собственный творческий потенциал, обусловленный уровнем образования, стажем работы, психологическими особенностями и т.д. Главной задачей в этой области будет создание условий для реализации каждым работником своих творческих возможностей, которые порождают энтузиазм, стремление выполнять поставленные задачи наилучшим образом.
В этой области мы предлагаем новую стратегию, которая включает следующие элементы: переориентацию кадровой политики; сотрудничество компаний с учреждениями культуры и искусств, общеобразовательными и профессиональными учреждениями; использование досуга работников в целях сплочения команды и повышения интеллектуально-творческого саморазвития кадров внутри предприятия.
2.2 Реализация программы по развитию навыков и умений корпоративной стратегии управления в сфере туристического досуга
В настоящее время в России формируются условия и предпосылки широкого применения форм, методов и средств социально-культурной деятельности для развития стратегического управления крупными и мелкими туристическими фирмами. В связи с этим, разрабатываются корпоративные стратегии, направленные на достижение максимальных показателей во всех сферах действия. Практически каждый менеджер туризма должен внести свой вклад в создание плацдарма для радикального роста туристической фирмы. Грамотно разработанные и проанализированные стратегии управления являются инструментом для понимания позиции фирмы на рынке и влияния на него.
На основании изученного опыта работы и анализа научной психолого-педагогической литературы была выявлена и сформулирована корпоративная стратегия управления, которая позволит туристической фирме достичь максимального эффекта в различных сферах деятельности, что позволит ей занимать лидирующие позиции на рынке туристических услуг. Однако противоречия между растущей потребностью фирм в творчески-мыслящих молодых людях, обладающих нестандартным взглядом на проблемы, способных к саморазвитию, и недостаточной возможностью их удовлетворения в действующих и вновь появляющихся туристических предприятиях нуждаются в кадрах способных реализовывать корпоративные стратегии управления на практике.
Для выявления навыков и умений корпоративной стратегии управления у сотрудников туристических фирм Воронежской области нами проведено исследование на базе туристической фирмы «Путешествуйте с нами».
Объектом социологического исследования были сотрудники фирмы.
Предметом – корпоративные стратегии управления как средство позиционирования фирмы на рынке туристического досуга.
Цель исследования состояла в использовании средств, форм и методов СКД в туристической фирме для оптимизации развития навыков и умений корпоративной стратегии управления.
Задачи нашего исследования были следующие:
1) определить отношение сотрудников к стратегиям управления и фирме в целом;
2) определить уровень мотивирования сотрудников в туристской деятельности;
3) выяснить предпочтения коллектива в туристской досуговой деятельности.
Этапы исследования:
I этап: анализ туристической фирмы «Путешествуйте с нами», ее структуры и направлений работы;
II этап: разработка сценария фокус-группы по теме исследования, и внедрение его в фирме «Путешествуйте с нами»;
III этап: анализ полученных результатов, выводы.
Первый этап исследования предусматривал анализ туристической фирмы «Путешествуйте с нами», ее структуры и направлений работы, поэтому мы считаем необходимым отметить основные сведения о фирме.
Полное фирменное наименование: Общество с ограниченной ответственностью «Путешествуйте с нами».
Режим работы турфирмы: по будним дням – с 10.00 до 19.00; суббота, воскресенье – выходные.
Организационно-правовая форма – общество с ограниченной ответственностью. Общество с ограниченной ответственностью «Путешествуйте с нами» (далее Общество) является юридическим лицом — коммерческой организацией, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров, созданным в целях извлечения прибыли.
Общество действует на основании Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью», иного действующего законодательства, Устава, учредительного договора. Общество имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета. Общество имеет круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на его место нахождения.
Туристическая фирма «Путешествуйте с нами» была основана летом 1996 года. Основными направлениями деятельности фирмы являются:
- осуществление туристической деятельности как внутри Российской Федерации, так и за рубежом;
- организация индивидуальных и групповых туров;
- организация транспортного обслуживания, в том числе бронирование билетов на все виды транспорта.
В штат фирмы входят: генеральный директор, бухгалтер, 3 менеджера по направлениям, курьер. Общая численность штата сотрудников турфирмы – 6 человек. Как видно, турфирма «Путешествуйте с нами» относится к числу малых предприятий. Структура турфирмы «Путешествуйте с нами» представлена на рисунке 4.
Рисунок 4 - Структура ООО «Путешествуйте с нами»
Каждый из менеджеров по направлениям занимается строго по своим направлениям, закрепленным за ними. В связи с этим структуру турфирмы можно отчасти отнести и к продуктовой структуре, которая характеризуется тем, что полномочия по реализации услуг передаются одному менеджеру, который является ответственным за данный тип услуг.
С точки зрения количества, важности, последствий принимаемых решений менеджерами турфирма является децентрализованной. Но с точки зрения степени контроля директора за работой подчиненных – централизованной, так как директор в курсе всех принимаемых менеджерами решений и в случае необходимости может на них повлиять. В структуре организации нет должности менеджера по персоналу, кадрами занимается генеральный директор. Это вызвано тем, что расширение турфирмы не планируется в связи с ограниченностью рабочего пространства (офиса) и, как следствие, отсутствием свободных вакансий, а также отсутствием текучести кадров (со времени основания фирмы состав сотрудников не менялся). Кроме того, турфирма часто использует студентов-практикантов в качестве рабочей силы с минимальной оплатой труда. Таким образом, проблемы подбора, набора, оформления сотрудников перед организацией не стоят.
Корпоративная культура «Путешествуйте с нами» является клиенториентированной, открытой и позиционирующей себя как организация настроенная на удовлетворение потребностей клиентов и партнеров. Как видно по фотогалерее сотрудников, в компании не присутствует фирменного стиля, униформы, единого оформления интерьера офиса. Также отсутствуют групповые фотографии сотрудников, хроника жизни компании, рассказы о корпоративных мероприятиях.
Стиль и оформление сайта (так же как и фотогалерей) носят несколько кустарный характер. Также отсутствует какая-либо информация о корпоративном слогане компании, корпоративная культура компании не является законченной структурой и не обладает своим ярким стилем и запоминающимся имиджем. То есть её формирование не является законченным и завершенным до уровня эффективного корпоративного инструмента.
В компании отсутствуют стандарты телефонного общения, единый корпоративный стиль оформления офисов, специальные требования к внешнему виду сотрудников. Корпоративные вечеринки и праздники проводятся время от времени, весь ритм работы и корпоративный дух компании сосредоточены на производственном процессе. Также у сотрудников нет особого чувства принадлежности к компании, что выражалось бы в символике, регулярных совместных мероприятиях или в наличии регулярно выпускаемой корпоративной газеты компании.
Информация о работе Корпоративные стратегии управления в сфере туристического досуга